«Многолетнее прокатывание давнего спектакля кажется все-таки показателем архаичности», — говорят эксперты «БИЗНЕС Online», анализируя афишу 43-го Шаляпинского фестиваля, начинающегося сегодня в Татарском театре оперы и балета им. Джалиля. Но стартует оперный форум все же с премьеры — хрестоматийной «Кармен» Бизе в версии итальянского режиссера Марко Гандини. За плечами постановщика нет громких авторских свершений, так что в Казани его представляют прежде всего в качестве «помощника Франко Дзеффирелли». О том, как самой ожидаемой певицей форума стала экс-супруга Ильдара Абдразакова, почему накануне своего 60-летия тенор Ахмед Агади споет на фестивале 6 раз и что за специалиста так не хватает Шаляпинскому, — в материале «БИЗНЕС Online».
В этом году Шаляпинский фестиваль начинается в последний день января, а закончится уже в первых числах весны. В основной программе — 11 показов спектаклей и концертных представлений оперных шлягеров, а также два гала-концерта
Архаика, возведенная в культ
«Актуальный оперный фестиваль и отчетное мероприятие театра, гордящегося своими достижениями в виде ежегодно повторяемых постановок, — это не одно и то же», — констатирует музыкальный критик Елена Черемных, размышляя о стартующем сегодня в Казани 43-м по счету Шаляпинском фестивале. В этом году он начинается в последний день января, а закончится уже в первых числах весны. В основной программе — 11 показов спектаклей и концертных представлений, а также два оперных гала-концерта.
«Мой опыт наблюдения за Шаляпинским фестивалем упирается в проблему показа одних и тех же постановок, — продолжает Черемных. — Например, перенесенная из Большого театра постановка „Бориса Годунова“ 1940-х замечательно подходит для ознакомления с образцовым „большим стилем“, но многолетнее прокатывание давнего спектакля кажется все-таки показателем архаичности. Архаикой, как мне кажется, отдает и концепция Шаляпинского фестиваля, которая сосредотачивает публику на выступлениях ведущих солистов из столичных театров. Но дело в том, что такой тип работы с приглашенными солистами примерно с 1990-х стал в театрах обычной штатной ситуацией, а вовсе не фестивальным феноменом».
Действительно, концепция смотра неизменна, в ее основе знакомый набор в виде репертуарных «Бориса Годунова», «Пиковой дамы», «Тоски», «Трубадура», «Мадам Баттерфляй» и более редкого гостя в афише фестиваля, «Сююмбике» Резеды Ахияровой. Хотя справедливости ради заметим, что и чего-то новенького больше, чем обычно. Помимо одной полноценной премьеры — это новая версия оперного суперхита всех времен, «Кармен» Жоржа Бизе, — представят концертную версию «Манон Леско» Джакомо Пуччини, а также «Реквием» Джузеппе Верди.
Сцена из оперы «Борис Годунов»
«Любой оперный фестиваль мне видится событием, предъявляющим новые постановки, новые взгляды на известные сочинения, которые театры регулярно обновляют („Травиата“, „Риголетто“, „Евгений Онегин“ и т. д.), но, как правило, фестивалям нужны и „деликатесы“: либо забытые или редко исполняемые оперы, либо новые современные оперы, — продолжает Черемных. — Именно тогда зрители не просто „потребляют“ наизусть знакомую музыку, уютно расположившись в кресле, а в антракте пьют шампанское, но получают „интеллектуальный ожог“, приобщаясь к новому, неожиданному, чему-то небывалому, но отчего-то важному персонально ему. Ну кто станет ездить на Зальцбургский оперный фестиваль или в Пермь на Дягилевский фестиваль, если ему там будут десятилетиями показывать одно и то же или одних и тех же!»
Однако политика руководства Казанской оперы далека от попыток нанесения «интеллектуальных ожогов». И даже попытки как-то всерьез разнообразить программу форума выглядят не слишком последовательно. К примеру, в прошлом году в дополнение к спектаклям была целая серия концертов камерной музыки в ГБКЗ им. Сайдашева, включая замечательный вечер с некогда неудачно прослушивавшейся в театр им. Джалиля, а сегодня поющей в «Метрополитен-опера» Айгуль Хисматуллиной, исповедовавшейся в русских романсах, а также Артуром и Эльзой Исламовыми. На этот раз параллельную программу сократили до одного концерта «Искры современности», где в исполнении хора и артистов оркестра ТАГТОиБ прозвучат камерные опусы топовых действующих композиторов — Леонида Десятникова, Павла Карманова, Эльмира Низамова и др.
