«Двое организаторов пирамиды, родные братья Мехмет и Фатих Айдын, были приговорены к 45 376 годам и 6 месяцам лишения свободы каждый» «Двое организаторов пирамиды, родные братья Мехмет и Фатих Айдыны, были приговорены к 45 376 годам и 6 месяцам лишения свободы каждый»

Прокурор хотел 88 тыс. лет каждому

В Турции завершился громкий судебный процесс, связанный с одной из крупнейших финансовых афер последнего десятилетия. Расследование, длившееся более пяти лет, раскрыло масштабы мошеннической схемы, которая рухнула в 2018 году, оставив за собой тысячи пострадавших. Суд вынес беспрецедентный вердикт: двое организаторов пирамиды, родные братья Мехмет и Фатих Айдыны, были приговорены к 45 376 годам и 6 месяцам лишения свободы каждый. Такой срок не только отражает тяжесть преступления, но и может претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса как один из самых длительных в истории юриспруденции.

Впрочем, прокурор настаивал на более строгом наказании — 88 тыс. лет для каждого обвиняемого, мотивируя свою позицию количеством поданных исков, которое составило 4,4 тысячи. Согласно Уголовному кодексу, наказание за мошенничество с отягощающими последствиями предусматривает до 20 лет тюремного заключения за каждый эпизод. Однако в итоге суд «смилостивился», скостив срок вдвое, фактически объединив некоторые наказания в одно, как это предусмотрено законодательством.

В любом случае, приговор, хоть и носит скорее символический характер, подчеркивает решительность турецкой правовой системы в пресечении преступлений против доверия граждан.

«Немного неуклюжий, полный, именно таким часто представляют себе жертву школьного буллинга. Одним словом, его образ скорее напоминает «мамочкиного инвестора», нежели расчетливого афериста» «Немного неуклюжий, полный, именно таким часто представляют себе жертву школьного буллинга. Одним словом, его образ скорее напоминает «мамочкиного инвестора», нежели расчетливого афериста»

Невинный пухляш

Организатор и идейный вдохновитель пирамиды 33-летний Мехмет Айдын вовсе не выглядит злым гением. На вид он значительно моложе своих лет, словно только вчера покинул ученическую скамью. Немного неуклюжий, полный, именно таким часто представляют себе жертву школьного буллинга. Одним словом, его образ скорее напоминает «мамочкиного инвестора», нежели расчетливого афериста.

Возможно, все это было частью тщательно продуманного плана — либо его собственного, либо тех, кто оставался в тени, хотя прямых доказательств этому и нет. Турки, известные своей любовью к детям, воспринимали его почти как ребенка — доброго и безобидного пухляша. Именно поэтому так легко открывали перед ним свои кошельки и банковские счета, вовлекаясь в игру, которую, казалось бы, придумал невинный ребенок.

Айдын появился буквально ниоткуда. Согласно сообщениям некоторых турецких изданий, до 2016 года у него не было значительного опыта в крупных бизнес-проектах или финансах. Родился он в провинции Бурса в небогатой семье, и детство его прошло в лишениях: мыл посуду, мечтая о музыкальной карьере, выступая в сети под сценическим именем Egoman.

Но благодаря предпринимательскому таланту и умению убеждать людей ему удалось быстро завоевать доверие потенциальных инвесторов. Это сыграло ключевую роль в раскрутке онлайн-проекта «Фермерский банк» (Çiftlik Bank), а сам Айдын получил «почетное» прозвище Tosuncuk (Бычок). Видимо, по аналогии с игроками фондового рынка, где «быки» пытаются заработать на росте стоимости активов, «поднимая их на рога».

Штаб-квартира на Северном Кипре

Основной идеей, которая привела к созданию Çiftlik Bank, стала попытка совместить формат популярной в соцсетях игры (по аналогии с FarmVille) с реальными инвестициями в сельское хозяйство. В августе 2016 года Айдын запустил приложение, позволявшее пользователям «покупать» виртуальных животных, фермы и иное «имущество» с обещанием, что эти средства пойдут на развитие реальных животноводческих хозяйств в Турции.

Штаб-квартира была расположена в так называемой серой зоне на Северном Кипре — в юрисдикции, признанной исключительно Турцией, известной как Турецкая Республика Северного Кипра.

Стоит подчеркнуть, что мошенник умело использовал особенности местного менталитета и традиций, хотя сам отнюдь не отличался праведностью — любил фотографироваться с бутылкой водки и пачкой сигарет. В мусульманской стране организовать чистую финансовую пирамиду практически невозможно, ведь в исламе получение процентов с вложенных средств считается грехом (харамом). Поэтому он замаскировал свою аферу под инвестиционный проект.

Однако, как оказалось, реальная производственная база была несопоставима с притоком средств вкладчиков, а большинство «прибылей» выплачивалось по принципу классической пирамиды: за счет все новых вложений. За короткий период проект привлек более 1,1 млрд турецких лир (по разным подсчетам, на тот момент это составляло порядка $130–280 млн). Известно, что к моменту краха схемы (начало 2018 года) только малой части участников действительно удалось вернуть вложенные средства.

