«Вакансия: курьер на велосипеде. Зарплата от 141 тысячи до 183 тысяч рублей на руки, опыт работы не требуется, возможна частичная занятость, временное оформление, подработка», — такими вакансиями переполнены сайты объявлений. На них клюют не только студенты, но и состоявшиеся специалисты: доставщиками начинают работать медики, заводчане и даже айтишники. Кого-то хватает ненадолго, а кто-то застревает, наивно надеясь получить офер мечты по специальности. Дефицит кадров на рынке все острее, при этом больше миллиона молодых здоровых людей меняют профессиональное развитие на быстрый и неквалифицированный заработок. Чего им это стоит, как устроена индустрия доставки и чему может научить 19-летний ментор, проверил на себе корреспондент «БИЗНЕС Online».
В одном только «Самокате» в Казани стабильно работают порядка 2 тыс. доставщиков
Курьерские службы перетащили на себя рабочую силу
За 9 месяцев 2024 года татарстанские компании разместили 5,1 тыс. вакансий курьеров — на 17% больше, чем за тот же период 2023-го. В одном только «Самокате» в Казани стабильно работают порядка 2 тыс. доставщиков. В прошлом году в России еду, товары и бумаги разносили и развозили, по данным «Ведомостей», 1,2 млн человек — сегодня эта цифра явно будет выше. Результаты свежей социологии от «Avito Работы» показывают, что четверть (!) опрошенных россиян подрабатывали курьерами на разных этапах своей жизни.
Таков постковидный синдром, диагностированный у рынка труда. Спрос большой, но предложение еще больше: максимальная зарплата, предлагаемая в вакансиях курьеров, сравнялась с предложениями для айтишников — 155 тыс. рублей. Курьеры заняли 1-ю строчку в топ-10 самых высокооплачиваемых рабочих специальностей, который приводит Forbes со ссылкой на платформу «Мигрант Сервис». Для сравнения: максимальная зарплата производственного рабочего составила 147 тыс. рублей. Поэтому станки, ноуты, медицинское оборудование и учительские указки россияне массово меняют на велосипед и униформу доставщика с тяжелым ранцем за плечами.
«Курьеры зарабатывают выше рынка, что отчасти сказывается и на других сферах. Чтобы быть в рынке и удерживать сотрудников, другим компаниям, которые конкурируют за тех же людей, что и службы доставки, также приходится поднимать зарплаты, — объясняет Альбина Султанова, директор „hh.ru Поволжье“. — Курьер — это профессия, не требующая наличия образования, определенных навыков, то есть у нее низкий порог входа и получить работу может каждый. Поэтому мы наблюдаем определенный переток в курьеры из других профессий. Например, водителей такси, официантов, администраторов, продавцов, неквалифицированных рабочих и даже медицинских представителей».
Медиана предлагаемой зарплаты для курьеров в Татарстане, по словам Султановой, по итогам 9 месяцев этого года составила 113, 2 тыс. рублей. Но парадокс в том, что и при таких цифрах компании говорят о нехватке рабочих ног. «Например, в январе — феврале 2024 года на одну вакансию приходилось всего 1,8 резюме, что на рынке считается острым дефицитом кадров. Ближе к лету ситуация улучшается, поскольку часто курьерами подрабатывают студенты, у которых к этому времени заканчивается учеба. В мае конкуренция составляла 3,8 резюме на вакансию, в июле — 4 резюме на вакансию, это мы считаем нормой. В сентябре по тем же причинам соискателей на рынке стало меньше, и конкуренция по итогам месяца составила 2,7 резюме на вакансию», — перечисляет Султанова.
