«Съездили в районы. В Елабуге автобусы как купили, так они и стоят на стоянке, то есть не используются. Даже номеров на машинах не было!» — возмущался замначальника управления антикоррупционной политики Рустам Гаязов, говоря об итогах проверок в минтруде и минтрансе. Ревизоры нашли ошибки в декларациях и факты трудоустройства родственников, а еще измерили толщину песка и щебня на отремонтированных дорогах. О том, как глава миндортранса РТ Фарит Ханифов, чья отрасль за год освоила 245 млрд, объяснял дорогой ремонт теплоходов и когда начнут достраивать многострадальную подземку на Мавлютова, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня публично обсуждали огрехи минтруда и миндортранса РТ. И если первое было представлено замминистром Рустемом Валиулловым, то отвечать за промахи миндортранса пришел лично Фарит Ханифов
Нарушения в минтруде: трудоустройство родни…
На традиционной серии пресс-конференций, посвященных борьбе с коррупцией, сегодня публично обсуждали огрехи минтруда и миндортранса РТ. И если первое было представлено заместителем министра Рустемом Валиулловым, то отвечать за промахи миндортранса пришел лично Фарит Ханифов.
Выступления спикеров предварял, будто на разогреве, замначальника управления антикоррупционной политики Рустам Гаязов. Он напомнил, что управление Марса Бадрутдинова за годы своей работы проверяло и районы республики (а некоторые аж по 2 раза), министерства и ведомства, в этом году очередь дошла до хозяйств Эльмиры Зариповой и Ханифова. «Такая работа: именно республиканская экспертная группа — [ведется] только в Республике Татарстан, хотя подобные органы есть в каждом субъекте», — не без гордости отметил Гаязов.
Нарушения, которые подчиненные Бадрутдинова выявили в минтруде, Гаязов условно разделил на несколько групп. Первое и уже, можно сказать, стандартное — это ошибки в декларациях и конфликт интересов. Косяки нашли сразу у 44 руководителей отделов и территориальных организаций. Работа по анализу сведений о доходах была на «низком уровне», отметил Гаязов, и это, по его словам, по цепочке привело уже к конфликту интересов, когда руководители трудоустраивали своих родственников. «Не умаляю достоинство этих людей, — оговорился Гаязов о работающей родне. — Возможно, эти люди — самые достойные, так скажем, высший класс. Тем не менее процедуру необходимо соблюдать…»
А в Челнах директор одного из учреждений, подведомственного минтруду, устроил на работу брата и супругу на должность психолога. «Причем супруга через два месяца после назначения уходит сразу же в декретный отпуск!» — отметил Гаязов. Причем непонятно, работала ли она и до него — официальные документы и отчеты не заполнялись. Спустя год руководитель написал уведомление «о личной заинтересованности», отметил Гаязов. Но бумагу направил не министру, а в комиссию, которую сам же и возглавляет! «Этот сотрудник в дальнейшем был уволен», — отчитался спикер. «Выявлялись моменты, что за время отсутствия руководителя заместители замещали эти должности и сами себя оценивали, сами себе выписывали премии», — привел пример Гаязов, не называя конкретных фамилий.
«Выявлено, что часть медико-социальных услуг, которые были в отчетности медорганизации, имеют признаки фальсификации»
…И бюджетные расходы на бесплатные услуги
Второй вид нарушений — «недостатки» при закупках. Например, в одном из учреждений в автограде закупили видеокамеры, которые не соответствовали ТЗ, а половина из них вообще не работала.
Третий — разбазаривание бюджетных денег по договорам на оказание услуг в IT-сфере. По словам Гаязова, с 2019 года подведомственные учреждения минтруда перешли на новую систему бухучета, техподдержка которой была бесплатной — ее проводил центр цифровой трансформации РТ. Но почему-то начиная с 2020-го эти учреждения заключали договоры на оказание услуг «в области информационных технологий» с какими-то непонятными частными фирмами. Обнаружили 350 договоров на сумму 14 млн рублей. «Хотя сопровождение и поддержка ГИС должны осуществляться бесплатно!» — заявил Гаязов.
