Роботизация — это прямой путь к преодолению дефицита кадров в стране, заявил на этой неделе в Иннополисе заместитель руководителя администрации президента РФ Максим Орешкин. По его словам, внедрение роботов уже сейчас дает эффект и оно выгодно, потому что человеческий труд становится все дороже и дороже. А вы как считаете, заменят ли роботы человека и когда? В каких сферах? Где человека заменить так и не получится? И вы бы свою работу доверили роботу? «БИЗНЕС Online» отвечают Сергей Лукьяненко, Вячеслав Зубарев, Шамиль Агеев, Максим Калашников, Рашит Низамов и др.
Сергей Лукьяненко писатель-фантаст, сценарист— В эпоху моего детства и юности мы думали, что роботы заменят людей на тех работах, которые трудны, неприятны, физически тяжелы и опасны. То есть заменят человека в шахтах, у станков и так далее. Отчасти, конечно, это тоже происходит. Во всяком случае можно сказать и о комбайнах с искусственным зрением, которые у нас сейчас выходят на поля (и это действительно большой успех нашей науки и сельского хозяйства), о других каких-то вещах. Но, к сожалению, сейчас еще есть такая активная тенденция, когда искусственный интеллект начинает заменять людей, занимающихся интеллектуальной работой. Я имею в виду пока еще не писателей, хотя к этому уже близко, но во всяком случае это почувствовали уже и журналисты, и художники, и так далее.
Хотелось бы все-таки, чтобы, как в старой детской песне, «вкалывают роботы, счастлив человек». Чтобы люди могли заниматься творческим и интеллектуальным трудом, а роботы все же выполняли функции, скажем так, грубой рабочей силы. Занимались вещами, которыми людям заниматься неинтересно и скучно. Потому что, собственно говоря, вся интеллектуальная деятельность, во-первых, нужна самим людям для того, чтобы развиваться. А во-вторых, надеюсь, мы же создаем не цивилизацию роботов. Мы создаем цивилизацию людей. Людей, которые хотят жить интересно, счастливо и быть избавленными от каких-то трудностей и тяжелых, неприятных, монотонных работ.
Так что я соглашусь с тем, что роботы должны людей заменять. Это неизбежный путь, потому что, хотим мы того или нет, рождаемость в стране падает. Я очень надеюсь на то, что интеллектуальный уровень будет повышаться, а чем больше он будет повышаться, тем меньше будет желающих стоять и копать канаву «от забора и до обеда». Так что пока хотелось бы верить в то, что роботизация и искусственный интеллект будут заменять нас на этой неприятной и скучной работе.
Доверил бы я свою работу роботу? Понимаете, моя работа мне интересна. До сих пор, хотя я занимаюсь ей уже 35 лет. Мне интересно писать, создавать миры и смотреть, как в этих мирах живут люди, как может развиваться общество и так далее. Даже если заменить это работой робота, то, собственно говоря, что тогда делать? Сидеть и смотреть телевизор, читать, путешествовать? Это все замечательно, но на самом деле мне не меньше нравится и работать. Это доставляет мне удовольствие. Поэтому до сих пор, поскольку роботы заменить человека не могут, я с удовольствием буду продолжать заниматься своей работой. До того момента, пока она будет востребована.
Айрат Хайруллин глава минцифры РТ— Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к истории. Слово «робот» произошло от древнеславянского слова «роботá» (ударение на последнюю гласную), что означает каторга, или рабство. А понятие «робот» ввел чешский писатель Йозеф Чапек 104 года назад, в 1920-м. Поэтому роботы должны заменять людской «каторжный» труд, где люди работают в тяжелых условиях. Это металлургия, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, химическое и другие опасные производства.
Второе. Роботизация промышленности для России — это спасательный круг конкурентоспособности страны в глобальной повестке. Потому что российская экономика не будет расти высокими темпами, так как уже сейчас не хватает рабочей силы, есть еще не решенные вопросы демографии. А роботизация — «ответ» на этот текущий вызов.
