При заключении договора Саттарова знала, что оплачивать ей будут лишь исполнение работы — то есть исключительно режиссерско-постановочную деятельность. За это она получила единовременно 200 тыс. рублей При заключении договора Саттарова знала, что оплачивать ей будут лишь исполнение работы, т. е. исключительно режиссерско-постановочную деятельность. За это она получила единовременно 200 тыс. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«Директор театра от компромиссного решения отказался»

Довольно необычный гражданский иск сегодня будет рассматривать по существу Вахитовский райсуд Казани. Режиссер Регина Саттарова требует 569 тыс. рублей с театра им. Тинчурина. Речь идет о 3% с продаж билетов на спектакль «Безумный никах, или Похищение жениха», комедию по пьесе Салавата Юзеева, который Саттарова поставила в 2021 году. Судя по сумме, которая фигурирует в деле, речь идет о всех показах «Безумного никаха» с момента премьеры.

«БИЗНЕС Online» побывал на предварительном заседании по делу, где представитель театра пояснял, что при заключении договора Саттарова знала, что оплачивать ей будут лишь исполнение работы, т. е. исключительно режиссерско-постановочную деятельность. За это она получила единовременно 200 тыс. рублей. «Оплата за счет внебюджетных средств не предусмотрена», — подчеркивал ответчик, утверждая, что на свой процент от продажи билетов режиссер претендовать не может.

Пытаясь доказать это, представитель Тинчуринского театра ссылался на постановление правительства России «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений» (от 21 марта 1994 года). Там приведены коэффициенты оплаты творческой группы, которая трудится над созданием спектаклей. И, по словам юриста, на законодательном уровне указано, что дополнительные выплаты режиссеру, кроме непосредственно гонорара за постановку, не предусмотрены. Сторона ответчика также отметила, что срок контракта истек в 2021 году, все обязательства исполнены и не подлежат взысканию.

Директор театра им. Тинчурина Фанис Мусагитов в беседе с нашим корреспондентом подтвердил позицию культурного учреждения: «В законе об авторском праве режиссеры-постановщики не имеют права на авторство (авторские выплатыприм. ред.), их даже в списке нет».

Однако у Саттаровой иная позиция по всей нынешней ситуации. Режиссер рассказала «БИЗНЕС Online», что в договоре, который она подписала с театром, есть пункт об авторском вознаграждении. Т. е. дополнительные гонорары за использование авторского труда, аналогично роялти для музыкальных исполнителей. По словам нашей собеседницы, это те самые 3% от суммы валового сбора, полученного от продажи билетов.

Саттарова отметила, что хотела решить вопрос мирно. «Я долго пыталась выйти на диалог с директором театра с просьбой как-то решить это досадное недоразумение и найти компромиссное решение. В итоге директор театра от компромиссного решения отказался и сказал, что пусть с этим разбираются юристы», — пояснила она.

В российском законодательстве нет прямых норм, которые устанавливают авторское вознаграждение режиссеру-постановщику. Почему? Потому что он занимался не интеллектуальной деятельностью, а был лишь исполнителем В российском законодательстве нет прямых норм, которые устанавливают авторское вознаграждение режиссеру-постановщику. Почему? Потому что он занимался не интеллектуальной деятельностью, а был лишь исполнителем Фото: ru.freepik.com

Кому принадлежит результат работы постановщика?

Опрошенные нами эксперты из юридической отрасли разделились в своих оценках ситуации. Например, старший юрист компании Yalilov & Partners Вилена Ермошкина уточняет, что в российском законодательстве нет прямых норм, которые устанавливают авторское вознаграждение режиссеру-постановщику. Почему? Потому что он занимался не интеллектуальной деятельностью, а был лишь исполнителем.

«Поскольку режиссер-постановщик отвечает за художественную часть произведения и не является создателем объекта, а участвует в создании результата исполнительской деятельности, ему принадлежат смежные с авторскими права, — уточняет эксперт. — В случае, когда режиссер-постановщик является сотрудником театра на трудовом договоре, права на созданные ими результаты исполнительской деятельности принадлежат работодателю или заказчику».

А руководитель корпоративной практики юридической компании А2К Legal Айдар Хабибуллин указывает, что у любого исполнителя есть право в отношении своего творческого труда. Также подчеркивает спикер, что оплата полученного права на использование чужого труда может устанавливаться процентными отчислениями от выручки, закон это разрешает. Важный момент, как это прописано в договоре между автором и театром.

Эксперт также пояснил, что в постановлении правительства «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений» отсутствие режиссера-постановщика ни о чем не говорит, это не означает, что режиссер не может получать дополнительные вознаграждения. «Гражданское законодательство исходит из принципа свободы договора и из необходимости соблюдать договоренности. Поэтому режиссер-постановщик может требовать от театра процентные отчисления за проданные билеты на постановку», — подчеркнул юрист.

Также Хабибуллин отметил, что подобные споры в судебной практике встречаются редко. Аналогичное дело рассматривалось в арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в решении спора суд встал на сторону истца — режиссера-постановщика.

Ближайшие показы — 9 и 15 февраля, причем на первый из них уже выкуплен почти весь партер, остались только самые дорогие билеты по 2,5 тыс Ближайшие показы — 9 и 15 февраля, причем на первый из них уже выкуплен почти весь партер, остались только самые дорогие билеты по 2,5 тысячи Фото: «БИЗНЕС Online»

«Безумный никах» все еще в репертуаре

Интересно, что «Безумный никах» по-прежнему есть в репертуаре театра им. Тинчурина. Ближайшие показы — 9 и 15 февраля, причем на первый из них уже выкуплен почти весь партер, остались только самые дорогие билеты по 2,5 тыс., их продают по системе «все включено», но на балкон можно попасть и за 400 рублей. В основе этой комедии — история двоих друзей, которые непременно хотели поженить своих детей.

Саттаровой 37 лет. Она родилась и выросла в семье архитекторов, ее известный отец Айвар Саттаров — один из авторов проекта мечети Кул Шариф. Саттарова-младшая после школы полтора года проучилась на филфаке, затем пошла в институт культуры на актерский курс, потом была учеба в ГИТИСе, высшие курсы сценаристов и режиссеров, где в итоге она окончила мастерскую режиссуры кино Андрея Добровольского и Ираклия Квирикадзе.

Начинала она как театральный режиссер в проектах фонда «Живой город», после чего создала свою независимую труппу «Пакет-театр». Ставила Саттарова в творческой лаборатории «Угол», татарском драмтеатре Альметьевска, театре им. Тинчурина и т. д. В конце 2021 года «БИЗНЕС Online» рассказывал о ее участии в театральной лаборатории столичного Театра Наций, посвященной Федору Достоевскому. Кроме того, режиссер активно занималась развитием молодежного театрального движения в Казани. Помимо режиссуры, Саттарова занималась и актерской деятельностью, играла в короткометражных фильмах.

Правда, в последние годы ее активность практически сошла на нет. Как рассказали собеседники «БИЗНЕС Online» в театральных кругах, Саттарова вышла замуж за гражданина Польши и уехала туда на ПМЖ, в ее соцсетях действительно много фотографий из этой страны. Сама она сказала нашему корреспонденту, что работает над проектом для московского продюсерского центра. Судя по тем же соцсетям, режиссер работает и удаленно — предлагает свои онлайн-консультации. На занятиях обещает помочь с поиском литературного материала и режиссерских решений, а также в подборе чтецкой актерской программы и др. Консультацию можно получить и единоразово.