100 лет назад, в начале сентября 1912-го в Казани произошло досадное событие. Заведующий Казанской художественной школой Григорий Медведев получил прошение об отставке от преподавателя истории архитектуры, теории перспективы и теней, строительного искусства, архитектурного проектирования, черчения, рисования и живописи, организатора архитектурного отделения и заведующего самой школой (1898-1900). Об этом потихоньку бы и забыли. Если бы при этом не закончилось 15-летие жизни и дел здесь одного из лучших зодчих всех времен города - Карла Людвиговича Мюфке.
Карл Мюфке в 1901 г. |
Не так уж и много он «натворил» в Казани. До последнего времени считалось – четыре здания. Любителям архитектуры они хорошо известны. Все они, как бы нарочито, представляют различные архитектурные жанры и показывают, что для Мастера это не препятствие.
Первым был цветной терем из русских былин – Казанская художка(1900 - 1905). «Русский стиль» тогда был особо почитаем в архитектуре просветительских учреждений. Он и был выбран без лукавого ансамблирования с соседними классиками-эклектиками. Терем встал лицом на огромный плац-парад (ныне – сквер Льва Толстого), но при этом лицо имели и прочие его фасады, что случалось весьма редко.
Без деревьев на ул. Толстого здание выглядит мощнее (ноябрь 1904 г.) |
Новое здание считалось лучшим в городе. Это понятно из строк «Казанского телеграфа» в 1903 году, полагавшего, что строящееся палаццо Шамиль «затмит красотой здание художественной школы». Вряд ли из ревностных чувств, но после внезапного пожара 2 декабря и разрушения крыши, Мюфке изменяет верх здания. Вместо боковых пирамид появились коньковые шатры с гребнями, а вместо центральной – стеклянный шлемовидный купол. Сегодня, несмотря на долгожданный возврат зданию первоначальной функции, крыша - пока еще без утраченного западного шатра, а стеклянная стена верхних живописных классов - все еще не наклонная к северному свету.
Наконец следует заметить, что раньше не существовало термина «прораб». Функцию ведения или наблюдения за строительством осуществлял архитектор, как правило – автор проекта. А в нашем случае ситуация была уникальной: заказчиком (как заведующий школой), проектировщиком (автором проекта) и строителем («прорабом») было одно лицо. Редко кому выпадала такая удача. В Казани такого не было никогда, но недавно «рекорд» Мюфке достойно повторил Виктор Токарев – заказчик, проектировщик и строитель «Вишневого сада».
ЛЕНИНСКИЙ МИФ
Второй работой Мюфке стало переустройство главного здания Императорского университета. Оно выдвигало две задачи. Во-первых, - поиск площадей для новых факультетов и институтов. Мюфке приходит к мысли снести старые одноэтажные, не связанные внутри с главным корпусом «глаголи» по бокам и вставить на их местах трехэтажные соединенные пристрои. Осуществить удалось только западное крыло, предназначавшееся для аудиторий и юрфака.
Восточное крыло, задуманное для анатомического, физического, химического и гигиенического институтов, не реализовалось по случаю начавшейся войны с Японией, а за ней революции 1905 года. Здесь Мюфке тактично внедряется в архитектуру русского ампира, придерживаясь традиций и мотивов классицизма.
Вторая задача переустройства университета – внутренняя перепланировка главного корпуса – без преувеличения делает Мюфке соавтором здания. Судите сами. Прежде уходящие в обе стороны от вестибюля центральные коридоры состояли из сдвинутых относительно друг друга отсеков, соответствовавших планировке старых домов, из которых собран главный корпус. Каждый их стык сопровождался узким проемом, которых было, аж, 15! Окна в торцах коридоров еле проглядывали. Мюфке, тщательно изучив конструктив строения, создает широкие, прямые и светлые коридоры, расчлененные арками. Лишь как рудименты старой планировки остались коридорчики-тамбуры деканата биофака и университетского профкома.
