«У нас постоянно все рисуется так: Россия — осажденная крепость, которая все время отбивается от разных пришельцев», — напоминает первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов. Его недавнее выступление на научной конференции в Екатеринбурге вызвало бурную реакцию в сети. В интервью «БИЗНЕС Online» Мухетдинов рассказал о том, ожидал ли такого ажиотажа после своего доклада о формировании российской государственности, назвал себя «русским ученым», сообщил, кто финансирует и «наезжает» на ДУМ РФ, а также указал на роль для современной отечественной уммы татар, Татарстана и Рустама Минниханова.
Неожиданно речь Дамира Мухетдинова на научной конференции в Екатеринбурге вызвала шквал критических откликов в патриотическо-православных медиа
Доклад «радикального муфтия» на конференции в Екатеринбурге
Всю минувшую неделю на просторах российского политического «Телеграма» обсуждали первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова. Один из главных интеллектуалов современной отечественной уммы выступил с докладом на научной конференции «Пути и страны: цивилизации Востока в исторической динамике», которая состоялась в Екатеринбурге. И неожиданно речь на скромном локальном мероприятии вызвала шквал критических откликов в патриотическо-православных медиа.
Застрельщиком выступил известный публицист Егор Холмогоров, опубликовавший на «Царьграде» статью под заголовком «Зачем радикальный муфтий объявил историческую войну славянам и русским». Главная претензия — якобы Мухетдинов поставил под сомнение главную роль русских и славян в формировании Руси.
Отметились даже такие солидные политологи, как Сергей Марков. «Мухетдинов на научном языке попытался отвергнуть ведущую роль русского народа в истории России. Он предложил считать Хазарский каганат и Золотую Орду этапами государственности России, — написал он в своем канале „Логика Маркова“. — И рассказал, что якобы русским очень хорошо жилось в Орде и не было никакого ига. И Русская православная церковь очень хорошо жила при Орде. Это, конечно, противоречит историческим фактам. Ведь было жестокое и постоянное разграбление русских городов и княжеств постоянными рейдами ордынских войск на Русь».
Одновременно отдельные комментаторы не стеснялись в выражениях, обвиняя Дамира хазрата во всех смертных грехах (кстати говоря, многие вещи о его радикализме было читать странно, потому что Мухетдинов является как раз апологетом, так сказать, рационального ислама, джадидизма, издателем серии книг татарских богослов-реформаторов начиная со знаменитого Мусы Бигиева; все это как раз противостоит в нашей стране ваххабизму и даже консерватизму, чего, может быть, как раз не хватает на российском информационном пространстве).
С самим докладом можно ознакомиться на сайте ДУМ РФ. А Мухетдинов рассказал «БИЗНЕС Online» о своем выступлении в Екатеринбурге и оценил бурную реакцию на него.
Дамир Мухетдинов: «Нисколько не желал умалить роль и значение славянского этноса, русского этноса. При этом, будучи представителем татарской нации, татарского народа и, соответственно, ислама, я защищаю свою малую родину, отстаивая интересы своей религии»
«Америку я не открыл»
— Дамир хазрат, ваше выступление на научной конференции в Екатеринбурге неожиданно вызвало настоящий скандал на просторах сети. Хотя из Казани ваши тезисы не выглядят чем-то чересчур смелым и неожиданным, о многообразии исторических и этнических основ современной России вслед за евразийцами и Львом Гумилевым говорят многие татарстанские историки. Что же вы ответите тем, кто заявил, что Мухетдинов «объявил историческую войну славянам и русским»? И чем объясните такую бурную реакцию?
— Во-первых, я выступал на сугубо научной конференции, которая предполагает именно научный стиль изложения, научную дискуссию и научную проработку вопроса. Я не уходил ни в политологию, ни в политику. И в момент изложения своего выступления озвучил ремарку, что доклад носит дискуссионный характер. Зная, что он вызовет возражения, я обозначил это изначально.
Во-вторых, вы правы, на самом деле ничего принципиально нового, отличного от того, что говорили до меня евразийцы в советский период времени и особенно в современном Татарстане, Башкортостане и других республиках нашей страны, включая Бурятию, Тыву и так далее, я не сказал. Америку я не открыл.
Третий момент. Если бы не пристальное внимание ряда фигур к моему выступлению и резонанс, который они создали, мой доклад остался бы предметом интереса одного десятка человек, потому что найти на сайте духовного управления мусульман именно научный доклад, который состоит из 5−6 страниц и который надо переосмыслить, теологически, религиозно настроенным людям было бы непривычно, скажем так. То есть доклад остался бы уделом очень незначительной части людей.
Но благодаря такому ажиотажу, хамству, с которым пришлось столкнуться в последние дни… Конечно, я не мог представить, что это вызовет подобный резонанс. Но, коль он произошел, это надо как-то отрефлексировать и подготовить научно обоснованный ответ. Чем я и занимаюсь.
— Что это будет за ответ?