Анализ реальных резюме показателен. Например, в одну аутсорсинговую IT-компанию (занимается созданием программного обеспечения для организаций) требуется Java-разработчик. Сначала нужно пройти стажировку (срок не указан) со стипендией до 23 тыс. рублей, после же ваша заработная плата будет от 70 тыс. рублей до вычета налогов. В вакансии токаря на одном крупном казанском предприятии обещают платить 70–100 тыс. рублей до вычета налогов, но нужна квалификация: 3-й разряд и выше. А в вакансии курьера в «Самокате» обещанный доход от 141 тыс. до 183 тыс. рублей на руки — из этой суммы вам останется заплатить налог самозанятого, это 6%. Образование, стаж, опыт, гражданство не имеют значения.
На завод токарем без разряда вас никто не примет, так же как и в IT-компанию без высшего образования, а курьером — пожалуйста… Можешь идти хоть сразу после школы
«ФНС отчиталась в конце 2023 года о том, что в стране уже 9 миллионов самозанятых. Это вранье. Какие же курьеры самозанятые? У них есть работодатель. — рассуждал в интервью «БИЗНЕС Online» президент Superjob Алексей Захаров. — Экономия на работниках выходит гигантской. Если молодому токарю мы можем платить 50 тысяч рублей, то молодому курьеру при тех же условиях — 70 тысяч. Поэтому, конечно, идет большой отток молодежи из реального сектора в сферу услуг. Молодой человек думает: «Зачем я пойду в токари? Курьером хочу — работаю, не хочу — не работаю. Поработал два часа — получил деньги, поработал 18 часов — тоже. Или плюнул в лицо работодателю и улетел в отпуск на две недели. Отдохнул, вернулся и через день снова устроился. Красота!“»
Но настолько ли радужна курьерская жизнь? Корреспондент «БИЗНЕС Online» три дня проработал в одном из самых популярных сервисов доставки — в «Самокате» — и прочувствовал на собственном опыте все особенности такого заработка.
Трудоустройство
Вакансию я без труда нашел на hh.ru, но это же можно сделать и через официальный сайт «Самоката». Позвонил по номеру и попал… в «Лидер консалт». Как оказалось, это их внутреннее подразделение, через которое они набирают работников.
Склад «Самоката»
Девушка на том конце провода провела краткий опрос: как зовут? сколько лет? какое гражданство? Да, для работы иностранцу достаточно иметь лишь патент. И рассказала об условиях работы.
Они такие:
- работать можете от одного до 16 часов ежедневно (предпочтительнее все же брать смены от четырех часов, меньше могут и не подтвердить);
- каждая смена подтверждается координатором 3 раза в день: в 8:00, 11:00, 23:00. Можете хоть 3 раза в день отменять следующую смену;
- штрафов нет: опоздали, не пришли, доставили заказ не тому клиенту — ничего страшного, но если будет повторяться часто — сделают выводы (читай: уволят);
- велосипед, форму, шлем, рюкзак выдают бесплатно, они есть на каждом складе;
- есть зона отдыха со всем необходимым — от чайника до туалета;
- выплаты на любую вашу карту раз в неделю.
Выплаты строятся из следующего:
- ставка в час — 185/205 рублей. Все зависит от склада: чем больше загрузка, тем выше оплата. По выходным — 205/225 рублей;
- за каждый заказ — 35 рублей (если в заказе есть арбуз, то 30 рублей плюс к этому);
- надбавка за плохую погоду — плюс 30 рублей к часу на работе.
В среднем курьеры в Казани получают 360–400 рублей в час. Но опытные ребята могут заработать и больше, поскольку доставляют по 8 заказов за час, утверждает девушка.
Для трудоустройства нужно было скачать несколько приложений, в одно из которых отправить фото паспорта и ИНН, в другом же пройти часовое обучение. И все, можно приступать к стажировке. Ее запланировали на следующий полдень.
