«Городской общественный пассажирский транспорт — это не бизнес! Это важное социальное обязательство государства перед гражданами», — говорит мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, выступающий за появление полноценной республиканской программы по решению данной проблемы. О том, как автоград справился с экономическими трудностями 2024 года, что Челны делают для преодоления кадрового голода, какое количество молодежи остается на малой родине и когда здесь откроется первая синагога, и о многом другом — в первой части стенограммы интернет-конференции Магдеева с читателями «БИЗНЕС Online».
Наиль Магдеев: «Если говорить в цифрах, то более 1 тысячи тонн шефской гуманитарной помощи направлено в Лисичанск и наши войсковые части»
«Таких командировок у меня было 11»
— Наиль Гамбарович, вы частый гость в зоне СВО. Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее волонтерское и гуманитарное движение Закамья — динамика, результаты, планы, формы работы? Можно вспомнить, что в январе в Набережных Челнах прошел форум волонтеров и открытие Года защитника Отечества.
— Сегодня в зоне специальной военной операции около 4 тысяч челнинцев с оружием в руках защищают интересы нашего государства. Город с первых дней СВО принял определенные управленческие решения на муниципальном уровне в части поддержки военнослужащих и членов их семей. Если говорить в цифрах, то более 1 тысячи тонн шефской гуманитарной помощи направлено в Лисичанск и наши войсковые части. В Лисичанске вот уже третий год работает группа волонтеров в составе 6 человек во главе с Рустамом Гатиным, которая бесплатно на ежедневной основе обеспечивает горячим питанием более 5 тысяч жителей Лисичанска — женщин, детей и пожилых граждан. Все расходы Челны взяли на себя.
Наиль Гамбарович Магдеев родился 12 октября 1959 года в Бугульме Татарской АССР.
Окончил Ленинградскую лесотехническую академию им. Кирова по специальности «машины и механизмы лесной деревообрабатывающей промышленности», по квалификации «инженер-механик» (1982). Кандидат политических наук.
1982-й — мастер по ремонту техники ПО «Сергинолес», Ханты-Мансийский автономный округ.
1983–1984 — инженер геофизической ремонтно-комплектовочной конторы треста «Татнефтегеофизика», Бугульма.
1984–1986 — секретарь комитета ВЛКСМ треста «Татнефтегеофизика», Бугульма.
Январь – июль 1986-го — начальник механо-энергетического отдела треста «Татнефтегеофизика», Бугульма.
1986–1990 — заведующий идеологическим отделом горкома КПСС, Бугульма.
1990–1992 — первый заместитель председателя исполкома горсовета, Бугульма.
1992–1995 — заместитель главы администрации Бугульминского района и города Бугульмы по вопросам коммунального хозяйства.
1995–1996 — депутат Госсовета РТ на постоянной основе, заместитель председателя комиссии по вопросам государственного строительства местного самоуправления и внешних связей.
1996–2005 — глава администрации Бугульминского района и города Бугульмы РТ.
2005–2010 — глава муниципального образования «Бугульминский муниципальный район» РТ.
2010–2014 — министр лесного хозяйства РТ.
Октябрь 2014-го – сентябрь 2015-го — руководитель исполкома МО город Набережные Челны.
С сентября 2015-го — мэр города Набережные Челны.
Сегодня военнослужащим требуется специальное оборудование: средства радиоэлектронной борьбы, дроны, квадроциклы, мотоциклы, автомобили. Я лично выезжаю туда минимум раз в месяц. Таких командировок у меня было 11. Вместе с заместителем премьер-министра РТ – полномочным представителем Татарстана в Российской Федерации Равилем Калимулловичем Ахметшиным, коллегами регулярно выезжаем на место дислокации группировки «Север», передаем шефскую помощь, встречаемся с военнослужащими из Набережных Челнов, других районов Татарстана и регионов России.
Еще один важный момент — поддержка семей военнослужащих в нашем городе. Это бесплатное двухразовое горячее питание для детей военнослужащих в школах, бесплатное посещение детских садов и спортивных муниципальных учреждений, оплата проезда в общественном транспорте, бесплатный отдых детей в летних оздоровительных лагерях и прочее. В год на эти цели направляется более 200 миллионов рублей. Кроме того, семьи военнослужащих 5 раз в год получают продуктовые наборы от города — на Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы и День Республики Татарстан. Дело даже не в подарках и их количестве, а в человеческом внимании к семьям наших воинов. Также каждую молодую маму я встречаю лично при выписке из роддома, вручаю 100 тысяч рублей от города и необходимые вещи для малыша.
