Алексей Леонков: «Существовала глобальная цель спровоцировать Россию на применение тактического ядерного оружия для того, чтобы ее в последующим дискредитировать» Алексей Леонков: «Существовала глобальная цель спровоцировать Россию на применение тактического ядерного оружия для того, чтобы ее в последующим дискредитировать» Фото: © Сергей Мамонтов, РИА «Новости»

«Часть задач противник выполнил»

— Алексей Петрович, скажите, пожалуйста, какова ваша оценка состояния линии фронта на текущий момент?

— Сейчас линия боевого соприкосновения достаточно активна на многих участках. Прежде всего это донецкий и луганский участки. Там идут активные боевые действия, смещение линии боевого соприкосновения на запад. Наибольшего успеха мы добились на кураховском направлении, авдеевском, в районе Часова Яра. И мы приближаемся к городу Покровску.

На остальных участках фронта идут бои местного значения. Стоит отдельно упомянуть курское направление, где, несмотря на то что противник пытается вызволить попавших в окружение боевиков, бросая туда новые части, и пытается организовать прикрытие с помощью ударных беспилотников, несет потери и медленно вытесняется на территорию Сумской области. При этом наша авиация работает как по скоплению противника в Курской области, так и в Сумской, громя резервы, которые командование ВСУ вынуждено бросать на подкрепление в курскую авантюру.

— Курской авантюре уже два месяца, в области продолжаются активные боевые действия. На ваш взгляд, какие изначальные цели были у противника?

— Существовала глобальная цель спровоцировать Россию на применение тактического ядерного оружия для того, чтобы ее в последующим дискредитировать. Поэтому ставились две [тактические] цели — захват Курской АЭС и захват газораспределительного узла. И попутно — массовый террор гражданского населения.

Часть задач противник выполнил, они захватили газораспределительный узел в Судже. Попытались устроить там массовый террор, по слухам, угоняли людей, отправляли их в концлагеря, но больше никаких успехов противник не добился.

К тому же Зеленский пытался на фоне этой авантюры улучшить, как он говорил недавно, переговорные позиции и добиться безоговорочного разрешения применения дальнобойного оружия вглубь Российской Федерации.

Алексей Петрович Леонков — военный аналитик, редактор и коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества».

Родился 2 июня 1967 года в Щелково Московской области. Окончил Высшее авиационно-техническое училище в Харькове. Работал авиационным инженером. Служил в 30-м ЦНИИ ордена Красной Звезды МО РФ в качестве научного сотрудника. Как говорит сам Леонков, одна из тем, над которой он работал с группой товарищей, — авиационно-космический комплекс разведки — попала в ГПВ-1995 (государственную программу вооружения).

Ведет собственный телеграм-канал «Мадуро не дура», названный так из-за внешнего сходства с действующим президентом Венесуэлы Николасом Мадуро. Активно участвует в политических ток-шоу на российском телевидении. Часто выступает с комментариями в СМИ.

— Недавно стало известно, что Зеленский попросил у США ракеты «Томагавк». Поясните, что это за ракеты, почему их ему никто не дал?

— История с дальнобойным оружием началась с ракет Storm Shadow. Потом у британцев не осталось этих ракет в экспортном варианте.

Ходили слухи о том, что Америка может дать ракеты JASSM, а у них дальность применения — порядка 900 километров. Это крылатая ракета класса «воздух – земля», но ее тоже не дали. Пока все эти события происходили, Германия заключила договор с Пентагоном на поставку в 2026 году 500 пусковых комплексов крылатых ракет «Томагавк» наземного исполнения.

Я думаю, когда Зеленский переделал свой «план перемоги», он решил подсуетиться. Раз Германия получает эти ракеты, то он может получить ракеты и для Украины под видом испытаний на полигоне. Ведь Украина отдана странам НАТО как полигон для испытаний различных вооружений.

Чем опасны эти ракеты? Во-первых, они имеют максимальную дальность применения: если запуск происходит с наземных пусковых установок, то это порядка 2,4 тысячи километров в дальности. При этом они могут нести, как обычно, боевую часть, кассетную боевую часть и специальную боевую часть, термоядерную боеголовку, в мощности порядка 10–12 килотонн.

Отмечу, сейчас таких боеголовок формально не существует, и Пентагон этим занимается. Но еще в 2018 году на хранении у командования стратегических сил Соединенных Штатов Америки числилось порядка 1 тысячи боеголовок для крылатых ракет «Томагавк» морского базирования, они были на складах. Потом, как американцы утверждали, они их утилизировали. Как следствие, нет никакой гарантии, что на крылатых ракетах не может оказаться термоядерный боезаряд.

