Рустам Курчаков: «Нельзя не признать, что страна вошла в поток перемен едва ли не первой и, что называется, с открытым забралом, не прячась за ширмы и прокси» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Крот истории роет медленно,
Но роет хорошо»
(Георг Вильгельм Фридрих Гегель)

Бежать за цифрой, теряя на ходу штаны

Угрожаемая цифро-сетевая ситуация вдобавок усугубляется чрезмерным рвением некоторых чиновников и бизнесменов оцифровать все товары и услуги и войти в цифровой мир, не озаботившись запасным выходом на случай ЧС. Что называется — «Бежать за цифрой, теряя на ходу штаны»…

Но так ли уж обязательно все время что-то «впаривать»? Тем более, что каждый теперь считает себя умнее всех остальных — это признак апофеоза или апофигея рационального мировосприятия. Иногда полезно просто поделиться своим когнитивным опытом и наблюдениями за знаками и знамениями в бурном потоке текущих событий. Чтобы уяснить, кто на каком берегу сидит в ожидании, кто плывет в мейнстриме или против течения. А кто строит мост — вдоль реки или поперек…

Спросим себя: способен ли любой из нас повлиять на власть и управление в США, или хотя бы здесь — в РФ? Нет, конечно. А в своей конторе, офисе, бизнесе? Честно говоря, тоже вряд ли. Хотя начальники-руководители-топ менеджеры больше других склонны к властной иллюзии и управленческому самообману.

Ну, а насколько судьба Америки зависит от Дональда Трампа, Джей Ди Вэнса, Илона Маска и др.? Наверное, в какой-то степени — посмотрим, в какой у них получится. А кто воздействует на все происходящее в мире, Природе и человейнике — решающим и определяющим образом? Давайте подумаем об этом… и сосредоточимся на мобилизации своих когнитивных способностей и адекватных мыследействиях. Может быть, еще пригодится в потоке перемен.

О реперных точках в потоке перемен

Изначальный смысл действия «Впаривать» происходит… из парилки. Многим знакомо это незабываемое ощущение после того, как тебя хорошо пропарили в бане — почувствовать себя человеком, который как бы заново родился, т. е. прошел «перезагрузку до базовых настроек».

Однако в наше предконечное время изначальные смыслы часто перевернуты и извращены. И теперь в корне этого расхожего слова не «пар», а «пара», т. е. двойник, дубликат. А «впаривание» — это внедрение в ваше сознание такого двойника, который заглушает волю и отвлекает внимание собственного Я, чтобы навязать чужую «кочку зрения». Поэтому вернуть себе базовое человеческое восприятие и вынырнуть из порочного круга суеты стало вдвойне непростой задачей.

Первый шаг в осознании себя и истоков своей «кочки зрения» в тумане неопределенности — это определение, как минимум, трех опорных точек: Булу Тору Сизю. Именно в такой системе координат надо найти себя, чтобы не смыло бурным потоком.

Кто сохранил способность мыслить по-тюрко-татарски, тому это понятно без слов. Потому что «Тюрки-тёре» по смыслу — живые, кочевые и вольные от предрассудков оседлости. А «татары — татань-сытань», (кит.) — хоть и оседлые, но переменчивы и склонны к когнитивной, познавательной активности. В этом они схожи с евреями, и, подобно своим братьям по разуму, губят себя на том — когда и если начинают торговать своим божьим даром.

Булу — от глагола Быть. Это состояние сознания, которое отражено в церковно-славянском образе «Аз Есмь», т. е. осознание себя «абдаллахом», «рабом божьим», неверующим «царем Природы», самодостаточным умником и т. п. — у каждого по-своему, в зависимости от конфессии, степени веры или неверия, личной гордыни и т. п.

Вне этого состояния Булу человек остается на уровне животного — биологического или социального. На этой ступени обыденного восприятия, слегка прикрытого социальной дрессурой и культур-мультурной оболочкой, обычно находится от 2/3 до 4/5 сообщества людей. Именно этот шаблонный тип сознания более всего тормозит перемены и сопротивляется любым инновациям. В итоге эта часть социума в периоды смут и конфликтов, неизбежных в ходе перемен, выступает в качестве «расходного материала» при перестройке уклада жизни.

Тору — житие-бытие и тормыш — жизнь по-татарски. Это мыследействие по осознанию своего места в конкретных обстоятельствах своей жизни, судьбы, предназначения, родовой памяти и «кармы».

Сизю — чутье, чувство (тат). В этом состоянии сознания мыследействующему человеку открываются не только смыслы видимых событий и поступков людей, но также предчувствия и знаки невидимого и предстоящего.

Тройственность сознания и действенность восприятия

Человек, овладевший подобной тройственностью сознания, становится самостоятельным пловцом в потоке перемен, а не марионеткой в чужих руках и не игрушкой на волнах.

Есть тысячи книг и проповедей о том, как оживить и настроить полноту своего восприятия жизни, но все они скучны и бесполезны, если «томление души» не преодолеть мыследействием. А мыследействие это мобилизация своей воли и внимания — только с их помощью человек управляет своим восприятием и может изменить его в потоке перемен.