— В той единственной публикации, которая претендует на анализ поднятой мною темы, Егор Холмогоров, смешивая оскорбления с антинаучным подходом, хоть как-то попытался изложить свои мысли, видение и точку зрения по данному вопросу. И раз он кое-какие интеллектуальные мейнстримы обозначил (а моей изначальной целью была научная дискуссия, но в правильном тоне), то я и планирую подготовить следующую публикацию.
«Я сам считаю себя, по сути, русским ученым, который мыслит в категориях русского языка»
— Можете для наших читателей тезисно сформулировать основные положения, которые вы отстаивали в том докладе?
— На самом деле благодаря опять же всем этим товарищам поступило многочисленное количество запросов, не только из Татарстана, Башкортостана, Крыма, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Рядовые мусульмане, ученые, доктора наук попросили скинуть им ссылку, так как были очень удивлены возникшему ажиотажу. Но, после того как ознакомились с докладом, они сказали буквально следующее: «Подписываемся под каждым вашим словом, полностью и всецело поддерживаем. Как и чем можем помочь? Мы готовы изложить свою точку зрения и позицию в вашу поддержку». Это было именно так.
А суть моего выступления сводилась к простым, элементарным вещам. История нашего государства начиная с периода, предшествовавшего еще Карамзину, писалась немцами. И писалась она с точки зрения западного центризма. Можно даже сказать, отчасти некоего москвоцентризма, где была историческая Русь, которая с севера на юг, а потом с запада на восток прирастала новыми государственными образованиями, которые или завоевывались, или мирно присоединялись, или еще каким-то способом входили.
При этом если мы говорим о современной России и тех государственностях, которые существовали на ее территории, то они, конечно, более первичные, более ранние. И не учитывать этот фактор, начиная от гуннов, Хазарского каганата, который я упомянул, Тюркского каганата, значит обворовывать свою национальную историю.
Но я нисколько не желал умалить роль и значение славянского этноса, русского этноса, который мы и любим, и уважаем. Я сам считаю себя, по сути, русским ученым, который мыслит в категориях русского языка, русской литературы, русской исторической традиции. При этом, будучи представителем татарской нации, татарского народа и, соответственно, ислама, я защищаю свою малую родину, отстаивая интересы своей религии. Это нормально. Это и есть патриотизм — любовь к малой родине.
Дамир хазрат Мухетдинов — российский мусульманский религиозный, общественный и политический деятель, первый заместитель председателя духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ).
Родился 18 июля 1977 года в Горьком.
В 1995-м окончил медресе «Нур аль-Ислам» в городе Октябрьский Республики Башкортостан. В медресе его учителем был будущий муфтий Республики Татарстан Гусман Исхаков.
В 1999 году окончил Институт арабского языка университета «Умм аль-Кура» в Мекке, Саудовская Аравия.
В 2003-м окончил факультет международных отношений ННГУ им. Лобачевского по специальности «политология».
В 2006 году в Нижегородском государственном университете им. Лобачевского под научным руководством доктора исторических наук, профессора О.А. Колобова защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук по теме «Мусульманские общественные структуры Нижегородского Поволжья: закономерности развития в условиях модернизации современной России».
2008–2013 — докторант ННГУ им. Лобачевского. Является экспертом ряда проектов центра исследований ОБСЕ.
В 2020 году в Санкт-Петербургском государственном университете защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора теологии по теме «Исламское обновленческое движение конца XX — начала XXI века: идеи и перспективы».
1999–2009 — имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети.
2001–2004 — заместитель председателя духовного управления мусульман Нижегородской области по учебно-воспитательной работе.
2001–2013 — член президиума духовного управления мусульман Нижегородской области.
2004–2009 — руководитель аппарата духовного управления мусульман Нижегородской области.
2008–2009 — секретарь совета улемов духовного управления мусульман Нижегородской области.
2009–2013 — председатель совета улемов духовного управления мусульман Нижегородской области.
2009–2013 — первый заместитель председателя духовного управления мусульман Нижегородской области.
2009–2013 — председатель религиозного объединения мусульман махалля №1 Нижнего Новгорода, главный имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети.
2010–2011 — заместитель председателя духовного управления мусульман европейской части России по Приволжскому федеральному округу.
С 11 декабря 2010 года — специальный представитель совета муфтиев России в странах СНГ.
С 2011-го — первый заместитель председателя и руководитель аппарата духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР).
С 2012 года — первый заместитель председателя духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМРФ).
2014–2015 — руководитель аппарата духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМРФ).
С 2015 года — имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Ответственный секретарь Международного мусульманского форума (ММФ).
Член Общественной палаты Российской Федерации четвертого (2012–2014), пятого (2016–2017) и шестого (2017–2020) составов.
Ректор Московского исламского института (с 2017).
Кандидат политических наук, доктор теологии, главный редактор издательского дома «Медина», главный редактор интернет-порталов IslamRF.ru, DumRF.ru, IslamSNG.ru, еженедельной газеты мусульман Евразии «Медина аль-Ислам», ежеквартальных научных альманахов «Ислам в современном мире» и «Ислам в СНГ», ежеквартального журнала мусульманской общественной мысли «Минарет ислама», редактор серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации».