Американцы дали отказ на размещение этих ракет на Украине, мало того, даже опубликовали эту секретную часть плана Зеленского. И это было связано с тем, что Россия до этого опубликовала изменения, которые вносятся в нашу новую ядерную доктрину. Там мы возлагали ответственность за такого рода боеприпасы в едином исполнении на ядерные державы, которые будут отвечать по полной программе.

То есть любое применение систем дальнобойного ракетного вооружения по нашей территории рассматривается как коллективный акт агрессии. И, как говорится, получат по голове за это как те, кто применил эти ракеты, так и те, кто их поставил, то есть ядерные державы. А это начало третьей мировой.

Американцы это услышали, британцы — тоже. И перестали педалировать тему разрешения для таких ударов Украине, но Зеленский этого не услышал. Его этого не касалось. Он понимает, что если ему не дадут воевать с Россией, то близок конец. Сейчас именно с этим связана истерика, которую Зеленский транслирует по всему миру.

Он говорит, дескать, если вы раскрыли детали, секретные части, то для начала дали бы ракеты, а уже потом раскрывали бы разные секреты. Но даже такой, как это называется у нас, «плач Ярославны» не может разжалобить спонсоров киевской хунты.

— Какова ситуация у Киева с обычными вооружениями?

— Об этом говорили на комиссии конгресса США, что в связи с тем, что Америка спонсирует два активных конфликта, один на Украине, другой на Ближнем Востоке, у них сейчас наблюдается резкий дефицит комплексов боеприпасов, а также артиллерийских и ракетных систем.

Мало того, когда Зеленский сказал, мол, раз вы не даете дальнобойное оружие, то дайте ATACMS, ему ответили, что их тоже не хватает, их надо производить и они тоже пойдут Израилю.

«Когда Зеленский сказал, мол, раз вы не даете дальнобойное оружие, то дайте ATACMS, ему ответили, что их тоже не хватает, их надо производить и они тоже пойдут Израилю» «Когда Зеленский сказал, мол, раз вы не даете дальнобойное оружие, то дайте ATACMS, ему ответили, что их тоже не хватает, их надо производить и они тоже пойдут Израилю» Фото: Defense Ministry /Keystone Press Agency/ globallookpress.com

«Никакого разделения Украины по корейскому, грузинскому или немецкому сценарию не будет»

— Почему Зеленский оказался в немилости у Запада?

— Дело в том, что политика администрации Байдена по отношению к Украине и конфликту с Россией была связана с такой технологией, как повышение эскалации. Они считали, что в результате Россия не выдержит — либо от экономических санкций, либо от военных — и сядет за стол переговоров на условиях Запада. Поэтому в публичное пространство запускалась легенда о «красных линиях», которые Запад легко преодолевает, а Россия ничего с этим сделать не может.

Такого рода информация носила дискриминирующий характер, чтобы очернить Россию перед лицом и партнеров, и союзников, распускались слухи по различным организациям, таким как БРИКС, ЕАС, ШОС. Но Россия ни разу не подтвердила, что те красные линии, о которых говорил Запад, являются настоящими.

Но когда Запад начал говорить о теме поставки дальнобойных ракет и разрешении бить вглубь территории Российской Федерации, тогда РФ выступала с заявлением, которое привело к тому, что дальнейшая поддержка украинского конфликта становится невыгодной. Дискредитировать Россию не получается.

Кроме того, изменилась общая парадигма. Соединенные Штаты Америки вышли из конфликта, передав активное участие странам Европы. Европе, в свою очередь, было обещано, что за поддержку украинского режима американский ВПК будет поставлять новейшее вооружение, которое там будет производиться.

Еще до начала проекта многие американские аналитики на различных совещаниях, которые сейчас становятся известны, говорили, что от Украины, скорее всего, останется небольшой кусочек, а бо́льшую часть займет Россия. Поэтому американцы отказываются от этого конфликта, им нужно сосредоточиться на Азиатско-Тихоокеанском регионе, а Украина обеспечивается по остаточному принципу.

Даже в предвыборную борьбу, которая шла в США, оба кандидата демонстрировали вовсе не такие теплые отношения к Украине, какие были у администрации Байдена. Украина перестала даже быть интересом в дебатах и упоминалась опосредованно.

— Что будет с «планом мира» от Зеленского, представленном на Западе?

— Запад сейчас находится в одной из стадий принятия неизбежного — между торгом и депрессией. Все те мирные планы, которые они озвучивают, абсолютно неприемлемы для России, и РФ это четко дает понять. Бывшие аналитики Пентагона и ЦРУ дают интервью американским СМИ и говорят, что мир без России невозможен и РФ не пойдет ни на один из «мирных планов», которые предлагают Зеленский, его окружение и кураторы.

