«По текущему тренду к 2040 году в Иннополисе будет 11 тысяч жителей, максимально — 34 тысячи. Как обычно, столь низкий прогноз никого не устроил, поэтому были сделаны варианты на 70 тысяч, 150 тысяч и 220 тысяч человек», — говорит директор Института пространственного планирования РТ Олег Григорьев, объясняя многократную разницу между базовым и инерционным сценариями развития города. Мэрия обещает сохранить человекоцентричность, экологичность и 15-минутную доступность при любых масштабах, проектанты пытаются вывести Иннополис к Волге, а туристы, возможно, смогут добираться до города на теплоходе и по канатной дороге. О том, почему устарела сингапурская концепция Лиу Тай Кера и насколько реализуем новый мастер-план, — в материале «БИЗНЕС Online».
Иннополис как первый город, созданный в постсоветской России, с нуля формировал культурный код и выстраивал свою идентичность. А миссия перед ним сразу стояла глобальная — решать задачи страны
Как институт Григорьева концепцию Лиу Тай Кера переосмысливал
Сегодня в Иннополисе стартует, пожалуй, самое значимое мероприятие за всю историю города, а может быть, и за всю историю IT Татарстана — Цифровой форум БРИКС, на котором завтра пройдет 10-я встреча министров связи стран объединения. Символично, что первая встреча такого уровня в 2015 году была инициирована Россией и в то время министром «цифры» Николаем Никифоровым. Она прошла настолько успешно, что стала неким отраслевым стандартом — аналогичные саммиты после этого начали регулярно проводиться по самым разным направлениям. А еще символичнее, что юбилейная встреча цифровых министров проходит именно в Иннополисе — одном из главных проектов Никифорова. Сегодня здесь живут, учатся и работают более 7 тыс. человек, а застроено всего 7% территории, но потенциал развития колоссальный.
Иннополис как первый город, созданный в постсоветской России, с нуля формировал культурный код и выстраивал свою идентичность. А миссия перед ним сразу стояла глобальная — решать задачи страны. Это и технологический суверенитет, о котором говорил вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов, и точка приземления высококвалифицированных специалистов.
«Мы много лет назад поняли, что, как только человек научился программировать, он видит, что у него нет языковых барьеров, нет привязки к производству, никаких проблем в плане релокации. Иннополис становится ответом на эту релокацию, потому что не все хотят уезжать, этот город — ответ на вызов, который стоит перед страной», — обозначает еще одну сверхмиссию проекта мэр Иннополиса Дмитрий Вандюков.
Осмыслить перспективы и возможность расширения этого во всех смыслах уникального города до 2050 года взялся Институт пространственного планирования РТ — в рамках проектирования Казанской агломерации. Разработка мастер-плана была включена в госзадание по поручению кабмина Татарстана, которое инициировал Шайхутдинов. В итоге получился документ на 75 страниц, с опорой на который будут вноситься изменения в генплан, правила землепользования и застройки. Мастер-план, в отличие от генплана, не ограничен форматом действующего Градостроительного кодекса, поэтому включает не только элементы традиционного территориального планирования, но и стратегическое социально-экономическое планирование.
«Документ сделан очень профессионально, в привязке к местности. Не по картам рисовали, а прибывали, объезжали весь город и окрестности» (нажмите, чтобы увеличить)
Как разрабатывался мастер-план? «Мы проводили в Иннополисе большую стратегическую сессию, на которую пригласили коллег из министерств и ведомств, а также наших стейкхолдеров, градообразующих игроков и инициативных жителей. Всего к обсуждению подключились около 60 человек. У нас очень вовлеченное население», — говорит урбанист, руководитель городских проектов Иннополиса Анастасия Козырицкая. По ее словам, стратсессия заняла весь день — горожане транслировали команде разработчиков свое видение развития Иннополиса.
«Большинство моментов в мастер-плане учтено. Документ сделан очень профессионально, в привязке к местности. Не по картам рисовали, а прибывали, объезжали весь город и окрестности. А мы работали как глаза проектной команды: собирали и анализировали маршруты жителей, транслировали ценности и приоритеты», — делится она.
Самый первый мастер-план Иннополиса в 2012 году создал известный архитектор, один из главных проектировщиков Сингапура Лиу Тай Кер. Но во-первых, мастер-планы нужно обновлять почаще, чем раз в 12 лет, т. к. слишком быстро меняются принципы урбанистики, появляются новые градостроительные тенденции, а у маленького, но быстро растущего города динамика еще выше. Во-вторых, определенные корректировки были неизбежны в процессе строительства города: даже самые лучшие концепции неизбежно шлифуются реальной жизнью и меняющимися условиями. А в-третьих, как говорят в Иннополисе, сингапурские архитекторы привыкли мыслить мегаполисами с небоскребами, а жителей интересует пешеходная доступность, более компактные жилые ячейки, меньшие расстояния от точки А до точки Б.
