«Кто такой ученый? Это человек, который за деньги государства удовлетворяет свою любознательность. Я этим занимался на протяжении довольно длительного времени, а теперь у меня появилась возможность отдать долг», — говорит ректор Университета Иннополис Александр Гасников. Долг он отдает разными путями — непосредственным вкладом в науку и образование в разных вузах, популяризацию математики среди школьников «Физмат прорывом», а теперь еще и реанимируя на всю страну образ ученого на собственном примере, став героем фильма «Влюбленные в математику». О том, какой кризис на самом деле привел его в Иннополис, почему сегодня вместо стратегии затыкание дыр и что нужно сделать, чтобы ученым снова стало быть модно, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Сегодня в легендарном московском Доме кино на улице Васильевской пройдут последние показы
Предпоследняя премьера Дома кино
Сегодня в легендарном московском Доме кино на улице Васильевской пройдут последние показы. Киноклуб, созданный по предложению Сергея Эйзенштейна, где выступал еще Владимир Ленин, закрывается, а особняк снесут, не дав довести до конца 90-й сезон. И очень символично на этом фоне, в Белом зале с лепниной и паркетом еще советских времен, выглядит одна из последних премьер. Она по большому счету тоже о сносе архаичного образа — стереотипа об ученом как о некоем советском рудименте в халате. И о рождении нового восприятия человека науки — как активного, успешного и яркого молодого человека, вокруг которого бурлит жизнь. Олицетворением этого образа стал ректор Университета Иннополис Александр Гасников, с которым однажды познакомилась режиссер Ольга Ажнакина и так впечатлилась, что решила снять о нем отдельный документальный фильм. Гасников отказался. Тогда Ажнакина в поисках других героев перебрала еще несколько десятков ученых и остановилась на двух талантливых сотрудниках лаборатории математических методов оптимизации МФТИ — Александре Безносикове и Дарине Двинских. И все же упросила Гасникова стать третьим. Так получилась картина «Влюбленные в математику».
Картина начинается с подачи Гасникова в прямом смысле — ученые играют в пляжный волейбол, ректор Университета Иннополис в футболке и шортах мощно отправляет мяч через сетку под трек рок-группы «Плюс 58» с рефреном «покажи себя на все сто… стороны света». Образы научных деятелей здесь максимально живые — 25 съемочных дней растянулись на два года: режиссер с командой караулила и документировала важные для героев события.
Ректор Университета Иннополис Александр Гасников стал героем картины «Влюбленные в математику»
«Я не актер, и мне иногда бывало сложно понять, чего хочет режиссер. Мы снимались, не зная сюжета, никто его не знал! Потому что тогда мы бы старались быть актерами, а задача режиссера — оставить нас собой, показать настоящую жизнь и провести по сюжетной линии. И Ольга сделала это очень искусно», — делится впечатлениями после премьеры Гасников.
«Это не в привычном виде документальное кино, здесь есть художественное осмысление. Для меня такая форма очень важна. Показать работу ученого — это сложнейшая задача. И мы с ней справились», — рассказала БИЗНЕС Online сама Ажнакина. По ее словам, бюджет фильма составил порядка 7 млн рублей — как грантовых, так и ее собственных. «Мне бы, конечно, хотелось отбить хотя бы что-то. Но это не самоцель: все будет зависеть от того, что смогут предложить коллеги. Я надеюсь, что „Кинопоиск“ и онлайн-кинотеатры заинтересуются. Надеюсь, подключатся ведомства и профильные министерства, которые могут стать проводниками и помогут нам донести кино до целевой аудитории. Я одна не справлюсь — снять кино сложно, но еще сложнее донести его до зрителей», — признает режиссер. Пока базово Ажнакина рассчитывает, что сможет показывать фильм в школах, например, на «Разговорах о важном».
Дарина Двинских: «Среди моих знакомых нет ни одного человека, который был бы настолько скучным, насколько все про нас думают»
«Я бы хотела, чтобы нас, ученых, воспринимали как Александра Гасникова»
«Свободный график, на голове большие наушники с шумодавом, в руках макбук», — описывает в фильме Безносиков образ ученого версии 2025 года. В его жизни очень много творчества, а принцип работы очень похож на то, что делает поэт или композитор. «В 90-е ученые уехали, потому что чувствовали, что никому не нужны. Сегодня я чувствую, что я нужен стране, конкретным компаниям для решения их бизнес-вопросов, нужен своим студентам, чтобы они развивались, нужен тем ребятам, которые только приходят на физтех, чтобы передать им знания и зажечь их. И нужен просто своей маме и своим родственникам, чтобы их радовать», — объясняет свою мотивацию молодой человек.
