Олег Тюкаев: «Наши офисы работают от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока, мы видим картину по России — „Интерлизинг“ растет темпами, несколько опережающими рынок лизинга, и Приволжский округ — один из лидеров» Олег Тюкаев: «Наши офисы работают от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока, мы видим картину по России — Интерлизинг растет темпами, несколько опережающими рынок лизинга, и Приволжский округ — один из лидеров»

Средний «лизинговый» чек в РТ вырос до 10 млн рублей

Олег, высокие процентные ставки по кредитованию в 2024 году сильно отразились на планах бизнеса — клиенты откладывали техническое переоснащение на лучшие времена. Как ситуация выглядит сейчас?

— 2024 год был для нас достаточно успешный — мы приросли в объеме бизнеса и в количестве клиентов. После повышения ключевой ставки ЦБ, особенно в ноябре – декабре, мы, конечно, увидели снижение спроса. Часть клиентов откладывают решение о покупке, однако мы ожидаем, что во второй половине года монетарная политика немного смягчится и этот отложенный спрос даст о себе знать.

Наши офисы работают от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока, мы видим картину по России — Интерлизинг растет темпами, несколько опережающими рынок лизинга, и Приволжский округ — один из лидеров. Если в 2023 году стоимость всех предметов лизинга, которые мы профинансировали, составила 9,2 миллиарда рублей, то в 2024-м уже 13 миллиардов.

— Но и стоимость техники выросла…

— Существенно. Но не только это стало причиной нашего роста. У нас приросло число новых клиентов — мы активно развиваем свою филиальную сеть, становится больше активных менеджеров. Интерлизинг не самая большая компания на рынке лизинга, мы не дочерняя структура крупного банка. Поэтому у нас есть потенциал для роста — растем быстрее рынка примерно на 15−20% на протяжении последних четырех лет. За 9 месяцев прошлого года Интерлизинг стал самой быстрорастущей среди частных лизинговых компаний по объему нового бизнеса. В первую очередь за счет активности наших менеджеров и руководителей на местах.

— Если брать Татарстан — кто в основном ваши клиенты?

— С малым, средним и крупным бизнесом в регионе мы работаем с 2019 года. И если рассматривать по отраслям, он представлен в основном перевозчиками, дорожниками, строителями, есть также совсем небольшие клиенты, которым мы помогаем вырасти, например, из локальной пекарни в кулинарное производство. Кроме того, растет спрос со стороны производственных компаний, которые занимаются металлообработкой. Средний чек по итогам четвертого квартала прошлого года составил в РТ 9–10 миллионов рублей.

В этом году мы впервые в регионе заключили лизинговую сделку на апартаменты в центре Казани за 78 миллионов рублей. Этот вариант покупки подходит для юридических лиц. Во-первых, он позволяет предпринимателю получить необходимый объект, не выводя единовременно крупную сумму из бизнеса. Если говорить о центральных регионах, часто им пользуются те клиенты, у которых есть возможность купить недвижимость без привлечения заемных средств, однако в моменте деньги инвестированы в другой проект. Во-вторых, не все банки готовы дать кредит на такую сумму, особенно если это элитная недвижимость, а рассрочка от застройщиков проигрывает лизингу из-за короткого срока. Кроме того, на период действия договора объект остается в нашей собственности, что гарантирует его юридическую чистоту.

Интерлизинг — это лизинговая компания, предлагающая свои услуги юридическим лицам и ИП по всей России. Здесь работают с предприятиями различной специализации и обеспечивают малый, средний и крупный бизнес транспортом, техникой и оборудованием. За 25 лет работы на рынке общий лизинговый портфель составил более 111 млрд рублей. Компания представлена в 70 городах РФ, в том числе в Казани и в Набережных Челнах.

— Что в основном берут в лизинг в Татарстане?

— В топе по популярности — китайская грузовая техника, в основном седельные тягачи и прицепы. ⁠Грузовики драйвером в Татарстане быть перестали, но остаются самым крупным сегментом. Пользуются спросом также автомобили и сельскохозяйственная техника — трактора, комбайны, различное оборудование.