Считаю, что такие практические дела важнее красивых слов. Когда вручаешь деньги и цветы, благодаришь женщину за то, что ее муж защищает наше Отечество, думаю, это очень важная моральная поддержка. За все это время я встретил из родильного дома 59 младенцев. Меня спрашивают: почему лично хожу? Провожая в зону СВО каждого воина, я каждому пожал руку и сказал, что мы обязательно будем их поддерживать, поэтому чувствую долг перед ними и их родными. Важно и в городском сообществе создать атмосферу уважения к нашим военнослужащим.
— 200 миллионов рублей — это спонсорские деньги или бюджетные?
— Это дополнительные доходы бюджета города и средства наших спонсоров. По согласованию с руководством республики дополнительные средства городского бюджета мы в первую очередь направляем на поддержку семей и детей военнослужащих.
«Специальная военная операция когда-то закончится, и мы уже сегодня должны думать о завтрашнем дне, когда домой вернутся наши военнослужащие. Им нужна будет реабилитация, психологическая и медицинская помощь»
— А что собой представляет гуманитарное движение Закамья?
— Всего в Челнах более 10 активных групп, наиболее активные из них — «Своих не бросаем 16», «МыВместе», «Вкус домаНЧ», «Дарим тепло», «VашаZащита», «Поможем нашим», «Поддержим наших», «Шьем для наших», «Союз десантников», «ПрофАкадемия», «Добро центр. Добрые Челны» и другие. Кто-то помогает по велению сердца, кто-то — для поддержки своих мужей и сыновей. Мы собрали в январе этого года городской форум волонтеров, чтобы послушать и посмотреть, кто чем занимается и какая помощь им нужна.
Специальная военная операция когда-то закончится, и мы уже сегодня должны думать о завтрашнем дне, когда домой вернутся наши военнослужащие. Им нужна будет реабилитация, психологическая и медицинская помощь. Мы посоветовались с волонтерами и специалистами здравоохранения, как лучше работать в этой области.
— «Вы первым стали оплачивать детский сад, питание в школах — все это не только финансовая, но и человеческая поддержка. Прочитала, что дарите и подарки семьям на праздники, резиновые сапоги бойцам покупали. Как рождаются эти проекты помощи? Кто подсказывает, советует такие инициативы?» (Рената)
— Да, мы каждому бойцу при отправлении в зону СВО в 2022 году вручали по 20 тысяч рублей, рюкзак с продовольствием и необходимыми вещами, утепленные резиновые сапоги, в поисках которых дошли аж до Сахалина. Эти идеи, простые на первый взгляд, подсказывает жизненный опыт и опыт руководителя города.
— Такое трепетное отношение муниципалитета к воинам помогает выполнять план по контрактникам?
— В больших промышленных городах набор военнослужащих по контракту дается непросто, потому что в городе есть больше возможностей выбирать работу с достаточно высокой зарплатой. Тем не менее в 2024-м поставленные нам руководством республики задачи выполнены в полном объеме. В наступившем году эту работу мы продолжаем.
«Все, что мы планировали на 2024 год, удалось реализовать»
«Санкции, трудности с платежами, технологиями и кадрами — серьезные вызовы для нас»
— А как в целом вы охарактеризовали бы 2024-й для Набережных Челнов?
— Многие говорят, что прошедший год был тяжелым. Да, но мог быть еще сложнее, потому что мы живем в условиях специальной военной операции. Поэтому гневить Всевышнего не стоит. Санкции, трудности с платежами, технологиями и кадрами — серьезные вызовы для нас. Тем не менее, несмотря на трудности, предприятия работают. Бюджеты — и федеральные, и республиканские, и местные — мы исполнили в полном объеме и даже перевыполнили. Это говорит о том, что экономика в 2024 году работала успешно. Бюджеты — лакмусовая бумажка экономики. Поэтому в данном случае смотрим по финансам. Все, что мы планировали на 2024-й, удалось реализовать.
— Как в цифрах выглядят итоги прошлого года?
— Налоги — зеркало экономики, начну с них. В прошлом году в Челнах было уплачено налогов в размере 140 миллиардов рублей во все уровни бюджета, что на 14 процентов больше 2023-го в объеме 16,8 миллиарда рублей. По данным налоговых органов, общее количество налогоплательщиков в городе — как юридических, так и индивидуальных предпринимателей — в 2024-м выросло. По итогам прошлого года валовый территориальный продукт оценивается в объеме 449 миллиардов рублей. Доля Челнов в ВРП Татарстана — около 9 процентов.
