«Наиболее допустимый вариант, на мой взгляд, — это то, что по истечении времени, которое Трамп отводит на помощь Украине, Штаты заявят, что договориться с Россией не удалось, что она не соглашается на хорошую сделку и в связи с этим американцы вводят дополнительные санкции по нефти и газу», — считает главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Постоянный автор «БИЗНЕС Online» в новой статье объясняет, как и какие действия нового президента США отразятся на России, почему американский лидер ввел чрезвычайное энергетическое положение и как будет «впаривать» Европе дорогие американские нефть и газ.
«Трамп заявляет, что США — страна номер один, богоизбранная. Это, думаю, базовая национальная идея Соединенных Штатов, без которой они и существовать-то не могут. И Трамп такую идею твердо и однозначно как основу фиксировал»
Президентство Байдена было последней и безнадежной попыткой сохранить гегемонию США
Начну с инаугурации Дональда Трампа. В предыдущих публикациях меня спрашивали, как я ядерное оружие совмещаю с ВВП? Формально это сделать довольно просто: рассматривать ядерное оружие как накопленную энергию. Ядерное оружие — это концентрированная энергия, а ВВП не самоцель. Цель, в том числе нашей страны, я все так же считаю, — это повышение вероятности выживания. В мирной стационарной ситуации вероятность эта пропорциональна ВВП. Но мы, к сожалению, живем не в мирной стационарной ситуации, потому роль ядерного оружия кратно возрастает (как, в принципе, любого оружия).
Между тем недавно председатель Евросоюза премьер-министр Польши Дональд Туск высказался примерно так: для того чтобы ЕС выжил, надо вооружаться. «Не спрашивайте у Америки, что она может сделать для нашей безопасности. Спросите себя, что мы можем сделать для собственной безопасности», — сказал Туск, перефразировав цитату из инаугурационной речи американского президента Джона Ф. Кеннеди в 1961 году.
ВПК (военно-промышленный комплекс) — это вершина айсберга. Но при нынешних ценах на энергоносители в Европе реальный сектор неизбежно деградирует, а с ним вместе и ВПК. Эту проблему анализирует французский историк, аналитик (достаточно толковый) Эмманюэль Тодд, который считает, что у ЕС нет никаких шансов возродить свой ВПК. C учетом этих обстоятельств мы опять приходим к тому, что все по-прежнему определяется в треугольнике США — Россия — Китай, для положения дел в котором первые дни после избрания Трампа имели существенное значение.
Что тут важно? Многие (в том числе президент Беларуси Александр Лукашенко) отметили, что новый президент Штатов сильно «пинал» в своей инаугурационной речи своего предшественника Джо Байдена, говорил, что это было худшее президентство, что тот оставил страну с разоренным образованием, здравоохранением и разоренной реальной частью экономики. На мой взгляд, абсолютно заслуженные претензии. Может быть, к форме претензий есть вопросы, но по существу было за что ругать президентство Байдена. Потому что это была, по сути, последняя и совершенно безнадежная попытка сохранить гегемонию США, не опирающуюся на гегемонию реального сектора оружия, обнуляющего вероятность выживания других стран. В этом плане никаких шансов на успех правление Байдена не имело, что, собственно, и отмечает с торжеством Трамп, подчеркивая, что его политика была правильной, хоть его и ругали, подвергали импичменту.
Для чего Трамп вводит чрезвычайное энергетическое положение?
Помимо внутренних американских дел, что еще было важного в речи Трампа? Он заявляет, что США — страна номер один, богоизбранная. Это, думаю, базовая национальная идея Соединенных Штатов, без которой они и существовать-то не могут. И Трамп такую идею твердо и однозначно как основу фиксировал. А раз они исключительные, значит, на равноправные переговоры не настроены. Переговоры могут быть только с позиции силы. Я бы также отметил, что Трамп чрезвычайно эмоционально упоминал 25-го президента Штатов Уильяма Мак-Кинли, который возглавлял страну с 1897 по 1901 год. Читатели, вероятно, не знают о нем, но он был действительно очень важным президентом. Несмотря на кажущуюся мягкость, приветливость, осторожность, он на самом деле сделал США империей.
Что было в его время? Прежде всего Мак-Кинли четко придерживался стратегии: там, где можно ободрать граждан других стран вместо своих граждан, обязательно надо это делать. Он любил таможенные пошлины (по-американски «тарифы»), поднимал реальный сектор, дружил с ним. Вплоть до того, что его обвиняли в близости к «баронам-разбойникам», транснациональным компаниям, которые создавались тогда в Штатах. Они, собственно, создали основу страны как империи. Мак-Кинли по факту присоединил Кубу, Гавайи, Филиппины, достроил Панамский канал. На втором сроке правления, через пять месяцев после вступления в должность, его застрелил анархист — тоже немаловажный факт.
