Три десятка депутатов и чиновников встречали холе второго этажа профильной выставкой Три десятка депутатов и чиновников встречали в холле второго этажа профильной выставкой Фото: gossov.tatarstan.ru

Как депутаты инспектировали молодое будущее стройотрасли

Накануне в ГАПОУ «Казанский строительный колледж», что в Дербышках, было оживленно: здесь собрался экспертный совет при комитете Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию. Три десятка депутатов и чиновников встречали в холле второго этажа профильной выставкой: гости время от времени бросали взгляд на макеты домов, чертежи, рисунки и даже гигантские шахматы. Но в основном все стремились наговориться, разбившись на кружки по интересам.

Важную тему — «зарплатные слезы» преподавателей — поднял директор колледжа Александр Проснев. Одна ставка — всего «23 тысячи с копейками». До более-менее приличных цифр дотягивают за счет того, что берут еще полторы ставки сверх этого — так выходит до 60 тыс. рублей в месяц, объяснял он замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшату Гимаеву. А выпускники, получив дипломы, становятся вольными пташками и далеко не все идут работать по специальности (впрочем, эту тему живо обсуждали затем на круглом столе).

В хозкорпусе колледжа продемонстрировали учебно-лабораторные процессы. В первой мастерской ребята гнули арматуру, работали с гипсокартоном, плиткой. Преподаватель, словно заправский «режиссер», перед самым заходом гостей в помещение «докрикивал» «актерам» последние инструкции. Ну а ребята ожидаемо улыбались и переглядывались при виде пришедших поглазеть на них.

В хозкорпусе колледжа продемонстрировали учебно-лабораторные процессы. В первой мастерской ребята гнули арматуру, работали с гипсокартоном, плиткой В хозкорпусе колледжа продемонстрировали учебно-лабораторные процессы. В первой мастерской ребята гнули арматуру, работали с гипсокартоном, плиткой Фото: gossov.tatarstan.ru

«Так, не задерживаемся, товарищи депутаты!» — руководил процессом председатель профильного комитета Андрей Егоров.

Следующая мастерская принадлежала каменщикам. Замесив раствор, ученики ловко нашлепывали его кельмами на красные кирпичи, возводя учебную кладку, — потом ее будут разбирать и процесс повторится заново. Учатся здесь и дети с особенностями развития — для них оборудовали классы, где они делают разнообразную лепнину из гипса. Ну и в последнем классе шел простой урок, куда как бы невзначай ворвалась вся толпа гостей, что, наверное, здорово развлекло студентов, которым примерно лет 16, плюс-минус один год.

Далее депутаты вышли из хозяйственного корпуса и направились в сторону зала совещаний. Пока шли, обсуждали разное. Например, двое гадали, в каком кузове все-таки брать Mercedes-Benz: в 222-м или 223-м? «Хотел 223-й взять, но посмотрел — отделка хреновая, строчки неровные, понимаешь? У 222-го намного лучше», — объяснял один другому. Ну хотя бы первый вопрос был сегодня решен, хоть и не «повесточный».

«Сегодня любое производство возьми — и везде есть дефицит кадров», — открыл совещание Андрей Егоров (второй слева) «Сегодня любое производство возьми, и везде есть дефицит кадров», — открыл совещание Андрей Егоров (второй слева) Фото: gossov.tatarstan.ru

«Все хотели в свое время быть кем угодно, только не первоклассными рабочими»

В актовом зале экскурсантов дожидались главный госжилинспектор РТ Александр Тыгин и экс-глава Альметьевска, а ныне помощник раиса РТ Тимур Нагуманов.

«Сегодня любое производство возьми, и везде есть дефицит кадров, — открыл совещание Егоров. — В свое время после окончания школ люди бежали, получали высшее образование. Все хотели быть юристами, экономистами — кем угодно, только не первоклассными каменщиками, сварщиками, слесарями, сантехниками и так далее. И потому мы получили такую провальную кадровую кривую».

Когда я сегодня спрашивал: «А куда все специалисты уходят?» — коллеги шутили: «Кто куда, только не на стройку».
Андрей Егоров Председатель комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию
Андрей Егоров председатель комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию

Взявший слово Гимаев заявил, что анализ ситуации в строительной отрасли выявил дефицит специалистов, недостаточный уровень их подготовки и, что немаловажно, слабую координацию между работодателем и образовательным учреждением.

Так, продолжал замминистра, потребность экономики республики на 2025–2031 годы в строительной сфере и ЖКХ — 18,2 тыс. человек. Из них через средние профессиональные училища (СПО) должны пройти 10 тыс., через средние учебные заведения — 5 тыс., а через вузы — 2,7 тысячи. Но даже мощностей для обучения не хватает. Как сообщил начальник управления профессионального образования минобрнауки РТ Андрей Федоров, в Татарстане на строительную отрасль работает пять вузов и 16 СПО, где учатся 5,5 тыс. студентов. Ежегодно выпускается по 1,5 тыс. человек. При этом ежегодный прием — «чуть больше 1,9 тысячи», заметил он.

