Саммит БРИКС после своего официального открытия накануне продолжает оставаться в центре внимания мировых изданий. Больше всего материалов ему посвятили, ясное дело, в Штатах, педалируя одинаковые нарративы, на которые обратил внимание «БИЗНЕС Online» в своем традиционном обзоре. О том, что думает о валюте БРИКС автор этого термина из Goldman Sachs и какие неудобства гостям доставили санкции, — в нашем материале.
«Для Путина саммит сигнализирует, что Россия — это снова важный международный игрок, у которого много друзей, пускай США больше двух лет и стараются изолировать страну»
«Путин показывает Западу, что он не изолирован»
Посреди саммита БРИКС тяжело игнорировать, что материалы ведущих американских изданий на удивление похожи друг на друга.
Во-первых, везде пишут, что благодаря саммиту Владимир Путин может сказать: Россия не изолирована, несмотря на всю обстановку СВО.
Bloomberg: «Пока российские войска продвигаются на Восточной Украине, а у союзников Киева появляется усталость от конфликта, Кремль пользуется шансом показать, что Путин все еще противостоит Западу и меняет мировой порядок».
The New York Times: «Запад внедрил санкции, ограничил доступ к банковской системе и попытался изолировать Россию дипломатически от всего остального мира. Но президент Владимир Путин намерен показать, что на его стороне важные союзники».
The Washington Post: «Для Путина саммит сигнализирует, что Россия — это снова важный международный игрок, у которого много друзей, пускай США больше двух лет и стараются изолировать страну».
Во-вторых, везде указывают, что внутри БРИКС есть антиамериканский лагерь Китая и России, а есть проамериканская партия Бразилии и Индии. Первой группе приписывают симпатии Ирана, второй — ЮАР и ОАЭ.
Bloomberg: «Индия против расширения БРИКС и настаивает на внедрении статуса „страна-партнер“ без права голоса. Там не хотят, чтобы объединение стало антиамериканским (…) Бразилия и ЮАР поддерживают Индию (…) ОАЭ категорически против того, чтобы глобальный Юг становился противовесом Западу».
The New York Times: «Китай может рассчитывать на поддержку таких антизападных стран, как Россия и Иран, но ему трудно убедить Индию, Бразилию и ЮАР, главные демократии объединения, занять более жесткую позицию по отношению к Штатам. Для этих стран БРИКС — шанс не выбрать чью-то сторону, а найти баланс между Пекином и Вашингтоном».
The Washington Post: «Пока Россия и Китай хотят сделать объединение флагманом их борьбы со Штатами, другие страны — например Индия и Бразилия — хотят работать в действующей международной системе. Они настаивают, что союз не направлен против Запада».
В-третьих, каждый рассказывает о планах БРИКС на собственную платежную систему, но почему-то все добавляют, что внедрить ее ну очень сложно.
Bloomberg: «Россия предложила внедрить в странах БРИКС международную платежную систему, но даже она добавляет, что пока это нужно для запуска дискуссии (…) Другие члены союза не уверены, что нужно отказаться от долларовой системы».
The New York Times: «Москва и Китай лоббируют инициативы радикально поменять международную финансовую систему. На прошлом саммите велись обсуждения о валюте БРИКС, вот только ни к чему они не привели».
The Washington Post: «Для Путина БРИКС — это ключевой инструмент в борьбе с мировым доминированием США и властью американского доллара. Эти цели поддерживает Китай, но не другие члены союза».
В-четвертых, все пишут, что в БРИКС так много стран и все они такие разные, что там ни за что ни о чем не договорятся.
Bloomberg: «Хотя объединение рассматривается многими как экономический противовес Западу, в самой БРИКС есть споры по поводу ее курса. Ее члены не едины в том, что нужно уменьшать зависимость от доллара, а также принимать новых участников».
The New York Times: «Даже до расширения БРИКС было трудно прийти к единому мнению по какому-то вопросу, во многом из-за соперничества Китая и Индии за лидерство в глобальном Юге».
The Washington Post: «С расширением БРИКС в союзе появилось еще больше внутренних противоречий. Основатели не могут найти общий язык, не все согласны с лидирующей позицией Китая».
Для закрепления материала давайте просто почитаем заголовки.
- The New York Times: «Путин собирает экономики, которые нужны ему для уничтожения Запада»;
- Bloomberg: «Путин принимает мировых лидеров, показывая Западу, что он не изолирован»;
- The Washington Post: «БРИКС — главное оружие Путина против Штатов. Не все члены с этим согласны»;
- Newsweek: «Путин с помощью саммита БРИКС сделал послание Америке»;
- CNN: «Запад хотел изолировать Путина. Саммит показывает, что он далеко не один».
Конечно же, среди сотен организаторов журналисты NBC нашли 18-летнего юношу, чей отец погиб на СВО. Понятно, что на фоне трагедии он без энтузиазма ответил на вопрос, поддерживает ли спецоперацию
NBC нашла своего «героя»
Креативность проявила NBC News. Помимо перечисления набивших оскомину тезисов, они рассказали об истории одного из российских сотрудников саммита. Ну и кто бы это мог быть? Конечно же, среди сотен организаторов журналисты NBC нашли 18-летнего юношу, чей отец погиб на СВО. Понятно, что на фоне трагедии он без энтузиазма ответил на вопрос, поддерживает ли спецоперацию.
«С теплой улыбкой он сказал, что удивлен участию американского медиа в саммите. Юноша был в штанах с американским флагом и логотипом NASA, а на заставке его телефона был лозунг Университета Гарвард», — описала NBC своего героя.
