Тюремный замок, где сейчас размещается СИЗО-1, был построен в 1807 году по проекту казанского архитектора Якова Шелковникова «Тюремный замок», где сейчас размещается СИЗО-1, был построен в 1807 году по проекту казанского архитектора Якова Шелковникова

Экспертиза для «Тюремного замка» от уволенного замглавы минкульта РТ

Проект глобального ремонта и переосмысления «Тюремного замка» в Казани медленно, но все-таки движется. Речь об объекте на улице Япеева, в котором сейчас располагается следственный изолятор №1. На недавней коллегии комитета РТ по охране объектов культурного наследия о нем не говорили, публичных новостей почти нет. Однако работа, как обнаружил «БИЗНЕС Online», все же ведется, по крайней мере в части документов. В декабре прошлого года комитет подготовил приказ №638-П, который описывает состав объекта.

А 28 января в публичном доступе появился 80-страничный акт государственной историко-культурной экспертизы на проектную документацию, которая нужна для «проведения работ по сохранению» объекта. Это обязательная процедура перед реставрацией здания, которое в свое время было признано памятником архитектуры федерального значения. Интересен даже не акт, а упоминание проекта реставрации и планируемых работ.

«Тюремный замок», где сейчас размещается СИЗО-1, был построен в 1807 году по проекту казанского архитектора Якова Шелковникова. Это ансамбль, обнесенный стеной и укрепленный четырьмя башнями. Здание признано памятником архитектуры, который находится в охранной зоне Казанского кремля, включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как следует из текста документа, экспертиза прошла в ноябре – декабре 2024 года. Заказчиком выступило АО «Бюро технической инвентаризации и кадастровых работ Республики Татарстан», структура минстроя республики. Проводили экспертизу местные специалисты, а возглавлял группу эксперт ООО «Поволжская археология» Игорь Нестеренко. Судя по всему, речь о бывшем заместителе министра культуры РТ, который также работал начальником управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при минкульте РТ. Нестеренко считается профессионалом высокого класса, в частности знатоком охранного законодательства, однако запомнился он в том числе скандальным увольнением с поста замруководителя минкульта РТ в 2011 году.

«Многие снесенные памятники на его совести, потому что только у него были полномочия их защитить или сделать беззащитными», — отмечал тогда источник «БИЗНЕС Online» в архитектурных кругах. Выходит, что спустя некоторое время, несмотря на отставку, Нестеренко вернулся к делу сохранения культурного наследия, но в ином статусе — как представитель частной организации. На сайте комитета ОКН можно найти заметку, где Нестеренко представлен в качестве «эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы». Один из собеседников, с которыми сегодня поговорил «БИЗНЕС Online», не пожелал комментировать участие этого специалиста и высказался о нем скорее в негативном ключе, назвав «черным экспертом».

Эксперты должны были установить, соответствует ли проект ремонта «Тюремного замка» требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

В декабре 2024 года вышел приказ комитета ОКН, согласно которому объект культурного наследия федерального значения «Тюремный замок (ансамбль)» состоит из четырех исторических объемов В декабре 2024 года вышел приказ комитета ОКН, согласно которому объект культурного наследия федерального значения «Тюремный замок (ансамбль)» состоит из четырех исторических объемов

Трещины в стенах, но «опасность внезапного разрушения отсутствует»: в каком состоянии здание сейчас?

Здесь приводится ссылка на учетную карточку памятника истории и культуры СССР, где перечисляется состав архитектурного ансамбля. В него входят:

  • здание, котором помещались контора, церковь и караульная, построенное в 1807-м;
  • главный корпус (1807 — здесь и далее — год постройки);
  • баня и прачечная (1807);
  • здание мастерских (1807);
  • северо-восточный корпус (1807);
  • северо-западный корпус (1807);
  • кухня, пекарня и столовая (1807);
  • здание цейхгауза (1807) и примыкающий к нему корпус (1886);
  • дом служащих тюрьмы (первая половина XIX века);
  • дом священника и смотрителя (первая половина XIX века) (два последних строения находятся рядом с «замком», вне его стен).

Формально весь объект разделяется на две части — «Корпус №2» и «Здание административного корпуса». В декабре 2024 года вышел приказ комитета ОКН, согласно которому объект культурного наследия федерального значения «Тюремный замок (ансамбль)» состоит из четырех исторических объемов:

  • главный корпус тюремного замка;
  • северо-западный корпус;
  • контора, церковь и караульная тюремного замка;
  • кухня, пекарня и столовая тюремного замка.

На кирпичных стенах обнаружены трещины и деформации, также приводится список «основных дефектов», среди которых отслоение штукатурного покрытия, высолы, трещины в перемычках На кирпичных стенах обнаружены трещины и деформации, также приводится список «основных дефектов», среди которых отслоение штукатурного покрытия, высолы, трещины в перемычках

Дальше в документе можно найти описание текущего состояния режимного объекта, в который может попасть далеко не каждый. В частности, эксперты указывают, что фундаменты ряда зданий в северо-западном корпусе «имеют дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности», однако «отсутствует опасность внезапного разрушения». Таким образом, техническое состояние помещений, согласно ГОСТу, оценивается как «ограниченно работоспособное».