«Вероятно, фестиваль будет интересен тем людям, которые купят билеты за хорошие деньги, сходят в театр и расскажут знакомым, что, мол, выбрались на Шаляпинский фестиваль»
«Фестиваль неизбежно превращается в праздник формального типа»
«Когда же фестивальная афиша якобы концептуально неизменна, то фестиваль неизбежно превращается в праздник формального типа, — констатирует критик Черемных, много лет наблюдающая за оперной жизнью в столице РТ. — Вероятно, он будет интересен тем людям, которые купят билеты за хорошие деньги, сходят в театр и расскажут знакомым, что, мол, выбрались на Шаляпинский фестиваль. А на вопрос, что там произошло нового и что их потрясло, скажут: приехала хорошая Кармен из Петербурга или хороший Герман из Москвы».
Однако наша собеседница добавляет, что разговор об оперных спектаклях может быть куда более серьезным, чем обсуждение новых солистов в старых постановках. «Сейчас в Гамбурге Дмитрий Черняков поставил „Ариадну на Наксосе“ Рихарда Штрауса, — приводит она свежий пример. — Так вот, меломаны из Москвы и Европы буквально сорвались на эту премьеру, потому что, казалось бы, замороченное, оторванное от реальности либретто режиссер превратил в нечто необходимое нам сегодня, рассказав о разрушении жизни, катастрофизации семьи. Вот для чего существует оперный театр: чтобы, даже зная каждую ноту той или иной оперы, люди почувствовали связь этой оперы с их собственной жизнью».
Впрочем, имя самого знаменитого российского режиссера («БИЗНЕС Online» делал с ним большое интервью в 2016-м), способного стряхнуть пыль с любого оперного шлягера, — в его «Руслане и Людмиле» в Большом театре одну из своих самых знаменитых ролей сыграла Альбина Шагимуратова, а со «Снегурочки» в Парижской опере началась большая карьера Аиды Гарифуллиной — для Шаляпинского фестиваля скорее ругательное.
Скажем, в образовательной программе форума лекции и встречи почему-то проходят не в театре им. Джалиля перед спектаклями, а в Нацбиблиотеке РТ, словно рассчитаны на другую аудиторию, а не на зрителей Шаляпинского, есть выступление критика Александра Матусевича. Этот автор много лет последовательно критикует все постановки Дмитрия Чернякова в лучших оперных домах мира. Зато один из своих опусов о спектаклях в Казани назвал «„Ла Скала“ на Волге».

Итальянцы в городе
Впрочем, на этот громкий и подобострастный заголовок можно посмотреть и по-другому. Дело в том, что сегодня много говорят о кризисе оперных театров в Италии и о том, что сейчас за лучшими в мире спектаклями и голосами нужно лететь скорее в Париж или Мюнхен, чем в Милан. Символично, что именно в последние годы театр им. Джалиля буквально потянуло к итальянским постановщикам: опера «Севильский цирюльник» от Бепи Морасси, балет «Грек Зорба» от Лорки Мясина. И вот наконец «Кармен» от 58-летнего режиссера Марко Гандини, премьерные показы которой состоятся сегодня и завтра.
«В чем-то это даже демонстративный шаг, — сказала „БИЗНЕС Online“ музыкальный критик Юлия Бедерова. — Присутствие иностранного имени в афише показывает, что российское искусство не находится в изоляции. В этом сезоне многие отечественные театры пытаются пригласить иностранцев, так как многие российские режиссеры, работавшие в начале 2020 годов, сейчас недоступны. Кто-то уехал, кто-то не работает по разным причинам. Творческое поле заметно сузилось, поэтому театры пытаются разнообразить свои возможности».
Вообще, даже удивительно, что опера Бизе, одна из самых известных и популярных в истории жанра, а значит, хорошо продаваемых, несколько лет отсутствовала в репертуаре театра им. Джалиля, где хорошо умеют считать деньги. Хотя предыдущая казанская «Кармен», пестрый и малоинтересный спектакль, где в оперной режиссуре себя попробовал балетмейстер Георгий Ковтун, еще смутно присутствует в памяти.
Сделать новую версию ТАГТОиБ пригласил целую группу итальянцев. Над казанской «Кармен» Гандини работал со своей постановочной командой — сценографом Итало Грасси и художником по костюмам Анной Биаджотти. Причем режиссера в Казани позиционируют как «помощника Франко Дзеффирелли», словно работа с выдающимся мастером делает любого подмастерья ровней.
На декорации «Кармен», судя по сайту госзакупок, потратили 14 млн рублей, гонорар постановщика составляет больше 4 млн, не поскупились даже на художника по костюмам — 2,5 миллиона.
При этом послужной список Гандини гораздо скромнее, это типичный европейский режиссер третьего ряда со скромными амбициями и отсутствием собственного авторского почерка, в общем, как и любят в театре им. Джалиля. В его творческом багаже классические спектакли в провинциальных театрах Италии и Франции или, например, Национальной опере Эстонии. В 2012 году он поставил «Трубадура» Верди в московской «Новой опере». Эта постановка до сих пор идет в театре, но, судя по отзывам критиков, откровения не случилось. Эксперты назвали спектакль «по-хорошему традиционным», посоветовав вести на него «детей и ретроградов».
