«Вы понимаете слово немножко в другом смысле. Переводить в политическое русло тематику не очень правильно», — спорили на заседании комитета Госдумы по делам национальностей о законопроекте депутата от КПРФ Михаила Матвеева. Он предложил переименовать «национально-культурные автономии» в «объединения», лишить их иностранного финансирования и возможности работать с мигрантами. Параллельно похожую инициативу выдвинуло и федеральное агентство по делам национальностей. Но там делают акцент на работе некоммерческих организаций (НКО), которые до сих пор могут возглавлять иностранцы. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
На заседании комитета Госдумы по делам национальностей спорили о законопроекте депутата от КПРФ Михаила Матвеева
«Мой законопроект на полгода подвесили, чтобы дать ФАДН разработать свой лайт-проект»
Законопроект о ликвидации национально-культурных автономий коммунист Михаил Матвеев внес в Госдуму еще летом прошлого года. Его необходимость он объяснял тем, что «легализация через схему „автономий“ диаспор иностранных государств представляет явную угрозу единству российской нации и государственной безопасности». «Именно эту форму [автономии] используют диаспоры для продвижения своих интересов в нашей стране и влияния на органы государственной власти. При этом содержащееся в названии слово „культурных“ у этих „профсоюзов мигрантов“ на деле зачастую на 10-м месте после экономических и идеологических интересов», — писал депутат в своем телеграм-канале.
Инициативу на заседании комитета Госдумы по делам национальностей рассмотрели в минувшую среду. Сразу скажем: законопроект рекомендовали отклонить. И как в конце обсуждения заметил глава комитета Ильдар Гильмутдинов: «Как говорит Вячеслав Викторович [Володин], ничего личного».
Тут стоит отметить, что в декабре прошлого года стали появляться новости о разработке похожего законопроекта, только уже от федерального агентства по делам национальностей (ФАДН). Агентство, как пишут «Ведомости», предложило выделить в отдельную категорию некоммерческие организации (НКО) в этнокультурной сфере, которые должны называться «национально-культурными организациями». По задумке они будут заниматься сохранением и поддержкой «этнокультурного и языкового многообразия РФ», укреплять единство «российской нации» и обеспечивать межнациональное и межрелигиозное согласие в стране. При этом иностранные граждане и зарубежные юридические лица не должны будут превышать треть от общего числа членов подобных объединений.
Матвеев предложил переименовать «национально-культурные автономии» в «объединения», лишить их иностранного финансирования и возможности работать с мигрантами
«По сути, перед вами схватка за ослабление или усиление диаспор. Видимо, для того мой законопроект на полгода подвесили, чтобы дать ФАДН разработать свой лайт-проект, который и попытаются принять», — реагировал тогда Матвеев на появление инициативы ФАДН.
Как раз об этой инициативе вспомнил Гильмутдинов в начале заседания комитета. Он напомнил о работе по внесению изменений, «направленных на определение правового положения национально-культурных общественных объединений». Такое поручение было дано в 2020 году, создана рабочая группа. Работая в ней, поняли, что «нужно говорить не столько об объединениях, сколько о национально-культурных организациях».
Сегодня в минюсте зарегистрировано 219 тыс. некоммерческих организаций (НКО), из которых почти 60 тыс. — это общественные объединения. А где таком случае остальные 159 тыс. организаций и чем они занимаются, вопрошал Гильмутдинов. Кроме того, отметил он, около 6 тыс. НКО декларируют, что занимаются именно национально-культурными вопросами, а создавать их (и даже возглавлять) могут иностранные граждане. Поэтому рабочая группа, объяснил глава комитета, и взялась разбираться в системе НКО, чтобы внести изменения в соответствующий закон и ограничить участие иностранцев.
Разрешить можно только поддержку единства российской нации и русского языка «как государственного языка и языка межнационального общения»
А в чем все-таки суть законопроекта о ликвидации диаспор?
В свою очередь одно из главных изменений, которые предложил Матвеев, — вместо «автономии» ввести понятие «национально-культурное объединение». Кстати, понятие «диаспора» в законодательстве отсутствует. «Согласитесь, что слово „автономия“ в своем значение несет некое отгорожение, отделение, разъединение», — пояснил Матвеев. А вот «объединение», по мнению политика, является «более адекватным в целях укрепления единства российской нации».
Деятельность же этих объединений (исходя из названия) должна ограничиваться вопросами культуры. Им нельзя будет вмешиваться в деятельность госорганов и заниматься, например, вопросами социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. А вот возможность формирования таких объединений должна быть предоставлена всем народам РФ вне зависимости от их численности.