— ВТП вырос примерно на 9 процентов. По сути, на уровне инфляции… По большому счету роста в экономике нет, хотя и падения нет. Наверное, в нынешних реалиях главное — удержать позиции?
— Если с учетом инфляции, то это так. Главное — промышленных предприятий и индивидуальных предприятий меньше не стало. В структуре ВТП промышленность занимает 38 процентов, объем отгруженной продукции планируем в размере 784 миллиардов рублей. Объем инвестиций предприятий в развитие своего бизнеса — 91,5 миллиарда рублей.
Зарплата серьезно подросла: средняя зарплата по городу — более 85 тысяч рублей, что на 25,4 процента выше уровня соответствующего периода прошлого года; на 16 процентов выросла и реальная зарплата. Например, средняя зарплата на КАМАЗе составляет около 97 тысяч рублей. Говорят, что идет «гонка» зарплат. Это же хорошо — люди должны получать достойную зарплату и жить достойно.
— Какая средняя зарплата у муниципальных служащих? Сколько процентов незакрытых вакансий?
— Заработная плата у специалистов муниципальной службы составляет в среднем 65 тысяч в месяц. В зависимости от занимаемой должности, стажа работы и режима работы. На сегодня имеется 15 процентов вакансий.
— Как справляетесь в условиях неконкурентоспособных зарплат?
— Уровень зарплаты мы установить не можем, это в компетенции нашей республики. Ни штатную численность увеличить не можем, ни фонд зарплаты. Все это строго регламентировано бюджетом РТ — количество ставок, заработные платы для всей бюджетной сферы. В 2024 году муниципальным служащим повысили зарплату на 20 процентов. За это руководству нашей республики большое спасибо. Уровень заработной платы напрямую влияет на уровень квалификации кадров.
«ТОР «Набережные Челны» является лучшей территорией опережающего развития в России!»
«Мы считаем, что город пока остался монозависимым»
— «Как себя чувствует МСП в Челнах? Много ли компаний банкротится, в каких отраслях? С такими дорогими кредитами и высокими налогами развиваться невозможно! Будут ли меры господдержки?» (Ильназ)
— В 2023 году в малом и среднем бизнесе было 10,4 тысячи юридических лиц, в 2024-м стало 11,4 тысячи, ИП было почти 12,9 тысячи, стало 16,3 тысячи. Как видно, никакого банкротства малого и среднего бизнеса в городе нет! Трудности, безусловно, в нынешних непростых экономических условиях есть, тем не менее малый и средний бизнес у нас развивается.
— Какая доля МСП в валовом территориальном продукте?
— Доля малого и среднего бизнеса в валовом территориальном продукте в нашем городе ежегодно растет и сегодня составляет 34,5 процента. Малое и среднее предпринимательство в Челнах чувствует себя неплохо. Налоговые отчисления в 2024 году в городской бюджет выросли в 1,3 раза и составили 3,4 миллиарда рублей, это 36 процентов в городском бюджете. Оборот субъектов малого предпринимательства за год вырос на 8 процентов и равен 638 миллиардам рублей. Малый бизнес составляет треть всего оборота предприятий города. Количество субъектов малого и среднего бизнеса ежегодно растет, сегодня их 27,8 тысячи (юридические лица и ИП) с ростом на 3 процента по сравнению с 2023 годом. В этой сфере трудятся 103,5 тысячи человек. К сведению, на КАМАЗе работают более 27 тысяч сотрудников. Малый и средний бизнес в Челнах — это огромная сила! Радует, что в малом бизнесе растет реальное промышленное производство: в прошлые годы его было не более 25 процентов, на сегодня — уже 32 процента.
— «Оцените пользу проекта ТОСЭРа. Челны эффективно использовали эту возможность, как считаете?» (Марат Абдуллин)
— ТОР «Набережные Челны» является лучшей территорией опережающего развития в России! Всего в стране статус ТОРа имеют 89 моногородов, в Татарстане — пять территорией опережающего развития (Челны, Чистополь, Нижнекамск, Зеленодольск, Менделеевск). Среди ТОРов республики по количеству резидентов Набережные Челны занимают долю в 35 процентов, по рабочим местам — 40, по капвложениям — 59, по выручке — 77 процентов. За 2024 год количество резидентов у нас увеличилось на 6. Их у нас сегодня 50. В совокупности с 2016-го резиденты уплатили более 30 миллиардов рублей налогов, а льгот за это время получили на 12 миллиардов. Окупаем проект? Более чем!
