«За последние треть века россияне наелись высокой инфляции по самое дальше некуда» «За последние треть века россияне наелись высокой инфляции по самое дальше некуда» Фото: © Владимир Трефилов, РИА «Новости»

Инфляция: теория и практика

Вопрос инфляции традиционно больной для России и ее жителей. За последние треть века россияне наелись высокой инфляции по самое дальше некуда. Рост цен и, главное, не поспевающий за ними рост доходов накрепко сидят в списке тех явлений, которых справедливо опасаются и которые вызывают раздражение и (тихое) недовольство, направленное на тех, кто ответственен за экономику страны. Более того, даже периоды относительно низкой инфляции, как это было в 2015 году, не меняют этой напряженной настороженности. Особо можно отметить, что официальным показателям инфляции обычно не верят, считают, что она «на самом деле» куда выше, и сейчас ровно такой момент. Думается, можно эту тему слегка потрогать и поразмышлять над ней.

Сначала надо отметить, что явление, оппозитное инфляции, а именно дефляция, является в общем и целом гораздо более опасным для экономики. Дело в том, что дефляция, т. е. снижение цен на товары, особенно потребительские, провоцирует желание откладывать покупки вновь и вновь. Зачем брать нечто сейчас, если через неделю оно будет дешевле, а через месяц — еще дешевле? И если так рассуждают все (а почему должно быть иначе?), то возникает явление, именуемое тезаврацией, или, иными словами, сохранение и накопление денег. Снижение количества покупок, т. е. фактическое падение совокупного спроса, очень быстро отражается на экономической ситуации в целом. Не покупают – предприятия не получают деньги – не могут платить зарплаты и вынуждены закрываться – растет безработица – желание тратить падает еще ниже, и цикл повторяется вновь. Именно это и называется дефляционной спиралью.

Штука эта чрезвычайно опасна, поскольку из нее нет нормальных рыночных выходов, только дождаться падения экономической активности до какого-то минимального уровня (еду же надо покупать, никуда от этого не деться) и надеяться на постепенную нормализацию. Собственно говоря, Великая депрессия вековой давности имела именно что дефляционную природу. Обычно в такие периоды активизируется государство и начинает тратить деньги — частично на различные программы поддержки страждущих, частично за счет увеличения госзаказа. Собственно, этому в значительной степени и был посвящен рузвельтовский курс New Deal.

Соответственно, дефляции правительства всеми средствами стараются не допускать. С другой стороны, высокая инфляция тоже не подарок. Она, помимо очевидного раздражения людей, порождает неопределенность для предприятий по всей структуре экономики, им становится непонятно, в какой мере повышать цены на свою продукцию. Если добавить сюда лаги, длительность цикла производства, то картина усложняется еще сильнее, и в этом случае возникает провоцирование бизнеса на повышение цен с запасом. Безусловно, здесь есть ограничение в виде конкуренции и совокупного спроса в целом, но если с конкуренцией не очень хорошо и существуют некоторые элементы экономики, не страдающие от отсутствия денег, к примеру, по причине их невероятной важности для государства, то этот стопор не работает. Цены могут расти вверх и вверх, национальная валюта — девальвироваться, возникают сложности с оплатой потребительского импорта, что дополнительно гонит цены вверх. Обычно на этом моменте на сцену выходит ЦБ, который задирает ключевую ставку в надежде сделать сбережения более привлекательными, слегка сдуть спрос и укрепить нацвалюту. Иногда это получается, иногда нет.

Отсюда и возникает этот идеал инфляции, составляющий 2% для США и 4% для РФ. Редко когда он достигается, но такое все же бывает: в 2015 году официальная инфляция в РФ составляла чуть более 3% и даже неофициальная, от разных источников, не сильно от этого отличалась. Но было это уже очень давно.

Годовая инфляция, по подсчетам «Ромира», выше 20%

Вернемся к текущей ситуации в стране. С одной стороны, по итогам 2024 года официальная инфляция в России составила 9,52%. С другой — в это мало кто верит. Инфляционные ожидания бизнеса и людей в РФ находятся на максимумах, о чем пишет ЦБ РФ в своем документе «Инфляционные ожидания и потребительские настроения». Регулятор констатирует, что, по мнению граждан, медианное значение (т. е. половина респондентов считает, что показатель больше этого уровня, а другая половина — что он меньше) «наблюдаемой инфляции» являет собой 16,4%, а медиана инфляционных ожиданий населения на ближайший год составляет 14%.