Также, согласно законопроекту, не допускается иностранное финансирование. Если же объединение каким-то образом взаимодействует с иностранными гражданами и организациями, то оно должно быть признано иноагентом. Использование символики иностранных государств тоже должно быть под запретом. А разрешить можно только поддержку единства российской нации и русского языка «как государственного языка и языка межнационального общения». Право же на получение образования на национальном языке «дополняется условием обязательного изучения государственного русского языка».
Также Матвеев предложил установить, что «в одном муниципалитете, регионе на федеральном уровне может осуществлять деятельность не более одного объединения одной этнической общности». Все действующие автономии должны перерегистрироваться в объединения в течение года в случае вступления закона в силу. Кто этого не сделает — ликвидация по решению суда.
Ильдар Гильмутдинов: «Там, где у нас 97–98 процентов русских, в Иваново, Рязани, есть проблемы с сохранением языка, традиций, культуры? Вы скажите, если есть проблемы. Мы готовы подключиться, мы всеми занимаемся, в том числе русским народом»
«Это же не какие-то годы, когда олигархи во главе с Березовским вмешивались»
Первый вопрос Матвееву задал сам Гильмутдинов. «Вы как-то негативно про деятельность национально-культурных автономий… Какие у вас есть примеры, что деятельность какой-либо автономии негативна, деструктивна?» — спросил он, уточняя, что сам возглавляет федеральную национально-культурную автономию татар. Матвеев на это ответил, что законопроект «пишется не под конкретную автономию», поведение которой надо скорректировать, а для этого есть «соответствующие органы».
«Я идеологически считаю, что надо уходить от слова „автономия“ и переходить к слову „объединение“, если мы ставим задачей укрепление российского единства. Это слово („автономия“ — прим. ред.) досталось нам из языка 20-х годов прошлого века. В настоящее время его значение иное. Когда этот закон начинал действовать, не было такой интенсивной миграции в нашу страну. Сейчас здесь сформировались большие представительства иностранных государств, и эта форма начинает работать иначе», — пояснил автор законопроекта, указывая, что подобные организации «сосредотачивались на вопросах культуры, а не выполняли роль профсоюзов и субъектов экономической деятельности».
Гильмутдинов на это возразил, что в законе об автономиях уже четко написано, что сфера их деятельности не экономика и политика, а «язык, культура, традиции». Более того, по его словам, учредителями автономий могут быть только граждане РФ, в отличие от тех же НКО.
— У меня большой список автономных НКО по оказанию услуг в духовно-просветительской сфере. Если слово «автономия», как вы говорите, в отрицательном виде для вас, то эти тоже будут должны поменять [название]? — спросил Гильмутдинов.
— Как вы яхту назовете, так она и поплывет, — парировал Матвеев. — ООО тоже обладает автономией, однако у него в названии слова «автономия» нет.
— Но у них слово есть в названии, они тоже занимаются в области культурных, национальных взаимоотношений, — настаивал глава комитета.
— Законопроект касается только тех общественных организаций, которые зарегистрированы в форме национально-культурной автономии, — пояснил автор инициативы и вновь стал напирать, что принципиальный момент в его законопроекте связан не только с названием, но и с запретом иностранных финансирования и символики. — Если вы говорите, что это граждане России, то они должны размахивать флагами российского государства, а не своих стран исхода. Если они желают получать финансирование из-за рубежа, какую-то материальную помощь, то в этом случае они должны соблюдать законодательство об иностранных агентах.
Гильмутдинов и тут поспорил, указывая на то, что законом об общественных объединениях и НКО использование флагов и гербов уже запрещено. «Вы как автономии получаете иностранное финансирование?» — обратился Ильдар Ирекович к сидящим за столом представителям автономий армян, грузин, курдов и белорусов. Те дружно отрицательно покачали головами. «На них уже распространяются нормы законы. Никакого смысла подпадать под иноагентов нет. Эти нормы уже отрегулированы», — добавил Гильмутдинов.
Первый вице-президент союза армян России Лусик Гукасян указала Матвееву, что также уже предусмотрено законами невмешательство в деятельность органов госвласти. «Это же не какие-то годы, когда олигархи во главе с [Борисом] Березовским вмешивались. Мы и так не можем вмешиваться. На основании чего выносятся такие предложения?» — спросила она.
— Не можете, а вмешиваетесь, — буркнул Матвеев. — Мы сейчас перейдем в плоскость обсуждения конкретных [моментов]. Формулирование этого принципа не противоречит действующему законодательству РФ. Поэтому я считаю, что это должно быть записано, чтобы не было искушения. Я могу привести примеры, но не буду, когда задерживают человека, который совершил правонарушение, тут же подъезжают люди, представляющиеся представителями автономии, и начинают полицейским объяснять.
