«Декларация говорит о том, что группа БРИКС в расширенном составе готова начать новую главу в своей истории», — констатирует научный руководитель российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Известный политолог напоминает, что таких объемных документов по итогам саммитов группы, как в 2024 году, еще не принималось. Более того, Казанская декларация станет предметом пристального интереса мировых политических и академических кругов, а также объектом критики со стороны оппонентов БРИКС. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», Кортунов разбирает заявленные группой подходы к решению вопросов финансов, безопасности, деятельности международных организаций и будущего самого БРИКС.
Андрей Кортунов
Впервые подробно изложено единое видение группой текущего состояния международной системы
Казанская декларация БРИКС — это объемный документ, содержащий 134 пункта, некоторые из которых составляют довольно длинные развернутые параграфы. Последняя аналогичная декларация, принятая на предыдущем саммите БРИКС в южноафриканском Йоханнесбурге в августе 2023 года, включала в себя всего 94 пункта, а еще более ранний документ саммита, принятый в Пекине в июле 2022-го, содержал только 75 пунктов. Таким образом, год от года итоговые документы становятся все более подробными и, как теперь принято говорить, субстантивными, что отражает процесс постепенного повышения интенсивности взаимодействия группы и расширение содержательных рамок ее многостороннего сотрудничества.
Казанская декларация состоит из преамбулы и четырех разделов, посвященных следующему: (1) укрепление многосторонности, (2) глобальная и региональная безопасность, (3) финансово-экономическое сотрудничество и (4) гуманитарный обмен. Такая разбивка выглядит обоснованной и соответствует заявленным год назад приоритетам российского председательства в БРИКС.
В декларации впервые за всю историю существования БРИКС столь подробно изложено единое видение группой текущего состояния международной системы, общие или пересекающиеся подходы к фундаментальным глобальным проблемам современности и к острым региональным кризисам, а также контуры желаемого и достижимого миропорядка, какими их видят на данный момент члены группы. Несмотря на то что в декларации нет конкретных графиков решения отдельных задач или дорожных карт по отдельным направлениям работы, она охватывает ряд ключевых целей, которые группа должна или могла бы преследовать в течение следующих нескольких лет. Очевидно, что документ — итог не только самой встречи на высшем уровне, но также большой и кропотливой работы, проделанной целой армией экспертов, чиновников и дипломатов различных уровней в многосторонних форматах за последние несколько месяцев.
Многостороннее согласование окончательного текста документа такого объема и такой значимости само по себе выглядит как нетривиальная задача — особенно в силу того, что согласовывать текст пришлось не в старом формате пяти членов БРИКС, а с подключением также и новых членов, не имевших ранее опыта подобной работы. Можно лишь догадываться, какой труд стоит за 43 страницами окончательного варианта документа.
«В декларации прослеживается четко выверенный баланс между повесткой дня в области безопасности и повесткой в сфере развития»
Группа сознательно решила сохранить свой предельно широкий мандат
Если внимательно прочесть текст декларации «насквозь», то несложно убедиться, что в ней прослеживается четко выверенный баланс между повесткой дня в области безопасности и повесткой в сфере развития. Этот баланс говорит о том, что группа сознательно решила сохранить свой предельно широкий мандат и не собирается фокусировать свою будущую деятельность на чем-то одном — например, на развитии торговли между членами группы, как это предлагали некоторые эксперты.
Вместо выбора узкого тематического подхода БРИКС намерена позиционировать себя в качестве многозадачной лаборатории глобального управления, где можно опробовать новые алгоритмы многостороннего сотрудничества и инновационные модели решения важнейших проблем мировой экономики и политики, включая торговлю, финансы, стратегическую стабильность, нераспространение оружия массового уничтожения, реформирование системы Организации Объединенных Наций, борьбу с терроризмом, управление изменением климата, регулирование трансграничных миграций и так далее. Таким образом, политический «инвестиционный портфель» группы более чем диверсифицирован, и такая диверсификация повышает шансы на успех как минимум в некоторых из многочисленных реализуемых группой инициатив. Такой «проблемно-ориентированный» подход к сотрудничеству должен помочь перешагнуть через межведомственные перегородки и избежать избыточной бюрократизации, свойственной многим международным организациям.
В том, что касается проблематики развития, БРИКС предсказуемо столкнулась с нелегким выбором между попыткой добиться реформ существующих, в основном ориентированных на Запад, международных экономических и валютно-финансовых институтов и стремлением создать эффективные альтернативы этим институтам под общим зонтиком своей группы.
Судя по тексту декларации, предполагается максимально использовать обе открывающиеся возможности: она призывает к основательным институциональным изменениям в «старых» многосторонних структурах, таких как МВФ или МБРР, и в то же время заявляет о намерении БРИКС и дальше продвигать незападные институциональные альтернативы этим преимущественно западным структурам, такие как Новый банк развития (НБР) и пул условных валютных резервов БРИКС (CRA). Документ, с одной стороны, решительно поддерживает Всемирную торговую организацию (ВТО) как универсальный механизм развития международных экономических связей, но не ограничивается только поддержкой ВТО, а также призывает к дальнейшей либерализации торговли внутри самой группировки БРИКС.
Декларация прямо не критикует торговую или финансовую практику какой-либо конкретной страны или группы стран, но выражает обеспокоенность по поводу «незаконных односторонних принудительных мер», таких как санкции, которые рассматриваются как наносящие ущерб мировой экономике и глобальным целям в области устойчивого развития. В документе делается вывод о том, что подобные меры неизбежно подрывают Устав ООН и многосторонние торговые системы. В таком акценте нет ничего удивительного — большинство стран-членов БРИКС уже являются или могут в любой момент оказаться объектами различных односторонних санкций со стороны Запада. Поэтому идея снижения зависимости от «старых» международных институтов красной нитью проходит через весь текст документа.
