В универсальном зале нового театра им. Камала собрались специалисты по городскому развитию, футурологи и архитекторы, чтобы обсудить, каким будет город будущего и само население в третьем тысячелетии В универсальном зале нового театра им. Камала собрались специалисты по городскому развитию, футурологи и архитекторы, чтобы обсудить, каким будет город будущего и само население в третьем тысячелетии

Городские агломерации — это не для России

«Времени настолько мало, что я буду работать в стиле дельфийского оракула. Большое царство будет разрушено, а дальше сами понимаете, где, как и какое», — начал свое выступление на панельной дискуссии форума «Казаныш» известный футуролог Сергей Переслегин. В универсальном зале нового театра им. Камала собрались специалисты по городскому развитию, футурологи и архитекторы, чтобы обсудить, каким будет город будущего и само население в третьем тысячелетии.

По мнению Переслегина, скелеты городов в долгосрочной перспективе останутся. «Мы будем жить в той же системе расселения, что наши отцы и дети. И в этой системе станут жить наши внуки». Причем скелеты российских городов не похожи ни на западноевропейскую систему расселения, ни уж тем более на американскую. В России, по словам эксперта, нет, не было и не будет городских агломераций. Вместо них в нашей стране — «городские созвездия» или «архипелаги».

Основой новой системы станет малоэтажное строительство и широкое использование возобновляемых и легко утилизируемых материалов, таких как дерево и керамика. Останется и большое количество незастроенного пространства. Уже сейчас люди следуют концепции двух жилищ: офис в городе и всепогодный дом в пригороде. В ближайшие 10 лет концепция расширится до трех жилищ — к уже имеющимся добавится гостевой дом в другом регионе с иной культурой или климатом.

Сергей Переслегин: «Казань конечно, один из старых городов, классических городов-крепостей, городов-рынков. Здесь проходит столько мероприятий, что она иногда играет роль «мерцающего» города».» Сергей Переслегин: «Казань конечно, один из старых городов, классических городов-крепостей, городов-рынков. Здесь проходит столько мероприятий, что она иногда играет роль «мерцающего» города»

Российская система расселения развивается с середины XVI и до наших дней. Что может измениться в ближайшие 40 лет? Как считает футуролог, в будущем Владивосток станет промышленным, а не морским городом. На западной границе резко вырастет число военных и промышленных городов. «Не могу не обратить внимание, что в этой схеме развития вне зависимости от того, что будет с государственными границами, Варшава, Киев и Днепропетровск оказываются включенными в городские российские созвездия, и я не вижу здесь альтернатив», — поделился прогнозом эксперт. Петрозаводск и Петербург резко изменят свой характер и вновь, как и в XVIII веке, станут военными.

«Вечные» города — Рим, Стамбул, Иерихон, Дамаск — будут и дальше оставаться таковыми. «А вот Москва застряла: она выше „мирового“ города и ниже „вечного“ города, — отметил Переслегин. — Нельзя быть мировым городом столице прогрессивного человечества — это слишком сильное падение в статусе. Но Москва слишком молода для вечного города! Что произойдет с ней — это очень интересный вопрос. Впрочем, не менее интересный вопрос, что будет с Казанью. Это конечно, один из старых городов, классических городов-крепостей, городов-рынков. Здесь проходит столько мероприятий, что она иногда играет роль „мерцающего“ города». Он пояснил, что под мерцающим подразумевает город, который словно то возникает, то пропадает.

Также футуролог предвидит появление космополисов: «Выход из фазового кризиса с неизбежностью требует выхода из предыдущей глобализации, которая охватила Землю. Следовательно, это означает выход за пределы Земли. Даже в самых позитивных и благоприятных сценариях людей на периферии вне земли будет сотни, может быть, первые тысячи. И совершенно неожиданно для организации жизни человечества в следующей стадии развития мы приходим к аналогу архаичного полиса, где людей было немного и мир кончался сразу за его границами». Переслегин прогнозирует появление во Внеземелье малых поселений — эдакой мозаичной империи, где в каждом полисе будет своя цивилизация и даже «свое человечество».

Людмила Бурлакова: «Будущее наступает гораздо медленнее, чем мы думаем. Но когда оно наступает, наша жизнь меняется сильнее» Людмила Бурлакова: «Будущее наступает гораздо медленнее, чем мы думаем. Но когда оно наступает, наша жизнь меняется сильнее»

А где-то страдает робот…

Однако директор по маркетингу и коммуникациям Ipsos в России и трендвотчер Людмила Бурлакова была менее оптимистична в плане развития высоких технологий, роботов и выхода за пределы Земли. «Будущее наступает гораздо медленнее, чем мы думаем. Но когда оно наступает, наша жизнь меняется сильнее», — отметила она. Согласно исследованиям компании, кассы самообслуживания и чат-боты клиентской поддержки уже давно стали привычными для большинства россиян, однако роботы-официанты и роботы-доставщики за четыре года работы не смогли стать повсеместными и вытеснить людей. Технологии ради технологии потребителю не нужны.

