«В Республике Татарстан за последние 10 месяцев проведено 11 рейдов. При этом мы зафиксировали 116 нарушений, из которых 74 с умышленно сокрытыми номерами», — отмечают в «Автодоре». По данным компании, в Татарстане и Чувашии не хватает культуры оплаты через «Свободный поток». А штрафы таковы, что фактически подталкивают к условно бесплатному проезду: штраф кратно ниже, эту лазейку минтранс РФ намерен ликвидировать. Находятся и те, кто умышленно закрывает свой госномер на «платке». Но теперь таким возмездие в виде штрафа в 5 тыс. рублей, а повторно — лишение прав на 1,5 года. О том, как за три часа поймали один голубой Jaguar и какова статистика проездов по М12 в Татарстане, — в материале «БИЗНЕС Online».
По словам Вячеслава Петушенко, в среднем зайцами по платным дорогам проезжают 3−4% от общего потока. С ними борются, используя информационные технологии
Больше всего неплательщиков на М12 — в Татарстане
«Опыт показал, что в восточных регионах России пока еще не хватает культуры оплаты через „Свободный поток“. Мы это видели, когда запускали участки М12 в Чувашии, Татарстане — там неплательщиков больше, чем в других местах», — такой диагноз нашей республике поставил глава «Автодора» Вячеслав Петушенко.
По его словам, в среднем зайцами по платным дорогам проезжают 3−4% от общего потока. С ними борются, используя информационные технологии. Так, нейросеть запоминает автомобиль по марке, цвету, сколу на стекле, антенне и другим признакам.
Но, похоже, недобросовестных меньше не становится. Правда, теперь их за углом может ждать лишение прав на срок от года до 1,5. Такой закон в октябре 2024-го подписал президент России Владимир Путин. Раньше за скрытие номера у автомобиля водителю грозил штраф от 5 тыс. рублей или лишение водительских прав сроком от 1 до 3 месяцев. Ужесточения уже вступили в силу.
Но есть и другая категория водителей, которые нарушают, но не так открыто. Они просто не оплачивают свой проезд по М12, скажем, от Москвы до Казани. Проезд стоит 5 тыс. рублей, а штраф за его неуплату — всего 1,5 тысячи. Оплачиваешь штраф — и вот тебе экономия в 3,5 тыс. рублей, и это можно делать систематически. Проблема описана в пояснительной записке законопроекта, согласно которому минтранс РФ предлагает увеличить штрафы за соответствующее правонарушение до 10 тыс. рублей для легкового транспорта, а для грузового —до 30 тыс. рублей, отменив при этом 50-процентную скидку в первые 20 дней. Там также утверждают: «В установленный законом пятидневный срок не оплачивается 57 процентов проездов по госномеру».
Как оказалось, в Татарстане больше всего любят скрывать номера на участке от Больших Кайбиц до Канаша
Прошел уже почти год с открытия участка платной трассы М12 в Татарстане. Дорога вдвое сократила время на машине от Казани до Москвы и вместе с тем связала между собой точки на карте республики, до которых раньше нужно было добираться намного дольше. Например, здорово сократил дорогу до Камского устья трехкилометровый мост через Волгу.
Но, как видим, нарушают люди много. Оказалось, в Татарстане больше всего любят скрывать номера на участке от Больших Кайбиц до Канаша. Проезд тут стоит 182 рубля. Как рассказали нашему изданию в «Автодоре», для выявления неплательщиков на М12 проводят дораспознавание скрытых и видоизмененных номеров с последующим начислением оплаты за проезд. Кроме того, автомобили, водители которых не заплатили за проезд, выявляются на территории многофункциональных зон.
На этот-то участок мы и отправились с рейдом ДПС, которые время от времени проводят совместно с «Автодором».
Дорога свободная, весь трафик движется навстречу. После съезда на М12 трафик, можно сказать, заканчивается. Лишь редкие фуры и легковушки несутся туда и обратно.
Нарушитель пойман
Место встречи — заправка «Татнефть» на 724-м километре трассы М12. Из центра Казани пятничным утром туда добираться час с четвертью при расстоянии в 120 км: 40 км по Оренбургскому тракту, остальное по М12. Дорога свободная, весь трафик движется навстречу. После съезда на М12 трафик, можно сказать, заканчивается. Лишь редкие фуры и легковушки несутся туда и обратно. Причем, судя по ощущениям, чаще всех трассой пользуются фуры Wildberries и автовозы с китайским люксом на борту.