А главное, никто не станет устраивать перемены самому себе — это больно. Как говорил мой старый друг, «страдание — дело добровольное», и разумный человек не станет устраивать себе сеансы садомазохизма, хотя сейчас в ленте новостей полно таких примеров. Но это путь вниз — к обезьянам, а не вверх — по ступеням человечности восприятия жизни.

На самом деле только личный форс-мажор, т. е. обстоятельства непреодолимой силы могут подтолкнуть человека на расширение сознания и перемену «кочки зрения». Попробуйте составить свой список таких обстоятельств, чтобы понять — с какого бока перемены стучатся в вашу личную жизнь.

В толковых учебниках по менеджменту можно найти примеры и ссылки на то, что большинство успешных бизнесменов, так или иначе, прошли в своей жизни через серьезные кризисы и испытания.

Не случайно же Трамп написал о себе книгу «Трамп никогда не сдается» — о тех эпизодах в карьере, которые помогли ему стать тем, кем он теперь стал, выйдя за рамки бизнеса в большую политику. Как ни относись к Трампу, а устройство человеческой души у всех примерно одинаково. Кроме тех, кого коснулся дух свыше, или тех, кто разменял свою душу.

При этом важно различать действенное восприятие и пустое созерцание, которое для многих стало «духовным» убежищем от передряг и перемен. Реальный алгоритм восприятия начинается мыследействием (концентрацией воли и внимания), а завершается практическим действием и его результатом в виде продукта, товара, дара, неожиданного подарка и т. п. «Дар судьбы» как итог сверхусилий… вроде яблока Ньютона или таблицы Менделеева. Тут важен именно факт обретения нового блага — материального или нематериального (знания, смысла жизни, верных друзей, духовной ценности и т. п.).

Если же действий и результатов нет, то, значит, ты на самом деле не вос-принимал и не приобрел ничего нового. А была всего лишь холостая работа сознания, как это часто случается: мысли скачут как блохи, а толку нет — только головная боль. Это ловушка «внутреннего диалога», когда человек впускает социальную суету в свой внутренний мир и начинает бла-бла-бла с самим собой. Другая ловушка восприятия связана с тем, что мыследействие подменяется медитацией. При этом человек только созерцает: мир вокруг, или свой пупок, или Солнце и Луну… — в зависимости от того, какой созерцательной веры или техники он придерживается — буддизма, йоги, дзена и т. п.

Алгоритм восприятия и цикл перемен

Если вы ощутили эскалацию мировых событий на стыке 2024–2025 годов и до вас дошли «тектонические сдвиги глобальной трансформации», то, скорее всего, вы уловили завершение первого, вступительного, этапа глобальных перемен и начало фазового перехода к следующему, более открытому и напряженному этапу.

Это ощущение можно проверить, сопоставив его с образом «скачущего мячика» из стихотворения Маршака. Только мячик будет планетарного масштаба. А потом дополнить возникший образный ряд (свое со-ображение, т. е. образное мышление) рациональной хронологией запомнившихся событий.

Примерно так работает алгоритм восприятия: предчувствие и ощущение — соображение и рациональный анализ — различение и осмысление того, что было, есть и будет. Надо понимать, что это не весь алгоритм, а только его ключевая часть, связанная с личным мыследействием и требующая напряжения воли и внимания.

Примерные рамки вступительного этапа перемен: 2013–2025 гг — это обычный 12-летний цикл земных перемен в человейнике. По сути это 12-месячный годовой цикл, реализованный на глобальном планетарном уровне. Сочетание небесных и земных оснований дает 3×4 = 12.

В основе лежит древняя тюрко-славянская шкала циклов человеческой жизни и ступеней развития сообщества: 12×6 = 72+ N. Энчи чак, т. е. положенный для смертного срок земной жизни + переход от горизонтального земного жития к подъему по вертикали мудрости. Кстати, ту же шкалу видим у иудейского царя Соломона, он же великий исламский пророк, согласно Корану — см 12 глав Екклезиаста (Ветхий Завет).

Не будем перечислять подробности вступительного этапа — у каждого свои впечатления и воспоминания. Конспективно обозначим лишь основные вехи его начала и завершения, чтобы каждый мог наполнить восприятие своим когнитивом.

Большие Финансы заказали перемены, а получилась война

«Крот истории» (по Гегелю) давно уже подрывает фундамент нынешней цивилизации, начиная с ее европейской колыбели: «Закат Европы», 1918, Освальд Шпенглер. Но почему весь XX век цивилизационный кризис стоял на паузе, ценой трех мировых войн, включая Холодную?

В основном за счет ресурсов США и СССР-РФ — т. е. Рима и Орды, если смотреть в масштабе цивилизаций — которые были на подъеме в неоимперском формате. Причем, черты Рима и Орды в США и СССР существовали и действовали вперемешку и в плотном противоборстве. Теперь же в результате глобализации мира и ее последствий внешние ресурсы европоцентризма исчерпаны. А Pax Americana и Новая Россия (РФ) утратили былой потенциал мирового влияния, зато поднялись новые цивилизационные центры силы. Поэтому в потоке перемен Европа тонет и сносится первой.

