В казанской галерее современного искусства «БИЗОN» в преддверии саммита БРИКС открылась выставка «Татарская перспектива». В одном пространстве удалось собрать максимальную концентрацию ключевых тюрко-татарских художников XX и XXI веков. Экспозиция выстроена таким образом, что зрители могут наглядно увидеть траекторию развития изобразительного национального искусства. О том, как легендарный Баки Урманче оказался в неожиданном соседстве с «башкирским Баскиа», почему знаменитый мастер Мадияр Хазиев обратился к абстракции, какие работы оценил главный тренер хоккейного клуба «Ак Барс» и почему гостям грядущего саммита необходимо обязательно включить посещение выставки в свою культурную программу, — в материале «БИЗНЕС Online».
-
В преддверии саммита БРИКС в казанской галерее современного искусства «БИЗОN» открылась выставка «Татарская перспектива», объединившая работы 18 ключевых татарских художников ХХ и ХХI веков, — от Баки Урманче, Ильдара Зарипова и Хариса Якупова до ярких представителей татавангарда новой волны.
-
Экспозиция позволит зрителям наглядно увидеть пройденный путь татарского современного искусства, зафиксировать удивительные метаморфозы и благодаря концентрации ключевых авторов понять, как их творчество влияет на культурный ландшафт Татарстана, Поволжья, России и евразийского мира. Подобные выставки уже проходили в галерее «БИЗОN», например проект «М7 и новые кочевники» в 2022 году, но чтобы столько ведущих тюрко-татарских художников было представлено в одном пространстве — это впервые.
-
«Я искренне радуюсь таким событиям, пополнениям культурного планетария, потому что мы не так часто встречаем подобные выставки, — делится впечатлениями замруководителя исполкома Казани Гузель Сагитова. — Очень радостно, что „БИЗON“ всегда находит ту нить, которая соединяет прошлое и настоящее, национальное и общекультурное, все это мы видим на новой выставке. Я искренне рада, что у „БИЗONа“ сейчас новое пространство, и всем рекомендую увидеть новую выставку».
-
В этом зале гармонично соседствуют работы Мадияра Хазиева и Расиха Ахметвалиева, которые принадлежат разным творческим группам («Тамга» из Набережных Челнов и «Чингисхан» из Уфы), но перекликаются, вступают в художественный диалог.
-
Вот еще один пример неожиданного соседства. На противоположной стене от классика национального изобразительного искусства Урманче можно увидеть работу «Желтые хвосты» Айрата Терегулова. Его часто называют «башкирским Баскиа».
-
А вот и легендарный Урманче. Эта картина была написана им в Казахстане, а затем возвращена на родину легендарного художника. Важно отметить — ранее работа еще нигде не экспонировалась.
-
«Соединить несоединимое — очень красивая черта галереи „БИЗON“, — говорит начальник управления культуры исполкома Казани Азат Абзалов. — Но отмечу важную деталь: столица РТ на следующей неделе встречает гостей со всего мира, и эта выставка подготовлена как раз очень уместно к такому важному событию. Мы открываем для себя чужие миры, и цивилизации, которые открываются нам, тем самым открывают и нас тоже. Всегда считал, что Казань находится на стыке цивилизаций, а казанский зритель довольно серьезный, интеллектуальный, столица Татарстана — город высокой культуры, мы достойны встречать гостей, а также делать крутые события в области культуры. Важно то, что искусство живет в Казани, и оно очень перспективное».
-
Один из ярких представителей татарского современного искусства Ленар Ахметов признается — быть рядом с такой цепочкой «больших художников», которые заложили фундамент национального изобразительного искусства, крайне волнительно. «Первое впечатление — удивляет, что камерное пространство настолько эффективно может работать. Кажется, что по всем правилам необходим отход от работы метра на 3 как минимум. Здесь же, напротив, оказалось, что настолько интимное приближение к работе создает невероятное ощущение погружения, тем более все пространство насыщено совершенно разными авторскими стилями. Получается такой эффект погружения в татарское искусство, в самую его сердцевину», — поделился он.
-
Самая ранняя работа, представленная на выставке «Татарская перспектива», датирована 1948-м, а самая свежая — масштабное полотно Ахметова «Молитва» — написана совсем недавно, в августе этого года.
-
Открытие выставки посетил главный тренер ХК «Ак Барс» Анвар Гатиятулин вместе с женой Светланой. Особое внимание пара обратила на произведения уфимского автора Салавата Гилязетдинова, который работает в разных техниках, но предпочитает конгрев (бумажное тиснение). Это неудивительно — Гилязетдинов часто вдохновлялся уральскими ландшафтами, а именно оттуда родом хоккейный тренер.
-
Вот, кстати, работы Гилязетдинова «Тулпар» и «Акбузат».
