Максим Калашников — писатель, футуролог Максим Калашников писатель, футуролог
— Я вам точно могу дать не шокирующий, а правдивый прогноз. Мы увидим начало глобальной торговой войны. Потому что [избранный президент США Дональд] Трамп не скрывает таких планов. А глобальная торговая война вызовет глобальный спад.

В падении и девальвации доллара Трамп не заинтересован, ему хватит таможенно-тарифных барьеров. Слабый доллар ему не нужен. Наоборот, ему нужен тяжелый доллар, и при этом он ставит на внутренний рынок. Потому что если сегодня просто обваливать, девальвировать доллар (а до этого девальвация доллара была по «соглашению Плаза» в 1985 году, когда доллар девальвировали на 50 процентов относительно ведущих валют Западной Европы и японской йены, но это было сделано с согласия и при участии центральных банков), то начнется крупная девальвация. Поэтому я считаю очень болезненным и страшным прогнозом глобальную торговую войну. Вот это я считаю самым главным.

Для нас это заморозка конфликта на Украине и фиксация неудачи, недостижения тех целей СВО, которые были заявлены вначале. Вот что я сейчас вижу.
Фоат Комаров — советник генерального директора АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров советник генерального директора АО «СМП-Нефтегаз»
— Опасаться нужно пессимизма. А чудеса бывают только в сказках. Поэтому надо жить с оптимизмом, радоваться, наслаждаться жизнью и трудиться на благо себя и Отечества.
Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»
— Когда задают такие вопросы, надо сказать: «Хороший вопрос!» — и взять минуту на размышление. Рано или поздно сбываются все фантастические сценарии. Гиперболоид инженера Гарина, полеты в космос, электромобили и даже самошнурующиеся кроссовки. И этот сценарий, что ОПЕК исчезнет, вполне реален. А про падение доллара… Сколько я живу, столько и говорят, что он исчезнет.

А вот какой прогноз я дам на будущее… Я вам сейчас скажу свое желание. В детстве читал много научной фантастики и даже применил в своей жизни две технологии, вычитанные из этих книг. А вот не применил то, что наши путешественники в космосе попадают на планету, где все люди ходят с бейджиком или вышивкой, на которой написано «НБ». Наши спрашивают, что это значит, а им отвечают: «Нет, и баста!» То есть на любой вопрос, на который ты не хочешь отвечать согласием, ты просто показываешь на этот лейбл. Поэтому я бы ожидал такого взрывного события, когда мы все научимся говорить «Нет, и баста!» на все шокирующие нас известия, отношения, которые нам не нравятся, как в той научно-фантастической книжечке, которую я в далекой юности прочитал: «Нет, и баста!»

У всех должно хватать сил, чтобы сказать это, а у общества должно хватать культуры и понимания того, что каждый человек может в любой момент сказать «Нет, и баста!» и не зависеть от общественного мнения, от того, что скажут соседи и так далее. Потому что общество само понимает право человека говорить «Нет, и баста!» на все то, что ему не нравится. Вот так я импульсивно выразил свою мечту.
Максим Шевченко — публицист Максим Шевченко публицист
— Какой бы я сделал шокирующий прогноз на 2025-й? Трампа убьют. Это самое шокирующее, что мне может прийти в голову. Обвинят в этом Иран и начнут большую войну против Ирана, причем с ядерными ударами. У них уже заготовочки есть на этот счет. Уже [президент США Джо] Байден сказал. Я, говорит, не позволю Ирану убить Трампа. Даже дважды сказал. После этого за жизнь Трампа ломанного гроша я бы не дал. Короче, они провернут что-то подобное 11 сентября, чтобы отвлечь Трампа от внутриамериканских дел. Может, не убьют, но еще что-то ужасное должно быть обязательно.
Опасаться больше всего нужно греха. Человек должен опасаться греха всегда. Святые отцы говорили так: бойтесь греха. Нет ничего страшнее греха. Все остальное — это химера.

Надеюсь ли на чудо? Да, конечно. На чудо мы всегда надеемся. Мы, верующие в Господа, всегда надеемся на чудо. Мы даже так говорим. Мы, верующие в Господа, уповаем на Тя. А как иначе-то? Причем и христиане, и мусульмане говорят на разных языках, но об одном и том же. Мусульмане говорят: «Иншалла». А мы, христиане, говорим: «Уповаем на Тя, Господи, повели милости своей, помилуй мя грешного».