Четвертое нарушение нашли в исполнении пилотного проекта, по которому частные медицинские организации помогают пожилым, наряду с государственными больницами. Так, например, горбольница №7 и частная клиника (ее название Гаязов не уточнил, а всего в проект вовлекли «с десяток» клиник) в прошлом году заключили соглашение об осуществлении медико-социального патронажа. Другими словами, частная клиника выделяла сотрудников, которые ухаживали за пожилыми людьми на дому, как социальные работники. «Выявлено, что часть медико-социальных услуг, которые были в отчетности медорганизации, имеют признаки фальсификации», — заявил Гаязов. Например, условная пациентка Иванова с 27 по 31 марта лежала в 7-й горбольнице, а частная клиника пишет в отчетах, что в эти же дни они оказывали ей услуги на дому. И это не единственный пример, подчеркнул спикер.
Ну и еще одно нарушение подчиненные Бадрутдинова нашли в простаивающем имуществе. В одном из центров занятости, например, числилось 9 машин, две из которых просто стояли, и каждый год за них платился транспортный налог, оформлялся полис ОСАГО… «Да, это не миллионы. Тем не менее это бюджетные средства!» — объяснил логику проверяющих Гаязов. В одном из учреждений закупили новую мебель на 2 млн рублей, но так ее никуда и не поставили — сказали, что просто нет места. В Камско-Полянском доме-интернате, по словам Гаязова, на балансе стоит стоматологическая установка, причем аж с 2011 года. «И оно с тех пор не используется, — возмутился спикер. — Объяснение простое: в штате нет стоматолога…»
«Министерством по всем выявленным недостаткам приняты меры, — заключил Гаязов. — Мы провели работу, чтобы в дальнейшем такого не допускать. Часть сотрудников были наказаны».
«Заложено одно, по факту сделано другое»
Как нашли тонкий асфальт на будущей платной трассе
В минтрансе тоже без нарушений в декларациях не обошлось — их тут нашли всего 19, причем косяки нашли даже в отчете замминистра (кого именно из трех, Гаязов называть не стал). А вот тема с конфликтом интересов в дорожной сфере звучит более остро, с учетом того, какие деньги в ней крутятся. Ханифов объяснился: «небольшие расхождения» связаны с прогрессивной шкалой НДФЛ. «Мы все привыкли 13 процентов подоходный налог указывать в декларации, а у кого-то доход выше», — заявил министр, отмечая, что заработки тянут и на 15% НДФЛ, т. е. больше 5 млн рублей в год. Это сотрудники, которые «пришли из других отраслей», уточнил Ханифов. При этом он подчеркнул, что все налоги были уплачены правильно, ошибки только на бумаге.
А еще проверяющие вскрыли схему. «Зять руководителя подведомственного учреждения получает миллионные доходы от строительной организации, которая заключает государственные контракты с этой подведомственной компанией, — путано объяснял Гаязов, стараясь не перейти на перечисление фамилий. — То есть руководитель госучреждения заключает госконтракт со строителем (строительной организацией — прим. ред.). А строитель берет в аренду у зятя руководителя строительную технику, базу, еще что-то».
«Проверка дальше проводится, какие-то меры [будут приняты], в том числе правоохранители занимаются этими вопросами», — заявил Гаязов.
Кроме того, по его словам, проверяющие «выборочно прошлись» по госконтрактам, заключенным «Главтатдортрансом». И здесь не обошлось без нарушений. Например, в Альметьевском районе проверили участок дороги на улице Ткачик в ж/д поселке Калейкино, где подрядчиком был «Татнефтедор». Толщина песка при устройстве дорог должна быть 18 см, но в одном месте оказалось 13 см, а в другом — чуть ли не в 2 раза меньше, 10,5 сантиметра. В это время за спиной Гаязова появились снимки с рулеткой. В свою очередь, МУП «ГУАД», которое было подрядчиком по другому контракту, положило на дорогу меньше бетона, чем положено по сметам; на некоторых участках сделало высокие обочины, из-за чего вода застаивалась на дороге. Нарушения нашли еще в Камско-Устьинском, Буинском, Арском и Бугульминском районах.
«Все это ложится в стоимость объекта. Каждый этот объект принимает ответственное лицо. За каждым объектом определен куратор, — говорил Гаязов, видимо, намекая, что у каждого нарушения есть имя и фамилия. — Из-за того, что вот такие моменты происходят, мы потом получаем в том числе дороги, которые, возможно, у нас быстро выходят из строя».