Сегмент легковых автомобилей вырос в два раза по сравнению с 2023 годом. Самые востребованные в премиум-сегменте — это Mercedes-Benz и BMW. Массовые — Changan, Geely, Haval. Безоговорочный лидер продаж почти всегда и везде — Лада.

В последнее время стал популярен возвратный лизинг. Это такая сделка, когда клиент продает свое имущество лизинговой компании, а затем тут же оформляет его в лизинг. Дело в том, что банки очень сильно пересмотрели свои подходы к оценке рисков, стало тяжелее брать кредиты. В случае возвратного лизинга ставка будет чуть больше, но при этом подход к его выдаче значительно проще, ведь предмет лизинга будет уже нашей собственностью, рисков для нас меньше, и некоторые клиенты используют этот продукт как замену кредитования. Используют такую схему как крупные компании, так и те предприниматели, которые хотят взять свои премиальные авто в возвратный лизинг — получают деньги и закрывают свои кассовые разрывы.

— Стоимость техники сильно выросла за последние полгода?

— Она начала расти после ковида, затем с началом СВО. На цены повлияло также повышение стоимости утильсбора, курса валюты, так как техника в основном иностранная. Наши клиенты ориентируются в основном на отечественный или китайский рынок. Что касается грузовой техники, к примеру, в 2024 году китайский Sitrak даже обогнал КАМАЗ по продажам, поэтому грузовики сейчас плотно захвачены китайцами. Среди легковушек такая же картина, альтернативы пока нет.

В сегменте спецтехники китайцы были и до СВО на достаточно сильных позициях, но, так как ушли крупные иностранные бренды, они постепенно захватывают рынок. Из отечественных брендов хорошо себя чувствуют АвтоВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ. Несмотря на потерю доли рынка, за счет гособоронзаказа им удается удерживать позиции. В сельхозтехнике значительную долю занимают белорусские и российские производители. Пока я еще ни разу не видел китайского комбайна.

«В отличие от банка, где нужно собрать кучу документов на покупку автомобиля, у нас достаточно трех документов — анкету, паспорт и карточку 51-го счета из 1С» «В отличие от банка, где нужно собрать кучу документов на покупку автомобиля, у нас достаточно трех документов — анкеты, паспорта и карточки 51-го счета из 1С»

Сделки за час и полное юридическое сопровождение

— Какие условия сейчас для получения лизинга в Татарстане?

— Условия не сильно отличаются в зависимости от региона, но для всех произошло некоторое ужесточение. Если раньше, скажем так, в хорошие времена, можно было получить лизинг с нулевым авансом на длительный срок, то сейчас лизинговые компании свои требования меняют, есть минимальные авансы. Например, на легковые автомобили и грузовики он начинается от 5–10%. Срок предоставления лизинга, как правило, до 7 лет. Схема такая: клиент либо сам находит интересующий его предмет лизинга, либо наши специалисты помогают его найти. Затем мы заключаем одновременные договоры купли-продажи, договор лизинга, выкупаем предмет лизинга у поставщика и передаем его в лизинг нашему клиенту.

— В чем интерес клиента? У вас дешевле, чем в банке?

— В простоте финансирования и скорости оформления сделки. Допустим, минимальный пакет документов. В отличие от банка, где нужно собрать кучу документов на покупку автомобиля, у нас достаточно трех документов — анкеты, паспорта и карточки 51-го счета из 1С. Банковское кредитование будут неделями рассматривать, а у нас это происходит за часы. Плюс некоторые наши клиенты используют лизинг как некий аутсорсинг юридических услуг, потому что мы тщательно проверяем поставщика, всю документацию по договору купли-продажи, чтобы клиент не столкнулся с мошенниками.

— Одобрение за часы — звучит очень оптимистично и даже настораживает…

— Рынок лизинга же развивается уже очень давно, с момента принятия федерального закона о лизинге в 1999 году. Поэтому бизнес-процесс выстроен, рынок лизинга стал очень конкурентный. Лизинговые компании сейчас есть при крупных госбанках и не только. И чтобы оставаться на плаву, нужно быть очень гибкими. Как раз за счет гибкости, скорости одобрения лизинговые компании выигрывают. Также мы помогаем приобрести технику с субсидией от Минпромторга РФ — на транспорт, произведенный в России, действует скидка 10%.