Поэтому все попытки обвинить меня в том, что я умаляю значение и достоинство славян или русских, не имеют никаких оснований. С исторической точки зрения я говорю о том, что было великое переселение народов. Это факт, никуда от него не денешься, он прописывается во всех книгах и учебниках. Великое переселение народов — это движение огромных, многочисленных масс людей с Востока на Запад. Это гунны, потом образовавшиеся разные народы, мы в учебниках их называем булгарами, аварами, хазарами. Это были движения прежде всего тюркоязычных масс с Востока на Запад, когда славянский этнос как некая народность, русский народ находился еще на ранней стадии своего формирования. Да, были славянские языки, наречия, но какого-то оформления в виде некоей государственности на тот момент не существовало.
Таким образом, получается, что на территории современной России эти государственные образования и на Востоке, и на Западе уже имели место. Поэтому было бы правильно, чтобы любой ученик в школе, изучая историю своего Отечества, мог прочитать в учебнике не одну фразу о том, что была когда-то Волжская Булгария, а ее суть сводилась к тому, что она только и делала, что нападала на Русь, а Русь от нее все время отбивалась. То есть, кроме как грабежом и разбоем, Волжская Булгария больше ничем не занималась.
Или был еще Хазарский каганат, который тоже постоянно мечтал только о том, как увезти в полон славянских девушек и так далее. Вся остальная историография и Золотой Орды, и поздних постордынских ханств в наших учениях описывается именно так. Русь постоянно от кого-то отбивается. Я думаю, что это все дела минувших лет, столетий, надо все это воспринимать как часть нашей русской, российской истории.
«Нужно воспринимать историю нашего государства как великого государства, в котором русский этнос показал, что он сильный духом, сильный мощью и смог, как плавильный котел, переплавить другие народы. Русский этнос и тюрок победил, и других завоевателей. Он создал новую общность» (А.Ф. Максимов «В Золотой Орде»)
«Россия — полноправная наследница Великой Орды»
— Вы подводите к тому, что Россия — наследница Орды?
— Конечно. Нам надо сказать: «Да, Россия — полноправная наследница Великой Орды, потому что ее домен располагался в городах Булгаре и Сарае». Золотоордынская столица Сарай географически располагалась в той местности, что и ранее хазарская столица Итиль. А это бассейн великой реки Волги, территория российской государственности. Столица крупнейшего средневекового государства — это наш русский, российский город Сарай. Нужно сказать: «Мы есть Орда от Балкан до границ с Японией!»
И ничего зазорного в этом нет, как не является зазорным для китайской историографии восприятие династии Юань, которая по своей принадлежности являлась монголо-тюркской. Но при этом династия Юань — часть китайской историографии, китайцы ею гордятся, потому что именно она объединила северный и южный Китай в единое государство.
Исторически современный Китай проистекал из монгольской империи Хубилай-хана. Столица Китая Пекин — это тоже детище хана Хубилая, который перенес ее туда в 1264 году, сделав новой столицей объединенного Китая. Императорский дворец на площади Тяньаньмэнь тоже изобретение монгольских императоров. И печатные деньги — изобретение монгольских императоров.
А у нас постоянно все рисуется так: Россия — осажденная крепость, которая все время отбивается от разных пришельцев. То печенеги, то половцы, то татары, то гунны, то еще какие-нибудь «скифы» не дают ей покоя. Хотя на самом деле что ни русский князь, что ни русский царь, то наполовину или половец, или татарин. Как вы можете воспринимать их в негативном свете и рисовать варварами?
Если вы говорите, что они варвары, такие-сякие, значит, вы так говорите о женах великих князей и этот негатив перекладываете на русских царей. Значит, великие цари и князья вышли в этот свет от полуварваров, полудикарей, полунедоучек, как вы их там называете. Вы же смеетесь над своей историей!
Я пытался донести, что нужно воспринимать историю нашего государства как великого государства, в котором русский этнос показал, что он сильный духом, сильный мощью и смог, как плавильный котел, переплавить другие народы. Русский этнос и тюрок победил, и других завоевателей. Он создал новую общность.
Мы как политическая нация должны уметь выстроить свой исторический нарратив в стратегически выигрышном для самих себя виде. Объясню на примере широко растиражированной страшилки о пантюркизме. Надо сказать, что пантюркизм — это не что-то привнесенное к нам извне. Это наше, доморощенное, во главе которого стоял Исмаил Гаспринский (крымско-татарский политический и общественный деятель, просветитель, издатель, один из основоположников джадидизма и пантюркизма — прим. ред.), который был адъютантом у Тургенева. То есть мы должны поменять акценты, а Турции и всем другим странам, которые претендуют на наше наследие, сказать: «Нет, это мы родоначальники, это у нас зародилось, это мы разработали все эти концепции». Гаспринский именно такими категориями и мыслил. Поэтому когда мы смотрим на историю глазами двух разных государствообразующих народов, русских и татар, то история получается совершенно с другого угла.