Иными словами, люди ожидают, что инфляция в наступающем году чуть замедлится, но все равно даже в таком виде эти ожидания в 1,5 раза больше актуальной официальной инфляции. Также отметим важнейший аспект: именно инфляционные ожидания, а никак не текущая инфляция (уж неважно, кто и как ее считает) являются опережающим показателем для инфляции грядущей. Собственно, инфляционные ожидания и означают, что примерно на столько повысятся цены в будущем — и примерно на столько же надо повышать и плату за свои товары и услуги.

Далее. Есть еще один показатель, который можно отнести к инфляционным. Это индекс-дефлятор цен на FMCG (товары повседневного спроса), который считается холдингом «Ромир» по реальным живым чекам реальных живых людей. Увы и ах: согласно этому индексу, рост цен в этом сегменте с сентября 2023 года по сентябрь 2024-го составил 22%, а, скажем аналогичный показатель за период с февраля 2022 года по февраль 2024-го — 57%. Иными словами, можно говорить о том, что в потребительском сегменте, наиболее «шкурном» для граждан, годовая инфляция стабильно держится выше 20%, несмотря на все официальные показатели.

Посчитали — прослезились

Кстати, об официальных показателях и их подсчете. На 2025 год Росстат обновил методику подсчета инфляции. По новой методологии, из расчета инфляции уходят цены на авиабилеты, комбинированные анальгетики, «Аллохол» (желчегонное) и поливитамины, а приходят «восстановление зуба пломбой», «Пенталгин», «Трекрезан» и активированный уголь. Здесь возникает закономерный вопрос: почему? Только внутренними авиалиниями в прошлом году было перевезено почти 85 млн человек, иначе говоря, рынок авиабилетов измеряется сотнями миллиардов рублей, а то и триллионами! Почему так? Почему такой важнейший потребительский сегмент оказывается вне инфляционного мониторинга? Увы, Росстат не дает ответа.

Но сам вопрос от этого никуда не девается! Почему Росстат считает инфляцию именно так, а не иначе, да и вообще, как надо считать инфляцию «правильно»? Сейчас методика — прерогатива этого ведомства и «черный ящик» с точки зрения влияния на него экспертного сообщества. Оно, сообщество, особо не страдает, лишь слегка ворчит и начинает ориентироваться на спектр показателей из приведенных выше, к которым, кстати, для полноты картины можно причислить индекс-дефлятор ВВП, промышленную инфляцию, отдельно рассматривать инфляцию по секторам и т. д. Но: на официальную государственную инфляцию вынуждены ориентироваться государственные же органы, в частности, в деле индексаций разнообразных пенсий и пособий. Т. е. мало того что индексация всегда идет по факту и является запаздывающей, она еще и запросто может не соответствовать фактическому росту цен.

«Граждане ожидают роста цен на 14 процентов (по медиане)» «Граждане ожидают роста цен на 14 процентов (по медиане)» Фото: «БИЗНЕС Online»

Рост цен будет продолжаться?

Вообще говоря, вот такая вот фокусировка на инфляции вообще и на недопущении ее высокого уровня в частности подчиняется так называемому закону Гудхарта. Чарльз Гудхарт, британский экономист, предложил его, постулировав, что «любая наблюдаемая статистическая закономерность склонна к разрушению, как только на нее оказывается давление с целью управления», или же, по-простому, «как только мера становится целью, она перестает быть адекватной мерой». Если начать давить на экономику, пытаясь удержать в рамках подсчитываемый по некоторой методологии некоторый показатель (необязательно инфляцию), то этот показатель перестает адекватно отражать реальность. И это если не касаться адекватности методологии вообще и вопроса об авиабилетах. То же самое можно говорить о такой синтетической счетной вещи, как ВВП, и уж тем более о ВВП по ППС.

Что в итоге? Рост цен будет продолжаться. Граждане ожидают роста цен на 14% (по медиане), предприятия говорят о 10,8%, предприятия розничной торговли (наиболее близкие к нашим кошелькам) — о 15,2%. И эти показатели выше, чем год назад, так что можно ожидать, что и инфляция, уж как ее ни считай, окажется выше, чем год назад. Наконец, если действительно начнется снижение ставки, о чем сейчас начали говорить, то это спровоцирует отток средств с депозитов (ставки по ним уже пошли вниз) и вываливание этих денег на потребительский рынок и в меньшей степени на валютный. Последствия понятны — рост цен и девальвация рубля.

И это полностью ожидаемо в текущей ситуации ограниченного предложения импортных потребительских товаров и перетока ресурсов в избранные сектора экономики.