Вспоминая мой опыт трудоустройства в «Самокат» три года назад, можно сказать, что процесс этот сократился. Для того чтобы оформиться и пройти обучение, тогда нужно было ехать в один офис, а потом — в другой, где вам выдавали карту Т-Банка (тогда — «Тинькофф») и только ее. Сейчас же просто вводите любой номер карты в приложении. Стажировка же раньше проходила не два, а четыре часа. С тех пор изменилась и оплата труда: раньше платили за час около 300 рублей вне зависимости от количества развезенных заказов, зато не было 35-рублевого гонорара за каждый заказ. Такими же остались бесплатная выдача велосипедов, формы и принцип работы курьера.
Справедливо сказать, что трудоустройство в «Самокат» и, например, на завод здорово отличается по времени. Так, год назад я устраивался на одно казанское предприятие, и весь процесс занял больше недели. Сначала собеседование, потом проверка от службы безопасности, поход по медицинским центрам, оформление, стажировка, и только после вы можете приступать к работе. Причем на предприятии, на которое поступил я, было правило — сидеть без работы две недели, так сказать, привыкать к атмосфере. Такое «тяжеловесное» трудоустройство почти лишает вас выбора уйти в другое место. Во-первых, жалко, во-вторых, порыв уйти отбивает бюрократизм трудоустройства. Ну и не стоит забывать: чем больше записей в вашей трудовой, тем меньше шансов устроиться на другую работу. С «Самокатом» все просто: захотел — остался, нет — спокойно уходи.
Войдя внутрь, я даже растерялся: пространства мало, рядом снуют незнакомые люди, косятся на тебя
Первые впечатления
Всего же в городе, согласно «2ГИС», у «Самоката» 50 складов, можно выбрать любой по душе. На следующий день я приехал в даркстор (так называется склад и по совместительству база курьеров, откуда происходит доставка) рядом с Дворцом единоборств «Ак Барс».
Казалось, что в условленное время меня там никто и не ждал. Войдя внутрь, я даже растерялся: пространства мало, рядом снуют незнакомые люди, косятся на тебя. Пока звали главного, успел осмотреться.
Даркстор расположился в элитном жилом доме. Внутри было довольно маленькое пространство, где ходили, стояли, сидели курьеры, а всю остальную часть занимал небольшой склад, куда и отправили искать главного. Поначалу мне здесь показалось неуютно: всюду валяется картон, курьеры в суете собирают свои сумки, крики, места совершенно нет (зона курьеров похожа на широкий коридор). Тут я отвлекся от своих впечатлений на приход старшего.
Внутри было довольно маленькое пространство, где ходили, стояли, сидели курьеры, а всю остальную часть занимал небольшой склад, куда и отправили искать главного
Это был высокий улыбающийся парень, который представился Антохой (имя изменено). Он объяснил мне кратко, что мне придется возить по четыре заказа в час. Еще раз повторил все условия зарплаты. «У всех в среднем по 400 рублей в час. И ты так же будешь, когда втянешься», — пообещал Антоха. Потом он поинтересовался, зарегистрировался ли я в «СберЧаевых». Я ответил, что еще не успел. Оказалось, что это обязательно, даже если чаевые тебе не нужны, потому что Антохе за это «мозги делают». Дальше он передал меня курьеру, который стажирует, и на этом фактическое мое общение с Антохой закончилось. И это к счастью, потому что «СберЧаевые» я так и не установил.
Наставником моим был Павел, 19-летний студент КФУ. Он сразу же расположил к себе и показался мне человеком хорошим. С ним мне не пришлось ломать голову, что делать дальше. Каждый элемент курьерской деятельности он, что называется, «разжевал».
У многих велосипедов «восьмерки» на колесах от частых встреч с поребриками, спущены покрышки или седла упираются в вас не тем местом
Стажировка
Стажировка длилась ровно два часа. Приходишь в даркстор минут за пять до начала смены, надеваешь шлем и форму, ищешь свободные велосипед и сумку. Их состояние довольно потрепанное. У многих велосипедов «восьмерки» на колесах от частых встреч с поребриками, спущены покрышки или седла упираются в вас не тем местом. Мне же однажды попалась сумка, у которой была разрушена спайка между ребрами жесткости, и одно из них со всей силой двух пятилитровок и пакета продуктов впивалось мне в спину всю дорогу. Ехать было невозможно, и пятилитровки я повесил на руль велосипеда с обеих сторон. Потом на складе я молниеносно поменял сумку на более сносную. В общем, работает тут правило: кто успел — тот и съел.
