Ильдар Ханов Ильдар Ханов Фото: Олег Косов

Соединение всех скульптур Ханова должно было складываться в эзотерическую фигуру…

Сегодня 12 лет, как не стало одного из самых знаковых художников Татарстана, философа, целителя и автора Храма всех религий Ильдара Ханова. Он покинул этот мир 9 февраля 2013 года в возрасте 72 лет, причиной стал инфаркт. Его вклад в культуру республики сложно переоценить: за свою карьеру он написал сотни картин, создал более 70 скульптурных и монументальных произведений, а чего только стоит Вселенский храм, ставший культовым местом, точкой туристического и паломнического притяжения. Но для Набережных Челнов его фигура особенно сакральна — Ханов создал более десятка масштабных произведений, благодаря которым автоград имеет свой скульптурный облик, а не остался только городом серых панелек. Среди знаковых такие работы, как «Родина-мать», «Ангел-хранитель», «Эволюция», «Пробуждение», «Древо жизни», «Расщепление атома», «Регбисты» и др.

К сожалению, значительная часть творений сейчас в плачевном состоянии и нуждается в реставрации. Летом прошлого года мэрия Челнов сообщала, что город подготовил смету на реконструкцию скульптур Ханова. Сколько именно понадобится средств, когда начнутся реставрационные работы, пока неизвестно.

О необходимости реставрации творений Ханова говорят давно и на разных уровнях. Одним из первых обратил внимание на ситуацию художник, председатель набережночелнинского отделения союза художников России Ленар Ахметов (на фото) О необходимости реставрации творений Ханова говорят давно и на разных уровнях. Одним из первых обратил внимание на ситуацию художник, председатель набережночелнинского отделения союза художников России Ленар Ахметов (на фото)

Проблема с творениями Ханова тянется уже не первый год. О необходимости их реставрации говорят давно и на разных уровнях. Обращения были и в администрацию Челнов, и в минкульт РТ, но пока дело не движется. Одним из первых обратил внимание на ситуацию художник, председатель набережночелнинского отделения союза художников России Ленар Ахметов, с которым корреспондент «БИЗНЕС Online» прогулялся по автограду и изучил, как «увядают» работы выдающегося татарстанского мастера.

«Древо жизни»

Первая остановка — бульвар Энтузиастов в новой части Челнов, где располагается большая серия монументальных работ Ханова из бетона и смальты. Каждая из работ — «энергетическая чакра», вместе они насквозь пронизывают бульвар. Есть даже легенда, что монументов на бульваре должно было быть еще больше и от скульптуры «Древо жизни» до Шишкинского бульвара планировался подземный ход. Якобы соединение всех скульптур на карте Челнов должно было складываться в эзотерическую фигуру.

«Ангел-хранитель»

Начнем с «Ангела-хранителя», возвышающегося у входа на бульвар со стороны бизнес-центра «2.18» (в народе — «Тюбетейка»). Ее установили в 1984-м. Даже невооруженным взглядом заметны огромные трещины у основания памятника, влага и морозы медленно разрушают его структуру, есть опасения, что крылья «Ангела» могут отвалиться. «Мы проводили в том году экспертизу. Основной несущий каркас крепкий, а вот тонкая армирующая сетка под ним настораживает. Что, если началась коррозия? Если начать реконструкцию сейчас, можно отделаться малой кровью», — рассуждает Ахметов.

Ильдар Ханов родился 3 ноября 1940 года в поселке Старое Аракчино. Детство в военные годы было тяжелым: скончались два его брата, сам Ильдар пережил клиническую смерть в 1943-м. Получил образование в Казанском художественном училище и Московском художественном институте им. Сурикова. За свою карьеру создал более 70 скульптурных и монументально-декоративных произведений, а также написал сотни картин.

В 1993 году на территории родного дома в Аракчино начал строить Храм всех религий, объединив 18 конфессий — ислам, православие, католицизм, буддизм, иудаизм, а также исчезнувшие цивилизации. Идея к художнику пришла после посещения Индии и Тибета. Работы велись за счет пожертвований. После смерти Ханова в 2013 году храмом занимается его брат Ильгиз Ханов — художник, скульптор, иконописец.

Ханов-старший является заслуженным деятелем искусств РТ, был награжден Госпремией РТ им. Тукая (2010).

Стоящему недалеко монументу «Пробуждение» 1983 года повезло больше — в 2022-м его отреставрировали челнинские мастера под руководством народного художника Татарстана Владимира Акимова. А вот следующей на пути скульптуре «Эволюция» (ее установили в 1982-м), которая находится посреди бульварного фонтана, грозит разрушение на две части. Ветра, влага и ощутимые перепады температур планомерно превращают шедевр Ханова в решето. На памятнике также имеются крупные трещины, в некоторых «подселился» мох. Часть объекта, выпирающая из периметра фонтана, ограждена, чтобы не произошел несчастный случай. Дело в том, что низ этой части попытались заделать цементом, но, кажется, не очень помогло.

