In Got We Trust («На Бога уповаем»)

Официальный девиз США

Make America Grate Again! («Сделать Америку вновь великой!»)

Политический девиз Дональда Трампа

Первые две недели после вступления в должность президента Дональда Трампа придали ситуации текущих перемен небывалый динамизм. Это так и воспринимается, даже на фоне бурного прошлого года. А Трампу удалось организовать дополнительный толчок для эскалации перемен, как мировых, так и внутриамериканских. И не просто толчок, а, скорее, пинок, если обратить внимание на стиль.

Давайте признаем, что мы не владеем той полнотой информации, которая позволяла бы нам уверенно судить о конкретике действий Трампа, и, тем более — о механизмах и перспективах их реализации на деле и в конечном итоге. Не владеем, ну, и слава Богу — у нас своих проблем хватает. Да и сам Трамп, похоже, не так крепко владеет, как заявляет об этом.

Но вот, если посмотреть на его неординарную фигуру в контексте предстоящих глобальных и социальных перемен, а еще лучше — в связке с другими публичными фигурами, лидерами стран, корпоратократий и т. п., то перед нами очень интересный кейс. Который, может быть, научит более внимательно оценивать собственный перемены — в душе, в доме и в державе — оценить их как бы со стороны и на фоне, т. е. более объективно и непредвзято.

Кейс перемен — от Бога или Дьявола?

Да-да, именно учебный кейс! Как говорится, Богом предназначенный урок для обучения каждого на внятном потоке знаковых событий и понятном ему языке. Только включи свою волю и внимание — смотри, слушай и соображай! Этот сериал «В потоке перемен» демонстрируется именно для тебя: уже начинается 2-й сезон, и тебе надо вспомнить краткое содержание предыдущих серий, чтобы уловить сюжет и, если повезет, угадать финал. Но в любом случае, не удивляйся потом, что по окончании сериала ты выйдешь из него с переменившимся сознанием и новым мировоззрением.

Толковый обучающий кейс обычно фиксирует некую проблемную ситуацию, ее условия и участников. А затем предлагается найти ее решение. В отличие от обычных бизнес-кейсов, которые создаются на примере какой-нибудь локальной темы в бизнесе, в данном случае мы имеем дело с необычным кейсом — «Кейсом глобальных перемен». Фундаментальных, причем, перемен, которые только начались с вершков власти и управления, но обязательно дойдут до самых корешков жизненного уклада всех и каждого.

Во-первых, нынешнюю напряженную ситуацию в мире («угрожаемый период» в терминах военных стратегов) никто не придумал, а она сложилась, как есть. По божьей воле или по замыслам тайных сил — какая нам разница, если это за пределами наших знаний и информированности? И, как минимум, на ближайшее десятилетие она спокойнее не станет. Если вообще не сорвется в мировой конфликт с непредсказуемыми последствиями, ракетно-ядерными ударами и т. п. А если кто-то считает, что автор «пугает» и «впаривает», то пусть вспомнит формулу здравого смысла: «Надейся на лучшее, но рассчитывай на худшее».

Во-вторых, это кейс явно на тему конфликта ведущих цивилизаций и их базовых ценностей, а не просто борьба за ресурсы, территории и т. п. — это вторично. Часть России и вся Украина за три прошедших года это уже усвоили, и до всех остальных тоже понемногу доходит. Спасибо Трампу — он хороший вразумитель в части мироустройства по формуле «Мир через силу».

В-третьих, этот кейс разыгрывается на примере всем известных публичных фигур, которые по факту дня стоят у руля власти в своих странах. Как бы их ни называли: президенты, премьер-министры, самодержавные правители, монархи, нелигитимные самозванцы, даже клоуны и т. п. Потому что важна реальная власть кормчего в потоке перемен, а не формальный статус.

Мы же видим сейчас почти ежедневно или раз в неделю, что легитимный президент может сбежать, премьер уйти в отставку под давлением уличной толпы, охрана «растеряется» во время покушения на ЛПР и т. п., а остальные легко переобуваются на бегу. Даже вчерашний клоун-стендапер становится грозным оборотнем, получив покровительство «смотрящего Дяди Сэма» и почти всей евро-своры. Как ни крути, а третий год сражаемся и, увы, бываем иногда сражаемы…

Публичные фигуры в ширмах и декорациях власти

Для самообучающего кейса удобно рассматривать проблему именно на публичных фигурах: они у всех на виду и обычно действуют предсказуемо. А если и отступают от привычной для публики линии поведения, то быстро слетают со сцены или, наоборот, становятся генераторами и ускорителями перемен в точках бифуркации, что тоже сразу становится видно.