Когда нам говорят, что с XIX века Средняя Азия была завоевана, колонизирована русскими и с этого времени идет отчет о проживании в едином государстве, то мы говорим: «Извините, единое государство у нас уже было с Волжской Булгарией». Потому что именно в Волжскую Булгарию ислам перешел через Среднюю Азию. Чеканка монет, денежные единицы, все пришло к нам оттуда. И самые крупные клады, которые нашли на территории Великого Новгорода в XX веке и наши дни, были из Средней Азии, из Хорезма (древнее и средневековое государство и исторический регион Центральной Азии в низовьях реки Амударья — прим. ред.).
«Самое красноречивое произведение по тому периоду, кто изначально создавал все эти государства, кто стоял у истоков» (иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Издание 1912 года)
«Перечитайте «Слово о полку Игореве», великое русское произведение!»
— Но критики говорят, что вы усомнились в том, что Россию создали русские, что они стояли у истоков Руси.
— Надо понимать, о какой Руси мы говорим. Мы говорим про Киевскую Русь? Или про Московскую Русь? Или про Российскую империю? Или про Советский Союз? Надо понять, от чего мы берем точку отсчета. Если мы говорим о Киевской Руси, то ее основателями, правящими князьями были Рюриковичи. Это скандинавская династия норманнов. Они не славяне, их имена не Владимир, не Ольга, у них совершенно другие имена были.
— Княгиня Ольга была Хельгой.
— Конечно. Но если вы спросите у русского человека, кто по нации был Иисус Христос, то кто-то скажет, что русский. Он же христианин, православный, значит, русский. Это пример из той же оперы.
— И все-таки почему вы «объявили историческую войну славянам и русским»?
— Это бурные фантазии Холмогорова, который изначально читает с такой позиции. Складывается ощущение, что ему даже не важно, что ты напишешь и скажешь. Ему просто нужен повод, чтобы очернить и в самом зародыше уничтожить альтернативную мысль, чтобы не было даже попытки дискуссии, обсуждения в обществе на эту тему.
Хорошо, славяне и Рюриковичи стояли у основания Русского государства. Но опять же а какое участие в этом принимали волжские булгары? Самое непосредственное, через родственные связи, через родню. А какое влияние оказывали в древнерусских дружинах те же тюрки-половцы, например, когда что ни князь, то у него жена-половчанка? А когда хан Котян являлся их союзником? Извините, как только монголы появились, они побежали к кому? К русским князьям. Почему? Потому что они их зятья, там их дочери в качестве аманатов. Они пошли к ним, говоря: «К нам пришли, давайте вместе выступим против иноземного захватчика». А таковым для них на тот момент были монголы. И ведь русские почему-то согласились!
В конце концов я всегда говорю: «Перечитайте „Слово о полку Игореве“, великое русское произведение!» Чем оно заканчивается? Тем, что князь, взятый половцами, прожил у них сколько-то времени и возвращается на родину с женой-половчанкой. То есть заканчивается все хеппи-эндом, браком представителя Рюриковичей с половчанкой. Вот и весь сказ «Слова о полку Игореве». Самое красноречивое произведение по тому периоду, кто изначально создавал все эти государства, кто стоял у истоков.
С другой стороны, мы прекрасно знаем столько разных историй, как великие князья, братья и родственники друг друга терзали, выкалывали глаза, уничтожали целые города в борьбе за престол. Эта кровавая бойня, в которой участвовали сами русские князья без помощи каких-то там тюрок и половцев, из истории тоже известна всем мало-мальски образованным людям. Ни татары, ни монголы вообще никакого отношения к этому не имели.
«Мы же знаем, что праздник пошел именно из Нижнего Новгорода. Президент Владимир Владимирович Путин в свое время говорил: «А Кириша-то Минибаев, он же Кузьма Минин, стоявший у ополчения, кто? Татарин крещеный» (Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. К.Е. Маковский (1839–1915)
«Лжедмитрия кто убил? Его татарин убил и тем самым окончил Смуту»
— Бурная и острая реакция на ваше выступление — это случайное совпадение или нечто намеренное?
— Эта реакция ожидаемая, потому что в последнее время идет попытка сформировать некий заказ. Можно вспомнить все эти марши, которые мы наблюдали и в Санкт-Петербурге, и в Нижнем Новгороде 4 ноября. Мы же знаем, что праздник пошел именно из Нижнего Новгорода. Президент Владимир Владимирович Путин в свое время говорил: «А Кириша-то Минибаев, он же Кузьма Минин, стоявший у ополчения, кто? Татарин крещеный». Но в этом году впервые у памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде мы не видели мусульманского религиозного деятеля, главы духовного управления.
