Руководитель Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) Дмитрий Кириллов Руководитель федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) Дмитрий Кириллов Фото: Елена Колебакина-Усманова

«Это говорит не о том, что у нас воды мало, а о том, что мы нерационально построили, используем и не готовы к естественным природным ситуациям»

«В прошлом году у нас было серьезное отклонение с точки зрения нормы выпадения осадков, и нам пришлось серьезным образом задействовать ресурсы Куйбышевского водохранилища для обеспечения и навигации Средней и Нижней Волги. Что касается этого года, то за счет регулирования выше расположенных водохранилищ, в том числе Камских, таких колебаний уровней и режимов Куйбышевского водохранилища не произошло», — заявил накануне руководитель федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) Дмитрий Кириллов, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, что изменилось за год в ситуации с обмелением Волги.

Напомним, ситуация на Волге обострилась летом и осенью прошлого года. Тогда датчики на гидропосту в районе Верхнего Услона стали показывать отметки ниже 50 м по Балтийской системе (БС), притом что нормальный подпорный уровень водохранилища составляет 53 м⋅БС. На Волге и ее притоках оголились пляжи, вылезли из-под воды огромные острова и песчаные косы, на мель то и дело стали садиться водные суда. «Пострадавшие» регионы даже писали письмо Владимиру Путину, но в Росводресурсах на требования сократить сбросы воды никак не реагировали.

В ноябре проблему обмеления бассейнов Волги, Дона, а также их притоков обсуждали в Госдуме. Сам спикер Вячеслав Володин обвинял главу Росводресурсов в «неумном регулировании» уровня воды в Волге и в том, что проблема была создана «рукотворно». В декабре прошлого года Путин, отвечая на вопрос нашего корреспондента, заявил о конфликте интересов между энергетиками и другими водопользователями в низовьях Волги. Заодно президент пообещал не пускать проблему «на самотек». После этого при правительстве создавали специальную комиссию. Но в конце мая в Татарстане вновь заговорили о рисках для Куйбышевского водохранилища, когда по просьбе Астраханской области продлили «рыбохозяйственную полку», хотя республика была «категорически против». Но, к счастью, в этот раз обошлось.

Ситуация на Волге обострилась летом и осенью прошлого года Ситуация на Волге обострилась летом и осенью прошлого года Фото: «БИЗНЕС Online»

И вот спустя почти год Кириллов заявил нашему изданию, что водохранилища как раз для того и строили, чтобы использовать их ресурсы. «Но важно другое понимать — водохранилища для того и созданы, чтобы использовать их ресурсы. А чтобы мы в полной мере могли использовать эти ресурсы в те маловодные годы, которые, к сожалению, как наступали, так и будут наступать, у нас должна быть готова соответствующая прибрежная инфраструктура. Это касается и отметок строительства и эксплуатации водозаборных сооружений, это касается отметок строительства причальных сооружений и многого другого. Здесь, конечно, у нас еще работы много», — пояснил глава Росводресурсов.

Впрочем, на погоду и природу он тоже призывал не уповать, не надеяться, что год будет «примерно хороший». «Мы должны в диапазоне водохранилища быть готовыми к тем отметкам, на которые оно спроектировано и построено, что так оно и будет эксплуатироваться», — указал Кириллов. Он привел в пример водохранилища в Крыму и Краснодарское водохранилище, которые почти каждый год используют до уровня мертвого объема для обеспечения нужд водоснабжения, а осенью и зимой готовят к новому сезону. «А когда у нас на отдельном водохранилище использовано 30 процентов полезного объема и начинаются проблемы с инфраструктурой, то это говорит не о том, что у нас воды мало, а о том, что мы нерационально построили, используем и не готовы к естественным природным ситуациям, — намекнул глава Росводресурсов. — Над этим надо продолжать работать».

Прогнозы по поводу уровня воды Кириллов тоже не стал делать, чтобы «не отнимать хлеб» у главы Росгидромета. «Но если серьезно, мы с ним предварительно говорили. Примерно с учетом снегозапасов, которые сформируются, можно будет всерьез об этом говорить после 20 февраля, в начале марта. Будет дан предварительный прогноз половодья, и тогда можно будет просчитывать режимы функционирования водохранилищ, необходимость их предполоводной сработки или, наоборот, принимать решения по накоплению ресурсов. Если серьезный разговор, то это конец февраля – начало марта», — пояснил он.