Наставником моим был Павел, 19-летний студент КФУ
Как только вы одеты, а «железный конь» и сумка выбраны, самое время открыть смену в приложении и ждать, пока туда не поступит заказ. Зачастую это занимает минуту-две. Дальше — самое важное: собрать и довезти.
На весь этот процесс отводится от 15 до 30 минут (как обещано в слогане «Самоката»). Сборщик кладет заказанное в пронумерованный лоток и ставит его на полку. После этот номер выскакивает у вас в приложении. Как правило, один заказ — один лоток, но не всегда: бывает и негабарит в виде арбуза или пятилитровой бутылки с водой. Система тут продуманная: не назначит сама больше того, что не влезет в рюкзак курьера. А туда помещается либо три лотка, либо два лотка и один негабарит и далее по этой же логике. Кстати, бутылки и арбузы кладут в самый низ рюкзака, чтобы не раздавить другие продукты.
В сумку помещается либо три лотка, либо два лотка и один негабарит и т. д.
Ну, а потом остается только все доставить. Мой наставник сначала объяснял мне каждый момент, а потом просил повторить самостоятельно. В первый мой выезд в город я был носильщиком, а он смотрителем. Так, он довольно высоко оценил мои навыки управления велосипедом словом «красавчик», а потом долго костерил меня за то, как я медленно доставал из рюкзака продукты перед клиентом. Мне только оставалось оправдываться, что «это у меня в первый раз». В общем, мы с ним довольно хорошо сработались.
Интересно, что сам Павел из обеспеченной семьи. Родители его живут в Новом Уренгое и работают на газовом промысле. В Казани они купили ему квартиру, и он учится уже второй год в КФУ на нефтегазовых технологиях. А в «Самокате» работает, чтобы доказать отцу, что он самостоятельный, хотя, как говорит Паша, он может жить полностью на родительском обеспечении. Ну еще одна причина — затянувшиеся каникулы в КФУ в связи с БРИКС. Надо чем-то себя занять.
В доставке ему нравится то, что можно кататься на велосипеде (кстати, это очень частый ответ у курьеров) и график позволяет совмещать работу с учебой. Как только возьмут по специальности, сразу уволится, говорит он мне. «А ты знал, что в одном кубе льда 1 тысяча кубов метана?» — спрашивает он у меня, а я в свою очередь спрашиваю у себя: «И что он тут делает?»
Так мы развезли с ним несколько заказов. Еще час я выполнял эту работу один — и все, стажировка закончена, можно приступать к работе.
Сколько стоил мой труд и чего он стоил мне
Я разметил себе смены на несколько дней вперед: хотел проверить, насколько 8 часов работы курьера отличаются по заработку и нагрузке от тех же часов на заводе. Однако не тут-то было: подтвердили только четырехчасовые смены, с 19:00 до 23:00. Как мне объяснили ребята, в остальное время я «Самокату» не нужен. «Ничего, через две недели начнешь работать как хочешь», — успокаивали они меня. Таким образом, в дарксторе, где курьеров хватает, какое-то время вы будете работать в неудобные для вас часы, да еще и мало.
В итоге вышло у меня без учета стажировки 12 полных рабочих часов за три дня, успел развезти 48 заказов. Нагрузка похожа на полторы смены на работе в пятидневку. За это я получил 4,8 тыс. рублей, из которых самостоятельно я должен оплатить 200 рублей налога. Итого: за стандартную восьмичасовую смену я заработал бы 3 тыс. рублей. В месяц таким темпом получится заработать 60–65 тыс. рублей.