На кирпичных стенах обнаружены трещины и деформации, также приводится список «основных дефектов», среди которых отслоение штукатурного покрытия, высолы, трещины в перемычках. Несущая способность стен снижена, но опасности обрушения нет, так что их состояние также оценено как «ограниченно работоспособное». Та же характеристика дана перекрытиям. А вот бетонные лестницы, судя по тексту, сохранились хорошо: повреждений нет, они описаны как «работоспособные». Крыша пострадала от «систематического замачивания» и повреждена «мягкой гнилью» несущих деревянных конструкций. А вот состояние отмостки (водонепроницаемое покрытие вокруг зданий) оценивается как «недопустимое»: локально она разрушена и примыкает не вплотную.

«На момент обследования инженерные системы в здании в рабочем состоянии. Основными дефектами и повреждениями инженерных систем, выявленными в процессе натурного обследования, являются коррозионное повреждение и свищи металлических водонесущих коммуникаций», — также говорится в тексте экспертизы.

Среди работ также упоминаются восстановление кирпичной стены и закладка проема Среди работ также упоминаются восстановление кирпичной стены и закладка проема

А что хотят сделать? Обещают сохранить «наслоения предшествующих периодов»

Согласно сухому тексту документа, «восстановить облик здания, каким он сформировался к третьему строительному периоду — XX в. – н. в. и к моменту составления паспортов памятников истории и культуры в 1975 году и постановки его на государственную охрану в 1995 году». При этом реставраторы сохранят «наслоения предшествующих периодов», которые отразились на внешнем облике зданий и определены в качестве предмета охраны.

«Несмотря на произошедшие в процессе эксплуатации объекта изменения, исторический облик, силуэт и комбинация объемов здания сохранены», — указывают авторы экспертизы.

В частности, планируется заменить оконные проемы «на новые, выполненные по историческим образцам», поскольку старые утратили «эксплуатационную надежность». «При этом предусматривается сохранение первоначальных конструкций, материала, размеров, формы, рисунка, фактуры и цвета конструкций заполнений. Оконные рамы выполнить из клееного бруса сосны влажностью не более 16 процентов. Учитывая функциональное назначение объекта, проектом предусмотрено восстановление на окнах наружных металлических решеток», — сказано в документе.

Также проектом предусмотрено восстановление утраченных и поврежденных элементов «декоративного убранства фасадов в гипсе и штукатурки по сохранившимся фрагментам». Еще намечено усиление конструкций крыши с заменой покрытия. «Покрытие [планируется] выполнить из оцинкованного железа заводской покраски толщиной не менее 0,7 миллиметра с фальцевым соединением», — говорится в тексте экспертизы. Заменят и кровлю зданий.

Среди работ также упоминаются восстановление кирпичной стены и закладка проема. Целостность фундамента станут восстанавливать инъецированием — закачкой под высоким давлением сверхтекучих низковязких смол и микроцементов. Будет выполнена также комплексная гидрозащита, укрепление стен и другие работы. «Заменить штукатурное покрытие на участках с трещинами, бухтением и отслоениями штукатурного покрытия. Заменить конструкцию пола в помещениях на новую, отвечающую требованиям проекта реставрации и приспособления объекта под современное использование» — и такие пункты указаны в списке работ.

В итоге эксперты дали положительное заключение на проектную документацию, разработанную бюро технической инвентаризации и кадастровых работ Республики Татарстан, и рекомендовали ее к согласованию исполнительными органами власти.

Сейчас СИЗО-1 — это пять режимных корпусов, в том числе один на 120 мест для несовершеннолетних, который был построен в 2006 году. Лимит наполнения — 404 подследственных Сейчас СИЗО-1 — это пять режимных корпусов, в том числе один на 120 мест для несовершеннолетних, который был построен в 2006 году. Лимит наполнения — 404 подследственных

Во что превратят «Тюремный замок» — «тайна»

Но вот какое планируется «современное использование», остается неясным. Ранее такие планы в публичной плоскости не звучали.

Сейчас СИЗО-1 — это пять режимных корпусов, в том числе один на 120 мест для несовершеннолетних, который был построен в 2006 году. Лимит наполнения — 404 подследственных. Когда появились первые официальные подтверждения намерениям постройки в Казани нового изолятора, осведомленные источники нашей газеты рассказывали, что после первой очереди стройки будут расселять СИЗО-1.

Собеседники «БИЗНЕС Online» утверждают, что реставрация в здании на Япеева планируется, но это точно дело не ближайшей перспективы. В пресс-службе комитета ОКН посоветовали обратиться за комментарием в пресс-службу управления ФСИН по РТ.

По словам еще одного источника газеты, сроки «переселения» СИЗО-1 в новое строящееся здание, которое в высокой степени готовности, пока не определены. Еще один источник в архитектурных кругах РТ сказал, что ему не известна дальнейшая судьба здания: «Вообще нет информации». Так что ждем.

Архитектор, доцент Института дизайна и пространственных искусств КФУ Степан Новиков в беседе с «БИЗНЕС Online» признался, что не слышал о сроках реставрации объекта и о его дальнейшей судьбе. А что можно было бы там разместить? «По сути, все, что угодно. Но из интересных функций на ум сразу приходит гостиница, необычная такая, с особенным колоритом. Тем более что планировка там, скорее всего, ячеистая. Но твердо я не могу сказать, я не видел планировки. Либо там может какой-то арт-кластер разместиться, какие-то выставочные пространства. Может быть, и с мастерскими для каких-то креативных индустрий», — порассуждал спикер.