Уровень Нижнекамского водохранилища поднимут к 2030 году для устранения препятствий судоходству в верховьях Камы Уровень Нижнекамского водохранилища поднимут к 2030 году для устранения препятствий судоходству в верховьях Камы Фото: «БИЗНЕС Online»

«Проектная отметка там была 68 метров. Но на сегодняшний день она недостижима без определенных территориальных потерь»

Еще один вопрос, который волнует Татарстан, — повышение уровня Нижнекамского водохранилища до 64 м по Балтийской системе. Это было одним из предложений РТ для развития судоходства. На это Кириллов заявил «БИЗНЕС Online», что «такая идея рассматривается». Единственное, предупредил он, надо решиться на издержки. «Мы помним, что проектная отметка там была 68 метров. Но на сегодняшний день она недостижима без определенных территориальных потерь — раз, без ущерба развитой по берегам инфраструктуры, социальных объектов и так далее», — сказал глава Росводресурсов.

Так что, по его словам, уровень 64 м «приемлем» и сейчас прорабатывается экспертами, которым «нужно дать еще полгода». «Тут вопрос опять же издержек. Накопить воду там чисто технически можно на любую отметку, но вопрос в другом: какие затраты для этого потребуется понести и какой дополнительный объем ресурса при этом мы сможем аккумулировать? Эксперты сейчас этим занимаются. Там же вопрос и в состоянии судоходных сооружений, и в готовности прилегающих регионов, помимо Татарстана, это и Пермский край, и Чувашия, готовности к издержкам в связи с поднятием уровня», — пояснил Кириллов.

Конкретных сроков он не назвал, хотя, например, в ноябре прошлого года замминистра транспорта РФ Александр Пошивай говорил, что уровень Нижнекамского водохранилища поднимут к 2030-му для устранения препятствий судоходству в верховьях Камы. Чтобы суда могли доходить вверх по Каме до Удмуртии и Пермского края, необходимо увеличить глубину реки с 3,3 до 4 м на участке протяженностью 68 км между удмуртскими городами Воткинском и Сарапулом. Потенциально это удвоит объем грузоперевозок на данном участке до 8 млн т в год к 2030-му. Кроме подъема уровня водохранилища, понадобится строительство новых гидротехнических сооружений.

Об итогах года

В целом пресс-конференция главы Росводресурсов в МИА «Россия сегодня» касалась подведения итогов 2024 года. Так, Кириллов рассказал, что, несмотря на нехватку осадков в Донском бассейне, в бассейне Кубани и верховьях Волги удалось решить ряд проблем — обеспечить судоходство по Волге и сквозное судоходство на Дону.

Отдельно он остановился на работах по обеспечению сохранения низовьев Волги, которые проводились совместно с минсельхозом РФ и Росрыболовством. По словам Кириллова, здесь проведены работы по расчистке рек, ильменей. А в Волго-Ахтубинской пойме запланировано строительство 80 водопропускных сооружений, которые обеспечат сохранение воды в летний засушливый период. На сегодняшний день готово 70 таких сооружений, строительство оставшихся планируется завершить к концу года, уточнил он. Отвечая на вопросы журналистов, глава Росводресурсов рассказал и о проекте по обводнению Волго-Ахтубинской поймы. Проектная документация разработана, сейчас проходит экспертизу, после ее получения «будем разбираться на предмет этапности, ее целесообразности и возможности реализации». Без экспертизы говорить о сроках реализации преждевременно, отметил спикер. Ранее в СМИ появлялась информация о том, что строительство комплекса гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения поймы планируют начать в 2027 году и завершить до 2034-го.

Тут же Кириллов напомнил, что благодаря проведенным работам на Нижней Волге пойма обводняется на уровне 85%, а заполняемость рек и озер повысилась в 2 раза. Поэтому, когда проект по обводнению Волго-Ахтубинской поймы вернется с экспертизы, надо будет смотреть и на его эффективность.