Что касается вопроса, где человека заменить не получится. Человека вообще нельзя ни заменить, ни повторить, так как он божественное создание. Можно заменить только человеческий труд. Поэтому там, где человек получает удовольствие и счастье от своего труда, — творчество, воспитание, общение, научная и духовные сферы — там его превзойти невозможно и не нужно.
Важно понимать, что роботизация — это не про сокращение рабочих мест, а про изменение характера труда. Нам нужно будет больше инженеров, программистов, специалистов по обслуживанию роботов. Но знаете, что самое интересное? Граница между «человеческим» и «роботизированным» постоянно сдвигается. То, что вчера казалось исключительно человеческой прерогативой, сегодня уже делают машины. Поэтому каждому человеку и всему человечеству необходимо развивать свою внутреннюю «человечность», которая присуща только человеку.
Шамиль Агеев председатель Торгово-промышленной палаты РТ— Я считаю, что Орешкин не знает производства и немножко витает в облаках. В каких-то моментах где-то это (замена человеческого труда роботами — прим. ред.) может быть. А в целом до такого еще далеко. Поэтому он, скажем так, опережает события. Тем более что роботы пока сложны в исполнении и для их производства нужна более совершенная техника. А с оборудованием в связи с санкциями сейчас очень многое тяжело идет.
Если в свое время на заводе ЭВМ в Казани, которому вчера 70 лет исполнилось, было до 2 тысяч разных станков, то сейчас у них со станками туго. Роботы станут использоваться, но массовой роботизации не будет. А там, на высших уровнях, немножко [опережают события]. Орешкин ведь хороший экономист, но школу производства он не проходил.
Вячеслав Зубарев гендиректор ООО УК «ТрансТехСервис», депутат Госсовета РТ V созыва— Я бы не рискнул назвать сферы, где не получится заменить человека роботом. Потому что ничто не стоит на месте, и если сегодня не получится, то завтра — вполне может быть. А где сегодня заменить?.. На производстве прежде всего. Не секрет, что есть роботизированные линии производства, где работает минимальное количество людей. На последних построенных заводах в автомобилестроении, которые выпускают по 300–350 тысяч автомобилей [в год], работают по 3 тысячи человек. Потому что там линии сборки, сварки и прочего роботизированы. То есть на производстве, я думаю, уже сейчас есть для этого достаточно большие возможности.
Что касается сферы обслуживания, то какие-то операции там, безусловно, могут быть роботизированы или автоматизированы. Но мне все-таки кажется, что в сфере обслуживания клиенту зачастую важно то, что не может дать робот. Вот вы в ресторане сидите, и к вам робот подкатит. Наверное, 1–2 раза это забавно. Но, в принципе, вам, наверное, хотелось бы, чтобы к вам подошел человек, чтобы подпитаться от него какими-то эмоциями…
Полностью я роботу свою работу бы, конечно, не доверил, но какие-то ее элементы с удовольствием ему бы передал. И, собственно говоря, этот процесс уже идет. Автоматическая обработка данных есть. Ведь что такое работа менеджера, если говорить о моей работе? Это получение данных, их обработка, анализ, выводы, принятие решений, составление плана и его реализация. И, наверное, процентов 70–80 этой работы со временем будет роботизировано. Потому что вся эта обработка данных, анализ… Мы же понимаем, что сейчас, когда стала доступна обработка больших данных, которая человеку просто не по силам… На эту тему есть много теорий о том, что правильная статистическая обработка [с помощью искусственного интеллекта] гораздо точнее делает анализ, чем человек с его профессионализмом и интуицией. И зачастую так во многих областях. Поэтому я думаю, что нас, белых воротничков, то есть людей, которые сейчас занимаются аналитикой, прогнозами и прочим, в ближайшее время роботы очень сильно «подвинут». Хотя нам, конечно же, это не нравится.
Максим Калашников писатель, футуролог— Во-первых, и это очевидно, робот никогда не заменит человека. Он не заменит. Он освободит человека от нетворческого, рутинного труда. Произойдет процесс, подобный тому, как водопровод освободил человека от необходимости быть водовозом и водоносом. Как железные дороги освободили человека от необходимости пользоваться гужевым транспортом. Робот заменит человека прежде всего на конвейере, в производстве. На заводах и фабриках прежде всего. И это очень здорово. Я сторонник робовладения.