«Компании идут в Набережные Челны, потому что у нас комфортные условия для развития бизнеса»
— Почему проект ТОСЭРа в автограде продлен до 1 января 2028 года? Разве Челны не перестали быть моногородом?
— Мы считаем, что город пока остался монозависимым. А решение о продлении режима ТОСЭРа было принято правительством РФ — всем моногородам продлили этот льготный режим еще на два года. В 2016-м мы сумели получить данный статус первыми в стране, и для нас этот проект получается успешным. Все плановые показатели 2024 года мы перевыполнили: количество резидентов — 50 (план — 48), капитальных вложений — 38,9 миллиарда рублей (план — 15 миллиардов), 10,7 тысячи рабочих мест (план — 8,4 тысячи), выручка — 445 миллиардов (план — 184 миллиарда). По всем основным показателям наблюдается рост от 14 до 37 процентов к 2023 году. Это хороший результат!
ТОР создавали в нашей республике именно для того, чтобы произвести диверсификацию экономики моногородов. И мы видим, что доля предприятий, не связанных с автомобилестроением, в городе неуклонно растет. Компании идут в Набережные Челны, потому что у нас комфортные условия для развития бизнеса. Например, наши китайские партнеры несколько лет выбирали площадку для размещения своего производства: Московская и Ленинградская области, Москва, Санкт-Петербург, Калуга и многие регионы нашей страны, но в итоге решили «приземлиться» в Республике Татарстан, в Набережных Челнах. И они сегодня сами говорят, что не ошиблись. Они каждый год не строили бы по заводу в Челнах, если бы у них не развивался бизнес. Безусловно, в этом большая заслуга раиса республики Рустама Нургалиевича Минниханова. Он лично сам занимался этим проектом, дал определенные гарантии — и они в полном объеме выполняются. Большую работу по проекту Haier проводит и руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Ильгизовна Минуллина. Благодаря ее настойчивости этот проект успешно реализуется.
В ТОР «Набережные Челны» 88 процентов — российские компании. Это говорит о том, что автоград — комфортное и удобное место для развития бизнеса. С каждым инвестором я лично встречаюсь и обсуждаю все волнующие их вопросы. Наша главная задача — создать им хорошие условия для открытия бизнеса. Задача любого мэра — сначала взрастить, а потом получать «урожай» в виде созданных новых рабочих мест и налогов в городской бюджет.
В 2024 году у нас начали вести деятельность 6 новых резидентов, еще четыре заявки в работе — по производству полимерных изделий, мясных полуфабрикатов, прицепной техники, бортовых платформ.
«Haier создал 3,8 тысячи рабочих мест, а все остальные резиденты ТОРа — 6,9 тысячи»
«Количество работающих людей в городе за год увеличилось почти на 4,3 тысячи»
— За счет чего вы получили дополнительный доход в городской бюджет?
— За счет того, что открылось 50 новых предприятий, создали 10,7 тысячи новых рабочих мест. Налогооблагаемая база увеличилась, и зарплата в ТОСЭРе хорошая. Реальная зарплата выросла на 16 процентов и составила по крупным и средним предприятиям более 85 тысяч рублей. Количество работающих людей в городе за год увеличилось почти на 4,3 тысячи, поэтому мы за 2024-й и получили дополнительные налоги на доходы физических лиц.
— Цифры впечатляющие, но, наверное, у вас один Haier обеспечивает критическую долю всех показателей?
— Haier создал 3,8 тысячи рабочих мест, а все остальные резиденты ТОРа — 6,9 тысячи. Зарплата в компании Haier сопоставима и примерно такая же по сравнению с другими компаниями – резидентами ТОРа.
— Какие предприятия в Челнах наиболее успешные?
— Назову предприятия, где наибольший размер зарплаты: группа компаний «ТЭМПО», «Домкор», КБК, РИАТ, КАМАЗ, РОСТАР, Акибанк, «Союз-Логистик» и другие.
«Haier создал 3,8 тысячи рабочих мест, а все остальные резиденты ТОРа — 6,9 тысячи»
— Какие прогнозы на 2025 год для развития МСП в условиях удорожания кредитов и увеличения налогов с 1 января?