«Конечно, старались сохранить и развить идеи Лиу Тай Кера, которые несколько трансформировались в решениях действующего генерального плана, разработанного ТИГП. Но многое и „переосмыслили“, включая корректировку общей планировочной структуры, которая в нашей трактовке имеет выход на Волгу. Очень странно, что город, расположенный на берегу реки, игнорирует ее наличие», — рассказал директор Института пространственного планирования РТ Олег Григорьев «БИЗНЕС Online». Что же получилось в итоге?
Иннополис — уникальное место, где количество рабочих мест опережает жилой фонд
От инерционных 20 тыс. до критичных 150 тыс.: как вырастет население
Главный вопрос: сколько людей будет жить в Иннополисе? Мэр ставит задачу четко: поселить в городе всех, кто уже там работает. Пока количество рабочих мест опережает жилой фонд — по меркам России это уникальный случай. Так, с учетом маятниковой миграции в городе ежедневно находятся 7,8 тыс. человек, а живут около 5 тысяч. «Думаю, к 2030 году точно должны выйти на 15 тысяч жителей. Но количество жителей не единственная цель Иннополиса. Точнее, не самоцель, рост должен происходить органично», — рассуждает мэр.
Мастер-план рассматривает несколько сценариев развития событий. Базовый сценарий фиксирует цифру в 71 тыс. человек к 2050 году. С оговоркой — «при условии интенсивной миграции». Жилищный фонд при таких условиях должен вырасти на 2,1 млн кв. метров.
Есть и другие варианты расширения Иннополиса к 2050 году:
- инерционный вектор развития — население составляет 20 тыс. человек;
- градостроительная балансовая модель — 34,8 тыс. человек;
- критичное повышение плотности жилого фонда — 151 тыс. человек, это предельная емкость города в своих границах;
- развитие научно-производственной долины, т. е. всей территории от реки до М12, с захватом Верхнего Услона, — 220 тыс. человек.
«Цифры по демографии следующие. Существующее положение дел — 5,2 тысячи жителей по статистике и 4,2 тысячи человек по данным сотовых операторов (нужно учитывать, что в Иннополисе примерно 1,2 тыс. детей, многие из которых в силу возраста не пользуются телефоном, — прим. ред.). По текущему тренду к 2040 году в городе будет 11 тысяч человек, 34,8 тысячи по максимальному прогнозу в рамках Казанской агломерации. Как обычно, столь низкий прогноз никого не устроил, поэтому были сделаны планировочные варианты возможного развития на 70 тысяч, 150 тысяч и даже 220 тысяч человек», — объясняет цифры Григорьев.
Директор Института пространственного планирования подчеркивает: сценарий роста до 155 тыс. человек возможен только при условии «взрывного» развития — исключительно за счет миграционного пополнения. «Можно представить, что в Иннополис в таком количестве приедут IT-специалисты со всей России и из дружественных стран? Конечно, можно, но для этого необходимо создание столь же „взрывных“ предпосылок — организационных, финансовых и прочих. И территория для такого развития есть, в мастер-плане она определена, но это совсем не главное», — заключает Григорьев. Но что же тогда главное?
Особый упор в Иннополисе будущего, как и сейчас, сделают на науку и образование, но большинство жителей города будут заняты в производстве
Иннополис-2050 — город производственников, а не айтишников
«Один из наших приоритетов — диверсификация экономики. У нас сохраняется фокус на высокотехнологическую сферу, но Иннополис не должен быть только городом для айтишников. Должны развиваться производственные площадки в разных направлениях, уже есть технико-внедренческая зона „Иннопарк“. Мы давно получаем запросы от компаний, которые занимаются не только IT, но и высокотехнологичным производством и R&D-разработкой, — говорит Вандюков. — В Иннополисе должна быть экономика полного цикла: научные разработки, исследования, опытное производство и выпуск готовой продукции. Как в IT, так и в „железе“ и других высокотехнологичных отраслях».
Согласно мастер-плану, роль Иннополиса как города, где собраны ключевые IT-компании и разрабатываются передовые технологии, останется. Особый упор в Иннополисе будущего, как и сейчас, сделают на науку и образование, но большинство жителей города будут заняты в производстве, а не в IT, считают создатели документа. По прогнозу, если брать вариант, в котором в Иннополисе будет жить 71 тыс. человек, количество занятых вырастет до 46 тысяч. При этом заводчанами будут 25% жителей.
Если объем валового территориального продукта в 2022 году составил 13,9 млрд рублей, то в 2050-м, как предполагается, он будет более 481,6 миллиарда. Новый драйвер роста опять же «опытное и наукоемкое производство» — оно принесет 124,1 млрд рублей. Расчеты сделали и для 151-тысячного города — в нем валовый продукт составит 945,2 млрд рублей.
