Технология искусственного интеллекта развивается сама по себе и никак не обуславливается людьми, говорили вчера в Иннополисе на цифровом форуме стран БРИКС. Нам остается только надеяться на то, что развитие ИИ приведет к чему-то хорошему. Насколько справедлива такая точка зрения, можно ли просчитать социальные последствия ИИ и почему западные исследователи в этой области подчищают «русский след», узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Технология искусственного интеллекта развивается сама по себе и никак не обуславливается людьми, говорили вчера в Иннополисе на цифровом форуме стран БРИКС
В отрасли не хватает звезд
Цифровой форум стран БРИКС в Иннополисе собрал ведущих экспертов в области ключевой технологии современности — искусственного интеллекта. Ощущалась разница подходов. Так, гости из Бразилии, Индии больше сосредоточились на практической пользе технологии и аналитике: ИИ подскажет, где распылять пестициды на полях, предскажет погоду, поможет заказать еду из ресторана и даже сосчитать зерна в початке кукурузы, а эксперты из России и Китая сделали упор на риски и проблемы развития ИИ.
Заместитель главного инженера центра ИИ Китайской академии по информационно-коммуникационным технологиям Ванг Янтао рассказал о том, что возможности ИИ в решении некоторых задач уже на уровне человеческих и выше, но скорость развития технологии замедляется. Например, увеличение параметров больших языковых моделей столкнулось с проблемой ограниченности вычислительных мощностей. Решение — в международной интеграции. Янтао рассказал о создании центра БРИКС по развитию ИИ.
Но, как отметил ректор Университета Иннополис Александр Гасников, сегодня международное сотрудничество весьма проблематично: «Мы находимся в очень тяжелых условиях, не совсем понятно, как дальше развиваться. Свежий пример — результаты NIPS, главной конференции по искусственному интеллекту. Обсуждается, у кого сколько статей прошло, как дальше двигаться, и часть западных коллег прямо говорит: „Можете убрать данные о том, что у вас есть российская аффилиация?“ Но у нас только она и есть. И что делать?» Ученый считает, что это не повод отказываться от попыток публикаций в зарубежных журналах, но надо создавать отечественные журналы и конференции.
Также ректор обратил внимание на проблему нехватки ярких ученых, которые могут создать вокруг себя школу и воспитывать молодежь. «Вся элита, которая у нас есть, уже более или менее задействована. Центры взяли себе почти все что можно, а мы хотим двигаться вперед, нам надо расширяться. Такие страны, как Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Китай, Индия, где много ученых, вполне могут создать научные школы», — предположил Гасников. Да, при этом талантливую российскую молодежь могут переманить в другие страны, но из 10−20 студентов, которые через это пройдут, пятеро обязательно вернутся и создадут свои точки роста. «Давайте дружить, и дружить содержательно, — резюмировал ректор. — Это могут быть программы стажировок, обмена кадров, совместных проектов».
Михаил Корольков: «Технология — это вирус поверх человеческой цивилизации. Она использует людей как субстрат, чтобы развиваться куда ей нужно»
Технология и вера в нее
Руководитель управления по цифровым технологиям и ИИ «Газпром нефти» Михаил Корольков на вопрос ведущего о рисках применения ИИ в потенциально опасных производствах дал понять, что гадать на кофейной гуще не намерен: «Вся история показывает, что социальные последствия серьезной технологии просчитать невозможно. Все, что всякие предсказатели, футурологи говорят на эту тему, базируется не на рациональных аргументах, а на их внутренней вере или на том, что они хотят продать».
Себя Корольков охарактеризовал как локального технооптимиста, поскольку видит много отличных результатов внедрения ИИ, и как глобального технопессимиста, т. к. риск очевиден. «А фон для такой моей позиции — технопофигизм или технофатализм, — уточнил он. — Это вера в то, что технология развивается сама по себе, она никак не обуславливается людьми, они не определяют, куда она развивается. Технология автономна». Словом, нам остается только надеяться на то, что развитие ИИ приведет к чему-то хорошему.
«Давайте представим: все люди Земли однажды просыпаются и находят рядом с кроватью кредитную карточку с неограниченным лимитом, гору наркотиков и пистолет», — предложил Корольков. Кредитка — это возможность получить ценности без усилий. Наркотики — безграничные развлечения: созданные ИИ игры, романтические ИИ-партнеры, сериалы, которые можно генерировать под себя, и т. д. Пистолет — возможность наносить вред кому угодно. А дальше — выбор за человеком. «Технология — это вирус поверх человеческой цивилизации, — резюмировал он. — Она использует людей как субстрат, чтобы развиваться куда ей нужно».
Александр Крайнов: «Дайте мне четверых-пятерых самых классных специалистов, и я решу любую самую сложную задачу, связанную с искусственным интеллектом»
Мировой прогресс будут двигать сегодняшние джуны, уверен директор по развитию технологий ИИ «Яндекса» Александр Крайнов, на них и ставка: «Ребята, которые сегодня учатся в университетах, и делают мировой прогресс. Они пишут самые яркие научные статьи в Европе. От них зависит развитие искусственного интеллекта. Если у себя в стране или компании вы ищете, как развивать искусственный интеллект, вы должны думать о том, где взять этих ребят и как их воспроизводить… Если мы хотим, чтобы у нас были отличные технологии искусственного интеллекта, нам нужны не большие данные (хотя и они тоже), не прекрасная регуляторика (хотя без нее никак), не железо (хотя куда без него?), а именно вот эти люди. Дайте мне четверых-пятерых самых классных специалистов, и я решу любую самую сложную задачу, связанную с искусственным интеллектом. Отнимите у меня этих людей, но дайте безграничные ресурсы, и я ничего не сделаю».
Вице-президент по стратегии и инновациям МТС Евгений Черешнев указал на проблему того, что компании и ученые во всем мире не делятся друг с другом своими знаниями, в результате часто приходится изобретать велосипед. Черешнев призвал быть конкретнее: «Вот мы поговорили за все хорошее и против всего плохого и разошлись, не хватает именно продуктовой части». Но больше всего его волнует то, что социум не готов принять возможности и скорость развития ИИ. «Он больше пугает людей, нежели объясняет сам себя, и мы его тоже не особо объясняем», — констатировал он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.