Никакого разделения Украины по корейскому, грузинскому или немецкому сценарию не будет. Американские аналитики четко говорят, что Россия станет решать судьбу Украины, а не те, кто ее спонсировал на конфликт с Россией.

В принципе, существует одна версия, что Запад попытается разыграть карты миротворца. Станет говорить о мире, но таком, что для России он будет неприемлемым, а уже после отказа России принять этот «мирный план» будет говорить всему миру, что Россия выступает против мира, то есть попытаться дискредитировать с другой стороны. Не как страну, которая безответственно применяет тактическое ядерное оружие, а как страну, которая не собирается мириться и не знает, что такое мир.

Запад может разыграть такую карту. Заявление Дональда Трампа, что за 24 часа он прекратит конфликт и заставит стороны подписать мирное соглашение, — это как раз из этого плана идея. Ложные миротворцы.

«Украине обещали, что она будет получать столько оружия, сколько ей понадобится» «Украине обещали, что она будет получать столько оружия, сколько ей понадобится» Фото: Capt. Ian Sandall / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Запад переоценил возможности своего ВПК»

— Уже более 2,5 года идет СВО. Столько же идут разговоры, что Запад раскачается и начнет большие поставки вооружений…

— Думаю, Запад переоценил возможности своего военно-промышленного комплекса. Они еще перед началом конфликта говорили о том, что c 2023 года переведут военно-промышленный комплекс США — это было двухпартийное решение — на военные рельсы. И обещали лендлиз Украине, что она будет получать столько оружия, сколько ей понадобится.

Но выяснилось много нюансов, которые не учитывались перед специальной военной операцией. И эти нюансы негативным образом сказались на всей программе. С деньгами-то там все хорошо, Байден организовал хитрую схему военной помощи Украины, где 90 процентов этой помощи перекочевало в карманы военно-промышленного комплекса США, но снаряды делают не из денег, а из сырья. А еще нужны специалисты, которые умеют это делать.

Выяснилось, что предприятия, которые могут выпускать 155-миллиметровые снаряды, почти исчезли, осталось одно в Пенсильвании. Его производственные мощности и технологическая оснастка не позволяют резко нарастить производство. А на производство Stinger, которое передали Украине, уйдет от трех-пяти лет, производство Javelin — такой же период. На производство ATACMS — от 4 до 8 лет.

Выяснилось, что военно-промышленный комплекс США, который и был одной из причин этой авантюры, не в состоянии переварить объем денег. Но, мало того, европейские страны, которые поставили свое оружие в обмен на то, что получат американские образцы, тоже разместили заказы на военных концернах США.

И там зависли заказы на сумму порядка 2,5 триллиона долларов, и все сроки по выполнению этих заказов постоянно сдвигаются вправо. Америка, осознав, что затягивание войны на Украине становится невыгодным, с одной стороны, вышла из конфликта, а с другой — продолжает пытаться ослаблять Россию войной на износ и выиграть время, чтобы каким-либо образом реанимировать собственный ВПК за счет того, что разрушается европейский военно-промышленный комплекс, где большинство концернов, за исключением, возможно, французских, переезжают на производственные площадки в США.

Но, когда они переедут, пока отстроятся производственные мощности, пройдет время, в результате нужна передышка. Поэтому все чаще возникает разговор о заморозке конфликта, на которую Россия не пойдет. Как следствие, мы наблюдаем ту картину, которая сложилась в результате стратегического просчета, который допустили американские аналитики, считая, что конфликт на Украине будет для них выгоден.

— Вы выделили французский ВПК. В чем причина его успеха?

— Я бы не сказал, что у французского ВПК успехи. Просто Макрон постарался максимально его защитить от той участи, которая сейчас наблюдается с немецким, испанским, итальянским и британским ВПК.

Дело в том, что возможности французского ВПК обеспечиваются только французской армией. А работать комплексу на другие страны — проблематично. А если с интенсивностью, как на Украине, — критично.

Поэтому Макрон балансирует и если поставляет Украине оружие, то буквально справляет старье в обмен на новые комплексы, которые получает от французских оружейных заводов.

«Макрон играет в защитники Европы от агрессивной России» «Макрон играет в защитники Европы от агрессивной России» Фото: The Presidential Office of Ukraine / globallookpress.com

«Макрон играет в защитники Европы от агрессивной России»

— Пару недель назад стало известно, что 155-я бригада подготовлена Францией. Уточняется, что подготовленный личный состав 2,3 тысячи человек, при этом, согласно новостям, еще столько же Киев должен будет подготовить для нее уже на Украине. Почему Франция не смогла сделать бригаду под ключ, почему нужно допиливать напильником?