В целом на следующий год у меня прогноз… Ну я верю, что миром руководят злодеи, закоренелые злодеи, и у меня прогноз, что эти злодеи сами по себе не рассосутся и не исчезнут. Я верю в человека, в его творческие силы, как в свое время сказал [президент России Владимир] Путин в интервью [американскому телеведущему] Ларри Кингу. Я думаю, люди поймут, что ими руководят злодеи, верю я в это, и рано или поздно начнут освобождаться от власти руководящих ими злодеев.
Дмитрий Дробницкий — политолог, американист Дмитрий Дробницкий политолог, американист
— Насчет чудес не знаю. Но одна из главных опасностей, которая может прийти в 2025 году, — это уже начавшийся, но еще не перешедший в терминальную стадию распад госуправления и гражданский конфликт в США. На самом деле это сейчас главный риск вообще для всего мира. Потому что Соединенные Штаты, во-первых, обладают основной и единственной, по сути дела, технологией международных расчетов и основной и единственной резервной валютой. Все остальные [валюты] являются дополнительными к ней, и это уже оружие массового поражения.

А во-вторых, все-таки [Соединенные Штаты обладают] огромной военной мощью, которая сосредоточена не только и не столько в США, сколько за их пределами. Кто при этом будет управлять всеми внешними контурами, всей внешней клиентеллой, военными базами, оружием, невероятное количество которого никто даже не может сосчитать, неизвестно. Мы уже видим сейчас признаки распада такого госуправления. Мы уже видим эти признаки гражданского конфликта в Соединенных Штатах. Если он приобретет неконтролируемый характер, что весьма вероятно, это будет главная опасность. Потому что крушение миропорядка произойдет неконтролируемо и можно только казаться к этому более-менее готовым. Подготовиться к этому толком невозможно.

Поэтому я бы сказал, что самый шокирующий прогноз — это гражданская война в США. Только каждый раз, когда я это говорю, всем представляется, что это будет нечто похожее на первую Гражданскую войну в США или на Гражданскую войну XX века в России или Испании. Нет, это будет совсем другая война, другой современный конфликт. Гибридный и очень тяжелый. Поэтому, сколько он продлится, никто не знает. И каким образом и когда Соединенные Штаты из него выйдут, тоже неизвестно. Но, в общем, для мира это будет означать очень серьезный набор рисков. Экономических, финансовых, военных, в любой сфере. На мой взгляд, это один из главных рисков. Тем более что ему очень мало уделяют внимания и в прогнозировании, и в подготовке.
Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев председатель Торгово-промышленной палаты РТ
— Я никогда предсказателем не был, и ответить на ваш вопрос мне с ходу сложно. Но я все-таки надеюсь в первую очередь на человеческий разум и здравый смысл, что ядерной войны не будет в следующем году. И еще у меня такое чувство, что уже в ближайшем будущем люди все-таки станут понимать друг друга так, как бы хотели понимать сами себя.
Ицхак Горелик — главный раввин Казани и РТ Ицхак Горелик главный раввин Казани и РТ
— Я не пророк и прогнозы не делаю, конечно, не шокирую. Но живу не просто с надеждой, я уверен, уверен, что наш мир двигается в светлые времена. Я думаю, все, что мы переживаем в последние несколько лет, начиная с «короны», потом вот эти все военные столкновения во всех местах мира… Это, знаете, как когда хозяйка готовит какое-то блюдо, смешивает все, что-то добавляет и непонятно, что происходит, но потом получается что-то хорошее.

Я думаю, после всего, что сейчас в мире происходит (мы верим, надеемся), нас ждут времена лучше, чем были раньше. Я думаю, что нынешние времена похожи на те, когда произошел всемирный потоп, где был Ноев ковчег. Сейчас не каждый человек может повлиять на мир в целом, но каждый способен повлиять на свое близкое окружение, чтобы они были вместе в ковчеге, защищали друг друга. Особенно когда речь идет о молодежи, о детях наших. Чтобы был какой-то остров стабильности вокруг себя, в своих домах.

Мы должны огородиться от всех мыслей, которые пугают нас, не дают спокойствия. Пока мы боимся, у нас растут дети, проходит год, два, три, четыре… Представляете, ребенок, которому было три года, а сейчас уже 6, живет в таком страхе. Поэтому родители должны больше быть позитивными. И, конечно, не пускать к себе домой все эти страхи, ужасы. И даже можно выключить иногда телевизор, не надо, чтобы все всё видели. На нас, как на взрослых, большая ответственность: создать в эти же непростые времена такие вот ковчеги. И дай бог, что все пройдет, все успокоится, и тогда мы хотя бы будем не жалеть те годы, которые прошли, которые проходят.