Вроде бы праздник 4 ноября преподносится как День народного единства. Спрашивается, а какого народа? Речь идет о конкретном этносе и конкретной нации или имеются в виду все народы, которые проживают на территории России? Символы, которые демонстрирует президент Путин, когда возлагает цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве, надо нести и в регионы. А главный знаковый регион — это, конечно, Нижний Новгород.
Однако на экранах телевизоров мы видим, что там есть Константин Малофеев, есть митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, есть губернатор, а Гаяза хазрата Закирова, главы духовного управления мусульман Нижегородской области, нет. Хотя татары принимали активное участие в освобождении от поляков. В конце концов Лжедмитрия кто убил? Его татарин убил и тем самым окончил Смуту. Татарин, которому памятник надо воздвигнуть за то, что он поставил последнюю точку в окончании Смуты. А где у нас упоминание о нем? Нет никакого.
В таких моментах тоже должна быть справедливость, а не просто декларация о единстве народов. Вот президент нашей страны и Коран целует, и обнимает мусульман, и мечети посещает, и Коран цитирует, и Коран на столе у него лежит. Он твердо стоит на том, чтобы сохранить хрупкий баланс единства наших народов, наших религий, межрелигиозный, межнациональный мир. Честь и хвала ему за это. А отдельные политики пытаются раскачать лодку и внести раздор между национальностями, приписывают нам выводы, которых мы не делали.
Мы, наоборот, выступаем в защиту и поддержку нашей страны, показываем ее могущество и величие, говорим о том, что Россия — евразийская держава. А Евразия — это Иртыш, тюркское название реки Енисей — Эне-Син, тюркское название, заимствованное изначально вообще из эвенкийского. У нас же на Алтае огромная тюркская культура. Мы только в последнее время опомнились, что надо наконец тюркское направление брать под свой контроль, иначе оно полностью перетечет в Турцию.
А потом возмущаются: вот пантюркизм, вот тюрки. Но вы же сами их отталкиваете, говорите, что тюрки не русские, мигранты, плохие. Вы же сами их отталкиваете от России, русского языка, русской культуры, цивилизации. Вместо того чтобы действовать, как раньше, в Советском Союзе, когда Россия шла в Азию, строила школы, просвещала, преподавала русский язык, в университетах бесплатно места давала. А сейчас идет отторжение.
Но мы должны сказать: «Нет, мы в основе всего этого, родина тюркского мира у нас, на Алтае, и Россия во главе всего этого движения и процесса». Вот за что я ратую.
— То есть ваши взгляды на историю отличаются от сегодняшнего российского политического мейнстрима?
— Мейнстрим в нашей стране задает президент Путин, чьи выступления я с 1999 года внимательно слушаю и, как главный редактор, постоянно размещаю в газетах ДУМ РФ, на наших сайтах и в наших журналах. Поэтому я прекрасно вижу, какие комментарии пишут на националистических шовинистических сайтах после того, как Путин целует Коран. Некоторые просто бесятся от этого, их передергивает. Но я как раз вижу мейнстрим в том, что наш президент как никогда открыт к исламу и мусульманам.
Кстати, на покойного президента Ирана Раиси до такой степени повлияли слова Путина, что он потом с широко открытыми глазами рассказывал об этом. Он как раз был у нашего президента, когда наступило время намаза, и тот говорит: «Слушай, у вас намаз наступил, может быть, ты хочешь намаз прочитать? Вот рядом коврик можешь взять и почитать у меня в кабинете». Он был ошарашен. А я вспоминаю свою личную встречу с президентом ОАЭ Мухаммадом Нахайяном. 30 минут он расспрашивал меня, как на допросе, что президент Путин сделал для российского ислама и мусульман. Сколько мечетей и медресе построил? Правда ли все то, что говорят?
Для всего мусульманского мира наш президент как раз задает мейнстрим на дружбу всех народов и национальностей. Как прекрасно сказал Расул Гамзатов: «В Дагестане я аварец, в России дагестанец, за границей русский». Такая и наша позиция. Внутри русского дискурса мы говорим, что есть татары, есть русские и давайте все друг друга уважать и любить. А когда ты за границей и тебя спрашивают, кто ты по национальности, то говоришь: «Я русский, россиянин».
Я 10 лет назад написал целую концептуальную работу, первую, когда про идентичность в нашей стране еще только-только начинали говорить. Она называется «Российское мусульманство». В продолжение идей, которые выдвинул Исмаил Гаспринский, о русском мусульманстве в царское время.
«За последние годы новейшей истории Рустам Нургалиевич Минниханов показал, что татары, мусульмане нашей страны — это патриоты. Поэтому бьют по всем направлениям, связанным с Татарстаном. В том числе в сторону [Марата] Хуснуллина за то, что он пытается поддержать огромный сектор экономики»
«Им не нравится, что ходят женщины в никабах с сумками из ЦУМа по центру Москвы»
— Вы упомянули слово «заказ». В последнее время действительно наблюдаются критические выпады и в адрес ДУМ РФ. А религиовед Роман Силантьев и вовсе недавно в письме главе СКР Александру Бастрыкину призывал запретить ДУМ РФ как криминализированную организацию.