Процесс пошел. Потоки денег хлынули рекой. Айдын стал активно делиться своими фотографиями в социальных сетях: то он прогуливается в черных очках по улицам, а позади него следуют внушительные телохранители, то запечатлеет себя рядом с девушками в бикини, то демонстрирует свой роскошный Ferrari или позирует на яхте вместе с рыжеволосой красавицей (как позже стало известно, это была его новая супруга Сила Айдын, брак с которой продлился всего лишь год — с 2017-го по 2018-й, пока у него были деньги).

Все это начинало вызывать недовольство инвесторов. Однако какое-то время они предпочитали хранить молчание. Банк Çiftlik выплатил 398,3 млн турецких лир 62 877 клиентам, тогда как оставшиеся 113,4 млн лир оказались переведенными на личные счета Айдына. Казалось, этот «мамкин инвестор» действительно поймал свою удачу за хвост.

«Айдын стал активно делиться своими фотографиями в социальных сетях: то он прогуливается в черных очках по улицам, а позади него следуют внушительные телохранители, то запечатлеет себя рядом с девушками в бикини, то демонстрирует свой роскошный Ferrari или позирует на яхте вместе с рыжеволосой красавицей» «Айдын стал активно делиться своими фотографиями в социальных сетях: то он прогуливается в черных очках по улицам, а позади него следуют внушительные телохранители, то запечатлеет себя рядом с девушками в бикини, то демонстрирует свой роскошный Ferrari или позирует на яхте вместе с рыжеволосой красавицей»

«Мои действия были продиктованы верой в успех проекта»

Но недолго музыка играла… Финансовые регуляторы Турции подали жалобу в конце 2017 года, после того как пользователи пожаловались на невыполненные обещания. Айдын и другие основатели компании были обвинены в управлении преступной организацией, интернет-мошенничестве и отмывании денег. Активы трех компаний, связанных с Çiftlik Bank, были арестованы, и власти конфисковали 3,9 млн лир, «полученных преступным путем». Следствие также вскрыло связи Айдына с политиками и медийными фигурами, получавшими финансирование для продвижения схемы.

Айдын был задержан в 2021 году в Монтевидео. Власти Уругвая конфисковали его виллу стоимостью $1 млн и экстрадировали в Турцию. По другим сведениям, он сам пошел на сотрудничество со следствием, считая себя невиновным, и сдался турецким властям через генконсульство Турции в Сан-Паулу, Бразилия.

Фатих, брат нашего героя, также оказался под следствием и предстал перед судом. Следствие считает, что он помогал руководить финансовыми потоками и участвовал в создании преступной организации. Фатих обвинялся в «организации и управлении преступной группой, мошенничестве с использованием информационных систем и мошенничестве в рамках деятельности коммерческих компаний».

Кроме братьев, в материалах дела фигурировали еще порядка 20 обвиняемых. Кто-то участвовал в управлении счетами, кто-то был ответственным за продвижение проекта. Всего в рамках дела Çiftlik Bank было предъявлено обвинение 48 предполагаемым участникам схемы.

На процессе основатель пирамиды, чьи активы оказались под арестом, демонстрировал поразительное самообладание: «Я не обманывал людей намеренно. Мои действия были продиктованы верой в успех проекта». Он также заявил, что конфискованные средства, приносящие проценты, смогут стать источником компенсаций для пострадавших. Однако суд усмотрел в его действиях злой умысел, поскольку значительные суммы ушли за рубеж, а весомая часть обещанных «реальных ферм» так и не была построена.

Планов громадье

В интервью турецким журналистам Айдын продолжает демонстрировать невероятный оптимизм. Даже два с половиной года, проведенные в стенах следственного изолятора, не смогли сломить его боевой дух. С легкостью и долей иронии он делится своими планами на жизнь после тюрьмы. «Трудно сказать, когда именно меня освободят, — признается Айдын. — В худшем случае это может произойти в 2028 году, когда я выйду на испытательный срок». В его словах угадывается намек на президентские выборы, которые пройдут в Турции в том же году: смена власти, возможно, откроет путь к помилованию.

Но на этом его фантазии не заканчиваются. Айдын составил внушительный список из 100 пунктов, которые планирует воплотить в жизнь после освобождения. Среди них — участие в экспедиции на Марс в составе миссии Starship. Он всерьез рассчитывает приобрести билеты, чтобы стать частью первой волны марсианских колонистов.

Еще один пункт его амбициозного плана — занятие электронной коммерцией. Видимо, даже опыт, связанный с крахом Çiftlik Bank, не отбил у него желания покорять новые вершины в мире бизнеса. История «Фермерского банка» — это классический пример того, как под видом инновационного «онлайн-стартапа» можно выстроить схему, напоминающую финансовую пирамиду. Мехмет и Фатих Айдыны за короткое время сумели собрать десятки (а то и сотни) миллионов долларов. Крах аферы, маскировавшейся под инвестиционный проект, стал символом борьбы с финансовыми махинациями в Турции.