Конечно, я надеюсь на чудо. Иногда кажется для обычного человека, что все вышло из контроля, непонятно, кто и что, как рулит. Но верующий человек понимает, что у хозяина мира это все под его контролем. Как все началось, так же может и моментально успокоиться. И когда ты надеешься и напоминаешь себе, что есть хозяин мира (хозяин мира — это не просто слово такое, а он реальный хозяин, который решает все, что происходит в мире), это, конечно, дает тебе спокойствие. Предлагаю всем задуматься о том, что есть вера, что есть хозяин мира, и посмотреть в историю. Это тоже помогает, когда ты видишь, что в мире были такие времена и все равно после этого все как-то успокаивается, начинается. Дай бог, что этот круг закончится.
Очень неправильно пугать публику. И так люди испуганы, не знают, что и как будет завтра. Наша задача — тех, к кому прислушиваются и которые где-то выступают, давать надежду. Может быть, надо реалистично смотреть на вещи, но пугать людей — это не наша задача. Понятно, что рейтинг больше, когда пугаешь, там все смотрят и интересные слова, но это неправильно. И так нелегко людям. Поэтому надо позитивно как-то думать и надеяться.
Михаил Скоблионок — генеральный директор ЗАО «ТАКПО», президент еврейской национально-культурной автономии РТ Михаил Скоблионок генеральный директор ЗАО «ТАКПО», президент еврейской национально-культурной автономии РТ
— Никакой [прогноз не стал бы давать]. Год будет непредсказуемым, потому что никто не знает, когда кончится эта война, когда кончится это вооружение, когда кончится этот бардак. Придет Трамп к власти и успокоится ли война, перестанут ли идти деньги на вооружение. Что будет, никто не может предсказать. Сейчас надо ждать, еще буквально полгода выждать.

Я не считаю, что чего-то надо опасаться. Все должно по-мирному урегулироваться. Потому что нет больных на голову людей, которые хотят чего-то сверхъестественного. Все хотят, но никто не может. Ну а какое чудо может произойти, а? Нет, чуда не будет. Все потихоньку уляжется, если никто из вождей наших не умрет и никакого переворота мира не будет
Сергей Лукьяненко — писатель-фантаст, сценарист Сергей Лукьяненко писатель-фантаст, сценарист
— Если касаться этих прогнозов Saxo Bank, то ОПЕК не прекратит существование, потому что спрос на углеводороды не упадет в ближайшие время. Электричество берется не из розетки, а любые атомные электростанции нуждаются в резервных источниках. Ветряные и солнечные источники энергии — это вообще надувательство в пользу экологии и зеленой повестки. Так что все с углеводородами будет нормально. ОПЕК, если его не развалят, будет вполне себе существовать.

Что касается искусственного сердца, наверняка в ближайшие годы будут более развиты все эти технологии. Но как человек, когда-то заканчивавший медицинский и следивший за этим, я пока не жду, чтобы это произошло в ближайшие год-два. В диапазоне лет 10, наверное, да. Возможно, лет через 10 можно будет попросить напечатать нам сердце, и оно не потребует для себя тележки с аппаратами, которые будут его поддерживать в груди.

Что же касается моих прогнозов, я думаю, что в следующем году все сложится хорошо, но не для всех. На какое масштабное чудо надеяться? Наверное, на прилет инопланетян, потому что это единственное, что нам осталось после ковида. Я на их прилет очень надеюсь. Может быть, они прилетят и мы все объединимся, чтобы с ними бороться. Будем надеяться, может, на Новый год.

Опасаться в следующем году все-таки традиционно стоит большой ядерной войны. Маленький локальный конфликт с использованием ядерного оружия, на мой взгляд, сейчас даже более вероятен, чем нет. Процентов 50–55, наверное, есть за то, что может быть где-то оно применено. Я причем не говорю, что это обязательно произойдет у нас в Европе. Большой конфликт, конечно же, гораздо менее вероятен, но опасаться его всегда стоит.
Илдар Баязитов — председатель совета общенационального благотворительного фонда «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов председатель совета общенационального благотворительного фонда «Ярдам-Помощь»
— Во-первых, мы в предсказания не верим. Я как имам не могу комментировать предсказания, потому что все это чушь полная. Мы можем только желать, просить у Аллаха, чтобы Аллах дал нам скорейшее завершение СВО с победой России и нормализацией отношений. Только можем просить об этом, предсказывать — нет.