— Этой спланированной кампании уже 20 лет. Товарищ Силантьев не может успокоиться за то, что в свое время Равиль хазрат Гайнутдин инициировал перед покойным патриархом Алексием II его отставку с должности ответственного секретаря межрелигиозного совета России. Поверьте, было за что. Поэтому он никак не может угомониться…
Но адекватно надо сказать, что большинство наших духовных управлений на сегодняшний день пребывает в аморфном состоянии. В какой-то степени я бы даже назвал их, пусть никто не обижается, бесхребетными. Они пытаются колебаться с колебаниями партии и порой не отстаивают нужным образом ни свою самоидентификацию, ни свою идентичность, ни свою религию, ни свою веру. Но это им никак не помогает.
Можно быть почетным членом «Двуглавого орла», лучшим другом «Царьграда», но в момент, когда дело дойдет до возведения мечети, эта же публика инспирирует «народные протесты» против Божьего храма. Люди, которые открыто стелятся под явных врагов своей религии, не имеют уважения своих кукловодов, а вместе с этим теряют и всякое доверие среди своей общины, целевой аудитории. Эти люди не имеют никакой реальной социальной базы.
А Равиль хазрат Гайнутдин всегда был, есть и будет не такой. Он человек принципиальный, который говорит на протяжении 40 лет вещи, которые идут в защиту России, русского населения, мусульман нашей страны и межрелигиозного мира и согласия. Этим он не нравится некоторым товарищам, потому что они видят цифры демографические, по экономике, видят, какое участие мусульмане принимают в СВО сегодня. Эти люди завтра вернутся в свои села, города уже осмысленными, сильными, здоровыми.
Вообще, мы видим, как за 20 лет произошел колоссальный рост исламского самосознания в России. А успехи, которые демонстрирует Казань? Разве можно было еще недавно представить, чтобы столица Татарстана стала центром проведения саммита БРИКС? Мы же с вами помним Казань 90-х годов, которая была бандитской. И что мы видим теперь? Когда еще в России проводилось мероприятие с таким числом президентов стран?
— Да, это важное и яркое событие.
— Понимаете, за последние годы новейшей истории Рустам Нургалиевич Минниханов показал, что татары, мусульмане нашей страны — это патриоты. Они политически грамотные, делают все во благо нашей страны. А это же нервирует кого-то, кому-то это не нравится, они видят в этом угрозу. Потому бьют по всем направлениям, связанным с Татарстаном. В том числе в сторону [Марата] Хуснуллина за то, что он пытается поддержать огромный сектор экономики, создавая рабочие места, стимулируя экономику через покупку квартир, ипотеку, другие направления.
Так же, как в тяжелые годы в США, когда Рузвельт инициировал огромные масштабные стройки, дороги и так далее. Тем более что у нас есть проект «Север – Юг». А что такое Юг? Это опять мусульмане. Значит, еще больше будет товаров из Ирана, Турции, Ирака, Саудовской Аравии, Эмиратов. Это еще бо́льшая интеграция. Понятно, кому-то не нравится, когда идешь по Москве и у тебя билборды на арабском языке висят, им не нравится, что ходят женщины в никабах с сумками из ЦУМа по центру Москвы в огромном количестве.
Тут они кричат про никабы, а тут женщин в никабах из Саудовской Аравии, Эмиратов становится все больше, больше и больше. Халяльных ресторанов и кафе тоже все больше, исламский банкинг начинает жить своей жизнью. Конечно, это все их не устраивает. Они привыкли к одному формату, к жизни в Советской России, постсоветской прозападной России. А тут меняется, как говорится, облик нашей страны.
«Пытаются демонизировать и количество мигрантов, хотя у нас их не так много на 140-миллионное население страны»
«Это «величайшее» достижение импортозамещения — поменять 20-летнего таджика на 50-летнюю русскую женщину»
— Вы признаете, что в некотором смысле исламизируется и Москва, и другие города России? По крайней мере, так считают некоторые эксперты, в том числе из ваших оппонентов.
— Понимаете, происходит рост самосознания. Я бы так громко не ругался такими словами — «исламизируется», потому что на фоне исламизации еще идет процесс бурной ассимиляции. Основная титульная нация, хребтовая нация российской уммы, которая несет на себе всю мессианскую нагрузку, — татары — стремительными темпами русифицируется, ассимилируется.
А если нет станового, главного хребта, того, кто понесет на себе весь груз ответственности, то трудно исламизацию описать. Но возникает большое количество запросов на ислам, появляется больше этнических мусульман. В том числе в силу рождаемости на Кавказе, которая, конечно, не столь высокая, насколько ее пытаются демонизировать.
Так же пытаются демонизировать и количество мигрантов, хотя у нас их не так много на 140-миллионное население страны. В конце концов когда слушаешь радио и смотришь телевидение, то там с утра до ночи говорят только об одном. Все наши министры, все ученые, все политологи, кроме товарища Малофеева и компании, признают, что у нас катастрофа с кадрами.
