«На минувшей неделе мы завершили важный проект — закончили научное описание старого татарского кладбища города Троицка Челябинской области, которое длилось целых три года» «На минувшей неделе мы завершили важный проект — закончили научное описание старого татарского кладбища города Троицка Челябинской области, которое длилось целых три года» Фото: Азат Ахунова

«Родину надо любить ногами»

Один знакомый краевед как-то сказал: «Родину надо любить ногами». Простая истина, но понять ее можно, лишь прошагав по родным просторам не одну сотню километров. В своей ипостаси ученого-исследователя мне пришлось прошагать и проехать уже не сотни, а тысячи километров. И в основном это места, так или иначе связанные с татарской культурой и наследием.

На минувшей неделе мы завершили важный проект — закончили научное описание старого татарского кладбища города Троицка Челябинской области, которое длилось целых три года. Мы — это я и мои коллеги по центру письменного наследия Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова Академии наук Татарстана Ильгам Гумеров и Венер Усманов.

Человеку непосвященному, наверное, прежде надо объяснить, для чего все это нужно. Исследования эпиграфических памятников — это отдельная отрасль гуманитарной науки, которая несправедливо отодвинута на второй план. А ведь старые письмена могут рассказать нам о многом — они дают богатый эксклюзивный материал, касающийся не только тех или иных исторических персоналий, но и данные по истории, культуре, языку и литературе, демографии и этнографии. Эпиграфические памятники представляют собой важную часть нашего культурного наследия. Кодикологическое и библиографическое исследования, каталогизация и восстановление этих источников необходимы для сохранения наследия для будущего поколения.

Фрагмент надмогильного камня, обнаруженного в с. Отар Дубровка<p> Пестречинского района РТ</p> Фрагмент надмогильного камня, обнаруженного в селе Отар-Дубровка Пестречинского района РТ

Вот свежий пример. В 2021 году во время эпиграфической экспедиции в Пестречинский район РТ на кладбище села Отар-Дубровка мы случайно нашли камень, который уже почти ушел под землю. К слову сказать, это благо, потому что земля хранит структуру текста и камня лучше любой консервации. На открытом воздухе камни постепенно разрушаются от перепада температур, влияния ультрафиолета, а в последние годы буквально исчезают на глазах из-за плохой экологии. Так мы недосчитались нескольких камней периода Казанского ханства, которые были еще целы и невредимы в 1960–1970-х…

Так вот, найденный в земле камень рассказал нам об одном эпизоде периода Смутного времени. Как следует из эпитафии, памятник был установлен некоему Ураз-Мухаммаду, сыну Келая, который ушел с казачьим отрядом в Чебоксары и там погиб в июне 1600 года. Маленький, но исторический факт. Своего рода пазл, который, кто знает, поможет заполнить пробел в общей картине.

Здесь по пути на учебу в Бухару на несколько месяцев останавливался Шигабутдин Марджани

Но вернемся в Троицк. Как было сказано выше, это была наша третья экспедиция в регион. Первый раз мы сюда приехали в 2022 году.

Почему Троицк? А потому что в прошлом это был один из важнейших центров татарского мира. Как говорится в «Татарской энциклопедии», в конце XIX века Троицк занимал четвертое место в России по численности татар после Казани (28,5 тыс.), Оренбурга (12,7 тыс.) и Каргалинской слободы (10 тыс.).

В XIX веке в Троицке сложилась крупная мусульманская община. В 1897 году 36,2% жителей города (8 430 человек) были мусульманами, в том числе татары — 7 344 человека. Значительная часть исповедующих ислам была занята в торговле с Казахстаном и Средней Азией.

Здесь по пути на учебу в Бухару на несколько месяцев останавливался будущий выдающийся богослов Шигабутдин Марджани, приезжал на кумысолечение классик татарской литературы Габдулла Тукай, выходили татарские газеты и журналы, работал театр, библиотеки, школы, медресе.

Иными словами, в городе, который сейчас находится довольно далеко от крупных центров и почти на границе с Казахстаном, когда-то кипела бурная культурная и экономическая жизнь.

Ученицы русско-татарской школы. 1919 г. Фото из фондов Троицкого<p> краеведческого музея</p> Ученицы русско-татарской школы, 1919 год. Фото из фондов Троицкого краеведческого музея

Сегодня от татарского Троицка мало что осталось. Есть несколько мечетей и кладбище. Есть еще люди, которые говорят по-татарски и стараются сохранить свою самобытность. Большинство из них — местные краеведы.

Пустыми глазницами выбитых окон смотрит на нас все еще роскошный пассаж купцов Яушевых, некогда построенный по последнему слову архитектурной и инженерной мысли, теперь совсем заброшенный. На старинных открытках видно, что когда-то это было оживленное место: сновали извозчики, подвозились грузы, велась активная торговля. Здесь сохранились оригинальные рамы, двери и даже родной механизм по опусканию жалюзи.

Пассаж Яушевых Пассаж Яушевых

На старом татарском кладбище Троицка сохранилось около 2 тыс. надмогильных камней

Свидетелем былых и славных лет является татарское кладбище города Троицка. Вообще, здесь их два. Но одно из них, Амурское, расположенное в северной части города, можно сказать, исчезло: камни растащили на бытовые нужды, и там и сям виднеются одинокие памятники.