А те 140–180 тыс. рублей в месяц, на которые многие «клюют», можно получать, работая по 15 часов в сутки почти без выходных, график здесь это сделать позволяет. Таких ребят я тоже встретил. Например, Никита до этого работал в Канаше на заводе за 40 тыс. рублей в месяц. Переехал в Казань и с 2021 года работает в «Самокате», хотя сейчас заочно учится на программиста и надеется уволиться, как только найдет работу по специальности. Сравнивая завод в Канаше и это место, он говорит, что тут зарплата несравнимо выше, а также «мозги никто тебе не делает».
За что вам платят? Приходит заказ, вы его ищете. Если в нем есть суп, хлеб, еще что-то горячее, то бежите на кухню. Ориентируйтесь по номеру на контейнерах, заглядываете внутрь, проверяя за сборщиками. Дальше засовываете это в свой рюкзак, иногда с трудом. Если не влезает, вытаскиваете пакет с продуктами из контейнера (теперь у вас нет номера заказа, поэтому придется запоминать визуально, что отдавать первым). Добавляете к этому один или два пятилитровых баллона с водой. Теперь, когда все готово, это надо повесить на плечи. Чтобы легче было, ставите рюкзак на полку на уровень живота, приседаете и встаете уже с рюкзаком. Способ проверен.
Вы едете на велосипеде. Тормоза работают, поэтому проезжающие машины вас не пугают. А на счетчике в приложении уже опоздание к клиенту на две минуты, а вы только в начале пути. Просто заказ вам поступил уже с опозданием, но это никого не волнует, так что крути педали… Холод октября, ветер, шум и раздражающий свет от фонарей. А рюкзак все давит. Ты хорошо одет и чувствуешь, что уже разгорячился. И вот подъезд, тяжелое ожидание ответа у домофона. Долгожданный сигнал — и можно входить. А тут уже жарко: чем элитнее подъезд, тем более натоплено. Вы едете в лифте, клиент доходит до двери, вы достаете заказ, слышите дежурное спасибо, и вы вспотели безвозвратно. Выход на улицу сравним с погружением под воду. И так каждый раз.
Бешеный ритм курьерской жизни
Первая сложность — это попасть в нужный подъезд или даже двор. На небольшом участке от улицы Козина до Чистопольской на всем пути встречался лишь один светофор. Поэтому с велосипеда надо было спешиваться редко, а это важно, если у вас за спиной 15 кг продуктов. Но этот район славится своими дворами, в которые затруднительно попасть: почти все придомовые территории огорожены, на калитках висят домофоны без цифр, и, если нет ключа, вам приходится объезжать целый квартал, чтобы попасть по адресу. Бывает, что с одной стороны двора калитка на замке, а с другой ее вовсе нет. Так зачем она вообще нужна? И вот мучимый этим вопросом и подгоняемый истекшим временем на доставку, ты несешься в ночи по неосвещенным придомовым территориям… И вот ты уже во дворе, а на твоем подъезде нет номеров квартир. И тебе приходится искать нужный методом проб и ошибок.
Нет номеров квартир и подъездов — обычный случай в данном районе
Вторая сложность — сроки. В период «запар» ты набираешь в сумку заказы с уже истекшим временем на доставку. А тебе еще их нужно довезти. Зачастую на это выделяется всего 15 минут, а заказов может быть до трех штук в сумке. Выходит по пять минут на адрес. И вот ты несешься, подгоняемый этим истекшим временем, потому что за опоздания «по башке дают начальнику», а он в свою очередь «дает» тебе.
Отдельная проблема — дозвониться до клиента, это иногда бывает довольно трудно. Коллеги рассказывали, что на стройке Равиля Зиганшина у «Миллениума» рабочие почти никогда не берут трубку, когда ты их ждешь у будки с охранником. Поэтому ребята стали звонить прямо из даркстора: три пропущенных звонка у клиента — и ему ничего не привезут.