— Думаю, что будет сложно…
— «Есть ли в Челнах проекты, в которые можно было бы вложиться, на какой вид бизнеса обратить внимание?» (Предприниматель)
— У нас открывается большое количество предприятий торговли и общественного питания — порядка 30–40 в год. Но в Челнах мало гостиниц и офисных центров. Инвесторам мы готовы без аукциона предоставить земельный участок под любой вид деятельности, если проект будет востребован городу и пройдет инвестиционный совет РТ. Кстати, востребованы проекты на условиях муниципально-частного партнерства в сфере спорта и здорового образа жизни.
Например, проект «Клевер», в который Евгений Вайнер вложил почти 500 миллионов рублей, сегодня успешно работает и достаточно неплохо себя окупает. Также хорошо окупаемы три вида проектов в спорте — большой теннис, футбол и ледовая арена. Мы готовы предоставить земельные участки под строительство спортивных объектов. Потребность в этом на сегодня в городе есть. Ждем предложений!
— Кстати, Вайнер строит первую в Челнах синагогу — когда ее откроют? Раввином назначили казанца Хаима Довида, он уже прибыл в Челны?
— Раввин с семьей уже переехал в Челны, мы с ним встречались. Открытие синагоги запланировано в этом году, там остались небольшие внутренние работы, комплектование мебелью и оборудованием.
«Задачи по выпуску автомобилей КАМАЗ достойно выполняет»
«А если бы не было КАМАЗа, на чем сегодня наша армия передвигалась бы?!»
— Скоро 50-летие со дня выпуска первого грузовика на КАМАЗе. Что автогигант подарит городу на этот свой юбилей?
— КАМАЗ ежегодно более 400 миллионов рублей направляет на различные социальные проекты, реализуемые в городе. Это поддержка культуры, детского футбола, мотокросса, картинга, летний отдых в детских оздоровительных лагерях и многое другое. Строится жилье для работников КАМАЗа по программе государственного жилищного фонда. В 2023–2024 годах возведено три дома на 528 квартир под арендное жилье. На Автозаводском проспекте с дирекцией автогиганта строится интерактивный музей истории КАМАЗа — «Визит-центр», который планируется открыть в первой половине 2025-го.
— Как продвигается проект техногорода «Дельта»? Что будет реализовано в 2025 году? Какие средства окажутся вложены?
— Для реализации этого проекта город безвозмездно предоставил КАМАЗу земельный участок площадью 23,8 гектара. На нем будет создан промышленный технопарк в сфере радиоэлектронной промышленности «Олимп» на 400 рабочих мест, на территории которого планируется разместить предприятия в сфере радиоэлектронной промышленности. В том числе будет функционировать центр электроники и элементов питания ПАО «КАМАЗ», который позволит разработать и выпустить образцы электронных компонентов для грузовых и пассажирских транспортных средств с водородными топливными элементами и на электрической тяге, включая программное обеспечение, энергетическую установку и электротрансмиссию, обеспечивающих улучшение энергоэффективности и повышение экологических показателей транспорта.
Кроме того, планируется размещение партнеров центра электроники. Также резидентами технопарка будут детский технопарк «Кванториум», передовые инженерные школы КФУ и Уральского федерального университета. В этом году планируется завершить работы по строительству научно-производственного корпуса площадью 1,6 тысячи квадратных метров и благоустройству прилегающей территории.
Сформирован земельный участок под размещение спортивных трасс разного уровня сложности для АНО «Многофункциональный центр дополнительного образования детей и молодежи „Техногород“» площадью 169,2 тысячи «квадратов». В 2025 году планируется строительство автокроссовой трассы и картодрома, в образовательной зоне — строительство нового корпуса технического колледжа имени Поташова.
— Город как-то влияет на ход работ?
— Работы идут в соответствии с планом. КАМАЗ намеченные планы всегда выполняет в установленные сроки.
— В целом какое самочувствие у КАМАЗа?
— Задачи по выпуску автомобилей КАМАЗ достойно выполняет. В первую очередь это касается государственного оборонного заказа. Сегодня более 80 процентов автомобильной техники Вооруженных сил РФ — на базе КАМАЗа. Бывая в зоне СВО, я поймал себя на мысли: «А если бы не было КАМАЗа, на чем сегодня наша армия передвигалась бы?!» Поэтому КАМАЗ сегодня не только национальный бренд, но и важное стратегическое предприятие по выпуску боевой техники для Вооруженных сил нашей страны.
«В общей сложности в 2024 году КАМАЗом произведено более 54,6 тысячи единиц коммерческой автотехники, что на 3 процента больше, чем в 2023-м»
— «По данным „Автостата“, КАМАЗ уступил рынок китайским грузовикам. Это так? Почему подобное происходит? Может, пошлины на китайский автопром поднять, как считаете? Или должна быть конкуренция?» (Андрей Ф.)