В разговоре с «БИЗНЕС Online» Безносиков признает, что в МФТИ все-таки особая ситуация, в основном ребята замотивированные, идут в аспирантуру осознанно, а не чтобы отсрочку от армии получить. «Конечно, важно финансирование. Если денег нет, на чистом энтузиазме очень сложно выехать. Студенты на самом деле ребята довольно неприхотливые: у нас нет такого, что кто-то заявил, что хочет получать 300 тысяч и ни копейкой меньше. Многие готовы посвятить науке несколько лет. Но какие-то разработки сложно довести до стадии реализации. Есть такой хороший анекдот: неважно, кто ты и что ты сделал, — важно, кто твой научный руководитель», — рассмеялся он, посмотрев в сторону Гасникова.
Герои фильма ездят на самокате, играют в настольный футбол, ходят в горы, гуляют по цветущей Москве. Вот красивая девушка в кроссовках и мини-платье, с элегантным рюкзачком за плечами изящно влетает в аудиторию и начинает вести пару о… линейной регрессии. А на камеру рассказывает, что не ищет легких путей. «В МГУ не пошла, потому что меня туда брали без экзаменов, это слишком просто», — смеется Двинских.
«Среди моих знакомых нет ни одного человека, который был бы настолько скучным, насколько все про нас думают, — уверяет она. — Я бы хотела, чтобы нас, ученых, воспринимали как Александра Гасникова. Он очень много знает в науке, но в то же время это безумно интересный человек: ходит в горы, плавает в море, бегает и может даже дать фору спортсменам — сам раньше профессионально занимался волейболом».
Александр Гасников: «Кто такой ученый? Это человек, который за деньги государства удовлетворяет свою любознательность. Я этим занимался на протяжении довольно длительного времени, а теперь у меня появилась возможность отдать долг»
«Стало понятно, что то, чем я занимаюсь, начинает рушиться»
Вошел в фильм и фрагмент занятий Гасникова со школьниками в федеральном «Сириусе». «Чем моложе человек, тем в хорошем смысле он наивнее. Чем старше он становится, тем больше возникает каких-то проблем: появляются девушки, семья, необходимость зарабатывать деньги, какая-то суета, которая отвлекает», — объясняет он. Неслучайно в первом же интервью «БИЗНЕС Online» на посту ректора Университета Иннополис Гасников анонсировал мегапроект по работе именно со школьниками, который уже обрел довольно понятные контуры, финансирование и даже поддержку со стороны президента РФ Владимира Путина. Так, только на этот год на поддержку 350 учителей математики и физики выделили 75 млн рублей из бюджета, еще 11 млн получат вовлеченные школьники, а еще 20 школам раздадут миллионные гранты на работу в качестве методического центра.
Впрочем, покажут и само появление Гасникова в Татарстане. После залитых светом людных аудиторий и коридоров МФТИ и солнечного «Сириуса» такси высаживает его на дороге в заснеженном Иннополисе.
«В какой-то момент стало понятно, что то, чем я занимаюсь, где я работаю, начинает рушиться. Коллектив, который создавался, начинает разъезжаться в основном по причине отъезда за границу. И тот комфортный формат, в котором я работал, — а у меня была своя научная школа — стало сложно сохранять, — откровенно рассказывает он. — И началась другая жизнь. Кроме мыслей о том, как сделать что-то классное, что-то великое, начались мысли и о том, как все это сохранить и не дать ему разрушиться».
Выход Гасников видит в межвузовской коллаборации, а назначение на пост ректора называет стечением обстоятельств — он никогда не грезил о кресле управленца. Но в какой-то момент понял, что его опыт, знания и знакомства могут что-то кардинально изменить в масштабах страны: «Я не столько боюсь разочароваться сам, сколько боюсь разочаровать […]. Ведь кто такой ученый? Это человек, который за деньги государства удовлетворяет свою любознательность. Я этим занимался на протяжении довольно длительного времени, а теперь у меня появилась возможность отдать долг».
Картинки из жизни ученых сменяются в ритме танго, которое танцует Двинских. Сколтех, море, лекции, автомат с газировкой, улица Баумана и снова занятия. А вот и снова Гасников на волейбольной площадке: «Пойдемте играть!»