Эволюция

«Этот памятник огорожен, видны трещины. Есть опасность, что часть может рухнуть. Сетчатый каркас, на котором памятник держится, не выдержит. В исполкоме опасность понимают и потому оградили территорию», — объяснил наш собеседник.

«Противостояние» «Противостояние»

Недалеко от «Эволюции» расположилось «Древо жизни» (ближе к торговому центру «105-й»), которое появилось здесь в 1989 году. Памятник сохранился еще более или менее, но нужно как минимум отшлифовать мозаику, поскольку теряется эстетический вид. С 1981-го по 2013-й на бульваре Энтузиастов на площадке перед гостиницей «Татарстан» стояла работа «Метеорит» и тоже была частью серии у фонтана. Ее перенесли на площадь перед центральной городской библиотекой, однако вместе с тем состояние объекта лучше не стало.

Фонтан у ДК «Энергетик»

Печальная участь памятника, посвященного Высоцкому

Переместимся в старую часть Челнов, в поселок ГЭС. Здесь располагается фонтан у ДК «Энергетик», который больше похож на поднятый со дна океана реликт, нежели на очередной шедевр Ханова. Смальта потускнела, основание покрыто известью, отслаивается бутовый камень. Возможно, предполагает Ахметов, придется разобрать и заново пересобрать объект, технически это сделать можно, поскольку он собран по принципу кирпичной кладки. По крайней мере, видно, что у основания эта конструкция монолитная, трещин нет, они идут по надстройке.

«Регбисты»

У возведенного в 1980-х памятника «Регбисты» рядом со стадионом «Строитель» печальная участь. Это одна из самых пострадавших статуй. Посвящена она поэту Владимиру Высоцкому, с которым Ханов познакомился в Москве. Он считал, что жизнь народного артиста похожа на игру в регби, где победа достается потом и кровью. Увы, оба объекта — «Регбисты» и «Строитель» — в запустении. Возле них появилась платная парковка, заставленная машинами, позади памятника — крытая площадка для ярмарок. Технически скульптура относительно «собратьев» сохранилась хорошо, ей нужен лишь косметический ремонт. Редкие трещины — результат механического воздействия. Проще говоря, вандализма. Памятник издавна притягивал подростков-неформалов, разрисовавших его граффити. Архитекторы уже предлагали перенести «Регбистов» со спортивного отшиба, но дальше предложения дело не пошло. Это опять же вопрос финансов: за чей счет переносить?


«Родина-мать», которую хотели взорвать, но спас француз

На ГЭСе же находится и мемориальный комплекс «Родина-мать», посвященный героям Великой Отечественной войны. Нареканий к этому комплексу нет, власти следят за ним регулярно. Это первая работа Ханова в автограде. Проект состоит из Вечного огня, траурной стены и скульптуры Родины-матери, стилизованной под птицу феникс, на крыльях которой барельефные изображения лиц героев войны. По легенде, объект помогал строить сам Высоцкий, который заезжал в Челны в 1975-м. Якобы артист даже замешивал бетон для памятника. К слову, Ханов переехал в Челны из Москвы в 1975-м по приглашению Рината Насырова, в то время главного архитектора автограда, который и предложил художнику создать мемориал к 9 Мая. Причем «Родина-мать» должна была быть готова всего за два с половиной месяца. Первый секретарь городского комитета КПСС Раис Беляев тогда и слышать не хотел, что можно не уложиться за это время.

«Родина-мать»

Строительство шло не гладко: то глина для скульптуры была неподходящей, потом закончился гипс, который смогли найти только в Харькове, строители допускали серьезные ошибки и т. д. И все же 1 мая комплекс был готов. Но неприятности Ханова не закончились и после этого. Москве, а точнее, министру культуры СССР Екатерине Фурцевой, «Родина-мать» не понравилась, ее посчитали авангардной. Решено было памятник «уничтожить», скульптора — посадить.

Чтобы не попасть в тюрьму, Ханов больше месяца жил в памятнике «Родина-мать», точнее, в ее хвосте, где во время заливки бетона образовалась полость. Сам объект хотели сначала взорвать, но не получилось, поскольку он был сделан из высококачественного бетона и японской арматуры. Предложили вырыть рядом котлован и свалить монумент туда, но тоже не вышло — фундамент постройки уходил вглубь на 20 метров. «Родину-мать» спас французский писатель и журналист Андре Ремакль, приехавший в Челны писать книгу о КАМАЗе. Ему скульптура понравилась, о чем доложили генсеку Леониду Брежневу, который приказал объект сохранить. Потом о «Родине» писали иностранные журналы сплошь с хвалебными отзывами.