В Татарстане на строительную отрасль работает 5 ВУЗов и 16 СПО, где учатся 5,5 тыс. студентов В Татарстане на строительную отрасль работает пять вузов и 16 СПО, где учатся 5,5 тыс. студентов Фото: Илья Зима

Одна из проблем, которую он выделил, — поступление в СПО, которое возможно только по среднему баллу аттестата. «Дети, которые реально нацелены пойти на рабочие места, имеют зачастую невысокий средний балл и оказываются за порогом поступления. Мы хотим попросить изменить прием на ряд рабочих специальностей: либо через квоту, либо без конкурса аттестатов. Чтобы условные троечники могли поступать на рабочие специальности с заключением договора и приходили потом на предприятие с профессией в руках», — говорит Федоров.

Другая важная проблема — трудоустройство: по одним профессиям реально работать идут 70%, по другим — только 50%. Правда, позже, отвечая на вопрос коллеги, он уточнил, что цифры не учитывают работу только по специальности. Повысить же их можно, по его мнению, только с помощью целевых договоров. «„Целевка“ сейчас не очень популярна, потому что никакого отдельного преимущества при поступлении не дает — только накладывает обязательства», — считает Федоров.

Кроме этого, остро стоит и вопрос с долгом Родине. «Так как обучающиеся на 70 процентов состоят из парней, очень остро стоит вопрос с воинской службой. После окончания учебного заведения они уходят в армию и потом достаточно тяжело бывает их вернуть в профильную сферу», — отметил Федоров.

По его словам, очень важно прямое заинтересованное участие предприятий в воспитании кадров — воспитывают-то в конечном счете для них. Если кратко — компании должны финансировать, направлять учебный процесс, обязательно брать студентов к себе на практику, чтобы происходил «бесшовный» переход от теории к практике, а в конечном счете — к труду на том самом предприятии. И главное, должен быть заказ: какие специальности им нужны и сколько человек.

Но этого, по словам Федорова, мало. Предприятие должно и потом поддерживать молодых специалистов: льготное ипотечное кредитование, погашение части арендной платы за съем жилья и т. д. Варианты, что называется, есть.

И последняя проблема, которая сегодня поднималась и во время экскурсии, — это то, что дети из СПО выходят 17-летними, а их на производство не поставишь. Вопрос надо решать законодательно, считает Федоров.

«Заставить выпускников работать, если они не целевики, невозможно — у нас нет таких полномочий» «Заставить выпускников работать, если они не целевики, невозможно — у нас нет таких полномочий» Фото: gossov.tatarstan.ru

«Ну а на что мы, депутаты? Давайте — проблема есть»

Егоров кратко подвел итог обсуждения. «Колледж занимал студента, он был погружен в учебный процесс, а потом он выпадает. Во-первых, в плане призыва, во-вторых, за год он чем угодно может заниматься. То есть мы теряем выпускников. А это много — 2 тысячи человек».

Федоров его заверил, что «федералы обещали до конца года этот вопрос отрегулировать», проблема ведь не только в Татарстане, но в целом по стране.

«Мы из этих 2 тысяч выпускников потом, когда им 18 исполнится, только малую часть соберем [в строительной отрасли], остальные пойдут разносчиками работать, или военкомат их заберет. Если помощь нужна нашего комитета в этом, мы готовы», — сказал Егоров и продолжал. Оказалось, в РТ более 80% выпускников трудоустраиваются, но «по специальности процент ниже». «А есть [данные], куда они трудоустроились? Например, ушли разносчиками чего-либо», — не унимался Егоров. Точной статистики нет.

«Тут только со стороны работодателя должны быть действия. Заставить выпускников работать, если они не целевики, невозможно — у нас нет таких полномочий», — держал оборону Федоров. А бывший министр земельных и имущественных отношений, ныне депутат Госсовета РТ Азат Хамаев слишком громко задался риторическим вопросом: «А зачем тогда обучать?»

Вопрос резонный: ведь обучают за счет государства, а распределения и обязательной отработки нет. Может, вернуться к этому? Такой вопрос задал зал.

«Поднимали тему неоднократно: и КАМАЗ, и авиационный завод, и КВЗ — все те, у кого проблемы с кадрами. Пока по Конституции это нельзя. Надо менять все законодательство», — объяснял Федоров.

«Ну а на что мы, депутаты? Давайте — проблема есть. Государство вкладывает огромные деньги, а потом 60–70 процентов выпускников уходят вообще в никуда. А на производстве возникают проблемы с кадрами», — отвечал Егоров.

С другой стороны, готовить-то людей можно хоть в 10 раз больше (только плати да организовывай). Но если на производстве или в строительстве не будут созданы привлекательные условия, выпускники туда просто не придут. Один из депутатов в зале поддержал его: «Мы немного забываем. Деньги на обучение идут из бюджета, а предприятия почти все частные. Условия же для трудоустройства создает предприятие. Поэтому нужно софинансирование и целевое обучение. Должно быть двустороннее движение», — заметил он.

Впрочем, каких-то конкретных решений совет пока не предложил — ну не Конституцию же менять, как урезонил коллег Хамаев. Хотя проблему и подняли в очередной раз, озвученные варианты решений упираются либо в работу огромного количества мелких и средних предприятий, которым банально не по карману системно заниматься кадрами, либо в федеральное законодательство.