«Можно предположить, что прийти к общему знаменателю по ситуации в Газе было непросто, учитывая очень разные позиции, скажем, Ирана и ОАЭ по Израилю»
Можно предположить, что прийти к общему знаменателю по ситуации в Газе было непросто
Проблемы безопасности остаются очень чувствительным вопросом для большинства стран – членов БРИКС, и этим проблемам в декларации уделено больше всего внимания. Нетрудно догадаться, что по крайней мере в некоторых конфликтных ситуациях члены группы легко могут оказаться по разные стороны баррикад. Судя по тщательно выверенному тексту декларации, те, кто работал над сведением вместе многочисленных вариантов документа, потратили много времени и сил на то, чтобы найти подходящие формулировки для описания многих происходящих в настоящее время кризисов и конфликтов. Например, абзац по Украине получился очень коротким, и содержит он отсылку к позициям, уже высказанным участниками группы при голосовании по Украине в Совете Безопасности и на Генеральной Ассамблее ООН. В нем также утверждается, что мирное урегулирование должно соответствовать принципам и нормам ООН в их совокупности, отдается должное посредническим усилиям и содержится призыв к урегулированию конфликта с помощью диалога и дипломатии.
Можно предположить, что прийти к общему знаменателю по ситуации в Газе было непросто, учитывая очень разные позиции, скажем, Ирана и ОАЭ по Израилю. Заявление о необходимости уважать территориальную целостность Сирии может быть интерпретировано как скрытая критика турецкого военного присутствия в этой стране, которое Дамаск прямо не санкционировал. Вероятно, было легче договориться по менее спорным вопросам, например по продолжающемуся кризису национального строительства в Гаити, и поэтому абзац о Гаити получился относительно длинным и детальным. То же самое относится и к вопросу о международном терроризме, который выглядит довольно подробным; подходы к международному терроризму, по-видимому, с самого начала были у членов группы если не общими, то очень близкими друг к другу.
Группа решила дополнительно обдумать некоторые из наиболее чувствительных или технически сложных вопросов и продолжить их более подробное изучение. К таким вопросам относится, например, исходящее от России предложение по созданию BRICS Clear — системы, предназначенной для торговли ценными бумагами без необходимости сопутствующей конвертации их в доллары. Можно представить, что многие предлагаемые изменения в мировой финансовой системе с использованием технологии блокчейн и цифровых токенов, обеспеченных национальными валютами, которые по идее должны сделать долларовые транзакции в мировой торговле гораздо менее востребованными, будет нелегко продвигать; поэтому они нуждаются в дальнейшем изучении на экспертном уровне.
То же самое касается предложений по модернизации транспортно-логистической инфраструктуры внутри группы БРИКС — с учетом расширения группировки эта задача сегодня выглядит иначе, чем еще год назад. С другой стороны, что-то вроде зерновой биржи на базе БРИКС может быть проще в реализации, потому что в группу БРИКС уже входят некоторые из крупнейших мировых экспортеров и импортеров зерна. Было бы вполне естественно, если бы БРИКС активнее включилась в управление глобальными энергетическими рынками — и тут в группу входит большинство ведущих производителей и потребителей углеводородов в мире.
«БРИКС никогда не сможет стать каким-то подобием G7, учитывая разнообразие членов БРИКС и отсутствие в группе явного лидера-гегемона. Тем не менее группа способна претендовать и уже открыто претендует на новую, более заметную роль в глобальном управлении, а также в определении параметров нового мирового порядка»
«Дорога из Казани на латиноамериканский континент обещает быть захватывающей»
В целом декларация говорит о том, что группа БРИКС в расширенном составе готова начать новую главу в своей истории. Очевидно, что БРИКС не антизападный альянс, и группа не стремится к целенаправленному размыванию или разрушению западных институтов — авторы декларации очень тщательно выбирали формулировки, избегая любых оборотов, которые могли бы подвести читателя к мысли о неизбежности острой конфронтации коллективного Запада и остального мира.
БРИКС даже не ставит перед собой цель так или иначе «уравновешивать» Запад. БРИКС никогда не сможет стать каким-то подобием G7, учитывая разнообразие членов БРИКС и отсутствие в группе явного лидера-гегемона. Тем не менее группа способна претендовать и уже открыто претендует на новую, более заметную роль в глобальном управлении, а также в определении параметров нового мирового порядка. Более того, она намерена превратиться в одного из наиболее влиятельных игроков всего глобального Юга, который до сих пор оставался крайне недостаточно представленным в большинстве многосторонних международных институтов.
Есть основания полагать, что Казанская декларация привлечет большое внимание как в политических, так и в академических кругах по всему миру и что она получит свою долю не вполне справедливой критики от скептиков и оппонентов БРИКС. Кто-то скажет, что декларация оказалась слишком общей, слишком двусмысленной и недостаточно сфокусированной на конкретных проблемах. У некоторых возникнет искушение отмахнуться от документа как от очередного списка благих пожеланий. Однако Казанская декларация свидетельствует не только о том, что БРИКС и в расширенном составе способна договариваться по очень большому кругу вопросов, но и о том, что группа в своем развитии штурмует новые рубежи. Следующий, XVII саммит БРИКС состоится в 2025 году в Бразилии, и длинная дорога из Казани на латиноамериканский континент обещает быть по-настоящему захватывающей.
Андрей Кортунов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.