«Одна из опасностей, возможно, главная для России, — это то, что сейчас Запад, НАТО, Америка готовят коммуникации и вооруженные силы в районе Сувалкского коридора [часть территории Польши, граничащая с Литвой, отсекающая Калининградскую область от Беларуси]. Туда подведены автомобильные магистрали, Польша создала там новую дивизию, вводятся новые контингенты. Там много западных войск», — выражает опасения военный эксперт Владимир Прохватилов. Он указывает, что события на Украине, в Сирии, Грузии и других местах Евразии тесно переплетены. США и Британия пытаются устроить все новые горячие точки. Однако же, по его словам, у России еще открыто окно возможностей и она может действовать. Подробнее — в его интервью «БИЗНЕС Online».
Владимир Прохватилов: «В 10 километрах от Авдеевки на запад протекает река Волчья, там есть небольшой горный хребет, и именно на рубеже этой реки были сосредоточены основные силы киевских войск, откуда приходило подкрепление гарнизону Авдеевки»
«Позиционная война длится уже многие месяцы»
— Владимир Викторович, какова ваша оценка состояния линии фронта?
— Имеет место позиционное противостояние с довольно значительным тактическим преимуществом нашей армии.
— В чем выражается преимущество?
— Выражается оно в том, что Вооруженные силы России продвигаются вперед на большинстве направлений. Украинские силы окончательно перешли к стратегической обороне.
Владимир Прохватилов — журналист, военный эксперт и политтехнолог. Глава Академии реальной политики, является старшим научным сотрудником Академии военных наук.
Родился 5 февраля 1954 года.
После окончания школы учился в СГАУ им. Королева. Он поступил в Институт электроники и приборостроения, выбрав кафедру радиотехнических устройств. Затем Прохватилов учился на журфаке МГУ.
Работал будущий политолог консультантом, в армии проходил службу на секретном объекте. Сфера его интересов — история, политика.
— Поясните, пожалуйста.
— Как вы помните, уже достаточно давно произошло взятие населенного пункта Авдеевка, это было в феврале. В 10 километрах от Авдеевки на запад протекает река Волчья, там есть небольшой горный хребет, и именно на рубеже этой реки были сосредоточены основные силы киевских войск, откуда приходило подкрепление гарнизону Авдеевки.
Для развития успешного наступления было необходимо выбить врага с этих позиций. Если я правильно понимаю, на данный момент такого окончательно так и не произошло. За много месяцев продвижения не везде это получилось. Как следствие, иначе как позиционной войной я сложившуюся ситуацию назвать не могу.
Тот же город Волчанск до сих пор не взят, пока не смогли. А он находится всего в 10 километрах от канонической границы Российской Федерации. И такое же положение дел практически везде. Кроме того, киевским войскам удалось захватить плацдарм в Курской области, и он до сих пор не ликвидирован.
Как следствие, позиционная война длится уже многие месяцы.
«Назначение Александра Хинштейна новым губернатором Курской области (а он честный малый, хоть и пиарщик) говорит о том, что в ближайшее время противник с Курщины не уйдет, его не удастся выбить»
О Курске и Сирии
— По поводу Курской области, на ваш взгляд, спустя пять месяцев после начала наступления насколько Киеву удалось выполнить свои планы?
— Первоначальные залихватские планы по захвату Курской АЭС были весьма необоснованны и, как следствие, не сбылись. Киевские части были остановлены достаточно быстро. Но они смогли укрепиться на захваченных позициях, там стоят элитные части. Они смогли возвести долговременные укрепления, признаков того, что их оттуда можно выбить нынешними силами, подчеркну — быстро выбить, пока нет.
Очевидно и другое: начаты уголовные дела по этому вопросу. Скажем так, назначение Александра Хинштейна новым губернатором Курской области (а он честный малый, хоть и пиарщик) говорит о том, что в ближайшее время противник с Курщины не уйдет, его не удастся выбить, а Хинштейну это предстоит информационно оформить.