— Никаких позиций КАМАЗ не терял на рынке грузовиков России. Китайские производители заняли долю ушедших с рынка автокомпаний из недружественных стран. Если взять статистику за последние 10 лет, то это будет четко видно. Другое дело, что сейчас часть продукции КАМАЗа не попадает на коммерческий рынок, притом что производство грузовиков держится на исторических максимумах. Предприятие выполняет заказы силовых структур, работает на нужды СВО, поэтому покупатели могут испытывать дефицит некоторых востребованных камазовских грузовиков. Сейчас они нужнее на фронте.
В общей сложности в 2024 году КАМАЗом произведено более 54,6 тысячи единиц коммерческой автотехники, что на 3 процента больше, чем в 2023-м (около 53 тысяч единиц). В частности, выпущено около 1,6 тысячи автобусов и 688 электробусов, около 4,4 тысячи прицепов и полуприцепов, 554 автобетоносмесителя. Выпуск тяжелой грузовой автотехники составил более 41 (41,3) тысячи единиц, в том числе 6,5 тысячи грузовиков «КАМАЗ» поколения К5.
По данным регистраций в ГАИ, ПАО «КАМАЗ» реализовало на рынке коммерческой техники России полной массой свыше 14 тонн 20,3 тысячи грузовиков и сохранило лидерские позиции. В сегменте от 8 до 14 тонн компания нарастила продажи до 4 тысяч единиц техники и заняла 2-ю позицию после «Группы ГАЗ».
— В объеме производства какая доля КАМАЗа?
— За 2024 год в Челнах отгружено продукции в объеме 784,4 миллиарда рублей, доля КАМАЗа — 36 процентов. Причем объем отгрузки предприятия из года в год растет, но его доля в общих показателях снижается — за счет того, что мы активно развиваем другие виды выпуска промышленной продукции, не связанные с автомобилестроением. Доля резидентов территории опережающего развития ежегодно растет и сегодня составляет 15,8 процента в объеме отгруженной продукции по городу, что говорит о частичной диверсификации экономики города.
«Сегодня в Челнах проживают более 545 тысяч человек, средний возраст — 40 лет»
«Человек едет туда, где условия жизни лучше»
— «Что вы собираетесь делать с кадровым голодом в городе? Создается впечатление, что, когда открывали проекты по Haier и прочим предприятиям, не считали, где будете брать персонал. В результате в городе гонка зарплат, работать при этом никто не хочет, куча мигрантов и в перспективе прекращение работы предприятий». (Светлана)
— В стране кадровый потенциал больше не станет. Отсюда задача — создать условия для того, чтобы люди приехали в Челны. Для этого нужно сделать несколько шагов: первый — достойная зарплата, второй — жилье. По зарплате вопрос решается неплохо. КАМАЗ неслучайно начал строить арендное жилье для работников, тем самым привлекая специалистов из других регионов РФ. Чем в этом вопросе может помочь город? Главное — создать условия для жизни людей: дороги, школы, детские сады, клиники, общественные пространства. Человек едет туда, где условия жизни лучше. К нам приезжают люди из Башкортостана, Удмуртии, Кировской области и других регионов страны.
Например, с 2018 года к нам в город приехал на работу 341 врач, в том числе в 2024-м — 31. Челны — единственный город в республике, который выделяет дополнительные средства приезжающим врачам: республика дает 800 тысяч рублей, а автоград предоставляет еще 200 тысяч рублей. Кроме того, мы врачам сразу вручаем ключи от служебной квартиры, за которую они оплачивают только коммунальные услуги. И там живут до получения соципотечного жилья. Как только подходит очередь на ипотечную квартиру, 1 миллион рублей (800 тысяч плюс 200 тысяч рублей) выделяется на первоначальный взнос.
— Каков баланс рождаемости и смертности в городе за 2024 год?
— Сегодня в Челнах проживают более 545 тысяч человек, средний возраст — 40 лет. Население у нас убывает ежегодно на 1–1,5 тысячи, но одновременно увеличивается количество жителей в Тукаевском районе: челнинцы строят жилые дома в районе, а работают и учатся в городе.
— А баланс по рождаемости-смертности тоже отрицательный?
— К сожалению, отрицательный, потому что женщин детородного возраста ежегодно становится меньше. И так по всей стране, мы находится в так называемой демографической яме.
— Выпускники школ по-прежнему уезжают?
