В ДИКО СЖАТЫЕ СРОКИ

- Сергей Валерьевич, какие аппараты ЭНИКС проходили государственные испытания для Сухопутных войск?

- «Элерон-3СВ» и «Элерон-10СВ», предназначенные для разведки.

- Что дает вам факт прохождения испытаний?

- Он сам по себе о многом говорит. Это значит, что устройство готово к серийному выпуску и можно ждать госзаказ, подчеркну: именно госзаказ. Будет ли он, станет известно либо в конце этого, либо в начале следующего года.

- Кто, помимо ЭНИКС, прошел испытания?

- Петербургский СТЦ с «Орланом». Но мы работаем в разных классах по размерности и типу двигателя. У нас упор сделан на удобство эксплуатации, а потому используются электродвигатели, а у них – бензиновые, обеспечивающие продолжительность полета.

- Сколько всего фирм участвовали?

- Заявлялось много, но реально, после того как была предоставлена вся документация, почти все отсеялись. В России – 52 занимающиеся беспилотниками конторы. Из них реально что-то могут показать 7. С чем-то реально посоревноваться, выступить были готовы три фирмы: помимо нас и питерцев – Ижевска ZALA, но у них что-то с документацией оказалось не то. Есть еще «Иркут», но он провалил испытания.

- А разве госиспытаний до этого не было?

- Нет, они проведены в первый раз. Причем в дико сжатые сроки - примерно за месяц. Но по полной программе, начиная от документации и заканчивая программой в сотню полетов. Люди работали день и ночь.

- Столь сжатые сроки не говорят о не очень высоком качестве испытаний?

- Нет, они говорят о том, что реальная потребность есть.

ОТ ИНДИИ ДО США

- За время существования фирмы сколько всего поставлено «Элеронов» разных модификаций?

- С 2006 года примерно 400 комплексов с одним-двумя аппаратами. В год у нас уходит порядка 50 комплексов.

- Где используются аппараты ЭНИКСА?

- В МВД, например в Татарстане, в ФСБ. Но мы многих своих заказчиков попросту не знаем. Есть, скажем, «военная часть» такая-то, специалистов которой мы обучили, а где они применяют и как, не знаем. Бывает, в другой город приезжаешь и видишь собственный самолет над головой.

- Сколько стоит комплекс?

- Два самолета, наземная станция, ЗИП и обучение стоят примерно 6 миллионов рублей. Обучаем на нашей базе, причем это занимает всего неделю.

- Какую гарантию даете?

- Даем гарантию в 250 применений, то есть взлетов и посадок. Конечно, многое зависит от уровня эксплуатации и от того, какие задачи выполняются. На Северном полюсе наши комплексы служат уже несколько лет и эксплуатируются почти каждый день. Но там люди относятся ко всему аккуратно, и время у них есть, поэтому проблем не возникает. А есть армия, где нередки посадки в гору или в дерево.

- Другие российские беспилотники на полюсе применяются?

- Нет. А в прошлом году была экологическая экспедиция на Шпицберген. Кроме норвегов были американцы и другие, привезли свои аппараты. Но наш лучше всех себя показал: после таможни из ящика его достали, и через 20 минут он в воздухе был. А все остальные начали их собирать, настраивать - у нас техника ближе к военным требованиям. Сейчас на полюсе работают четыре наших комплекса с разным целевым оборудованием – наблюдения за температурой, влажностью, ледовой обстановкой.

- За границей ваши аппараты летают?

- Это неизвестно. Если аппарат двойного назначения, мы не имеем права продавать его за границу.

- А предложения были?

- Конечно. Начиная с Индии и заканчивая США.

- Но ведь у американцев столько своих аппаратов. Что их интересует у вас?

- Привлекательная цена.

- Что за организации интересуются?

- Экологи и охранные структуры… Сейчас рассматриваем возможность производства за границей, в тех же США.

- Но ведь это техника двойного назначения…

- Я имею в виду сам планер, то есть самолет без целевого оборудования. Американцев, грубо говоря, интересуют планер и автопилот.

"ЛИБО ПОПАДАЮТ, ЛИБО НА РОДИНУ УЛЕТЯТ"

- Недавно появилась информация о том, что российские военные отказались от дальнейших закупок израильских беспилотников. Это хорошая новость?

- Здравое решение. Хотя и очень долго к нему шли. Но, видимо, поняли, что беспилотник - это не автомат, который купил, и он будет стрелять в ту сторону, в которую его направил. Беспилотник летает, подчиняясь собственной программе, и что он будет делать в следующий момент, никому не известно. В реальных военных действиях они либо попадают, либо на родину улетят.

- То есть это не выдумки?

- Абсолютно нет. Сейчас едва ли не любой производитель телефонов чуть ли не официально встраивает в свои аппараты софт, который позволяет читать SMS владельцев.

- Примеры выхода беспилотников из-под контроля знаете?

- О самих беспилотниках в России такого не слышал, а что касается кое-какой полезной нагрузки, такие случаи были. Люди включают прибор, и звонок от производителя: «А что наше изделие делает там-то?» И что производитель может в этом случае сделать, неизвестно. Выключить – это, наверное, самое простое.

- У вас электроника какая используется?

- Элементы используем импортные, а разработка и производство - наши.

- Что скажете о недавней инициативе некоторых депутатов Госдумы России, которые хотят запретить использование не просто импортной электроники, но даже, кажется, элементной базы?

- Тогда мы вернемся к уровню беспилотников 80-х годов – они увеличатся в размерах, потеряют функциональность. Ведь даже ГЛОНАСС-приемники на российских комплектующих не строятся. Импортные резисторы и конденсаторы в разы дешевле, чем наши, а многих вещей в России просто нет, например датчиков.