Айдар Мухаметдинов: «Шоу начинается, незаметно вовлекая зрителей в происходящее — актеры начинают ходить между рядами с чемоданами в образах героев Гарри Поттера в поисках платформы 9¾, показывают фокусы с предметами, что особенно нравится детям» Айдар Мухаметдинов: «Шоу начинается, незаметно вовлекая зрителей в происходящее — актеры начинают ходить между рядами с чемоданами в образах героев «Гарри Поттера» в поисках платформы 9¾, показывают фокусы с предметами, что особенно нравится детям» Фото: Андрей Титов

В финале «Игры престолов» зрители аплодировали стоя

— Айдар Альбертович, как возникла идея Misteria Music?

— Как часто бывает с хорошими проектами — случайно. Меня, как обладателя редкого певческого тембра, баса, пригласили поучаствовать в одном московском музыкальном шоу. Его задумка показалась интересной, а вот реализацию хотелось изменить. Год обдумывал эту идею и весной 2023 года предложил дирижеру и худруку хора Казанского музыкального колледжа имени Аухадеева Дине Венедиктовой сделать в Казани то, что еще до нас никто не делал, — симфоническое иммерсивное шоу. Первая наша постановка — «Игра престолов» — состоялась в «Пирамиде» при аншлаге, в финале зрители аплодировали стоя! Окрыленные, мы читали отзывы, вдохновлялись и тут же запустили новый проект — «Гарри Поттер».

Основатель, генеральный директор и продюсер компании Misteria Music. Родился и живет в Казани. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, становился лауреатом республиканских детских и юношеских исполнительских конкурсов. Окончил Казанское музыкальное училище им. Аухадеева и дирижерско-хоровой факультет Казанской консерватории им. Н. Жиганова.

— Как собирали команду?

— Все участники нашего шоу — инструменталисты, вокалисты-артисты, создатели спецэффектов и мультимедийных инсталляций — казанцы. В мире музыкантов все друг друга знают, и мы с партнерами условились, что при подборе исполнителей они не думают о расходах — это моя забота как продюсера и генерального директора. Таким образом собрались талантливые ребята, которые в первую очередь с нами из-за интереса к проекту — видно прямо, что они получают удовольствие на сцене.

Дина Венедиктова, как художественный руководитель и главный дирижер проекта, отвечает за все, что происходит на сцене. С ее подачи мы пригласили режиссера Артура Амирова, прошедшего обучение в Broadway Stage entertainment*. Он молодой, с очень свежим взглядом, который удивляет даже нас, людей с большим творческим бэкграундом и насмотренностью. Хореограф Лия Гисметуллова, участница шоу «Танцы на ТНТ», с Артуром училась в ГИТИСе, у них сложился классный тандем, благодаря которому в ткань шоу вошли танец и пластика. Плюс в нашу команду входят драматург Наталья Авзалова, художник экрана Радик Шарафеев, художник-постановщик Елена Байдерякова, художник по свету Адель Сунгатуллин.

— Сколько в среднем стоит сделать симфоническое шоу?

— От пяти миллионов рублей до бесконечности. Мы частная организация, у нас нет никакой господдержки, поэтому возникающие в каких-то моментах рамки бюджета подстегивают наш креатив, заставляют находить необычные решения, вкладываясь по максимуму воображением, творчеством, душой. После премьеры первого шоу, «Игры престолов», у наших музыкантов зрители интересовались, откуда они приехали. Не верили, что в родной Казани можно сделать так круто, красиво и масштабно, на уровне топовых проектов.

«Все участники нашего шоу — инструменталисты, вокалисты-артисты, создатели спецэффектов и мультимедийных инсталляций — казанцы» «Все участники нашего шоу — инструменталисты, вокалисты-артисты, создатели спецэффектов и мультимедийных инсталляций — казанцы» Фото предоставлено ООО «Мистерия Мьюзик»

Театрализованное действо, интерактив со зрителями и настоящая магия перемещения

— Насколько уникально то, что вы делаете?

— Сам формат симфонических шоу достаточно молодой. Он трансформировался из мюзиклов с появлением таких легендарных историй, как «Гарри Поттер» или «Игра престолов», к которым талантливые композиторы писали настолько красивую музыку, что ее хочется переигрывать и переслушивать снова и снова.

Но обычно на киноконцертах оркестры просто исполняют саундтреки под нарезку видеоряда. Поэтому, когда зрители впервые попадают на наше шоу, они испытывают огромное удивление и восторг, выразить которые иногда даже не могут цензурными словами.

Чтобы добиться такого эффекта, невозможно просто собрать музыкантов, дать им ноты — мы работаем по всем фронтам: театрализованное действо, интерактив со зрителями, спецэффекты. Даже настоящая магия перемещения! Основатель Московской школы фокусов обучил наших артистов некоторым профессиональным приемам и секретам, и, когда нечто из ниоткуда появляется в воздухе, весь зал буквально сворачивает голову.

Шоу начинается, незаметно вовлекая зрителей в происходящее — актеры начинают ходить между рядами с чемоданами в образах героев «Гарри Поттера» в поисках платформы 9¾, показывают фокусы с предметами, что особенно нравится детям. Этот первый контакт подогревает публику, подготавливает к просмотру, ломая «четвертую стену» в искусстве. Зритель особенным образом вовлекается в происходящее на сцене, ощущает собственную причастность к сюжету.