— Слышал версию, что укрепления у нас там были, но при этом противник сумел провести концентрацию сил и средств на выбранном участке…
— Это тоже имеет место. Какие-то укрепления, конечно, были да и остались, если их не разрушили. Часть российских пропагандистов выдает это за хитрый замысел, западные пишут, что это авантюра, которая провалилась. Но я так понимаю, что вопросы должны быть обращены к военной разведке нашей армии: почему она не докладывала? Есть информация, что докладывала, но в Генштабе это не приняли во внимание. Очень много вопросов. Пока идут военные действия, видимо, на эти вопросы не будут даны ответы, и, возможно, потребуется много лет, чтобы окончательно разобраться в ситуации.
Но есть такие военные тайны, которые скрываются десятилетиями. Но то, что по итогам этого прорыва, блицкрига вооруженных формирований Украины в Курской области не было принято никаких жестких решений, — это, на мой взгляд, очень плохо. И такая история повторяется.
То же самое произошло и в Сирии, кстати. Джихадисты (а это реальные джихадисты) за 10 дней завоевали всю Сирию, и никаких сообщений о том, что [там есть] хоть какие-то российские генералы, нет. И сейчас Россия вынуждена просить Турцию, чтобы обеспечить беспрепятственный выход российских войск из Сирии, да и наши корабли покинули порт Тартус.
Сталин в свое время принимал жесткие решения, даже Николай II принимал жесткие решения, когда расстреляли предателя полковника Мясоедова и уволили военного министра Сухомлинова. Почему сейчас таких решений нет — у меня нет ответа.
«Возможно, главная опасность для России — Сувалкский коридор»
— Под Купянском мы вышли к реке Оскол и давим гарнизон города. Насколько этот участок важен?
— Мое субъективное мнение состоит в том, что это непринципиально. Сколько бы мы ни шли вперед на донецком направлении, ну вот захватим мы последнюю угольную шахту, принадлежащую олигарху Ахметову, ну и что?
Ситуация не изменится нисколько, поскольку противник очень твердо держит фронт, используя тактику гибкой обороны. Гитлер в свое время отказался от такой тактики (когда уже проигрывал войну), которую ему предлагал Эрих Манштейн, лучший стратег немцев, а предпочел тактику фестунгов, укрепрайонов. Поставил на это своего главного специалиста по обороне Вильгельма Моделя. Украинцы действуют гораздо более гибко, и в этом проявляется, по крайней мере, тактическое мастерство. Кроме того, они сохраняют очень серьезные резервы.
У них и в живой силе в непотрепанных частях остаются серьезные резервы бронетехники. С пилотами похуже, не направили к ним данных специалистов. Недооценивать противника ни в коем случае нельзя! Говорить, что нам дает преимущество захват очередной избушки лесника, я бы не хотел. Замерьте расстояние от Купянска до российской границы, получите ответ на вопрос, что это дает. Скажу так: ничего.
— Совсем недавно Зеленский побывал в Париже, там пообщался с Трампом. Им были названы цифры потерь Украины — 400 тысяч солдат. Насколько это объективные данные?
— Есть серьезные резервы у противника. Одна из опасностей, возможно, главная для России, — это то, что сейчас Запад, НАТО, Америка готовят коммуникации и вооруженные силы в районе Сувалкского коридора (часть территории Польши, граничащая с Литвой, отсекающая Калининградскую область от Беларуси, — прим. ред.), туда подведены автомобильные магистрали, Польша создала там новую дивизию, вводятся новые контингенты, в том числе и на территории Прибалтики. Там много западных войск самых разных.
Я прогнозирую, что если случится заморозка военного конфликта с Украиной, то киевский режим будет довооружен и через какое-то время начнутся провокации на северо-западе наших границ, на стыке территории Польши, Беларуси и России. Американцы скажут, что они тут ни при чем, но начнутся вылазки ДРГ, провокации, диверсии, теракты. Нужно понимать, что наш противник, а это весь Запад, попытается нас втянуть в новый поначалу вялотекущий конфликт, который будет иметь все шансы перехода в войну высокой интенсивности. Нужно заглядывать чуть вперед.