Опасаться нужно обострения ядерной войны, обострения ситуации. Надеяться надо не на чудо, а на милость Аллаха. Только на это надеяться, больше ни на что. Что Аллах, несмотря на наши грехи, смилостивится и даст дальше человечеству продолжать существование.
Борис Межуев — главный редактор, профессор Института философии РАН, политолог, соредактор портала Terra America Борис Межуев главный редактор, профессор Института философии РАН, политолог, соредактор портала Terra America
— Я бы прежде всего опасался каких-то неожиданных открытий в области искусственного интеллекта. Мне кажется, нам стоит опасаться этого явления и того, что Трамп в ближайшем будущем может сообщить, что вскоре появится какое-то супероружие, которое сможет с какой-то фантастической точностью и фантастической, неимоверной быстротой реагировать на любые внешние вызовы. При этом совершать превентивные удары по территории противника еще в момент принятия им, противником, решения о нанесении удара. Вот настолько [быстро] этот искусственный интеллект способен будет реагировать. Или еще что-нибудь. Какая-то супербыстрая реакция, которая стопроцентно будет превосходить человеческую. А это приведет к гонке искусственного интеллекта.

То есть сразу и Россия, и Китай, и все страны с целью безопасности начнут развивать свои системы искусственного интеллекта, и к концу 2025 года в области искусственного интеллекта начнется гигантская гонка вооружений, которая приведет к продвижению к точке технологической сингулярности. То есть это ситуация, когда искусственный интеллект выйдет из-под контроля человеческого разума. То есть все мы начнем конкурировать в этой области и кончится это какими-то прорывами, которые будут способны напугать человечество в гораздо большей степени, чем даже эта нынешняя история с украинским конфликтом и возможным использованием ядерного оружия. Я думаю, это самое правдоподобное предсказание на 2025 год. Искусственный интеллект будет главным действующим лицом.
Сергей Обухов — член президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, доктор политических наук Сергей Обухов член президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, доктор политических наук
— Главный шокирующий прогноз от противного: не сбудется предсказание на 2025 год ротшильдовского The Economist о новой всемирной пандемии. Более того, отечественная медицина нас порадует: нам не просто покажут действенные вакцины от рака, ВИЧ и туберкулеза (новую, а не древнюю!), но и начнут применять. Мы увидим счастливых выздоровевших людей. Мы увидим наконец, что рождаемость в России превысит смертность. И это будет очень круто!
А вот из негативного шока – 2025 — в России начнется массовая волна бытовых межнациональных (межконфессиональных) конфликтов, и реальные побоища будут не только между коренными россиянами и мигрантами. Конфликтовать станут и славяне с кавказцами, и разные диаспоры «по-соседски». Умножатся такие конфликты с участием ветеранов боевых действий.

А вот на международном треке шоком станет схлопывание российско-иранского сирийского геополитического проекта до Народной республики, скажем так, в Латакии ради сохранения наших сирийских баз. А также шоком станут конфликты и боевые действия в Южно-Китайском море. Китай накопил достаточно сил, у него мощный ВМФ, и он готов начать разборки с соседями по поводу мелких и не очень территориальных споров (в море и на островах). Перекинется ли этот «пожар» на Тайвань? Скорее всего, нет: там мощным гарантом безопасности пока выступают США, и пока на такой уровень поднимать ставки товарищ Си не готов.

Из экзотики: заговорят о реализации проектов независимых островных (искусственных) городов и даже целых государств в нейтральных водах, где основной валютой станут криптовалюты. Физическое появление таких городов — вопрос пары-тройки ближайшие лет.
Но самым большим шоком для геополитических оппонентов России станет всплеск пассионарности русского народа.
Сергей Сотников — директор ООО «Реверс», председатель комитета ТПП РТ по грузовым перевозкам и логистике Сергей Сотников директор ООО «Реверс», председатель комитета ТПП РТ по грузовым перевозкам и логистике
— Прогнозов можно массу найти или придумать. Но у меня единственное желание, чтобы наконец-то это безумие, которое по всему миру творится, как-то остановилось и мы все-таки вернулись в общество разумных людей. У нас много хороших людей, но, к сожалению, они как-то слабо организованы. И чтобы эти безумные люди, которые ведут нас непонятно куда, куда-то пропали. Вот это было бы здорово.