-
«Мне всегда радостно, когда открываются такие выставки, где есть тенденции новых путей. Новых не в плане того, что это сделано сегодня, а то, что в последние годы, десятилетия появилось то искусство, которое опирается на корни татарской культуры, — делился размышлениями художник Хамза Шарипов, работы которого также можно увидеть на новой выставке. — Тюркский мир, мусульманский мир, соединенный с европейским опытом. И тогда возникает то искусство, где татары могут нащупывать свои почти утерянные корни».
-
Одна картин, которая сразу же притягивает взгляд, — «Степь» (по центру). Ее написал уфимский художник Мидат Мухаметов. Его вдохновляет история Великой степи и судьбы древних кочевников. Многие его работы называют музыкальными, и это неспроста — Мухаметов слушает национальные мелодии, когда работает в мастерской.
-
Рият Мухаметдинов приехал на открытие выставки из Набережных Челнов. В «БИЗОNе» представлены две его картины — «Красный цвет гончара» и «Танец». Мухаметдинов работает в направлении этнического авангарда, используя сухую пастель. Его произведения — это миры, которые композиционно выстроены по принципу космической сферы.
-
Рядом с работой Мухаметдинова коллега челнинского художника — легендарный Хазиев. «Пришлось прожить 40−50 лет, чтобы понять — через абстракцию тоже можно показать свои корни! — признается Мадияр Шарипович. — Это прекрасная выставка, столько разных работ, но они объединены одним смыслом: каждый должен стараться показать свои эмоции, свой народ, как он его чувствует и понимает».
-
На выставке «Татарская перспектива» действительно состоялось много «премьер». Хазиев показал новую абстрактную работу «Белый город» (на фото слева), зрители впервые могли увидеть графическую работу лидера татавангарда Зиннура Миннахметова.
-
«В последние несколько лет я часто хожу на выставки современного искусства и теперь научился получать настоящее удовольствие от него, — признается арт-директор Московского рынка Табрис Яруллин. — Естественно, всегда ищешь современное искусство здесь, в „БИЗONе“. Аннотацию к выставке я специально не читаю, чтобы остаться один на один с работами. В современном искусстве, мне кажется, чем больше рамок, тем неинтереснее его воспринимать, тем меньше любопытства, страсти. Поэтому и здесь я не читал ни анонс, ни аннотации, просто хотел посмотреть на картины, как они расставлены, какие у них образы, цвета и материалы».
-
Больше всего привлекла внимание Табриса, как и многих посетителей выставки, работа «Архитектурный город II» Ахметова. «Я подумал — художник наверняка вдохновлялся искусством шамаиля, а потом выяснилось, что это действительно так! Это образы, которые видишь с детства, но уже в современном контексте, и выглядят необыкновенной иллюстрацией современной книги об архитектуре», — делится Яруллин.
-
Доктор философии (PhD), партнер компании «Тюбетей» Альфрид Бустанов: «Здесь видна история развития татарского визуала с середины XX века: начинается с Баки Урманче — наше все, и дальше идут поиски современных художников. На открытии было много сказано про корни, про то, как люди занимаются современным искусством, не забывая про них. Такая терминология может ввести в заблуждение и делает искусство локальным, если не провинциальным. Хотелось бы, чтобы перспектива была не в самих себя, а вперед».
-
Проводником в мир современного тюрко-татарского искусства для первых зрителей стала искусствовед Дина Ахметова: «„Татарская перспектива“ — очень знаковое название, потому что, несмотря на разность работ, они объединены самым главным — тем, что они изображают Вселенную, большой космос, и в этом космосе есть что-то свое, очень маленькое и важное. Несмотря на разность, в каждой работе есть эта тема — маленькое, человеческое, свое в большом космосе».
-
«Я очень рад, что в нашем городе открылась выставка, посвященная именно татарской культуре и традициям, — говорит режиссер Рамис Назмиев. — Это позволит нашему народу быть современным, поможет актуализировать нам свою национальную идентичность. Очень надеюсь, что сегодняшняя выставка — первый шаг для новых проектов».
-
Символично, что Назмиеву особо понравилась работа одного из лидеров творческой группы «Чингисхан» Василя Ханнанова «Тропинка».
-
«Я сторонник традиционной живописи, где есть некая нежность, художественность или конкретная читабельность. То есть я сразу говорю, что я не за абстракционизм, не за какие-то психологические переживания, выраженные в искусстве. Поэтому из всего здесь мне ближе Баки Урманче, конечно, и Булат Гильванов — мой давнишний друг, которому я согласилась единственному позировать для коллекции булгарских амазонок», — признается хореограф и худрук ансамбля «Казань» Чулпан Закирова.
-
«Интересно: один из художников отметил, что даже абстракцией можно выразить культурный код, и здесь действительно это прослеживается, — говорит постоянная посетительница галереи Лэм Уен. — Это здорово, что татары не боятся ярко и громко заявлять о своей идентичности и что татарские художники вшивают культурный код в каждую свою работу».
-
Посетить выставку «Татарская перспектива» можно до 8 декабря в галерее «БИЗON» на ул. Пушкина, 20. Галерея работает ежедневно, кроме понедельника, с 12:00 до 20:00.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.