— Насколько вообще вероятно, что мы в ближайшее время приостановим боевые действия на Украине?
— Приведу два высказывания. Глава службы внешней разведки Сергей Нарышкин сказал, что заморозка конфликта возможна в недалекое время, цитирую по памяти. Второе высказывание Дональда Трампа — «Я постараюсь остановить конфликт, если смогу». То есть он не уверен. Это извечная тактика Запада, они постоянно играют в режиме «кнут/пряник». Им добиваются самой выгодной геополитической конфигурации.
Если Россия пойдет на какие-то серьезные уступки, я думаю, прежде всего территориальные, что-то отдать, получить... У нас же сейчас часть Курской области захвачена, и уже очевидно, что в ближайшие 2–3 месяца не будет освобождена, а значит, придется что-то отдать из освобожденных территорий взамен на этот кусок.
Кроме того, Лавров говорит, что наши условия — это гарантии невступления Украины в НАТО и прочее. Они любые гарантии дадут, а потом отменят. Со стороны нашего МИДа нужно забыть про такие речи. Никаких гарантий Запад никогда не держит. Он недоговороспособен, и это видно на протяжении всей его истории.
Вспомните, как американские первопроходцы подписывали договоры с индейцами о разделе территории, а после продвигались снова. Это американцы и англосаксы практикуют с тех пор, как они появились на свет.
«В Иране очень непростая экономическая и социальная обстановка. Идет конкуренция между армией, Корпусом стражей исламской революции и, я бы сказал, не вполне адекватной внутренней и внешней политикой духовных лидеров Ирана»
«Стратегическая цель Запада — так или иначе уничтожить Россию, но прямо они так никогда не говорят»
— Если Запад недоговороспособен, как тогда договариваться?
— С позиции силы, разумеется. Только с позиции силы, которую нужно проявить и наращивать. Прежде всего максимальное усиление военно-промышленного комплекса и сотрудничества с двумя нашими открытыми союзниками и военными партнерами. Это Иран и Северная Корея.
— По поводу КНДР — насколько ее участие в обеспечении России вооружением стало неожиданным для Запада?
— Думаю, было это и ожидаемо, и предсказуемо. Западные разведки все-таки на высоте. У северных корейцев, которые исключительно мобилизованы, патриотичны и жестко настроены по отношению к Западу в целом, со времен окончания Корейской войны не было боевого опыта, который им как воздух нужен. Поэтому они сами предложили, чтобы их солдаты появились в зоне специальной военной операции. Их прямого участия в боях не видно, но постепенно опыта набираются. Зачем же людей бросать в огонь, пока они не натаскались? Вот они проходят боевую подготовку.
Речь идет о 10–11 тысячах солдат, но я думаю, там не то чтобы сильно увеличивается этот контингент, но ротации происходят. Повторюсь, нужно это прежде всего им самим.
— Честно говоря, не видел никаких источников, чтобы непосредственно северные корейцы участвовали…
— Я беру информацию из западных источников, на них и основываюсь. Другой информации об этом нет. Все мои слова идут под грифом «если верить западным СМИ». Но то, что боевой опыт северокорейским военным нужен, — несомненно.
— Уточню об Иране. Насколько Иран доволен той ролью, которая ему отведена, и насколько он справляется?
— В Иране очень непростая экономическая и социальная обстановка. Идет конкуренция между армией, Корпусом стражей исламской революции и, я бы сказал, не вполне адекватной внутренней и внешней политикой духовных лидеров Ирана. При этом у Ирана предельно жесткая позиция, что их цель — уничтожить Израиль. Эта цель непродуктивна.
Скажем, стратегическая цель Запада — так или иначе уничтожить Россию, но прямо они так никогда не говорят. Они маскируют это правами человека, борьбой за демократию. Что они украинцам обещали? Процветание. А что получилось? То-то и оно. С точки зрения достижения результата, в нашем случае внешнеполитического, это самая оптимальная стратегия.