— Есть определенные ограничения, потому что подготовка идет за счет Франции, а также оснащение, экипировка, вооружение, «стреловка», боеприпасы, бронированная техника, в том числе танки AMX-10RC, которые будут поставлены на 18 единиц. Кроме того, 18 САУ Caesar, ПТРК, минометы и все прочее.

Я думаю, что во Франции готовили кадровый состав, который должен стать костяком, а то, что подготовят на территории Украины, — это расходный материал, который будет утилизироваться в первую очередь. Просчитана такая формула, чтобы максимально сохранять боеспособность этой бригады, ее все время будут пополнять свежей кровью, чтобы она не теряла своей боеспособности.

Впрочем, произойти все может по другому сценарию. Ее могут кинуть на деблокирование застрявших элитных войск в Курской области, и там она найдет свой справедливый конец.

— Париж пообещал передать Киеву целое звено истребителей Mirage 2000 (три штуки). Это реальная военная помощь или специфическое издевательство?

— Чтобы передать французские истребители, нужно обучить пилотов. А эта информация идет вразрез с той информацией, которую опубликовали американцы. На Украине закончились кандидаты в пилоты F-16, а значит, и для французских самолетов пилотов нет.

Но Макрон играет в защитники Европы от агрессивной России, поэтому такая информация сойдет для публики и для тех, кто верит в Макрона, чтобы он сохранял некий политический вес в блоке НАТО, чтобы выглядеть неким европейским лидером, который стоит на страже евроатлантической безопасности. Это политическое заявление, а не практическая помощь.

— F-16 передали еще в августе. Как они повлияли на фронт?

— Действительно, передали 10 единиц, осталось вроде как пять штук, но трое пилотов из пятерых, подготовленных американцами, уже отправились к Бандере. Скажем так, интенсивность боевого применения F-16 очень низкая. Они стараются не заходить в зону поражения наших ПВО. Как следствие, применение ими авиационных комплексов и вооружений также весьма ограничено.

— А какую роль эти самолеты вообще играют?

— Раз они дали дальнобойные ракеты Storm Shadow, то, если посмотреть по поставкам, которые идут на Украину, там есть ракеты AIM-7 — это ракеты класса «воздух – воздух», что говорит о том, что самолеты будут применять, скорее всего, как средство ПВО западных частей Украины.

«Совсем критический дефицит техники у ВСУ еще не наступил»

— По поводу наземной части. Украинцам передают много колесных MRAP, но мало гусеничной техники…

— Это действительно так. Запад им, конечно, может поставить оставшиеся гусеничные транспортеры, но основная техника у них колесная. А у колесной техники ахиллесова пята — это шины, которые шли в комплектации. Предполагалось, что данная техника не будет так активно терять свои шасси, поэтому запасных комплектов для них немного.

Но, чтобы осуществлять тактику мобильного резерва, то есть переброску войск, требуется много техники, которая защищает личный состав, в том числе от атак дронов. Запад не может в таких количествах предоставить эту технику Зеленскому.

Если мы посмотрим курскую авантюру, то там счет уничтоженной легкобронированной техники уже перевалил за тысячу единиц. Запад если и поставляет такого рода технику, то это обычно то, что хранится на складах. А это значит, нужно проводить работы по расконсервации, делать осмотр, ремонт и после этого отгружать ее Украине.

— Насколько этого Киеву не хватает?

— Сейчас дефицит такой техники приводит к тому, что механизированные бригады становятся пехотными. Чтобы как-то это замаскировать, их именуют горно-егерскими. В качестве бронетехники предоставляются гражданские грузовые автомобили, пикапы и минивэны, которые используются в качестве средств доставки личного состава к линии боевого соприкосновения.

Совсем критический дефицит еще не наступил, но уже часть механизированных бригад пересела на то, что дали. Как правило, на гражданскую технику.

— Артиллерия. Если в начале лета у противника примерно половина стволов была САУ, то теперь дай бог один из 15–16 единиц. Насколько тут большая проблема?

— Сейчас САУ становится все меньше и меньше, их используют только для каких-то важных задач, а в основном буксируемая техника. Но есть нюанс: 155-миллиметровый калибр исчезает, а 105-миллиметровый прирастает. А 105 миллиметров — это полевые гаубицы, которых много осталось в странах НАТО. Проблема в том, что боеприпасы к ним давно не изготавливались. Поэтому, когда к ним приходит боекомплект, начинается лотерея: выстрелит не выстрелит. Но, в принципе, 105-миллиметровые гаубицы становятся основным калибром.