«Шоу начинается не в день концерта, а с момента покупки билетов на сайте, где есть возможность заказать „письмо из Хогвартса“, которое придет к вам с приглашением на мероприятие и подробными инструкциями по поводу того, что будет происходить в день концерта» «Шоу начинается не в день концерта, а с момента покупки билетов на сайте, где есть возможность заказать «письмо из Хогвартса», которое придет к вам с приглашением на мероприятие и подробными инструкциями по поводу того, что будет происходить в день концерта» Фото предоставлено ООО «Мистерия Мьюзик»

— Как решаются проблемы с авторскими правами, особенно на фоне санкций? Как известно, Джоан Роулинг отозвала продажу своих книг в российских электронных магазинах.

— Музыку мы исполняем на основе договора с Российским авторским обществом — все легально, мы отчисляем авторские проценты и надеемся, что деньги доходят до Джона Уильямса, Патрика Дойла, Александра Десплата и других композиторов, чьи произведения исполняем. Само собой, заказываем аранжировки, но глобально не отходим от оригинала, потому что зрители, особенно фанаты саги, помнят каждую ноту в любимом кино. Они пришли на Гарри Поттера и хотят увидеть именно Гарри Поттера, а не мальчика с палочкой. Музыка из этих фильмов достаточно классична, чтобы исполнять ее силами симфонического оркестра. За наложение спецэффектов отвечает саунд-продюсер всего нашего проекта Юрий Федоров и делает это очень талантливо, погружая в мир волшебной сказки.

В оркестре у нас 27 человек, этого достаточно, потому что все музыкальные инструменты, хор, солисты подзвучиваются. У нас один из самых лучших звукорежиссеров Казани, а может, и всего Татарстана Дмитрий Генцель, который создает такой сочный и объемный звук, что можно хоть сразу на «Грэмми» писать. Нам даже «прилетало» от зрителей в комментариях, что очень классное шоу, но жалко, идет «под плюс» (оркестровая фонограммаприм. ред.). Считаю это комплиментом мастерству в том числе Дмитрия, потому что мы работаем только вживую. Более того, мы не можем записывать выступления, чтобы публиковать их в соцсетях, потому что это будет нарушать другие авторские права.

«28 февраля зрители отправятся с Центрального вокзала Казани со специально оформленной „платформы 9 ¾“ на поезде» «28 февраля зрители отправятся с Центрального вокзала Казани, со специально оформленной «платформы 9 ¾» на поезде» Фото предоставлено ООО «Мистерия Мьюзик»

— На какую аудиторию рассчитано ваше шоу?

— Абсолютно разновозрастную — первые фанаты поттерианы давно выросли, а любовь к ней осталась и культивируется по сей день, и мы развиваем эту традицию. Шоу начинается не в день концерта, а с момента покупки билетов на сайте, где есть возможность заказать «письмо из Хогвартса», которое придет к вам с приглашением на мероприятие и подробными инструкциями по поводу того, что будет происходить в день концерта. Получить такое послание в красочном конверте — отдельное удовольствие, и взрослые, и дети их открывают, снимают на видео, выкладывают в сториз. А 28 февраля зрители отправятся с Центрального вокзала Казани, со специально оформленной «платформы 9 ¾» на поезде.

«В Казани „Гарри Поттера“ мы уже показывали несколько раз, в „Пирамиде“. „Казань Экспо“ для нас — новый масштаб, и я живу в предвкушении того момента, когда можно будет увидеть лица всех 2 800 человек, заполнивших этот зал» «В Казани «Гарри Поттера» мы уже показывали несколько раз, в «Пирамиде». «Казань Экспо» для нас новый масштаб, и я живу в предвкушении того момента, когда можно будет увидеть лица всех 2 800 человек, заполнивших этот зал» Фото предоставлено ООО «Мистерия Мьюзик»

Готовы ехать на шоу хоть куда, хоть за какие деньги

— Сколько длится действо?

— Без антракта час сорок, но это условный тайминг, так как сейчас включаются новые номера. Дело в том, что каждый раз мы выдаем новую версию происходящего — наше шоу, как живой организм, постоянно в движении, в развитии. На репетициях, выступлениях появляются какие-то мысли, которые тут же реализуются. В Казани «Гарри Поттера» мы уже показывали несколько раз, в «Пирамиде». «Казань Экспо» для нас новый масштаб, и я живу в предвкушении того момента, когда можно будет увидеть лица всех 2 800 человек, заполнивших этот зал.

«В оркестре у нас 27 человек, этого достаточно, потому что все музыкальные инструменты, хор, солисты подзвучиваются» «В оркестре у нас 27 человек, этого достаточно, потому что все музыкальные инструменты, хор, солисты подзвучиваются» Фото предоставлено ООО «Мистерия Мьюзик»

— Какие у вас дальнейшие планы?

— Мы уже побывали с нашими шоу в Москве, Нижнем Новгороде, Ульяновске, везде собирали аншлаги, и на предстоящее событие немало куплено билетов зрителями из других городов. Приятно читать в комментариях, что, если опять где-то будем показывать, готовы поехать «хоть куда, хоть за какие деньги».

У меня есть мечта, как у коренного казанца, чтобы бренд Казани развивался в жанре мистерии и сделанные нами симфонические шоу начали задавать тон, планку качества.

В Казани запланированы показы «Игры престолов» 27 марта и 30 мая в «Пирамиде», а потом хочется выпустить шоу с русскими, татарскими фольклорными мотивами. Мы начали с зарубежных проектов, потому что с точки зрения старта проще взять что-то большое, известное. Теперь у нас уже есть имя, достаточное количество зрителей, которые придут и на абсолютно новую постановку.

Правда, недавняя новость, что права на товарные знаки Шурале, Су Анасы и других персонажей татарской мифологии зарегистрировала частная компания, прозвучала обескураживающе. Поэтому сейчас прокручиваем разные идеи для концепции. Но гранд-шоу с национальным колоритом и узнаваемыми, родными нам героями обязательно состоится.