Нарушения нашли и на стройке платной трассы Шали – Бавлы, которая должна стать продолжением М12 и которую, «дай бог, алла бирсә», как выразился Гаязов, в этом году запустят. Касаются они прежде всего толщины асфальта. «Заложено одно, по факту сделано другое. В 1,5 раза меньше проектной [толщины]», — сказал Гаязов, впрочем, не став вдаваться в подробности, как с дорогой в ж/д Калейкино.
«Кроме того, при строительстве дороги [Шали – Бавлы] выявлялись моменты, когда подрядные организации привлекали, так скажем, дочек-сыночков, родственников, сажали их на субсубподряд, где стоимость была существенно выше, чем по рынку», — интригующе завершил Гаязов, впрочем, опять не назвав конкретных имен и фамилий.
Ханифов в ответ на это заявил, что в последние два года дорожно-транспортная отрасль работает «в высоконапряженном ритме»: в прошлом году дорожных работ было выполнено аж на 245 млрд рублей. «На это все требуются ресурсы как материальные, так технические, ну и самое главное, конечно, людские», — отметил министр. Чтобы не было «размывания специалистов», в республику приглашали подрядчиков из Самары, Новосибирска, Марий Эл и даже белорусов. Дефицит ресурсов восполнили, но брак искоренить не удалось, констатировал Ханифов.
«Такое имеет место, к сожалению. Хочу сказать и заверить вас, что ни одно из нарушений технологий этих работ, где устраняется брак, не оплачиваются. То есть тут нельзя сказать, что за брак заплатили и деньги наши пропали, — сказал министр, позже добавив на татарском. — Мы не берем деньги у государства, чтобы исправить брак, а подрядные организации исправляют его за свой счет». Да и провинившихся подрядчиков, которые «заставляют краснеть всю отрасль», потом уже не допускают к конкурсам.
К слову, о «Главтатдортрансе», который звучал выше в тексте: один из сотрудников компании недавно был арестован по делу о недостроенной подземке на улице Мавлютова. Как так получилось, что переход приняли в эксплуатацию, хотя он даже визуально не был готов? «Я думаю, мы дождемся еще немножко и потом подробнее расскажем, что там на самом деле происходило», — сказал Ханифов на вопрос «БИЗНЕС Online», сославшись на то, что по делу еще идет следствие. «Объект был не одностадийный. В ходе строительства возникала необходимость дополнительных видов работ с учетом стесненности, переноса, выноса инфраструктуры, коммунальных сетей, ну и так далее», — продолжил Ханифов и добавил, что с 10 ноября им дадут возможность «продолжить исполнение работ».
«Сложности по наличию водительского состава имеют место, к сожалению, сегодня, и нельзя сказать, что этот вопрос решен окончательно»
Об автобусах и перевозках
По словам Гаязова, управление «выборочно» изучило перевозки по муниципальным маршрутам. Оказалось, что в Высокогорском районе перевозчику переплатили 600 тыс. рублей субсидий. Оказалось, что никто не проверил информацию, которую подавал перевозчик, и поэтому субсидия была неправильно посчитана. Кроме того, оказалось, что медицинской осмотр водителей, который должен проводиться до и после рейсов, был только на бумаге и отражен в смете затрат. «Такая плачевная ситуация получилась», — оценил Гаязов. В то же время кто-то из перевозчиков, наоборот, субсидий недосчитывается.
Также ведомство Бадрутдинова проверило, как вообще в республике используют купленные за бюджетные деньги автобусы. По словам Гаязова, казначейство и кабмин РТ заключили соглашение, по которому республике выделили 1,4 млрд рублей, на которые минтранс, в свою очередь, по госконтрактам закупил 119 автобусов, которые направили в 12 районов республики. «Съездили в районы. В Елабуге автобусы как купили, так они и стоят на стоянке, то есть не используются. Даже номеров на машинах не было!» — возмутился Гаязов. В Зеленодольском районе часть автобусов просто стояла в ожидании гарантийного ремонта, который может затянуться вообще на два месяца, отметил Гаязов. За полгода там 7 автобусов уже побывало на ремонте.
Ханифов отметил, что в Елабуге — как и везде, в принципе — есть «серьезные проблемы» с кадрами. «Об этом сегодня не говорит только ленивый, наверное. Сложности с общественным транспортом по наличию водительского состава имеют место, к сожалению, сегодня, и нельзя сказать, что этот вопрос решен окончательно», — сказал Ханифов.