«Сердце галактики»

«Ринат Насыров рассказывал о приказах, которые приходили к нему сверху с требованием разобраться [с Хановым]. С его слов, насколько я помню, он затягивал реализации приказов, дожидался приезда иностранных делегаций и писал уже встречное письмо об отмене приказов. Партия не хотела ударить в грязь лицом перед западным миром подрывом таких памятников», — добавил Ахметов.

«Метеорит»

К 1981 году вовсю шла застройка Нового города Челнов, и украсить центральную ее часть, бульвар Энтузиастов, дали Ханову, который «поселил» там серию своих работ. В 1993-м в автограде прошла его первая персональная выставка, где была показана живопись художника и картины «Хиросима-1», «Хиросима-2», «Доля матери», «Апокалипсис», «Костер человечества» и др. Последней работой Ханова, установленной в автограде, стала «Энергия» (или «Сердце галактики») на выезде возле Боровецкого моста. Готовая скульптура пролежала под мостом 10 лет, поскольку весила 150 т и не было кранов, которые могли бы ее поднять. Ханову помог генеральный директор КАМАЗа Николай Бех (1987–1997), который предоставил мощный кран для установки. Всего художник прожил в Челнах более 15 лет.

Дина Ахметова: «Набережные Челны — молодой город, который украшают произведения искусства Ханова. Город это делает привлекательным с точки зрения архитектуры и культуры» Дина Ахметова: «Набережные Челны — молодой город, который украшают произведения искусства Ханова. Город это делает привлекательным с точки зрения архитектуры и культуры» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ни в одном городе России такого нет»

Скульптуры Ханова — часть городской среды, истории и «ядро» архитектурного кода Челнов, который формировался и развивался во времена Советского Союза, подчеркивают искусствоведы. Памятники необходимо сохранить, тем более в городе, где почти нет красивых исторических зданий или объектов.

«Набережные Челны — молодой город, который украшают произведения искусства Ханова. Город это делает привлекательным с точки зрения архитектуры и культуры, — рассуждает искусствовед, главный научный сотрудник ГМИИ РТ Дина Ахметова. — В Казани все его работы были фактически уничтожены, поэтому, чтобы сохранить монументальное наследие Ханова, нужно охранять памятники в Челнах. Тем более ничего подобного там и нет: если в столице Татарстана есть советский модернизм (мозаика, роспись), в Челнах его очень-очень мало».

Фактически Ханов создал лицо города, соглашается с искусствоведом Ахметов. «Памятники делались в том числе для того, чтобы продемонстрировать делегациям из Италии или Германии, что в Советском Союзе есть не только соцреализм, но и абстрактное, современное искусство, в чем-то перекликающееся с латиноамериканскими художниками, — говорит Ахметов. — Для того времени это было очень прогрессивно». Кроме того, продолжает наш собеседник, художественные работы мастера имеют еще и культурно-историческое значение для города. Все-таки это исторический пласт начала 1980-х, уникальное явление для СССР. Ни в одном городе России такого нет.

«Памятники всегда должны реставрироваться, тем более прошло 40 лет», — обеспокоен младший брат Ханова Ильгиз Ханов, с которым они вместе создавали скульптуры в автограде «Памятники всегда должны реставрироваться, тем более прошло 40 лет», — обеспокоен младший брат Ханова Ильгиз Ханов, с которым они вместе создавали скульптуры в автограде Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом до сих пор никто не обращался в комитет РТ по охране объектов культурного наследия насчет вопроса включения скульптур Ханова в реестр объектов культурного наследия. К тому же процедура несложная: к заявлению нужно приложить сведения об историко-культурной ценности объекта, обосновывающие отнесение к ОКН (документы, фото, иные материалы и сведения, полученные по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками ОКН). Как уточнили в комитете, в единый госреестр памятников истории и культуры народов России могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее 40 лет.

«Памятники всегда должны реставрироваться, тем более прошло 40 лет, — обеспокоен младший брат Ханова Ильгиз Ханов, с которым они вместе создавали скульптуры в автограде. — Надо приглашать специалистов и это делать. Найти инициативную группу, художественный фонд, привлекать художников. Если что надо, я помогу, в состоянии все это сделать, готов поехать. Но пока никто не обратился. В Барселоне за объектами Антонио Гауди следит государство. У нас тоже должны так же».