На премьеру пришли больше 600 человек. Это и студенты, и увлекающиеся математикой люди, и известные ученые
«Когда я или Александр Владимирович читаем лекции школьникам, мы закрываем существующие дыры»
На премьеру пришли больше 600 человек. Это и студенты, и увлекающиеся математикой люди, и известные ученые. Неудивительно, что постпремьерное обсуждение вылилось за границы отдельного фильма и перетекло к философской проблеме популяризации науки как таковой. Советник ректора Сколтеха по науке, профессор НИУ ВШЭ Григорий Кабатянский вспомнил фильм «Девять дней одного года», вдохновленный стихотворением Бориса Слуцкого «Что-то физики в почете». «Я тут с одним молодым коллегой рассуждал, что должно быть в современном противопоставлении физиков и лириков. Ничего лучше, чем блогеры, не придумал, — улыбнулся он. — Фильм хороший, а вообще надо задуматься, как бы популяризировать математику, чтобы она не исчезла».
«В советское время не было проблем с тем, чтобы в обществе поднимать престиж науки. Фильм-то снят, но это была скорее констатация имеющегося престижа. И что произошло? И я ответил — что все дело в целеполагании. Когда целью объявили благосостояние, это привело ко многим-многим последствиям. Цель должна быть высокой. Эта проблема перед обществом действительно есть», — подметит позже со сцены академик РАН Евгений Тыртышников.
Известный ученый и популяризатор математики Николай Андреев в беседе с «БИЗНЕС Online» обратил внимание на еще одну любопытную деталь. По его словам, XX век сложился очень удачно для науки: она уже многое могла и при этом давала быструю отдачу. И все, власти в том числе, понимали, что этим нужно пользоваться. «Сейчас мы этот этап прошли. Да, сейчас на пике искусственный интеллект, но это не совсем наука, — говорит он, фиксируя, что в последнее время у государства снова появилось понимание, что науку нужно поддерживать. — Сейчас ситуация меняется, нужно поддержать формулируемое государством желание популяризации. Александр Владимирович закрывает собой, как обычно, все. В Татарстане есть проект „Физмат прорыв“, который поможет, надеюсь, увлечь людей математикой и научной жизнью вообще».
Андреев рассказывает, что уже прочитал несколько лекций в районах Татарстана и увидел, что там, как и в целом в России, в каждой деревне есть ребята, у которых начинают гореть глаза. «В одном из районов я подарил детям небольшие подарки, а они сказали, что отдадут их учителю. Говорят: „Вы думаете, почему мы такие умные? Потому что учитель у нас хороший“». Вот таких учителей и важно поддерживать. Они есть во многих районах», — подчеркивает Андреев.
Впрочем, ученый не уверен, что помощь должна быть именно в виде грантов, а не планомерной поддержки. «Главное — это отсутствие спешки. Сделать абы как можно, но современный мир часто вместо качества на первый план ставит количество просмотров и прочие формальные метрики, которые, может, что-то и отражают, но вопрос качества проседает очень сильно. Должна быть планомерная работа, учитывающая мнения разных экспертов. Нужен продуманный системный механизм, отражающий позицию сообщества, а не запущенный решением одного человека на его усмотрение. Когда я или Александр Владимирович читаем лекции школьникам, мы закрываем существующие дыры. Все дыры закрыть невозможно, а системы пока, к сожалению, нет», — констатирует Андреев.
И Гасников с ним заочно соглашается: «Сейчас нет системы и стратегии освещения науки как таковой. Точнее, она вроде как есть, но не работает так, как нужно. Представьте, что вы семиклассник, который находится на распутье. И у вас нет каких-то выдающихся школьных учителей, которые могли бы вас увлечь, по телевизору вы не видите той повестки, которая может вас увлечь, то, что предлагают рекомендательные системы видеосервисов, по умолчанию связано с каким-то развлекательным контентом — и это тоже не совсем то, чего душа просит. Получается, что вы одновременно и абсолютно информированы, и в вакууме».
По словам ректора Иннополиса, фильмы вроде «Влюбленных в математику» дают шанс показать детям путь ученого. Подчеркнуть, что необязательно быть блогером или кинозвездой, чтобы быть известным и получить признание. «Если сделать акцент только на том, что ученый — это богатый человек, будет неправильно, потому что в науку пойдут люди, которые стремятся к власти и деньгам. Очень важно, чтобы это действительно было по любви, чтобы это было призванием. И задача СМИ и киноиндустрии в том числе — показать, что да, среди прочего у ученых и с зарплатой будет все хорошо, но главное, это безумно увлекательный способ жить, пройти свой путь», — заключает Гасников.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.