Робот никогда не станет конструктором, ученым. Он никогда не будет инженером, воспитателем в сфере «человекостроения», как я называю эту громадную сферу. Робот никогда не станет врачом, хотя и может взять на себя некие хирургические функции. Но врачом он не будет никогда. Врач останется человеком. Я уж не говорю о музыке, настоящей музыке. Робот никогда не станет композитором, писателем. Это вообще очень странная логика: почему он должен нас заменить? Разве нас станки заменили? Они нас освободили!
Доверил бы я свою работу роботу? Я писатель-публицист. Робот в данном случае меня никак не заменит. И уж коли продолжать размышлять на эту тему, то, простите, не будет никогда полностью автоматизированного пассажирского самолета. Или поезда без машиниста. Все равно человек там будет. А насчет этих страхов, [что робот вытеснит человека], то все они феерические. Вы вспомните: в начале XIX века было движение луддитов. Они боялись, что ткацкие станки заменят людей и отберут у них работу. Наоборот! Тут работает такой принцип, что если тебя робот или машина заменяет где-то, освобождает от рутинного труда, то у тебя открываются новые гигантские сферы деятельности.
Виктор Дьячков председатель совета директоров ГК ICL— Здесь правы и те, кто думает, как Максим Орешкин, и другие, которые возражают, что это выгодно только там, где налаженное производство, повторяющиеся процессы. Что сказал директор КАМАЗа? Что у него все правильно, все хорошо и роботы работают. А есть возражения, которые были от коллег, у которых все производство сильно завязано на условия рынка, а они быстро меняются. Например, у меня поставить робот на то, чтобы он делал сборку компьютеров, вряд ли получится.
Роботы у меня задействованы на монтаже материнских, электронных плат. Это возможно. А вот сделать уже финальную сборку самих компьютеров… Там меняется конструктив достаточно часто, и это вряд ли будет востребовано. Тем более что потребности рынка таковы, что, скажем, в начале года мы работаем в одну смену (и даже не всегда есть работа), а в конце года — в три смены. А роботу надо, чтобы он работал постоянно, в три смены. Рынок этого не позволяет.
Сергей Сотников директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ— Вы знаете, у нас очень модно кидаться от одной темы к другой… Вот сейчас роботизация, и все подхватили. Но роботов кто-то должен делать. Их кто-то должен обслуживать. А для этого опять-таки нужны люди, которые имеют такие компетенции. И эти компетенции достаточно сложные, чтобы роботов изготавливать. Если же мы купим чужих роботов и здесь поставим их работать, то мы это уже проходили. Это явно не про импортозамещение. Это первый вопрос.
Второе. Конечно, роботизация и более сложные станки, которые могут заменить людей, — правильное направление. Но не надо из него делать фетиш какой-то. Полностью заменить людей роботами не получится, но можно заменить людей роботами на производстве.
Доверил бы я свою работу роботу? Она связана со взаимодействием с людьми. В том числе это налаживание коммуникаций. Доверить такое роботу пока еще, наверное, невозможно. Все-таки мы, люди, должны между собой каким-то образом коммуницировать.
Александр Панов директор лаборатории «Когнитивные системы ИИ» AIRI, руководитель центра когнитивного моделирования МФТИ— Говоря о роботах, в первую очередь следует представлять себе не футуристичную картинку в виде некоего гуманоида, а привычное внешне оборудование, но с улучшенным с помощью технологий ИИ (искусственного интеллекта — прим. ред.) функционалом. Уже сейчас они активно внедряются в различные сборочные цеха, в задачи переноса каких-то тяжелых грузов и их доставки. В первую очередь, конечно, роботы внедряются на самых простых и тяжелых производствах, где необходима монотонная, рутинная, хорошо алгоритмизированная работа или где выполнение работ опасно для сотрудника.