Голубой Jaguar XF с прикрытым бумагой номером несется на всех парах. Взмах жезла — машина начинает притормаживать, сбрасывая скорость
Подъезжаем на АЗС к половине девятого утра. Многофункциональный центр, а именно так называются заправки на М12, представляет собой большую территорию для парковки легковушек и фур (отдельно) и саму заправку с кафе и магазином внутри. Там есть все что надо: просторный зал для отдыха, а также бесплатные туалеты. На территории есть даже молельная комната и маленькие беседки для четырех путников. Цены в кафе «заправочные», но не космические: 180 за средний капучино и 100 за элеш. Вкусно, тепло.
«Комитет», возглавляемый сотрудниками ДПС, бросился бежать в сторону нарушителя. Эту картинку можно было бы назвать «возмездием» — конечно, водитель успел несколько суетливо сбросить бумажки с номеров, но был запечатлен на камеру…
«Комитет по встрече», в том числе сотрудники ДПС и «Автодора», выбрал место на съезде с территории заправки — ожидание предстояло довольно долгое.
Судя по поступающим данным, первые нарушители обнаружились на 620-м километре трассы. «Автодор» контролирует все через камеры, предупреждая ДПС о потенциальных нарушителях, — работает что-то вроде чата в «Телеграме», куда приходят фото машин без номеров с их координатами.
Молодой человек, водитель Jaguar, общаться с журналистами не стал, только скромно улыбался
И вот наконец голубой Jaguar XF с прикрытым бумагой номером несется на всех парах. Взмах жезла — машина начинает притормаживать, сбрасывая скорость. Останавливается она довольно-таки далеко. Так что «комитет», возглавляемый сотрудниками ДПС, бросился бежать в сторону нарушителя. Эту картинку можно было бы назвать «возмездием» — конечно, водитель успел несколько суетливо сбросить бумажки с номеров, но был запечатлен на камеру…
Молодой человек, водитель Jaguar, общаться с журналистами не стал, только скромно улыбался. Возможно, он уже подозревал, что вскоре станет знаменитым… В итоге ему выписали протокол об административном нарушении со штрафом в 5 тыс. рублей. Если его поймают так же еще раз, то лишат прав на срок от 1 до 1,5 года, предупредил инспектор.
Никто уже не ждал более громкого задержания, пока на АЗС не заехал автомобиль без всяких номеров
Популярность самого нагруженного участка М12 в Татарстане в 8 раз меньше, чем в Подмосковье
Так прошел час рейда. И никто уже не ждал более громкого задержания, пока на АЗС не заехал автомобиль без всяких номеров. «Наверное, на магнитных рамках. Снял, чтобы не платить», — предполагали журналисты. Водитель, кажется, подозревал, что его ожидает, потому что сначала заправлялся, потом долго пил кофе, а в конце концов выехал из-за здания, встал на парковку и стал курить, глядя на группу встречающих, направивших на него объективы камер. Оценив обстановку, мужчина сел в автомобиль без номеров и поехал к нам навстречу.
Оказалось, что автомобиль новый и, хотя на лобовом стекле у него нет даже транзитного номера, имеет право на передвижение в течение 10 дней с момента покупки. В этом случае водителю достаточно показать договор купли-продажи инспектору ДПС и ехать дальше.
К 1 октября с момента открытия трассы, по данным компании, на всем протяжении М12 зафиксировано 20 млн проездов автотранспорта. Наиболее популярные участки — в Московской, Владимирской областях и Татарстане
По той же причине остановили и следующих двух водителей — они гнали с завода новые «ГАЗон Next». Один из них оказался сговорчивым и выдал то, что от него все ждали: «Почему бедные платят [за проезд по М12], а богатые — нет? Не такие большие деньги уж это. Тем более это вклад в будущее».
В целом за три часа рейда — с девяти утра до двенадцати — задержали лишь пять подозрительных машин без номеров. Нарушителем оказался только один — тот самый голубой Jaguar. «В Республике Татарстан за последние 10 месяцев проведено 11 рейдов. При этом мы зафиксировали 116 больших нарушений, из которых 74 с умышленно сокрытыми номерами», — подвел итоги рейда руководитель казанского филиала «Автодора» Александр Меренков.
Добавим, что к 1 октября с момента открытия трассы, по данным компании, на всем протяжении М12 зафиксировано 20 млн проездов автотранспорта. Наиболее популярные участки — в Московской, Владимирской областях и Татарстане. В республике наибольшая интенсивность движения — на мосту через реку Волгу между Тетюшами и казанским аэропортом: здесь за 10 месяцев проехали 526 тыс. раз. В среднем получается 1,7 тыс. машин в сутки. А в столичном регионе самый популярный отрезок нагружен в 8 раз больше — трафик составил 4,2 млн проездов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.