— Пропорция такая: 30 процентов выпускников уезжают в вузы нашей страны, 40 процентов поступают в вузы Татарстана, 30 процентов остаются в нашем городе. Но в то же время из близлежащих районов нашей республики и соседних регионов к нам приезжает такое же количество молодых людей — учиться в средних специальных и высших учебных заведениях. Сегодня у нас работают колледжи, педуниверситет, филиалы КФУ, КНИТУ-КАИ и ТИСБИ.
— Планировали технический университет открыть. В чем загвоздка?
— Эту тему активно развивают КАМАЗ и КФУ на базе своего филиала. В 2025 году начнется строительство двух общежитий и нового лабораторно-инженерного корпуса. Это реализуется в рамках проекта ПИШ (передовой инженерной школы). Сумма инвестиций — порядка 10 миллиардов рублей, проект реализуется на принципах софинансирования из бюджетов Российской Федерации, Республики Татарстан и средств КАМАЗа.
— Как считаете, город нуждается еще в вузах?
— Конечно, нуждается.
«Мы благодарны раису РТ Рустаму Нургалиевичу Минниханову за приобретение 90 автобусов для нашего города. Это хороший подарок для автограда!»
«Общественный транспорт — это не бизнес, а социальное обязательство государства перед гражданами»
— Новая маршрутная сеть общественного транспорта вызвала негативную реакцию у жителей города. Как сейчас обстановка? Продолжают ли поступать жалобы? Как вы оцениваете, вторая транспортная реформа удалась? Почему первая реформа не удалась, учли ли ее ошибки?
— Маршрутная сеть на сегодняшний день — это проект-минимум. На городских маршрутах сегодня работают 135 автобусов большой вместимости, но нужно еще приобрести по меньшей мере 70 автобусов, чтобы иметь оптимальную маршрутную сеть. Один автобус стоит 17 миллионов рублей. В 2021 году мы купили 21 автобус, в 2023-м — 24, в 2024-м — 90, из которых 44 — по лизингу. Мы благодарны раису РТ Рустаму Нургалиевичу Минниханову за приобретение 90 автобусов для нашего города. Это хороший подарок для автограда! Без покупки этих автобусов мы не смогли бы запустить на городские маршруты такое количество больших автобусов.
Новую маршрутную сеть с учетом появления нового жилого микрорайона Замелекесье, 63-го, 65-го, 69-го комплексов разработал московский НИИ автомобильного транспорта. Нам предложили минимальный и оптимальный варианты, в настоящее время мы работаем пока по минимальному варианту с учетом имеющегося парка автобусов. Поэтому часть маршрутов мы пока совместили. Безусловно, у людей это вызывает определенные нарекания: если раньше пассажиры ездили от точки А до точки Б за 30 минут, то сегодня этот путь занимает 35–40 минут, потому что автобус стал заезжать, например, в микрорайон Замелекесье, где проживают 50 тысяч человек. Маршрут удлинился, но он остался. Из Замелекесья нужно людей вывозить утром и привозить вечером.
Раньше микрорайон обслуживали автобусы малой вместительности, было много жалоб со стороны граждан на тесноту, грязь в салоне, а также на оплату только наличкой или переводом водителю. Мы убрали эти автобусы, ввели безналичные формы оплаты за проезд (QR-код, карты и так далее), заработало приложение «Набережные Челны Транспорт», где видно движение каждого автобуса на маршруте в режиме реального времени.
Как только появятся новые 70 автобусов, мы введем дополнительные маршруты. В то же время чем больше автобусов мы ставим на линию, тем больше увеличивается сумма компенсации транспортному предприятию за пассажирские перевозки. По итогам 2022 года перевозчикам выплатили дотации в 28 миллионов рублей из муниципального бюджета, в 2023-м — 122 миллиона, в 2024-м — 400 миллионов, в 2025-м, предварительно, эта сумма будет равна 598 миллионам с учетом платежей за лизинг автобусов. Фактическая себестоимость перевозки одного пассажира — 70 рублей, мы сегодня перевозим за 40 рублей. За каждую поездку одного пассажира мы должны доплачивать 30 рублей из местного бюджета городскому транспортному предприятию. Если мы не будем этого делать, то очень быстро такое предприятие станет банкротом. Вывод следующий: если хотим иметь комфортный городской транспорт, автобусы большой вместимости, то мы должны за это платить. Городской общественный пассажирский транспорт — это не бизнес! Это важное социальное обязательство государства перед гражданами.