Идет подорожание такси, огромные интервалы в ожидании автобусов. А сейчас, когда снег пойдет, что будет на практике после замещения трудовых мигрантов, молодых таджиков, на русских женщин 50 плюс? Теперь они с лопатами по Москве ходят и убирают снег. Это же «величайшее» достижение импортозамещения — поменять 20-летнего таджика на 50-летнюю русскую женщину, чтобы она под старость лет, вместо того чтобы воспитывать детей, убирала снег в Москве. Это же сверхбезобразие. Неужели такого будущего мы хотели для нашей страны?
Я на своей лекции в Екатеринбурге сказал: как бы кто ни любил мигрантов, как бы к ним ни относился, не забывайте, что сейчас мы живем в новых домах, которые построены во многом мигрантами. И каждый раз, когда вы идете в церковь молиться Иисусу Христу, вспомните, что эту самую церковь, алтарь, храм мог построить мигрант — таджик, узбек или киргиз. Когда он строил, камни клал, он говорил: «Бисмиляхир Рахманир Рахим», как учили его мама и папа. Потому что именно так мусульманин каждое дело начинает.
Едете вы в такси, которое заказываете через «Яндекс», — это мигрант вас везет, доставку еды заказываете — ее несет вам мигрант, в ресторан идете — то же самое. Если вы уж так их ненавидите, будьте тогда любезны быть принципиальными до конца, откажитесь от всего этого и живите в старых постройках. Но и те могут оказаться построены пленными немцами.
— Иногда можно слышать, что у ДУМ РФ очень серьезные связи с Западом, а работаете вы чуть ли не по западным методичкам. Один из тезисов оппонентов.
— Интеллигентному, порядочному человеку всегда труднее отстаивать свою честь и достоинство, потому что он не может упасть до уровня своих противников и превратиться в обезьян. И, как макаки, язык вытаскивать. Про себя я могу сказать, что на Западе в последний раз был пять лет назад, вообще никуда не выезжал, ни с кем не общался, ни с кем не встречался уже пять лет. Поэтому мой разворот на мусульманский Юг, мусульманский Восток более чем ясен, понятен и очевиден.
Мы никогда не руководствовались никакими ни западными, ни арабскими методичками. Все возгласы о том, что нас финансируют арабы, что мы живем на иностранные деньги, не имеют под собой никаких оснований. Если бы у нас было такое, то после любой проверки по линии ФСБ, МВД (а мы знаем, что все наши телефоны, счета полностью просматриваются соответствующими органами), нас давно бы уже взяли за горло. Я вам это точно говорю.
Наше финансирование совершенно прозрачно, мы полностью отчитываемся на съезде. На недавнем съезде ревизионная комиссия предоставила новый отчет о наших средствах. 99,9 процента всех поступающих средств — это пожертвования от наших российских депутатов Государственной Думы, сенаторов, бизнесменов. Их фамилии мы называем после Аллаха и пророка его Мухаммада вторыми и третьими в своих молитвах. Это Сулейман Абусаидович Керимов, Михаил Сафарбекович Гуцериев, Алишер Бурханович Усманов. Все свидетели, кто слышит и читает наши стенограммы и выступления, это знают.
Иностранного капитала у нас нет никакого, к сожалению. Мы были бы рады, если бы иностранцы тоже вкладывали свои средства в нас. Так же как, например, Израиль финансирует свои еврейские организации или США — протестантские приходы в других странах. Мы бы тоже мечтали, чтобы они вкладывали в нас, так же как они вкладываются в русскую экономику, выкупая аэропорты, заводы. Что-то никто не говорит, что наши аэропорты выкупают арабы. Или, например, крупные зернохранилища сейчас Саудовская Аравия выкупила на юге России. Там вложены миллиардные средства.
Сейчас в России говорят о том, что нам нужно, чтобы вместо западных стран в нашу экономику начали инвестировать арабы. А почему бы, вместо того чтобы поддерживать Лувр, как Катар, который выделяет миллиарды на его поддержку, не потратить эти миллиарды на Эрмитаж, Российскую национальную библиотеку, наши академические структуры?
«Всегда были конструктивные отношения между шейхом Равилем Гайнутдином и Рустамом Нургалиевичем. Всегда. Огромное уважение»
«Для нас, татар, мусульман, присутствие нашего раиса Татарстана… Нам ничего другого не надо»
— Действительно, есть ощущение, что вокруг ДУМ РФ создается какой-то нехороший информационный фон, идут вбросы, в том числе о том, что и во власти уже вас не так жалуют, как раньше. Кто-то хочет ликвидировать муфтият Равиля Гайнутдина?
— Уже 20 лет товарищи, о которых говорил выше, мечтают демонтировать ДУМ РФ. Уже миллион раз составляли список, какая у нас степень влиятельности, на какое место мы переместились, сколько у нас приходов осталось. Я им советую считать свои приходы, чего лишились, к сожалению, за последние годы в связи с Украиной, Прибалтикой и другими республиками. Как говорит Священное Писание, в своем глазу бревна не видим. Вот у себя считайте, себя в порядок приводите.