2024 год также стал заключительным в реализации 6-летнего национального проекта «Экология», в рамках которого работал в том числе федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов». По этой программе производились работы по восстановлению малых рек и озер и охране водных ресурсов водохранилищ — расчистке русел, извлечению мусора, иловых отложений и излишней растительности. В проекте принимали участие 2/3 регионов страны, за время его реализации расчищено порядка 600 км русел 200 рек и 24 тыс. га мелководий на водохранилищах. Как правило, работы производились в наиболее востребованных точках — рекреационные зоны, зоны на особо охраняемых территориях. Среди восстановленных объектов — водные системы в Царском Селе и на Гатчине в Ленинградской области, озеро Манжерок на Алтае, река Баксан в Кабардино-Балкарии.

Важным элементом стало сопряжение результатов со смежными национальными проектами, такими как «Комфортная городская среда», подчеркнул Кириллов. Работы по расчистке стараются совмещать с элементами благоустройства. В результате жители должны получить не только расчищенный участок реки в городской черте, но и обустроенную прибрежную территорию в виде парка или сквера.

О нацпроекте «Экологическое благополучие»

Новый нацпроект «Экологическое благополучие», который запустят в 2025 году, будет более масштабным, пообещал Кириллов. Планируется, что в нем примут участие не менее 84 регионов, а в течение 6 лет будет расчищено более тысячи километров русел рек. Дополнительно к уже реализуемым работам появится новое направление — водообеспечение и ликвидация вододефицита. В частности, планируется начать строительство водохранилищ в вододефицитных регионах, таких как Курская область, Республика Крым, Дагестан, анонсировал он. Главная цель программы — улучшить условия проживания вблизи водных объектов для 23 млн человек.

Пока проект «Экологическое благополучие» находится на стадии разработки. Для повышения эффективности и достижения лучших результатов агентство водных ресурсов разработало ряд обязательных критериев по выбору объектов для участия в проекте. Среди них — рекреационный потенциал объектов, расположение на территориях памятников природы или особо охраняемых территорий, возможность сопряжения с элементами благоустройства. Также появится новый инструмент контроля выполнения программы.

Задача на 2025 год — защитить более 300 тыс. граждан. Важный элемент в борьбе с наводнениями — прогнозирование Задача на 2025 год — защитить более 300 тыс. граждан. Важный элемент в борьбе с наводнениями — прогнозирование Фото: «БИЗНЕС Online»

О готовности к наводнениям

Еще одна из существующих проблем — готовность к наводнениям, подчеркнул Кириллов. Этот год для ряда регионов стал сложным в период паводков. В данном вопросе ключевой момент — предотвращение наводнений, считает он. За последние три года было дополнительно выделено 15 млрд рублей на строительство защитных сооружений, 7 из них завершили в текущем году. Кроме того, производится ремонт гидротехнических сооружений, ежегодно после ремонта в эксплуатацию сдается около 70 объектов. Для предотвращения паводковых ситуаций работают над дноуглублением рек, проводят ледокольные мероприятия, отчитался он. В этом году удалось повысить защищенность от наводнения не менее 278 тыс. человек. Задача на 2025-й — защитить более 300 тыс. граждан. Важный элемент в борьбе с наводнениями — прогнозирование. Здесь совместные мероприятия проводятся с коллегами из Казахстана. В 2025 году планируется начать сотрудничество с КНР.

Кроме того, считает Кириллов, необходимо совершенствовать регламент землепользования на паводковых территориях. Здесь необходимо не допускать строительства важных капитальных объектов. Сейчас в 52 регионах установлены границы зон затопления, данные о которых внесены в реестр ЕГРН. Работу в других регионах планируется завершить к концу года.

В новых регионах, с точки зрения направлений деятельности, задачи не новы, только их «острота и масштаб немножко другие». В части охраны водных объектов необходимо достичь среднероссийских показателей. Понятно, что эти субъекты сейчас испытывают дефицит качественных водных ресурсов. Здесь необходимо определить текущую и перспективную потребность, источники и необходимые меры. Кроме того, эти территории всегда были антропогенно нагружены, поэтому уже идет работа по очистке рек. «Скажу сразу: что мы только там ни достаем со дна, помимо бытового мусора — покрышек, холодильников и так далее», — сказал он. Десятилетиями эта работа не велась, а сейчас объекты преображаются.

Позже, отвечая на вопрос журналистов, Кириллов уточнил, что некоторые реки «вообще не расчищались в каком-то обозримом историческом периоде». Глава Росводресурсов привел пример: «Вот танк недавно откопали, потом снаряд времен Второй мировой войны. По-моему, самолет был на одном из водохранилищ тоже времен войны».