Кроме того, разбор кейса масштабных перемен на примере элитных фигур существенно упрощает задачу тренировки восприятия. Обычный обыватель из толпы, в зависимости от степени социального оптимизма или цинизма, рассуждает двояко. В первом случае он надеется, что «там наверху — они поумнее нас и знают, что делают». И эта надежда умирает последней, вместе с ним. А циник, меряя по себе, считает, что на вершинах власти люди руководствуются только «шкурными» интересами. И не дай Бог, если такой оказывается во власти.

Истина, скорее всего, не посередине, но гораздо выше той и другой «кочки зрения». Механизмы власти над людьми устроены так, что и свобода воли, и произвол конкретного человека, вознесенного на вертикаль, на самом деле предельно сжаты в узком коридоре обстоятельств и возможностей. Никто не думает о том, что пресловутая вертикаль бывает слишком часто похожа на одинокий кол посреди социума…

А высокое и низкое в ходе реализации управленческой воли перемешаны самым невероятным образом. Этот эффект «тяжелой шапки Мономаха» (см «Бориса Годунова» А. Пушкина) вдумчивый человек способен различить даже на вершине корпоративной пирамиды, не говоря о верховном уровне. Недаром, покидая свой пост, первый президент РТ трижды публично повторил о том, как трудно «выйти из прочного и порочного круга». Надеемся, это многие услышали… Как и памятные слова Бориса ЕльцЫна (загадочный корень Эль-чын?) …

А для нас, зрителей, это публичная сцена, на которой в образной форме разыгрываются поучительные кейсы. Но надо понимать, что актеры выходят на публику из-за кулис, а режиссеры сидят за ширмой верховной ложи.

Политический бизнес — ничего личного

Итак, Дональд Джон Трамп (ДДТ), 14.06.1946 г. р., рост 1,9 м, пятеро детей от трех жен и 10 внуков. Близнецы — самый многогранный, притягательный и противоречивый знак Зодиака (двойственность Близнецов), связан с Меркурием, т. е. торговлей. Корни рода Трампов в Германии, Бавария: дед Трампа Фридрих в 1885 году эмигрировал в США в возрасте 16 лет. Трампы — отец и сын — долго скрывали свое немецкое происхождение, выдавая себя за шведов. И лишь с десяток лет назад Трамп заявил, что гордится немецкими корнями, а позже добавил, что также чувствует себя шотландцем (по материнской линии).

Что мы знаем о Трампе лично? Да ровным счетом ничего — чужая душа потемки, а мнения, суждения, предположения не в счет, они только сбивают с толку, когда речь идет о фигуре публично-медийной сферы. Не исключено, что в середине или к концу срока на публике появится оцифрованный двойник, как это было или не было с Борисом Ельциным…

Поэтому каждый судит о личности Трампа, исходя из своего возраста и накопленного жизненного опыта. При этом стоит, все же, обратить внимание на один знак и один несомненный факт. Знак в том, что образ Трампа удивительно схож с образом легендарного «дяди Сэма», каким его изображали советские карикатуристы периода холодной войны: высокий сильный мужчина с резкими характерными жестами.

А несомненный и, возможно, ключевой на данный момент факт личной биографии Трампа — это то, что в ходе избирательной кампании он попал в редкую категорию «недострелянных». И таким людям присуща особая живучесть и решительность в последующих действиях: им «нечего терять!» Да и просто представьте себя после чудесного избавления от неминуемой смерти — это уже другая жизнь, другие планы, а у Трампа еще и длинная воля, укрепляющая намерение и предназначение.

Фото: www.globallookpress.com

Теперь о Трампе-бизнесмене — ничего личного. Это, пожалуй, классическая фигура американского предпринимателя старой закалки, корни которой надо искать в 20-м или даже 19-м веке. Это не тот тип «успешного бизнесмена на горячих деньгах», который возник за последние 30-40 лет на волне «спекулятивной финансиализации» в Америке, Европе, а потом и в Новой России. Трамп это непреклонный «бизнес-медведь», который, опираясь на реалии хозяйства и личных связей, идет напролом через потери и скандалы, падает, но снова поднимается, чтобы подняться выше.

В итоге он поднял планку своего предпринимательства на уровень большой политики, обнаружил здесь растерянность и дряхлость старых элит и политических кланов — и решил предпринять: «Сделать Америку вновь великой».

В этом смысле есть серьезный зазор между логикой его намерений и логикой обстоятельств, между бизнес-форматом его мысле-действий и явно отжившим форматом большой, даже глобальной американской политики. И с первых дней его президентства мы видим этот «неформат».

