Азат Хаким может получить за свой выход из числа владельцев авиакомпании 931 млн рублей Азат Хаким может получить за свой выход из числа владельцев авиакомпании 931 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Дело на 930 миллионов

Арбитражный суд РТ накануне частично удовлетворил иск известного авиатора Азата Хакима к «Тулпар Эйр» — с авиакомпании в пользу ее бывшего владельца суд взыскал 451 млн рублей и 61 млн рублей процентов. Если решение не будет обжаловано, эту сумму Азат Муртазович сможет получить сверх уже перечисленных ему ранее 419 млн рублей.

Таким образом, в общей сложности Хаким может получить за свой выход из числа владельцев авиакомпании 931 млн рублей. При этом сам авиатор изначально рассчитывал на 1,3 млрд рублей, тогда как представители «Тулпар Эйр» оценивали его долю всего в 435 млн рублей. Так что решение суда выглядит компромиссным — ни нашим ни вашим.

«Я считаю, что справедливость восторжествовала. Да, сумма меньше, чем мы изначально указывали в иске, но самое главное, что нам удалось доказать суду, что в рассматриваемом случае никак нельзя было применять рыночную стоимость вместо действительной», — рассуждает авиатор. На вопрос, не хотел бы он обжаловать иск в суде апелляционной инстанции, Хаким ответил, что не собирается вновь тратить на это время, «брать мочало и начинать сначала».

Одновременно суд отказал ООО «Тулпар Эйр» во встречном иске — о признании сделки о выходе участника из общества недействительной и взыскания с Хакима уже выплаченной ему доли.

«Думаю, в ТАИФе расстроились, эти деньги для них — копейки, но я считаю, что они хотели победить чисто из принципа», — делится Хаким.

С чего все начиналось?

В марте 2023-го Хаким вышел из состава участников «Тулпар Эйр», получив от компании 419 млн рублей за долю в 49%, позже она была перепродана основному владельцу компании, т. е. ТАИФу. Но спустя год Хаким потребовал через Арбитражный суд РТ еще 890 млн рублей, пояснив, что ему изначально выплатили не всю сумму.

К заявлению в суд представители Хакима сразу приложили оценку эксперта о стоимости активов «Тулпар Эйр» на момент выхода авиатора из общества. Она подтверждала, что сумма, изначально выплаченная бывшему владельцу, оказалась значительно ниже заслуженной.

«Думаю, в ТАИФе расстроились, эти деньги для них — копейки, но, я считаю, что они хотели победить чисто из принципа», — делится Хаким «Думаю, в ТАИФе расстроились, эти деньги для них — копейки, но я считаю, что они хотели победить чисто из принципа», — делится Хаким Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАИФ выступил с контратакой, подал встречный иск о признании односторонней сделки по выходу Хакима из «Тулпар Эйр» недействительной: якобы уход авиатора из «Тулпар Эйр» подвел предприятие под угрозу банкротства. Завязался судебный спор.

Азат Хаким в особом представлении не нуждается. Это один из самых известных в Татарстане авиаторов — прошел все профессиональные ступени: аэроклуб, летное училище, школу летчиков-испытателей, летал в казанском объединенном авиаотряде вторым пилотом и командиром экипажа Як-40, был летчиком-испытателем ОКБ «Сокол». В 1991 году Хаким создал одну из первых в России авиакомпаний деловой авиации «Тулпар», выросшую впоследствии в «Тулпар Аэро Групп» (ТАГ), которая предоставляет услуги деловой авиации, технического обслуживания и ремонта воздушных судов (ТОиР), интерьерных работ и т. д.

Несмотря на продажу доли в «Тулпар Эйр», не стоит считать, что Хаким полностью разорвал все связи с авиацией. Он все еще владеет ООО «Тулпар Трейд» на 25%, ООО «Тулпар Интерьеры Инжиниринг Дизайн» на 49%, ООО «Тулпар-Сервис» на 50% (второй долей владеет сын — Айдар Хаким), ООО «Тулпар Техник» на 63%, ООО УК «Тулпар Авиа Групп» на 80% (оставшаяся доля тоже принадлежит сыну) и ООО «Авиационный учебный центр „Академия 033“» (АУЦ) на 40%. По данным сервиса «Контур.Фокус», совокупная выручка всех организаций, которыми в той или иной степени обладает Хаким, за 2023 год составила 3,8 млрд рублей.