Само собой, юноша мечтал учиться в Америке, но вот незадача — ему помешала мама. «Она думала, что США — это плохое место», — расстроены журналисты.
«Россия предлагает участникам саммита привозить с собой доллары или евро, добавляя, что это единственные валюты, которые «свободно обменяют на рубли в большинстве банков России»
Bloomberg в шоке от «Мира»
В жанре путевых заметок также выступил Bloomberg. «На сайте саммита написано, что гости не смогут воспользоваться картами Mastercard или Visa, выпущенными за пределами России. Карты Union Pay работают, но с ограничениями», — сообщает издание.
«Вместо этого Россия предлагает участникам саммита привозить с собой доллары или евро, добавляя, что это единственные валюты, которые „свободно обменяют на рубли в большинстве банков России“», — написано в материале. Это обстоятельство очень удивило американских журналистов: «Шокирующее признание для представителей Кремля, которые называли доллар и евро „токсичными“ валютами».
Также участникам БРИКС предлагают оформить карты «Мир» с подробными инструкциями, как это сделать. Один из пунктов выдачи находится прямо в казанском аэропорту, заметил Bloomberg. Обретут ли «Мир» американские корреспонденты?
Аналитик Morgan Stanley Рухир Шарма говорил о broken Brics, дескать, БРИКС была сломанными кирпичами мировой экономики
Что думает о БРИКС человек, который ее придумал?
Но чего мы все читаем американские газеты? Для разнообразия перенесемся в Швейцарию. Газета Neue Zürcher Zeitung (переводится как газета «Новый Цюрих»), выходящая на немецком языке, проследила эволюцию БРИКС от основания до сегодняшнего дня.
Поначалу, подметили в газете, не все верили в успешность БРИКС. Скорее наоборот. Аналитик Morgan Stanley Рухир Шарма говорил о broken Brics, дескать, БРИКС была сломанными кирпичами мировой экономики. Financial Times писала в 2016-м, что «БРИКС умерла». Немецкий политолог Йоахим Краузе, перечисляет «Новый Цюрих», говорил, что объединение играет «крайне незначительную роль».
Но, конечно, все они ошибались: теперь мало кто не замечает мощь БРИКС после расширения союза. Да, у членов союза разные интересы, но кое-что их все-таки объединяет, подмечают в газете. Что же? «Главная цель БРИКС — усилить так называемый глобальный Юг и подорвать экономическое доминирование Запада. Всех беспокоит зависимость от таких западных институтов, как Всемирный банк, Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация».
Сам Запад прекрасно знает об этом, отметили швейцарцы. Они вспомнили цитату Джона Коннали. «Доллар — это наша валюта и ваша проблема», — говорил министр финансов США при Ричарде Никсоне.
Neue Zürcher Zeitung нашла еще одну цитату. Принадлежит она не кому иному, как Джиму О’Нилу. Аналитик Goldman Sachs не нуждается в особом представлении в мире БРИКС: это он придумал акроним, созвучный английскому слову «кирпичик», и первым выделил Бразилию, Россию, Индию и Китай как самые растущие экономики в мире. Дело было в 2001 году. А что думал О’Нил о БРИКС в 2023-м?
«Я никогда не хотел, чтобы это превратилось в политическое объединение», — ворчал американец. А планы БРИКС на свою валюту он вообще прокомментировал одним словом: «Смешно».
Сейчас БРИКС — объединение разношерстное: у участников союза столько же отличий, сколько соответствий
Какие экономические реформы нужны БРИКС? Ответ из Китая
Как уже отметили в российских телеграм-каналах, первый день БРИКС не подарил каких-то конкретных заявлений или предложений. Известны факты встреч мировых лидеров, а что они там обсуждали, видимо, станет ясно позднее. В связи с этим обстановка в СМИ стран БРИКС не отличается от российского информационного поля: там по большей части сухие релизы.
Но продолжают появляться интересные колонки. Сейчас БРИКС — объединение разношерстное: у участников союза столько же отличий, сколько соответствий. Рано или поздно объединению придется прийти к некоему стандарту, прогнозирует колумнист South China Morning Post Мок Уинстон. Иначе, уверен он, БРИКС не сможет реализовать свой потенциал полностью.
Для Китая, кстати, это мнение весьма необычное: как правило, в Поднебесной дорожат тем, что БРИКС готова принять самые разные страны. Видимо, Уинстон пишет о следующем этапе в развитии союза, когда ему нужно будет думать не о количестве, а о качестве.
Колумнист предлагает воспользоваться работой лауреатов Нобелевской премии 2024 года по экономике — турка Дарона Аджемоглу, американца Саймона Джонсона и британца Джеймса Робинсона. Что конкретно из их работы он предлагает позаимствовать — непонятно, но общий посыл таков: «Нужно заниматься широким экономическим участием и долгосрочными инвестициями, сохраняя стабильность и внимание к своим потребностям».
Т. е. надо заниматься реформами, которые нацелены, по словам Уинстона, на «инновации, укрепление права частной собственности, справедливую конкуренцию», но не терять свой национальный колорит. А он у стран БРИКС есть, напомнил автор.
«Россия, Индия, Китай и ОАЭ опровергают мнение, что экономического успеха можно достичь только с демократией и неолиберализмом, — фиксирует Уинстон. — Эти страны показывают, что настоящие двигатели прогресса — эффективные и инклюзивные институты, которые работают с учетом уникального исторического, культурного и экономического опыта каждой страны».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.