«Я бы ожидала от Гандини спокойного среднестатистического европейского нерадикального подхода с некоторой условной взаимосвязью между современностью и традицией, — прогнозирует Бедерова. — Сейчас такая манера в российских театрах становится доминирующей. А вот станет ли такой спектакль событием фестиваля, во многом зависит от взаимодействия между его участниками».
Через месяц Агади исполнится 60 лет, и за тенора Мариинского театра можно просто порадоваться — ведь он до сих пор в строю
Что касается состава солистов, то Кармен должны по очереди спеть Екатерина Сергеева из Мариинки, которая давно исполняет в Казани весь репертуар для меццо-сопрано, и солистка «Новой оперы» Анастасия Лепешинская, в ее скромном послужном списке работа в Красноярске и Челябинске.
Белькантовая партия Дона Хосе за знакомыми казанской публике египтянином Рагаа Эльдином и Ахмедом Агади. Через месяц Агади исполнится 60 лет, и за тенора Мариинского театра можно просто порадоваться — ведь он до сих пор в строю. А вот Эльдин, завсегдатай итальянских театров средней руки, на «Богеме» год назад в театре грешил неровным звуком и нестабильностью опоры.
«Партия Кармен требует огромного вокального и актерского напряжения, тесного взаимодействия музыкального руководителя спектакля, режиссера и солистов, — подчеркивает Бедерова. — Если оно случается, то „Кармен“ получится. Порой замечательный результат приносит процесс выращивания солиста в собственном театре. Например, в Перми выросла яркая, неординарная Кармен Наталия Ляскова. Когда в труппе растет свой солист, это зачастую интереснее, чем приглашение готового артиста, который на постоянной основе поет партию в другом спектакле с другим дирижером, в этом случае кубик Рубика не всегда сходится». За «кубик Рубика» на Шаляпинском отвечает опытный дирижер из Большого театра Антон Гришанин.
Едва ли не единственным свежим именем для форума последних лет выглядит появление знаменитой Ольги Бородиной в партии Графини в «Пиковой даме»
27 лет не срок
Если говорить о других спектаклях в афише, то стоит вспомнить, что Шаляпинский фестиваль позиционирует себя как «фестиваль голосов», хотя на деле давно превратился в фестиваль одних и тех же голосов. Едва ли не единственным свежим именем для форума последних лет выглядит появление знаменитой Ольги Бородиной в партии Графини в «Пиковой даме». По словам видевших певицу в этой партии, экс-супруге Ильдара Абдразакова роль очень идет.
В остальном же за редким исключением все те же и все там же. Например, бас Михаил Казаков появится в «Реквиеме», «Борисе Годунове», «Трубадуре» и двух гала-концертах. Уже упомянутая меццо Сергеева споет в «Кармен», «Сююмбике», «Жизни за царя» и двух гала-концертах. Почти 60-летний тенор Агади все еще незаменим в «Кармен», «Сююмбике», «Тоске», а также «Манон Леско» и двух гала-концертах. Как тут не вспомнить еще раз, что в биографии певца на сайте Мариинки указано, что он стал лучшим певцом Шаляпинского фестиваля в… 1998 году (тогда журналисты определяли своего лауреата). С того времени прошло 27 лет.
Еще одна нынешняя фаворитка руководства ТАГТОиБ — сопрано Светлана Касьян, заявленная в «Реквиеме», «Манон Леско», «Тоске» и финальных гала-концертах
Еще одна нынешняя фаворитка руководства ТАГТОиБ — сопрано Светлана Касьян, заявленная в «Реквиеме», «Манон Леско», «Тоске» и финальных гала-концертах. Импозантная дама, получившая орден из рук папы римского (ее муж входит в команду папы Франциска), во время прошлогоднего дебюта на фестивале разочаровала в «Аиде» расшатанным вибрато, стреляющими верхами и невнятными низами.
И все же главная проблема Шаляпинского фестиваля, конечно, не в певцах или не в меняющемся из года в год пуле критиков, раздающих дифирамбы руководству Казанской оперы. Дело в отсутствии новых идей. «Связь между оперным искусством и окружающей нас жизнью может предъявить и современная, и консервативная постановка, если к ней по-умному приобщить талантливого режиссера/дирижера, а еще лучше — если ее поручить грамотному куратору, — говорит Черемных. — Куратор — тот, кто собирает команду постановщиков и исполнителей, придумав концепцию, своего рода точку зрения на спектакль. Конечно, нужен баланс между классическими и современными спектаклями. Необходимо понимать „инструменты“, с помощью которых в театр будет привлекаться не только возрастная, но и молодежная публика. Такого диалога Шаляпинскому фестивалю, очевидно, не хватает. Поэтому, наверное, стоит пожелать театру и его фестивалю современных креативных талантливых людей, способных вдохнуть в Шаляпинский фестиваль новую жизнь».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.