Американцы никогда не воюют против какого-либо народа. Отнюдь. Они воюют против тоталитаризма, военных преступников: каких-нибудь, скажем, Каддафи и Саддама Хусейна объявили таковыми и принесли «освобождение» народам Ирака и Ливии. Это выигрышная стратегия, единственно приемлемая политика. И тут Иран с его «мы уничтожим Израиль». Но ведь Израилю с его союзниками ничего не остается, кроме как держать курс на уничтожение Ирана.
И ведь сейчас дело идет к тому, что могут начаться прямые военные действия против Ирана силами США и Израиля.
— Иран готов к этим боевым действиям?
— Не готов. Категорически не готов.
«Этот Джулани (в переводе на русский будет как «Голанский») — выходец с Голанских высот, захваченных Израилем. По моим данным, он на 100 процентов американский агент»
— Что у них не так?
— У них обвальная экономическая ситуация, очень плохая. Кроме того, КСИР превратился в экономического монополиста. Это буквально государство в государстве, что в общем-то неполезно с точки зрения конкуренции, сильно падает эффективность.
Кроме того, Северный Иран населен этническими азербайджанцами. Если начнутся прямые столкновения Ирана с вооруженными силами, скажем так, Запада, то тех же джихадистов протурецких могут туда направить. Там же шииты. Так вот, гарантированно начнется восстание в иранском Азербайджане.
Армия Ирана, мягко говоря, не самая сильная. Армия Израиля в этом смысле гораздо сильнее, это самая мощная армия региона. А поскольку также будут нанесены удары американскими ракетами, всеми видами, то получится так же, как с Ираком. Будет снесена ПВО, уничтожена авиация. Сегодня четыре ударные атомные подводные лодки класса «Огайо» (на каждой 154 крылатые ракеты «Томагавк») можно перемножить, и будет больше 600 ракет «Томагавк». Во что они превратят ВПК Ирана? В лунный ландшафт.
Будущее Сирии
— Лидер сирийских боевиков Мухаммед Джулани, чем-то напоминающий Владимира Зеленского, заявил, что у него нет претензий к Израилю, а главные враги — это Башар Асад и Иран…
— Из того, что я читал, они в общем-то не против уничтожить и Иерусалим, и Израиль. Но этот Джулани (в переводе на русский будет как «Голанский») — выходец с Голанских высот, захваченных Израилем. По моим данным, он на 100 процентов американский агент. Есть большое противоречие: с одной стороны, его вывели как противника Ирана, а с другой — все, кого так создавали американцы, в конечном итоге начинали воевать против самих США.
Как арабы могут воспринимать лидера боевиков, у которого фамилия Голанский? Ему нужно сменить фамилию, если он собирается дружить с Израилем. Скорее всего, всю эту оппозицию, которая захватила власть, конечно, натравят на Иран.
— Насколько быстро сирийское государство начнет деградировать или отнюдь — будет укрепляться?
— Не было еще случая, чтобы захваченная джихадистами территория процветала. Если только не будет какого-то мощнейшего вмешательства Соединенных Штатов и Великобритании. Британцы намного умнее американцев, лучше контролируют в том числе внутреннюю политику американцев, они мастера комбинаций, интриг и провокаций.
Сейчас это все решается, может, в течение недель или одного-двух месяцев будет какое-то затишье. Там ведь начнется еще междоусобная борьба среди пришедших к власти. Это всегда бывает. Первых лидеров революции всегда убирают, а после приходят другие, жесткие прагматики, которые смотрят, как отстоять свои интересы.
Если будет мощное вмешательство США и Великобритании, то Турция возьмет под козырек и тоже к ним присоединится. Они сейчас эту операцию провели вместе — Вашингтон, Тель-Авив и Анкара. Наиболее вероятно, повторюсь, что они нанесут удар по Ирану. Уточню, в разном формате. Будет сочетание разных подходов.