— Чем еще отличаются ваши специалисты от обычных банковских работников?

— В подходе к клиенту. В отличие от многих игроков рынка, мы действительно универсальная компания, которая обладает компетенциями в работе, в том числе с узкими сегментами — оборудование, недвижимость, сложная техника. Подходим к клиенту не как стандартные менеджеры, одобряющие заявки по запросу. Наши сотрудники — это финансовые консультанты, которые помогут оценить потенциал предприятия, подобрать технику и оптимальное решение, которое приведет к росту бизнеса.

«Лизинг — это реальная возможность получить деньги на покупку основных средств и мы готовы помочь клиентам» «Лизинг — это реальная возможность получить деньги на покупку основных средств, и мы готовы помочь клиентам»

«Лизинг менее рисковый продукт, нежели банковское кредитование»

— Как ваша компания росла в регионе и к чему планирует прийти в ближайшие годы?

— Татарстан активно растет, это очень интересный регион. Когда я только пришел в 2021 году как руководитель Поволжского дивизиона, здесь был только один менеджер на всю республику. Сейчас у нас два филиала в РТ — в Казани и в Челнах, где работают около 20 человек. В ПФО же у нас более 70 сотрудников. Но штат расширяется. В прошлом году Интерлизинг объединился с компанией «Ураллизинг», поэтому, когда процесс интеграции завершится, мы прирастем еще больше. В целом же по России число сотрудников нашей компании уже превысило одну тысячу человек.

— На рынке сейчас множество лизинговых компаний, но продукт у всех один. Чем вы конкурируете между собой? Какие сервисы развиваете?

— Конкуренция была всегда. Но если раньше рынок лизинга был неинтересен крупным банкам, то где-то в десятых годах они увидели потенциал в продукте и начали создание дочерних лизинговых компаний. К тому же это менее рисковый продукт, нежели банковское кредитование. Мы не можем напрямую конкурировать с крупными компаниями при банках, но при этом занимаем достаточно хорошую позицию и финансируем все — от легкового транспорта до вагонов, не работаем только с тем, что летает и плавает. Поэтому за счет гибкости, универсальности и скорости мы, собственно, и отыгрываем часть своего рынка.

— Даже квартиры сейчас покупают онлайн, с техникой все намного сложнее?

— В принципе, мы можем оформить сделку без личного присутствия клиента, но как минимум на моменте отгрузки предмета лизинга мы должны, условно говоря, пожать друг другу руки и получить обратную связь.

— Когда настанет тот день, что оформить лизинг можно будет одним кликом через приложение?

— Приходить в офис уже сейчас не нужно. Мы живем в 21-м веке, сегодня достаточно электронной почты, мессенджеров. Уже много лет некоторые компании пытаются сделать бесчеловечный лизинг, когда можно зайти на сайт, подгрузить документы, получить договор и сделать все дистанционно. Это модель B2B (Business-to-Business), в которой одна компания продает услугу другой организации. Особых успешных кейсов я еще не видел на рынке, чтобы лизинговые компании полностью ушли в онлайн. В любом случае это про людей, про их взаимоотношения и профессионализм. Конечно, для связи мы используем все каналы, мы достаточно цифровизованы, но, чтобы оставаться конкурентоспособным и гибким, нужно живое человеческое общение.

— Какой прогноз вы дадите по спросу на лизинг до конца года? Что будет происходить с рынком?

— Ожидаем, что в этом году рынок будет возвращаться на исходные позиции за счет отложенного спроса. Надеемся на снижение ключевой ставки, иначе инвестиции в развитие компаний становятся слишком сложной для них задачей. Для малого и среднего бизнеса лизинг в этом плане привлекательнее, чем обычный кредит в банке. За счет заградительных ставок и условий по залогу у предпринимателя практически нет выбора. Лизинг — это реальная возможность получить деньги на покупку основных средств, и мы готовы помочь клиентам.