Если в нашей структуре оказался один радикал или экстремист, это не значит, что все такие. Извините, а сколько у нас из разных университетов иноагентов-экстремистов? Давайте тогда по такому же принципу запретим РПЦ, потому что там ряд священников не поддержали позицию президента и политику своего патриарха. Так, что ли? Это же неконструктивно. Мы такими вещами никогда не занимаемся.
Считаем некорректным влезать в дела нашей братской Русской православной церкви, которую мы всецело уважаем и имеем с ней добрые отношения. А их как раз и пугает то, что мы выстроили конструктивные отношения с иерархами РПЦ, вместе посещаем наши конференции, вместе выступаем, имеем рабочие отношения и дальше собираемся так жить.
— Однако на последнем съезде, где Равиль хазрат Гайнутдин был избран на новый пятилетний срок и где отмечался его юбилей, государственная власть была представлена бедно…
— У нас в последний день заболел Магомедсалам Магомедов, заместитель главы администрации президента, который бывает на всех наших мероприятиях. Поэтому вместо него был глава департамента. Но не забывайте, что было приветствие от Михаила Мишустина, которое зачитали, были обращения-поздравления от Володина, Матвиенко, патриарх поздравил муфтия с юбилеем. Куда еще больше-то?
— Но почему-то не было письма от мэра Москвы Собянина, а только от его заместителя.
— Собянин лично позвонил Равилю хазрату и поздравил. Он его несколько раз поздравил устно по телефону. Да, не было письменного поздравления от Сергея Семеновича. Но, может быть, это из-за того, что сам Рустам Нургалиевич [Минниханов] был на месте как представитель высшей власти.
А для нас, татар, мусульман, присутствие нашего раиса Татарстана… Нам ничего другого не надо. Для нас это такая была важная веха, что впервые в съезде духовного управления мусульман принял участие Рустам Нургалиевич, так прекрасно выглядел, отсидел всю работу съезда. Замечательно! Ну куда еще лучше?
— Я как раз хотела уточнить. Некоторое время назад между ДУМ РФ и Татарстаном, кажется, были какие-то шероховатости, а сейчас Минниханов, очевидно, протягивает вам руку.
— Знаете, я не готов с вами согласиться, что были какие-то шероховатости или проблемы. Всегда были конструктивные отношения между шейхом Равилем Гайнутдином и Рустамом Нургалиевичем. Всегда. Огромное уважение. Когда муфтий посещал республику, Рустам Нургалиевич встречался с ним, общался, приглашал в свою резиденцию. Просто на Рустама Нургалиевича тоже оказывалось давление со стороны определенных кругов, которые говорили, что надо сделать больше акцент то на того деятеля, то на другого, а вот с этим сократить общение.
Поэтому Рустам Нургалиевич находился в непростых условиях. Но они никогда не портили свои отношения, они находятся постоянно в переписке, у двух руководителей — религиозной организации и субъекта Российской Федерации — всегда были очень дружеские отношения.
— Кстати, по поводу какого-то давления. В определенных кругах ходят разговоры, что то ли в Кремле, то ли на Старой площади сегодня делают ставку на Альбира Крганова как главного из федеральных муфтиев. Он молод, умеет находить компромиссы с властью. Как-то прокомментируете такую версию?
— Я не знаком с подобными суждениями от представителей органов власти. Скажу даже наоборот. Равиль хазрат Гайнутдин (он публично об этом говорит), перед тем как баллотироваться, встречался с высокопоставленными чиновниками в Кремле и Сергеем Семеновичем Собяниным. Он сказал: «Я отработал на посту муфтия 30 лет и 37 лет на посту имам-хатыба. Я устал. Я прошу, чтобы вы не ругались, не обижались, но хочу снять с себя полномочия». Все категорически возражали и говорили: «Ни в коем случае, другого лидера мы не хотим, для нас вы главный муфтий в России». Все. Равиль хазрат публично говорит, что через Антона Эдуардовича Вайно передал эту информацию президенту и попросил отставки. Но получил категорический отказ. Эту информацию он огласил и Собянину, и Рустаму Нургалиевичу. Все категорически сказали: «Мы другого не примем. Для нас вы фигура номер один в российском мусульманстве».
В конце концов извините, но Гайнутдину всего 65 лет. Это расцвет сил. Мы недавно были на юбилее Аллахшукюра Пашазаде (азербайджанский религиозный деятель — прим. ред.), ему пошел 76-й год. До его возраста Гайнутдину еще 10 лет трудиться, как говорится. Чалму нести и ни о чем не думать как минимум. А если посмотреть на Трампа, то тому вообще, извините, скоро будет 9-й десяток, а он собирается управлять самой большой державой мира. Так что муфтию Гайнутдину трудиться, трудиться и еще раз трудиться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.