«Поворот в сторону сферы производства имеет место уже сейчас, и в сегодняшних условиях, когда остро стоит задача развития собственного, российского производства во всех областях, данный тренд будет только усиливаться», — отмечает Григорьев с оговоркой, что имеется в виду именно высокотехнологичное, инновационное производство, связанное с IT-направлением. «Конечно, Иннополис прежде всего город IT-специалистов, хотя эта специфика размывается уже сейчас. Есть довольно большая группа жителей, не имеющих прямого или совсем никакого отношения к IT, и этот тренд, я полагаю, будет развиваться».
Интересно, что меняется и сама IT-отрасль. Вандюков делится, что нейросети уже замечательно пишут коды, сами программируют. «Как таковой айтишник меняется, и наши жители меняются тоже. Среди них появляется все больше так называемых креативных программистов, которые не сами код пишут, а управляют нейронками. Кто-то запускает продукты, создает бизнес. Город будет трансформироваться вместе с индустрией», — говорит мэр.
Диверсификация может коснуться и Университета Иннополис — сегодня это фактически градообразующая организация. По новому мастер-плану к 2050 году количество студентов увеличится до 9 тыс. (сейчас их 1 487), а преподавательский состав — до 2 тысяч.
Для успешного существования Иннополиса как образовательного центра федерального уровня создатели документа ставят несколько задач. Первое — расширение областей применения IT-технологий Иннополиса. Например, в машиностроении, судостроении, авиастроении, нефтехимии, фармацевтике и биоинформатике. Второе — развитие научно-производственных комплексов (цепочки от науки и образования до производства). Третье — активное строительство жилого фонда для сотрудников предприятий города Иннополиса. Это арендное и коммерческое жилье, а также расширение типологии жилья от МКД до коттеджей профессорского состава.
15-минутный технологически экологичный город
Если говорить непосредственно об урбанистике, Иннополис ставит перед разработчиками мастер-плана тоже нерядовые задачи. «Первая — сохранение человекоцентричности. Наш приоритет — это комфорт жителей, а не стройка ради стройки или денег. И мы сохраним его даже в масштабах 150 тысяч жителей, — обещает мэр. — Разработчики мастер-плана в этом смысле наши абсолютные единомышленники».
Отсюда вытекает принцип полицентричной застройки. Козырицкая подчеркивает, что Иннополис должен сохранить концепцию 15-минутного города, где все в шаговой доступности, где не надо стоять в пробках и думать о парковках. Значит, необходимо развиваться кластерным путем.
«Концепцию 15-минутного города Иннополису сохранить несложно, даже если он дорастет до 150 тысяч человек. Город очень компактен, есть возможность организовать хороший общественный транспорт — и, глядя на функционирующее беспилотное такси, веришь, что для руководства города это несложная задача», — фиксирует Григорьев. Впрочем, в мастер-плане предупреждают, при населении в 151 тыс. человек результаты моделирования показывают высокую загруженность транспортными потоками и ограниченную пропускную способность.
Еще одна задача звучит как «технологичная экологичность города». Это умное централизованное управление городским имуществом (социальными объектами, инфраструктурой, транспортом, уборкой мусора и др.) при помощи цифровых технологий. Для развития технологий умного города и одноименной программы предлагается создать проект «Виртуальный Иннополис». Он также предполагает создание виртуального сообщества жителей и профессионалов, цифрового двойника города и цифрового управления городом.
Впрочем, цифровое управление у Иннополиса с самого начала — все городские проблемы до сих пор решаются через телеграм-чаты и консьерж-сервис. С технологичностью тоже все в порядке — концептуально было принято решение, что Иннополис может быть полигоном новых технологий — так, например, в нем запустили первые беспилотные такси в России.
«Мы убеждены, что, если компании у нас что-то разрабатывают, они должны иметь возможность здесь это опробовать. Иннополис не зря стал первым городом с беспилотными автомобилями — мы открыты ко всем предложениям. У нас уже полностью цифровая коммуникация, беспилотный транспорт. Следующий этап — аэрологистика в городе», — говорит мэр.
Обыкновенная экологичность тоже в приоритете. «С Иннополисом граничит большой лесной фонд, и неважно, в какой статус мы его переводим: городской лес или рекреационная зона — он должен оставаться ценностным приоритетом Иннополиса. Наши преимущества — это экологичность, безопасность и комфорт, и мы обязаны их сохранить с ростом застройки и численности населения. Потому перед коллегами мы поставили непростую задачу — найти баланс в развитии, где, с одной стороны, активно строится жилье, развиваются производства, а с другой — сохраняется экология», — говорит мэр.