В 2013 году Римский Папа и английская королева Елизавета II — глашатаи мировой повестки — объявили о начале новой мировой войны. Это было объявление для конкурирующих закулисных центров надгосударственной власти, т. е. признание того, что «тайное стало явным», и переход к открытой конфронтации неизбежен.

Дело в том, что сначала глобализация привела мир к финансово-экономическому кризису 2008 года. И последующие пятилетние попытки ведущих игроков договориться «по-хорошему» не дали результата — ни в формате «Семерки», ни в масштабе «Двадцатки». А по законам нынешней цивилизации, если цели и задачи не достигаются мирной политикой, то неизбежен переход к войне.

Как видно, первыми это поняли глобальные финансисты и начали действовать с помощью ДРГ. Остальные не сразу поняли, потому что эта война совсем не похожа на все прошлые, ее назвали «гибридной».

К явным признакам финансово-диверсионных акций в 2013 году можно отнести «дело Стросс-Кана» и «кипрский секвестр банковских депозитов». Хотя с помощью «сексуальных скандалов» главу МВФ преследовали начиная с 2008 до 2015 года, в результате чего он был отстранен не только от МВФ, но и от возможности участия в президентских выборах во Франции. После этого во Франции, как и в остальной Европе, в роли лидеров выступают только клоуны.

По характеру начальных диверсий можно судить о причинах и цели войны. Для глобальных финансистов это удержание и укрепление под своим контролем мировой валютно-финансовой системы. Потому что по устоявшимся правилам нынешней цивилизации хозяином мира является конечный владелец всеобщего эквивалента — денег. Потому и переход в будущее, к новому миру возможен только через новый валютный мир.

Но сохранится ли это правило или на смену придет другой принцип мироустройства? Пока же на первом этапе все шло по старой модели: финансисты заказывают перемены, политики начинают войну, воюют народы, а страдают трудящиеся, крестьяне, бизнесмены.

«Гибридный» этап перемен

К рубежному 2013-му году относится и появление нового маргинального центра силы — «Исламского государства» (ИГИЛ запрещено законодательством), метастазы которого активно развиваются по сей день под разными брендами. Это был важный знак, не сразу понятый, но теперь очевидный. Военные действия в новом формате будут вести не столько регулярные армии образца индустриальной эпохи, сколько разного рода ЧВК и партизанские формирования, группы повстанцев, отряды территориальной обороны и т. п., применяющие разнообразное неконвенциональное оружие.

Можно отметить и другие признаки перелома к переменам. Но надо понимать, что основные события и механизмы принятия решения пока закрыты от нас, и еще не скоро раскроются во всей полноте. Тем важнее зафиксировать в памяти то, что очевидно.

Вступительный этап перемен стал гибридным, т. е. смешанным в самом широком смысле: здесь оказались перемешаны все крайности, законы, правила и ценности, накопленные веками: война и мир, радикальные перемены и тягучие изменения, революции и реформы, заговоры и контрреволюции, явное и тайное, публичное и закулисное, право сильного и права слабых…

Проявились очевидные признаки гибридной войны:

  • широкий спектр применяемого невоенного оружия — от политико-экономического (валютно-финансовые, торговые, тарифные, ценовые войны), санкционного и т. п. до психо-информационного, когнитивного;
  • системное использование прокси-формата, т. е. ведение войны через посредников;
  • постоянное поддерживание неопределенности в действиях и «тумана войны» в информационном поле;
  • неопределенность и переменчивость масштаба ТВД, состава союзников и противников и многое другое.

Скорее всего, борьба идет сразу на трех уровнях:

  • глобальном: за мировое господство, одно-, двух- или многополярность,
  • региональном: за свой самодостаточный макрорегион, обеспеченный населением, рынками и ресурсами,
  • локальном: из-за нерешенных территориальных, межнациональных, религиозных и т. п. конфликтов.

Парадоксальным примером на общем фоне стала Россия-РФ. После мирового кризиса 2008 года она сначала попробовала объявить свою экономику «тихой гаванью» для зарубежных бизнесов и инвестиций. А потом, после 2014 (Крым) и 2015 (Сирия) получила такие волны санкций, которые резко усилились после начала СВО (2022) и по сей день продолжают накатывать с форс-мажорной регулярностью.

Вряд ли кто-то в мире этому сейчас позавидует, но нельзя не признать, что страна вошла в поток перемен едва ли не первой и, что называется, с открытым забралом, не прячась за ширмы и прокси. По сути, вызов цивилизационных перемен был принят более-менее осознанно — под давлением обстоятельств непреодолимой силы. Будем уповать не то, что это зачтется на последующих этапах.

А в плане личного мировосприятия важно поймать то ощущение, которое хорошо передал Виктор Цой:

Я чувствую, даже закрыв глаза,
Весь мир идет на меня войной.

И еще — о предчувствии поднебесного и цивилизационного масштаба этой войны:

Где бы ты ни был
И что б ты ни делал
Между Землей и Небом — война.

Продолжение следует.