— Какие учли ошибки, чтобы не попасть в те же ловушки, которые были в прошлую транспортную реформу?
— Мы направляем финансовые средства на создание ремонтной базы. Своевременно выделяем дотации городскому автотранспортному предприятию, чтобы зарплата водителей автобусов была достойной и предприятие было финансово устойчивым.
— Сейчас у вас частных транспортных компаний нет?
— У частного перевозчика ООО «Пассажирские перевозки» действие контракта завершилось в январе 2025 года. Сейчас городские пассажирские перевозки осуществляет на 11 маршрутах МУП «Горкоммунхоз». На маршруте №9 пока работают автобусы малой вместимости частного перевозчика.
— Почему решили отказаться от услуг частных перевозчиков? Они не справлялись?
— Для городских пассажирских перевозок нужны автобусы большой вместимости. Это комфорт и безопасность пассажиров! Мы предложили частным перевозчикам приобрести большие автобусы, но не видим, чтобы у них были средства и материально-техническая база для обслуживания автобусов большей вместимости.
— Основная проблема общественного транспорта — системное недофинансирование. Как вы эту проблему будете решать на вашем уровне?
— Пока мы решаем данный вопрос финансирования за счет дополнительных доходов местного бюджета, но это большие риски. Если вдруг не будет дополнительных доходов в местном бюджете, то мы окажемся в очень сложном положении. К сожалению, пока не видим системного решения со стороны министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. От них хотелось бы получить четкие правила перевозки пассажиров в муниципалитетах. Это финансовая, техническая и организационная сторона вопроса. Если нужен финансовый контроль, то его можно обеспечить через муниципальное предприятие, казначейство, ЦЭСИ РТ.
Не считаю, что городские пассажирские перевозки — черная дыра. Все это возможно четко структурировать, иначе можем оказаться в такой же ситуации, как с состоянием коммунальных сетей. Мы тоже этот вопрос затягивали, откладывали, думали, что само собой решится. Как видим, без вмешательства руководства Татарстана и федерального правительства такое не решается. Состояние общественного транспорта во многих городских муниципалитетах является большой проблемой — проблемой под номером два после изношенности коммунальных сетей. Считаю, что нужна реальная республиканская программа общественного транспорта. Об этом говорил на коллегии минтранса раис РТ.
«Сегодня у нас средний срок эксплуатации трамваев — 26 лет при нормативе 16»
— В Челнах анонсировали модернизацию трамвайной сети. Давно мечтают и о строительстве трамвайных линий в Замелекесье, и об обновлении подвижного состава. Когда будут реализованы эти проекты? Что сделано в данном направлении?
— Есть два вопроса, которые требуют своего решения. Во-первых, необходимо капитально отремонтировать существующую трамвайную сеть — это путевое хозяйство (рельсы, шпалы) и энергетическое хозяйство (тяговые подстанции). Нормативный срок эксплуатации путей от капремонта до капремонта — 22 года. У нас есть пути, которые эксплуатируются без ремонта более 45 лет. Подвижной состав тоже необходимо менять. Сегодня у нас средний срок эксплуатации трамваев — 26 лет при нормативе 16. Для качественных пассажирских перевозок необходимо закупить новые трамвайные вагоны, для этого необходимы финансовые средства. Нужна федеральная и республиканская поддержка. Пока четкого понимания по источникам финансирования у нас нет. Протяженность трамвайных путей — 115,3 километра, их изношенность составляет 74 процента, то есть 85 километров пути требуют капитального ремонта.
Во-вторых, необходимо строительство новых трамвайных путей, в первую очередь в Замелекесье. Проектная документация по строительству первого этапа трамвайной ветки уже получила положительное заключение госэкспертизы, документы второго этапа находятся на рассмотрении в государственной экспертизе. Ориентировочная стоимость строительства первого этапа — 1,7 миллиарда рублей, второго — 757,4 миллиона рублей. Пока проект поставили на стоп. Надеемся, в рамках подготовки к празднованию 400-летия города этот вопрос сдвинется с мертвой точки.
— Может, лучше начать использовать искусственный интеллект, беспилотный общественный транспорт? Челны по своей планировке — идеальный город для беспилотников!
— Для использования беспилотного транспорта нужна законодательная база. Мы видим, что весь мир сегодня работает в этом направлении. У муниципалитетов пока нет реальных полномочий и финансовых инструментов, чтобы развивать проекты по использованию ИИ. В то же время многие предприятия города данным вопросом уже предметно занимаются.
Окончание следует.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 74
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.