— Для этого есть Уголовный кодекс! — возразила Гукасян.
— Раз уровень правовой культуры представителей таких организаций не очень высок, то я считаю, что если это будет записано в законе, это будет действовать профилактирующе, — добавил Матвеев.
— Понятно, это гипотетические рассуждения, — кивнул Гильмутдинов.
Следом президент федеральной грузинской национально-культурной автономии в России Давид Цецхладзе согласился, что все слова Матвеева — это «рассуждение без конкретных примеров». «Этот законопроект связан только со словом „автономия“?» — поинтересовался он. Матвеев ответил, что о слове «автономия» «написано только в одном месте».
— А что, вы считаете, что слово «объединение» хуже слова «автономия»? Вам нужна автономия в России? В каком месте вам нужна автономия? — возмущался депутат.
— Вы понимаете слово немножко в другом смысле. Переводить в политическое русло тематику не очень правильно, — прокомментировал Гильмутдинов.
Сопредседателя федеральной национально-культурной автономии курдов РФ Фархата Патиева волновало, зачем делить граждан России на «тех, кто исконно расселен, и тех, кто прибыл сюда 200, 400 лет назад». Матвеев заверил, что у всех граждан России равные права. «Никто делить никого не собирается, даже если вы считаете, что курды прибыли в Россию 500 лет назад. Речь идет о приоритетах господдержки. У нас, русских, нет другого государства, кроме России», — пояснил он. Суть его слов сводилась к тому, что у многих народов за пределами России есть государства, поэтому им не грозит исчезновение, как малочисленным народам Севера. Поэтому, уверен Матвеев, надо поддерживать «свои народы», которые не имеют государственности, а не проводить за бюджетные деньги фестивали тех, кто имеет «целые институты у себя на родине». «Если это обидно звучит, то извините», — добавил депутат.
Гильмутдинов и на это возразил, что регионы оказывают огромную поддержку народам, которые на их территории проживают. «Я уже не говорю про русский народ. Там, где у нас 97–98 процентов русских, в Иваново, Рязани, есть проблемы с сохранением языка, традиций, культуры? Вы скажите, если есть проблемы. Мы готовы подключиться, мы всеми занимаемся, в том числе русским народом», — указал глава комитета, добавляя, что, например, в Татарстане русская общественная организация входит в состав совета при главе республики. «Так речь идет о том, чтобы допустить всех. А сейчас принцип — находящиеся в положении меньшинства», — поспорил Матвеев.
Роман Червонцев из федеральной национально-культурной автономии белорусов России внезапно спросил о том, предлагается ли законопроектом лишить российских немцев тех средств, которые дает правительство Германии «для культурной работы». «Если российские немцы хотят получать деньги от страны НАТО, то какие проблемы? Просто ставят соответствующую маркировочку и могут получать евро. Или вы хотите, чтобы иностранное государство, с которым мы сейчас фактически воюем, финансировало общественную организацию на территории России? Вы знаете, что НКО и прочее — это самый любимый инструмент в качестве „мягкой силы“?» — возмущался в ответ Матвеев. Гильмутдинов поправил, что такой порядок был раньше, а теперь «приостановлен». «Белорусы беспокоятся о немцах…» — удивился Матвеев.
Уже после заседания Матвеев заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что «комитет не готов к концептуальным изменениям в сфере национальной политики, к работе с национально-культурными объединениями, которые сейчас существуют в виде автономий». Он напомнил, что уже были утечки о законопроекте, который разрабатывает ФАДН, где есть «концептуальные изменения», а также моменты, которые прописаны и в его законодательной инициативе. Например, такие как наличие в регионе только одной организации одного уровня. «Я точно знаю, что вещи о запрете иностранного финансирования и иностранной символики не только мне в голову пришли», — добавил депутат.
Матвеев рассказал, что «долго консультировался» перед внесением законопроекта. «Он долго лежал у меня в столе, потому что я долго пытался сделать так, чтобы законопроект был внесен не от меня. Я потерял почти полгода, чтобы его внес не я, а от правительства, правящей партии или еще кого-то. Поскольку он не двинулся ни от кого другого, то внес его я», — признался депутат.
По словам Матвеева, он рассчитывал на концептуальную поддержку, а еще уверен, что в нем заложены «многие позиции, с которыми не поспоришь». «Если отделить эмоциональную сторону, то по содержанию законопроекта сегодня практически ничего не было высказано», — указал он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.