Ну, и как без микромифа? Иллюстрирующий массу публикаций сюжет картины Н.Жукова и Н.Самсонова «На сходку!», по которому Володя Ульянов со студентами бегут в актовый зал по трехмаршевой лестнице юрфака, - просто невозможен.
Н.Жуков, Н.Самсонов «На сходку!» |
Обе эти просторные лестницы вставил в середине вышепоказанных коридоров Мюфке лишь через 16 лет после сходки 1887 года. Их металлические ограждения – как и у мюфкинского западного пристроя. До перестройки же попасть в актовый зал по «нижнему коридору» - а именно так бросились «ошалевшие с визгом, криком» по сообщению тогдашнего блюстителя нравов Шестакова – можно было только по единственной узкой и темной лестнице в западном торце корпуса (где потом прописался мужской туалет).
Третьей работой Мюфке был, по выражению современников, «торт со взбитыми сливками» или свадебный подарок Алексея Ушкова - племянника крупного российского химического промышленника - жене Зинаиде, дочери директора бакрериологического института Николая Высоцкого. Дом этот хорошо воспет и, пожалуй, лидирует по фотопредставительству в интернете, вплоть до деталей экзотичного и многообразного интерьера.
Скажу лишь, что не видно даже вооруженному глазу: на самом деле перед нами три здания, мастерски объединенные в одно с помощью псевдобарочной пышной лепки и элементов модерна (поздняя эклектика). В полной красе дом предстал в 1908 году, когда были убраны последние леса, с которых неугомонный Карл Людвигович упал, сломав два ребра. К любопытному казусу можно отнести находку в 1997 году во время ремонта в полах подвала трех «стволов».
Мюфке (в белом) на строительных лесах |
А через два года более, чем мотивы нынешней Нацбибки (Национальной библиотеки) Ушков повторил при реконструкции старинного дома в Москве (ул. Пречистенка, 20). Вскоре он фигурирует уже как дом балерины А.М. Балашевой, подруги Ушкова. А в 1921 году по протекции Анатолия Луначарского в нем открылась «Московская школа Айседоры Дункан», в которой со знаменитой балериной жил Сергей Есенин.
И ИЗО МУЗЕЙ?
Четвертым произведением Мюфке стал его наконец-то собственный дом (ныне – ул. Хади Атласи, 28). По всей вероятности, это один из первых представителей «нового», как тогда говорили, стиля, впоследствии получившего имя модерн. Красивый и уютный особняк в тихом месте пользовался спросом и при советской власти. В 1930-м его приобрел КИКС для иногородних научных работников. Через год ТЦИК неудачно(!) пытался отменить покупку. Наконец, как и сейчас, в доме поселился детсад. Хотя одно время там-таки жили руководящие работники, включая первого секретаря Татарского обкома КПСС Игнатьева и предсовмина Абдразякова, но после дебатов в прессе особняк вернули детсаду.
На пятую в 1906 году работу Мюфке я натолкнулся случайно, изучая документы о жизни и деятельности одного уникального, всеми забытого казанца. В них засвидетельствовано, что «фасад и внутренняя отделка дома б. командующего войсками на углу улиц Карла Маркса и Комлева (ныне – Муштари) произведены под наблюдением архитектора К.Л. Мюфке». Это отнюдь не означает, что и проект нынешнего здания ИЗОмузея РТ составлен Мюфке, но отнимает авторство, как это принято считать, у его коллеги Федора (Фердинанда) Амлонга. Скорее всего, здесь использован авторский или образцовый проект, присланный из военного ведомства, из столицы. Все это никак не умаляет роли Мюфке. Ведь в досоветское время право ведения строительства в квалификации архитектора стояло выше, чем право составлять проекты.
Дом командующего войсками Казанского военного округа |
Почему же столь успешного зодчего потеряла Казань, что было потом? Об этом – потом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.