С развитием робототехники как научно-исследовательского направления действительно следует ожидать их более широкого применения, которое может решить вопросы нехватки линейного персонала. Но важно понимать, что речь идет не о замене человека машинами, а о перераспределении различных задач для более эффективного их выполнения. Например, при внедрении на какой-нибудь завод, производящий детали, дополнительных умных установок сортировки продукции можно решить вопрос нехватки обслуживающего данный процесс персонала. При этом не тратить на него время высококвалифицированных специалистов, а позволить им заниматься своими прямыми задачами — проектировкой, разработкой и так далее.
Невозможно заменить человека в задачах, которые требуют большей интеллектуальной вовлечености, эмпатии и творчества. Я бы особенно выделил среди таких задач уход за больными. Работу по вождению автомобиля я бы вполне доверил интеллектуальной системе, зная, как устроены такие системы вождения в определенных условиях. Вполне готов доверить доставку документов мобильному роботу, вместо того чтобы везти их в место назначения самостоятельно.
Как ученые и разработчики мы планируем и надеемся, что такие технологии будут внедряться повсеместно. Наиболее интересные научно-исследовательские задачи в области робототехники в данный момент лежат в плоскости планирования действий роботов и их умения ориентироваться в разных изменяющихся пространствах, чтобы сделать их более универсальными.
Еще один важный аспект. Для полноценного внедрения роботизированных систем в производства на них должны быть максимально отлажены все процессы, также нужна соответствующая регуляторика.
Рашит Низамов ректор КГАСУ— Снято уже много фильмов, где, так сказать, рассматриваются перспективы человечества, и там роботы — везде. Когда-то, может быть, это и случится. К тому же сейчас все чаще говорят об искусственном интеллекте, и это, конечно, заставляет задуматься. С точки зрения техники, технологий мы, наверное, постепенно к такому придем, и роботы человека там заменят.
Но ведь у человека есть еще и душевная, ментальная составляющая, чем он, собственно, и отличается от машин, механизмов и так далее. Именно эта эмоциональная составляющая двигает прогресс, помогает делать открытия, в том числе и такого технико-технологического плана. Здесь роботы не смогут заменить человека. Потому что в основе многих открытий эмоциональная составляющая. И я думаю, что когда есть некий посыл общества, какой-то неясный призыв найти что-то, то роботы здесь человека не заменят.
Я уверен, что робот никогда не будет любить студентов, как я. Не станет относиться к ним с такой симпатией, которая у нас взаимна. Потому что мы одна команда. Робот сможет, конечно, дублировать какие-то мои функции, но эта эмоциональная составляющая, консолидирующая нас в вузе в единый коллектив… Этого робот никогда не сможет сделать.
Егор Орел руководитель проекта «Искусственный интеллект» координационного центра правительства РФ— Когда роботы заменят человека? В каких сферах? Краткий ответ: «Вчера». Начнем с определения. Робот — это устройство, предназначенное для выполнения задач в физическом мире. Согласно статистике, наибольшее распространение роботы получили в промышленности: электронной, автомобильной, металлургической. То есть там, где очень высока доля рутинного, повторяющегося труда, требующего высокой точности и большой силы. С увеличением силы искусственного интеллекта роботы становятся более способными к задачам посложнее. До использования роботов компаниям нужно дорасти, четко описать бизнес-процессы. Без такой проработки роботов внедрить не получится.
Где человека заменить не получится? В первую очередь автоматизации будет подлежать низкоквалифицированный труд, где высока цена ошибки. Лучшая защита от замены роботом — образование и повышение квалификации. Поэтому рекомендую не опасаться роботов, а заведомо готовиться к предстоящим изменениям, учиться новому.
Доверил бы я свою работу машинам? Да, я доверяю им там, где они меня усилят или освободят от скучных, неинтересных дел. Активно в работе использую агентов с большими языковыми моделями, в моем доме ежедневно производит влажную уборку робот-пылесос. И рекомендую это делать другим. Важно осознать, в чем есть потребность, и инструменты обязательно найдутся.
Евгений Минченко президент «Минченко консалтинг»— Роботы никогда не заменят человека. Они просто снимут с него техническую, рутинную работу и дадут ему возможность для планирования и творчества. Лично я очень большой объем своей работы доверяю роботу. Очень большой объем технической части своей работы. Не вижу здесь никакого противоречия.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.