«Почему курьеры на велосипедах выстояли? — задалась вопросом Бурлакова. — Потому что есть куча барьеров и ограничений. Курьер спокойно проезжает через сугробы». Препятствием для робота-доставщика становятся брошенные самокаты или велосипеды. «Ждем, когда технология дозреет или когда люди станут дисциплинированнее. Убирайте велосипеды и самокаты, где-то может страдать робот!» — призвала Бурлакова.

Вместо метавселенных пришел искусственный интеллект, который уверенно и прочно завоевывает популярность из-за своей простоты Вместо метавселенных пришел искусственный интеллект, который уверенно и прочно завоевывает популярность из-за своей простоты

Двухколесные «люди» пока не способны полноценно помогать и в быту. В категории «Инновации для дома» основную кассу делают голосовые помощники, с которыми легко можно найти общий язык и детям, и взрослым, а вот продажи домашних андроидов падают. Бурлакова вспомнила, каким показывали будущее с роботами в кино 20 лет назад, где герои поначалу сильно боялись говорящей железки с тысячей функций: «Что в реальности есть сейчас? Всеми возможными способами эти андроиды появляются в нашем пространстве. И мы их видим не всесильными и пугающими, а беззащитными. Нам хочется выразить им эмпатию, сочувствие».

Также люди стали меньше смотреть в сторону электромобилей из-за их дороговизны. Вместо метавселенных пришел искусственный интеллект, который уверенно и прочно завоевывает популярность из-за своей простоты. Уже сейчас многие научились приспосабливать его в быту: например, спрашивать у ChatGPT, что подарить близким или что приготовить на новогодний стол, подытожила Бурлакова.

Аиша бин Бишр: «Мы стараемся привлекать талантливых специалистов. Рады, что россияне работают в ОАЭ» Аиша бин Бишр: «Мы стараемся привлекать талантливых специалистов. Рады, что россияне работают в ОАЭ»

Капиталистическая модель — это тупик

Следующей слово взяла эксперт по глобальной цифровой трансформации, стратегический лидер инициатив умного города (ОАЭ) Аиша бин Бишр, которая рассказала об опыте внедрения высоких технологий в Дубае. В городе, который позиционируется как город будущего уже сейчас, есть умная система водоснабжения и система отслеживания чистоты воздуха. Впереди — автономные транспортные системы (такси без водителя уже обкатывается). Глядя на рост биткоина, власти ОАЭ считают нужным развивать блокчейн-технологии. Без кадров никуда. «Мы стараемся привлекать талантливых специалистов. Рады, что россияне работают в ОАЭ», — сказала Бишр.

«Чтобы делать бизнес в Дубае, лучше знать какого-нибудь шейха»: чем затягивает город небоскребов и «крипты»

Сооснователь архитектурного бюро Megabudka Артем Укропов призвал смотреть на создание и развитие городов будущего с точки зрения решения всех проблем человека: «Мы постоянно придумываем „улучшайзеры“. Например, строим дороги, а потом думаем, как их обслуживать. Это путь в никуда! Мы копаемся перед своим носом, потому и прогресс не идет. Гораздо интереснее взглянуть шире за 80–100 лет! Если строим город будущего, нам надо думать, как мы все проблемы можем решить. С пандемией, низкой рождаемостью… Мы находимся в капиталистической модели, которая рано или поздно исчерпает себя».

Также в будущем человечество должно задуматься, как меньше строить и меньше создавать. Допустим, разумно ограничить количество материалов, применяемых в быту. Например, чайник должен быть только из двух материалов. Такой прибор уже есть и называется кипятильником. «Идеальный город будущего — это деревня прошлого!» — закончил свой доклад-призыв архитектор.

Сооснователь архитектурного бюро Megabudka Артем Укропов (справа) и руководитель проектно-консалтингового бюро Sheredega Consulting Юрий Шередега (слева) Сооснователь архитектурного бюро Megabudka Артем Укропов (справа) и руководитель проектно-консалтингового бюро Sheredega Consulting Юрий Шередега (слева)

Руководитель проектно-консалтингового бюро Sheredega Consulting Юрий Шередега высказал мнение, что к проектированию городов подключатся социологи, антропологи и другие специалисты, работающие с социальной сферой, менталитетом. При проектировании новых городов в первую очередь стоит задуматься о канализации, воде, складах продовольствия и только потом — о строительстве домов и прочей инфраструктуры. «Сейчас все происходит в обратном порядке», — заметил эксперт.

Основатель архитектурной мастерской Totan Тотан Кузмебаев, говоря о том, каким он видит города будущего и его жителей, рассказал о своем друге-китайце, живущем в Гонконге в квартире площадью 30 кв. м: «Он ее преобразовал. Одна комната превращается в спальню, гостиную, столовую и так далее. Он передвигает стены — и это фантастический проект! Живя в таком маленьком помещении, он все время может менять его! Мне кажется, за этим будущее».