Самую «молодую» из компаний — «Академию 033» — Хаким открыл совместно с Константином Тимофеевым (бывший управляющий директор «Туполева», экс первый заместитель генерального директора ОАК) в 2023 году. Располагается авиационный учебный центр на аэродроме Караишево (Лаишевский район). Там готовят пилотов-любителей, инженеров и техников для обслуживания самолетов гражданской авиации.

Далее тулпаровцы, найдя изъяны в документе, запросили у суда проведение новой экспертизы.

Выбранная судом эксперт Алсу Гилязова подготовила новый отчет об оценке стоимости доли Хакима в уставном капитале «Тулпар Эйр» на 31 декабря 2022 года. По результатам оценки действительная стоимость доли составила 871 млн рублей, а рыночная — в 2 раза меньше — 435 млн рублей.

Защитники «Тулпар Эйр» настаивали на выплате авиатору именно рыночной стоимости доли. Заметим, что если бы суд встал на сторону авиакомпании, то Хаким получил бы сверх уже выплаченных ему 419 млн рублей только 16 миллионов.

Битва за «золото» «Тулпар Эйр»: развод Хакима и ТАИФа вылился в тяжбу на сотни миллионов

Экспертиза с опорой на юмористический паблик и статьи из «БИЗНЕС Online»

Представителей Хакима результаты оценки, разумеется, не удовлетворили, и они потребовали проведения еще одной экспертизы.

Что именно не устроило? Во-первых, эксперт Гилязова при оценке рыночной стоимости самолета Challenger 300, входящего в активы «Тулпар Эйр», опиралась на публикацию из соцсети «ВКонтакте». Причем цену судна она взяла в тематическом паблике, который носит юмористический характер.

Во-вторых, Гилязова значительно уменьшила количество летных часов (а это существенно повлияло на определение рыночной стоимости). Также юристы Хакима обратили внимание на множество других несоответствий в оценке, вплоть до арифметических ошибок.

Например, информацию о предполагаемой цене Bombardier CL-600−2B16 эксперт взяла… из публикации «БИЗНЕС Online». Однако не учла, что арестованный приставами аналогичный самолет Равиля Зиганшина так и не был реализован на торгах.

«Когда начался стремительный рост компании, ТАИФ решил, что со мной не стоит делиться»

Хаким покинул «Тулпар Эйр» в связи с тем, что «испугался аудита»?

Накануне в суде стороны продолжили свои словесные баталии. Очередные доводы в пользу непригодности экспертизы Гилязовой привел представитель Хакима Всеволод Нестеров из юрфирмы «Татюринформ». Он попросил суд истребовать у ответчика сальдово-оборотные ведомости и документы летно-технической эксплуатации воздушных судов, находившихся в эксплуатации «Тулпар Эйр» с 2019 по 2022 год. Эти бумаги, по мнению представителя истца, могли бы пролить свет на объективную стоимость летного часа.

Юрист «Тулпар Эйр» Эмиль Гатауллин из коллегии адвокатов «Раскин Жихарев Гатауллин» заметил, что эти документы не могут быть просто так направлены лицу, поскольку являются предметом коммерческой тайны. Нестеров заверил: Хаким готов подписать положение о неразглашении. В итоге судья Лилия Аппакова отказалась истребовать доказательства, так что вопрос, на который была потрачена уйма времени, оказался больше неактуальным.

В какой-то момент заседание начало походить на театральную постановку с язвительными шутками и упреками, направленными в обе стороны В какой-то момент заседание начало походить на театральную постановку с язвительными шутками и упреками, направленными в обе стороны Фото: «БИЗНЕС Online»

Что еще произошло в ходе двухчасового заседания? Юрист Гатауллин, например, сообщил, что Хаким покинул «Тулпар Эйр» в связи с тем, что «испугался аудита». В своем интервью Азат Муртазович рассказывал, что его действительно возмутило проведение внепланового аудита.

«По сути, причина моего возмущения состояла в полной загруженности коллектива: в тот период мы очень сильно увеличили объемы работы — в 3 раза, а коллектив остался тот же, только численность пилотов немного увеличилась. Все лето сотрудники пахали как рабы на галерах, люди устали, многих я отправил в отпуск, а тут какой-то аудит. Долго я спорил, убедить их мне не удалось», — рассказывал Хаким.

В какой-то момент заседание начало походить на театральную постановку с язвительными шутками и упреками, направленными в обе стороны. Однако судья Аппакова своим решением остудила состязавшихся в ораторском искусстве представителей Фемиды. Точка, по крайней мере в первой инстанции, поставлена. Будут ли ответчики оспаривать это решение, пока неизвестно. Представители «Тулпар Эйр» и ТАИФа на запрос «БИЗНЕС Online» свою позицию не представили.