Хоть смены мои были по четыре часа в сутки, но после поездок на велосипеде «в мыле», с грузом на спине чувствовалась сильная усталость. За эти дни я прочувствовал бешеный ритм курьерской работы. Времени не остается не только на то, чтобы поесть, но и на подумать. Если же нет заказов, то вам назначают «поручение». «Самокат» не пользуется услугами клининга. Поэтому убирают мусор, разбирают и связывают картон, а также моют туалет курьеры. Т. к. я был новеньким, меня не трогали, но у остальных это входит в план работы. Что касается обеденного перерыва, то Паша говорил так: «Нет доставок — обедаешь, есть — терпишь или перекусываешь на бегу. Никто отдельно тебе выделять времени на это дело не будет». Опровергнуть его слова за эти дни я так и не сумел. Одно радует: когда вы работаете до закрытия даркстора, вам выдают еду (хорошего качества) с подходящим к концу сроком годности.
«Самокат» не пользуется услугами клининга. Поэтому убирают мусор, разбирают и связывают картон, а также моют туалет курьеры
Отношение к вам клиентов и самой компании построено на принципе «незаменимых нет». Ты нам не нужен в это время, говорят тебе при составлении графика. А если в другое время я не могу? Это никого не волнует. Раз уж вам ничего не будет за невыход на смену, непослушание и т. д., то и от компании вы ничего не ждите, как бы говорят они тебе. Никто ничего никому не должен. Впрочем, сейчас таким отношением «грешат» на всех неофициальных работах.
К клиентам же относиться надо строго регламентированно (как к выполнению операций на станке) и безэмоционально. Так же холодно относятся и клиенты к вам: «Принес — молодец, можешь уходить отсюда подальше. Как только понадобишься — вызову». И тут человек не видит человека, относятся друг к другу как к деталям механизма: курьеру нужен клиент для 35 рублей, а клиенту — курьер для сытого желудка. «Я на многих складах „повоевал“: и здесь, и на Гаврилова, и на Ямашева. Самое ужасное было на Гаврилова. Вечные скандалы от клиентов, потому что ты им что-то не принес, хотя они это не заказывали. Тут, [в районе Сибгата Хакима], по сравнению с этим нормальная публика, богатая», — рассказывает, например, Никита.
Вид с общего балкона в респектабельном районе, в котором мне посчастливилось поработать
Привязка к одному даркстору создает некое сообщество курьеров, которого нет, например, в «Яндекс.Еде» (где я тоже работал четыре года назад). Без коллектива довольно сложно: с клиентами не поговоришь, с ресторанными работниками и прохожими — тоже. Ты остаешься предоставлен самому себе в течение долгих часов смены, на тебя давит своим «холодом» город, к этому добавляется бесконечная суета, в которой живет курьер. Впрочем, в «Самокате» коммуникация тоже специфическая: все держится на разговорах «ниже пояса» и подростковых шутках, хотя людям в основном по 24 года. Одному же вообще 37, но он был молчалив и держался особняком.
В доставку приходят даже программисты. «Да тут просто „на лайтах“ все. Езжу, кайфую», — объясняет Иван. В свободное время он ведет «стримы», пока не очень успешно. Если эта деятельность «выстрелит», то он уйдет туда, если нет — надеется устроиться программистом.
Всего к нашему даркстору прикреплены 20 курьеров, половина из которых находятся одновременно на смене (по крайней мере, больше я не видел). Некоторые из них трудятся по 15 часов в день почти без выходных. Есть казанские, но большинство — приезжие, в том числе, например, из Киргизии. В основном здесь все или учатся, или ждут удобного момента уйти, или только перебрались в Россию. Я не встретил человека, который планирует работать в сфере доставки до старости. Все на время, ненадолго. Но в этом «ненадолго» и ожидании лучшей работы может пройти вся жизнь. К тому же доставка не развивает, пожалуй, никаких профессиональных качеств, а напротив, способствует их потере.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.