При этом он заверил, что по итогам года эти 119 автобусов могут перераспределить между другими районами — кому нужнее.
«Часть приобретенного пассажирского транспорта находится в плачевной ситуации»
О «Флоте РТ»: «бардачок» в бухгалтерии и закупка ржавых «Метеоров»
Несмотря на то что организация начала работу чуть больше года назад, проверяющим было чем поживиться. Много вопросов у них возникло, когда они изучали «приобретенный плавсостав», указал Гаязов. «Часть приобретенного пассажирского транспорта находится в плачевной ситуации», — заявил спикер и показал фотографии судов: визуально ржавый «Метеор» М-260 1957 года выпуска на 12 пассажиров, «Метеор» 1990 года выпуска «Герой Михаил Девятаев», у которого нет ни двигателей, ни винтов, и третье судно, «практически затопленное», на 138 пассажиров.
«На все это потребуются большие средства для того, чтобы это отремонтировать, поставить на ход. Если бы каждый выполнял свою работу должным образом, наверное, этого бы не случилось, — констатировал Гаязов. — Да, это только часть того, что они приобрели. [Были приобретены и] другие суда, там порядка больше миллиарда рублей было потрачено: они исправны, регулярно ходят в рейсы. Но вот это не ложка, а ковшик дегтя в бочке меда».
Дело в том, что и ремонт не обходится без нарушений. По словам Гаязова, один ипэшник должен был отремонтировать судно, с ним заключили контракт на 11 млн рублей. В итоге выяснилось, что стоимость этих работ завышена аж на 70%, на 7,8 млн рублей. Так, например, за реставрацию 124 кресел на теплоходе ему перечислили 2 млн рублей, а он нанял субподрядчика и заплатил ему 770 тыс. рублей. «Вот такой бизнес: в 2,5 раза меньше денег он заплатил реальному исполнителю работ, а остальное оставил себе», — указал Гаязов. Кроме того, оказалось, что часть работ вообще делали экипажи судов, хотя они были включены в сметы на оплату подрядчику. Теперь эту ситуацию в работу взяли правоохранительные органы. Название компании-подрядчика уже по традиции не оглашалось. Но в начале этого года наше издание рассказывало, что АО «Флот РТ» заключило контракт на 11,1 млн рублей на ремонт теплохода 1982 года с Павлом Панфутовым, специализирующемся на ремонте и техническом обслуживании судов и лодок.
Но и это еще не все. «Был бардачок с бухгалтерией, — продолжил Гаязов. — Капитальный». Например, «Флот РТ» заключил 77 договоров по «причальному» обслуживанию, по которым должна была быть 100-процентная предоплата, но заплатили компании только 500 тыс. рублей вместо положенных 3,5 миллиона. Никаких претензий при этом «Флот РТ» не предъявил. Так его чуть не кинуло одно турагентство, которое должно было заплатить 7 млн рублей, а перечислило всего 3 миллиона. «До нашего прихода никто не шевелился, чтобы начать претензионную работу. Кто знает, это сговор или не сговор…» — сказал Гаязов.
«Это наиболее сложная тема была последние год-полтора, — согласился Ханифов, напоминая, как образовался „Флот РТ“ с пассажирскими судами и что вообще-то уже многое сделано. — Идет обновление флота. <…> Хотим вообще сделать попытку ходить поздней осенью, а может, и до ледостава. И весной ходить пораньше, чтобы наши социальные пассажиры, которые связаны с садами и огородами, СНТ, могли бы пользоваться этим флотом».
«В то же время в концепции развития флота Республики Татарстан заложены ремонтные работы, — как бы оппонировал Ханифов Гаязову, отметив, что на соответствующие цели в уставном капитале АО предусмотрено 400 млн рублей. — Мы фотографии видим, но просто так подойти и сказать, что это судно — металлолом или нет, конечно же, нельзя». Поэтому, по словам Ханифова, они заключили соглашение с Волжским государственным институтом водного транспорта, который должен научить, как правильно, по науке, обследовать суда, а еще — как правильно писать ТЗ на ремонт, потому что у «Флота РТ» с этим тоже выявили проблемы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.