Однако старое татарское кладбище, которое мы исследуем, — это совсем другое дело. Несомненно, такое место можно назвать музеем под открытым небом. И по количеству древних памятников, и по степени их сохранности, и по их исторической и художественной ценности. По значимости с ним может соперничать только татарский некрополь в селе Татарская Каргала под Оренбургом. Оба кладбища заслуживают включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Несомненно, такое место можно назвать музеем под открытым небом» «Несомненно, такое место можно назвать музеем под открытым небом»

По нашим примерным подсчетам, на старом татарском кладбище Троицка сохранилось около 2 тыс. надмогильных камней. За три года нам удалось зафиксировать примерно половину. Зафиксировать — это значит сделать фотографии каждого камня со всех сторон, снять размеры, определить геоданные. Иногда приходилось делать прорисовки на месте, буквально на ощупь читать тексты, поскольку визуально они не определялись. На все про все — две недели работы без выходных. А ведь есть еще другие экспедиции, плановая научная работа, конференции и др.

«Место до сих пор считается священным»

Старое татарское кладбище в Троицке уникально тем, что сохранилось практически в первозданном виде. Почему здесь не было построено ни одного завода или жилого комплекса, остается загадкой. То ли денег не хватило на масштабное строительство, то ли руки не поднялись — место до сих пор считается священным. Прежде всего потому, что здесь находится могила суфийского шейха Зайнуллы Расулева, крупнейшего религиозного деятеля конца XIX – начала XX века. Утверждается, что, помимо всего прочего, он был еще и талантливым целителем. И сегодня к его могиле не зарастает тропа. В основном к нему приезжают из Башкортостана и Казахстана. Как правило, это женщины. Мы видели, как люди оставляли на могиле Зайнуллы-ишана ключи от квартир и машин, бутылки с водой и упаковки с мылом, чтобы «зарядиться». Некоторые клали руки на камень, чтобы «подкачать энергию», и впадали в транс, тряслись и плакали.

Все это самым отрицательным образом сказывается на самом надмогильном камне Расулева. По краям оно полностью обломано. Как говорит смотритель кладбища, некоторые откалывают куски, чтобы потом перемолоть, размешать с водой и пить как целебное снадобье.

«Некоторые памятники достигают высоты трех-четырех метров — настоящие колонны. При этом они покрыты плотным текстом, посвященным деяниям усопшего в бренном мире» «Некоторые памятники достигают высоты 3–4 метров — настоящие колонны. При этом они покрыты плотным текстом, посвященным деяниям усопшего в бренном мире»

Эпитафии на татарском кладбище — это еще и ценный источник информации о жизни Троицка и татарских общин того времени. Местные купцы и торговцы мерялись друг с другом достоинством, кто из них сможет установить более высокое и крутое надгробие, даже после смерти. Некоторые памятники достигают высоты 3–4 м — настоящие колонны. При этом они покрыты плотным текстом, посвященным деяниям усопшего в бренном мире.

Некоторые готовили такие надмогильные плиты заранее, чтобы не обременять расходами потомков, оставляя дату смерти невписанной. Об этом можно судить по зарубкам на камне.


Для историков такие тексты являются важным источником, который порой помогает закрыть имеющиеся лакуны. Например, благодаря тексту одной эпитафии мы смогли узнать, где была расположена общественная библиотека, примерно в какие годы она функционировала, кто руководил ею.

На большинстве древних татарских кладбищ надгробия сделаны из песчаника или известняка. Это касается и камней периода Волжской Булгарии и Казанского ханства. Техника изготовления была следующей. На свежедобытом камне вырезали буквы заостренным металлическим предметом и при необходимости смачивали поверхность для написания букв. Отличие Троицка в том, что большинство эпитафий выполнено из гранита — материала, который был малодоступен даже зажиточным слоям населения. Здесь же гранитные камни установлены почти всем — пекарю, башмачнику, сапожнику. Это было по причине близости месторождения Пласт, благодаря чему материал выходил дешевым.

Мох на камнях здесь особый — рыжего цвета. В Татарстане он почти всегда зеленый. Почему? Влияние климата? Здесь он сухой и континентальный. Подумав, решили, что цвет зависит от камня — используемого здесь гранита.

Интересные находки

После многих лет хождений по татарским кладбищам обратил внимание, что люди в те годы уходили в мир иной примерно так же, как и сейчас, в 70–80 лет. Это касается и Троицка. Распространено мнение, что средняя продолжительность жизни в XIX веке составляла чуть более 40 лет. С чем это связано? У меня есть свое мнение на этот счет. Как известно, надмогильные памятники из камня могли позволить себе установить только богатые люди. Не только из гранита и мрамора, что в нашем Волго-Уральском регионе было большой редкостью и роскошью. Троицк является исключением по причине дешевизны камня.

Соответственно, у состоятельных людей был другой, более качественный образ жизни: еда, доступ к медицине, лекарствам, отдыху. Все это факторы долголетия. Например, на некрополе Троицка обнаружили эпитафию от 1887 года. Указано, что похоронена супруга некоего Мухаммад-Шарифа из деревни Большой Менгер Сагыйдабану, дочь Махмуда, которая скончалась в возрасте 93 лет.


На последнем, завершающем этапе экспедиции нами были сделаны пусть и небольшие, но открытия. Например, нашлась считавшаяся утерянной могила известного деятеля начала ХХ века — издателя и главного редактора консервативного журнала «Дин вә мәгыйшәт» («Религия и жизнь»), выходившего в Оренбурге в 1906–1918 годах, Мухаммат-Вали Хусаинова.

Интересной находкой можно считать надмогильный камень, украшенный феской, установленный за счет пожертвований татарской общины Троицка, скончавшемуся в 1918 году турецкому военнопленному Мухаммету Мустафе из Трабзона.


На самом деле это лишь предварительные результаты, рабочие наблюдения. Весь полученный материал нуждается в обработке и научном описании. Мы планируем издать книгу-каталог по Троицку. Если найдутся средства, хотелось бы издать иллюстрированный альбом.

Во всяком случае большая работа проделана, и эпитафии Троицка, важные и ценные для нашего культурного наследия, наконец-то записаны, пусть и не полностью. Теперь они обретут вторую жизнь и станут важными документами.