Если ему удастся своим цинично-деловым подходом и волевым напором «осушить вашингтонское болото», то есть шанс на серьезное обновление американской политической системы и, как следствие, даже частичное восстановление и укрепление мировой власти «Pax-Americano». Тогда всем остальным придется туго — буквально, в смысле сжатия обстоятельств непреодолимой силы. И это станет триггером ускорения глубинных перемен, в том числе в Китае и России, не говоря уже о тех, кто вовремя не спрятался…

В условиях примерного равенства противоборствующих в потоке перемен сил ключевую роль играет личный стиль центральной фигуры «партии перемен». В точках бифуркации решают пассионарные люди, и если им удается решить свои задачи, их потом записывают в разряд исторических личностей.

О стиле Трампа много говорит слово «сделка», которое он перенес в свой политический лексикон из бизнеса. В американском смысловом поле английское слово сделка — deal от смысла «делить» — весьма многозначно: это и коммерческая сделка, и соглашение сторон, и курс экономической политики, и даже сделка с дьяволом. Кроме того, это глагол, означающий «иметь дело», «справляться», «торговать».

И вот, мы видим, как с первых дней Трамп в роли президента превращает свои политические идеи в сделки — или наоборот, предлагая миру «сделки» по Гренландии, Канаде, Мексике, панамскому каналу и палестинской Газе. Но пройдет ли эта подмена идей сделками — idea vs deal — это зависит уже от реального политического капитала нового старого президента — 45 и 47 по счету.

А тут надо понимать, из чего и как сложился этот капитал. По большому счету, видимое внутриполитическое и геополитическое шоу Трампа это пока только ширма, за которой скрывается борьба самых разнородных политических сил, претендующих на ведущие роли в американских и глобальных переменах.

Трамп-1

Нынешний статус «глобального дирижера» Трамп приобрел не враз, а через выпавшую ему или заготовленную трехходовку. Трамп-1, Трамп-2 и Трамп-3 — это ступени восхождения его к нынешней роли, но не по прямой лестнице, а по причудливой спирали, и каждый раз — на новый уровень игры.

Сначала в 2016 году он неожиданно победил на выборах Хиллари Клинтон, приготовленную на роль женщины-президента от клана Обамы-Клинтонов, играющих интересы отстойного крыла глобальных Больших Финансов (БФ). Казалось, они — БФ, только-только подошли к пику своего могущества, которое лишь стоит утвердить: кого-то уговорить, а кого-то разбомбить… Но застой и отстой в финансовой базе и элитной надстройке, как всегда, подкрался незаметно.

Теперь-то легко, задним числом подобрать и вспомнить валютно-финансовые и элитные знаки и признаки этой застойной паузы, возникшей в алгоритме закрепления глобальной власти БФ. Но оставим это политологам и финансистам. Тут важнее подчеркнуть и запомнить впечатление неожиданности первого электорального выигрыша Трампа. Кто бы что ни говорил, изображая из себя пифию, эта первая электоральная победа была действительно неожиданной, но в итоге оказалась мнимой.

Неожиданной, потому что инерция социума, как системы устоявшегося порядка, и массового сознания, как энерго-носителя этого порядка в формате здравого смысла, допускает какие угодно изменения в форме прогресса, регресса, реформаций и даже революций, Но только не перемены глубинных основ и соотношения центров сил, которые всегда как бы вне-//над-//под-социальны.

Фото: © Нина Зотина, РИА «Новости»

См на изображение социальной пирамиды c оторванной верхушкой на купюре 1$ — символическое изображение реальной, но скрытой социальной власти. Надо только понимать, что треугольник с Глазом Гора может быть расположен не только сверху, как это видели рациональные отцы-основатели США, но часто снизу или по бокам. Скажем, в случае России характерно сочетание лево-правой позиции верховной власти, что символизируется образом двуглавого державного орла.

К чему это отступление? Да к тому, что смешение фокусов восприятия, когда не различаются коренные перемены и поверхностные изменения, победы электоральные, политические и реальные и т. п. — это самая первая социальная ширма и ловушка для восприятия, которая уводит человека не только от истины, но и от простой правды жизни. А без четкости фокуса никак не обойтись при разборке своих собственных — личных и державных проблем.

Этот сбой восприятия проявился, например, в реакции массового сознания РФ на первый приход Трампа (ДДТ-1), который был, как обычно, отформатирован и утрирован политологами и журналистами в доминирующем «казенно-патриотическом» духе. Дескать, «Трамп наш», хотя Трамп-1 успел и на первом сроке обильно «посыпать дустом ДДТ» не только в сторону наших условных партнеров — Китая и Ирана — но и в адрес РФ — поставками наступательных вооружений Украине, еще до Байдена и до начала СВО. Вспомним также, что «обломался» его напор только на КНДР. И это пример того, какая же «корейская воля» должна на самом деле противостоять американской гегемонии.

(Продолжение следует)