Возвращаясь к Трампу. Третье, что он сделал, — ввел чрезвычайное положение в энергетике. Это штука очень важная для всех его дальнейших действий. В частности, он зафиксировал: мы, американцы, выйдем из парижских протоколов, из всего, что мешает, быстро отменим все ограничения, введенные Байденом. Для этого Трамп вводит чрезвычайное энергетическое положение. Прием довольно интересный. Он позволяет либо на постоянной, либо на временной основе снимать все ненужные запреты.
«Американская пресса пишет, что Си позвонил Трампу и они о чем-то говорили, после чего президент Штатов дал немедленную команду попытаться переговорить с Путиным по телефону»
Бурить, бурить и еще раз бурить
Четвертый шаг, немаловажный для нас в будущем: Трамп отметил, что Европа имеет $300–350 млрд профицита в торговле с США и его надо ликвидировать. Пусть, дескать, европейцы покупают американскую нефть и газ, оружие и в связи с этим доведут до 5% затраты на оборону. Причем Трамп стал сразу в выбранном направлении действовать. Хотя некоторые и говорят, что Трамп много обещаний раздает, если проанализировать предыдущее его президентство — более 80% экономических обещаний он выполнил, несмотря на огромное противодействие. И сейчас с первого дня начинает свои обещания быстро выполнять.
Разогнал «топов» в минюсте, которые против него ополчались и фабриковали дела, в спецслужбах разогнал тех, кто замыливал дело Хантера Байдена, и уволил более 50 человек. Отменил все климатические указы, которые мешали развивать энергетику, отменил переход на электромобили, право предоставления земли ветровым станциям. Т. е. четко зафиксировал, что все эти фундаменталистские бредни в части климата, экологии он отменяет и фиксирует позицию: мы будем бурить на федеральных землях, в том числе на территории морского шельфа. Бурить, бурить и еще раз бурить.
Как это касается России? Бурить-то он будет и увеличивать объемы добычи нефти (как и газа), но она не будет дешевой. Чем дальше буришь, тем дороже добываемые нефть и газ. Для того чтобы заставить Европу их по высоким ценам покупать, надо прекратить окончательно поставки в европейские страны российской нефти и газа. А это существенная вещь, которая имеет для нас значение.
«В части договоренностей по Украине, о которой Трамп на инаугурации ничего не говорил, думаю, объективно она для него не шибко-то и важна на фоне развивающегося конфликта с Китаем»
Трамп предложит России кинуть Китай, а Китаю — кинуть Россию
Ну и, пожалуй, для нашей страны значимо то, что все, о чем говорил Трамп, он начнет делать быстро. Если он признается, что ставка на электромобили — ошибка, то ошибка эта немедленно исправляется. Та же история и с парижскими климатическими протоколами. Если налоги надо быстро уменьшать, это тоже быстро корректируется. К сожалению, Россия в таком плане пока не демонстрирует тенденции к признанию и быстрому исправлению своих ошибок.
В части того, что происходит в треугольнике Китай — Россия — США. Недавний разговор Владимира Путина и Си Цзиньпина был, конечно, ответом на инаугурацию Трампа. Американская пресса пишет, что Си позвонил Трампу и они о чем-то говорили, после чего президент Штатов дал немедленную команду попытаться переговорить с Путиным по телефону. Я полагаю, что стандартное действие, которое он мог бы попытаться осуществить, — это предложить России кинуть Китай, а Китаю — кинуть Россию. Американцы, думаю, это проделали. Соответственно, очень важно было Путину и Си договориться, что они продолжают дальше укреплять стратегическое сотрудничество между странами, прежде всего экономическое.
Почему это имеет значение? Потому что в части договоренностей по Украине, о которой Трамп на инаугурации ничего не говорил, думаю, объективно она для него не шибко-то и важна на фоне развивающегося конфликта с Китаем. Предполагаю, есть развилка, и вариант, что Трамп, несмотря на его резкие высказывания, все-таки согласится на требования России, вероятен. Говорить, что шансов нет, я бы не стал. Это могло бы устраивать США, но при всей этой политической кухне он возможен только параллельно с какой-то огромной публичной победой Трампа. Например, если бы США в том или ином виде присоединили Гренландию.
Но наиболее допустимый вариант, на мой взгляд, — это то, что по истечении времени, которое Трамп отводит на помощь Украине, Штаты заявят, что договориться с Россией не удалось, что она не соглашается на хорошую сделку, и в связи с этим американцы вводят дополнительные санкции по нефти и газу. Они будут направлены на то, чтобы Европу окончательно отрезать от российского газа и нефти и впаривать ей свой дорогой газ и свою дорогую нефть. Я считаю, такие варианты развития событий следует иметь в виду при оценках того, как все дальше будет развиваться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.