Если начинается восстание азербайджанцев на севере Ирана, то, само собой, напрашивается некоторое вторжение джихадистов Джулани. Все может быть, там очень непросто пройти. Кто их пропустит через территорию сопредельных стран?
В свое время американцы из Идлиба на вертолетах со стертыми опознавательными знаками перебрасывали игиловцев (участники запрещенной в России террористической организации — прим. ред.) в Северный Афганистан. Они, кстати, там до сих пор продолжают действовать. Никуда они оттуда не делись, и эти террористы продолжают оставаться на территории Сирии, контролируют один регион, но, правда, они никуда не лезут.
Говоря аналогиями ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация — прим. ред.), это троцкисты-интернационалисты, в духе «нет наций под знаменем джихада», а пришедшие к власти в Сирии боевики — националисты, они за то, чтобы шариат установить только у себя. Вместе с тем они устроят чистки и курдов, и алавитов, это несомненно. Не сразу так будет, но только дай волю.
«Америка стремится максимально ослабить Россию на всех направлениях, прежде чем приступить к заморозке боевых действий, в нашем случае на Украине»
«Трампу рекомендуют нацелиться на мощное присутствие в Центральной Азии»
— Насколько подвергается опасности автохтонное неисламское население Сирии?
— Им нельзя чувствовать себя спокойно. Я думаю, они уже собираются бежать. Эксперты прикидывали, что будет около 3 миллионов беженцев уже в ближайшее время.
— Приход к власти Джулани и исламистов фактически обрекает сирийский Курдистан на самоопределение. Как на это отреагирует Турция?
— Турции будет выгодно, если джуланисты захватят нефтянку, которую контролируют курды, которых крышуют американцы. Думаю, спецслужбы этих стран будут разбираться. Вот Израилю было бы выгодно сделать максимально возможную санитарную зону на своих границах, окончательно аннексировать Голанские высоты и все что возможно. Для Израиля сейчас открыто окно возможностей.
А Турции также жизненно важно создать санитарную зону, контролируемую турками в местах, где проживают сирийские курды, так называемую Рожаву. Может, и на Иран залезут.
Между прочим, России было бы выгодно поддержать курдов, чтобы те дали бой джихадистам и туркам. Турция, отмечу, член НАТО и союзник США, а американцы поддерживают, обучают и финансируют их врагов курдов. Умеют же.
— Насколько связаны события в Сирии и на Украине? Исходили ли наши противники из того, что мы два фронта не потянем?
— Весь исторический опыт показывает, что внешняя политика США, вне зависимости от конкретной партии, всегда нацелена на экспансию. Мы обычно приписываем эти козни так называемому глубинному государству Америки. США стремятся максимально ослабить Россию на всех направлениях, прежде чем приступить к заморозке боевых действий, в нашем случае на Украине.
Такое ослабление мы видим в Грузии — в ходе этого масштабного протеста, где грузинская «пророссийская» власть, по крайней мере, так про нее говорят, отнюдь не имеет 100-процентный шанс на успех. Думаю, что там есть у оппозиции шансы измотать и силовиков, и правительство, а в итоге победить.
В Румынии так же. Вроде народ проголосовал за «пророссийского» кандидата, а Верховный суд отменил голосование. В Молдавии то же самое, подтасовали выборы, и Санду сызнова победила.
Сейчас аналитический американский центр, Институт Хадсона, выпустил доклад, в котором настоятельно рекомендует уже Трампу нацелиться на мощное присутствие в Центральной Азии. А по тому, что на северо-западе от нас происходит, уже видно, что они подтягивают коммуникации, сосредотачивают войска. Они буквально везде атакуют. И сирийский блицкриг Эрдогана — это же ведь его боевики, он их финансирует и снабжает. Все было запланировано, это не случайность.
Оперативный центр в лице Соединенных Штатов Америки умеет играть вдолгую, планировать и добиваться выполнения этих планов. Заметьте, что экипировка боевиков — современная, западная. Как могла российская войсковая разведка это пропустить, прохлопать? Это же очевидные вещи — что будет нападение.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.