В мастер-плане действительно предусмотрено активное включение лесных массивов в городскую среду, создание единой и связанной системы зеленых массивов, пешеходных и велосипедных маршрутов, а также прямых выходов к воде и окружающим лесам.
Всего в Иннополисе 2050 года будет 12 зон рекреации (парки, бульвары и т. д.). В «непрерывный градоэкологический каркас» должны собраться парки, скверы и бульвары. В него войдут лесные массивы и овраги. В Иннополисе может появиться центральный парк с озером, центральный овраг (он уже есть, копать не надо, но и засыпать не придется) и дождевые сады.
Городская среда: 6 мечетей и церквей, 11 технопарков и Иннополис-Сити
Жилые дома. Город предлагается застроить разными типами жилья как по архитектурному стилю, так и по этажности: это урбан-виллы, таунхаусы, пентхаус-отели и многоквартирные дома в 4–5 этажей. В Иннополисе будущего, как и настоящего, должна быть мало- и среднеэтажная застройка.
Авторы проекта считают, что в условиях дефицита территорий для выполнения федерального плана по нацпроекту «Жилье» как раз может выручить Иннополис. Кроме этого, предполагается ограничить строительство МКД на прилегающей к городу территории. Стимулировать покупку жилья в Иннополисе планируют с помощью развития системы льготной ипотеки для выпускников университетов и сотрудников предприятий, для последних рассматривается еще и вариант целевых сертификатов.
На визуализациях города изображены пейзажи с футуристичными зданиями, похожими на космические корабли, стеклянными высотками, где-то нарисовали роботов и, судя по всему, аэромобили. По соседству — картинки с вполне традиционными домами, утопающими в зелени.
Центр города — Иннополис-Сити — должен объединить в себе мэрию, театр, музей, конференц-зал, центральный парк, торговый центр и прочие объекты, которые обычно есть в центре современного города. Авторы нового мастер-плана вдохновлялись центрами Роттердама и проектом общественного района Пекинского института архитектурного дизайна для австралийского города Райда. «Честно говоря, не диктовал нашим архитекторам, какие примеры подобрать для референса городской среды, но и в Роттердаме, и в Райде есть хорошие примеры современной архитектуры. Почему нет? Хотя мне лично больше нравится Сингапур», — комментирует Григорьев.
Социальная инфраструктура. У большого — на 71 тыс. жителей — города появятся две полноценные больницы и четыре поликлиники, которые в смену будут посещать 950 человек.
Также по новому мастер-плану предполагается строительство 10 новых школ на 1 224 места каждое, 23 детских садов на 340 мест. Помимо университета, в городе должно появиться училище и дополнительный кампус вуза. В целом научно-образовательный кластер (два кампуса университета) займет площадь в 165,6 тыс. кв. метров. Также в документе указаны 12 культурных центров и 9 многофункциональных общественных центров.
Церкви и мечети. В Иннополисе будущего планируется целых 6 религиозных объектов. Их предполагается размещать в центре микрорайонов, но при этом поодаль от делового центра, чтобы церкви и мечети оставались архитектурной доминантой района. Создавать новые объекты будут под стать инновационному городу — в современной стилистике. По некоторым примерам, представленным в документе, на первый взгляд даже и не скажешь, что это храм.
Инновационная инфраструктура. Технопарки, научные и производственные объекты предлагается разместить по центральной оси города. Инвестиции в этот блок инфраструктуры оцениваются в 85,9 млрд рублей. Сюда входят технопарки общей площадью в 565,8 тыс. кв. м (11 штук) и научно-производственный комплекс площадью 762 тыс. кв. метров.
Иннополис свяжут с Казанью новым мостом и 15-минутным трамваем
Как будет развиваться транспортная инфраструктура в Иннополисе, уже продумано на уровне Казанской агломерации. «Концепция предполагает дальнейшую интеграцию территории с международными и федеральными транспортными коридорами, с формированием в агломерации мультимодального транспортно-логистического хаба, а также системное изменение связанности Казани, „полюсов“ и зон Казанской агломерации», — отмечается в документе.
В частности, предлагается организовать связь столицы РТ, Иннополиса, свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (СММЛЦ) и Зеленодольска с помощью строительства мостовых переходов через Волгу. Так, например, предусмотрено возведение 7-километрового моста, который соединит Иннополис с Казанью в районе улицы Тихорецкой. От него должны построить две дороги (протяженностью 17 и 15 км), которые напрямую ведут в Иннополис. Кроме этого, мост позволит сильно сократить путь до аэропорта.
На другой мост можно будет попасть, свернув с трассы М7 в районе деревни Исаково. Он должен соединить город с Зеленодольском. Кроме того, планируется строительство 20-километрового участка для связи М7 с М12. Есть предложение разделить потоки местного и городского значения за счет строительства второстепенных связей-дублеров вдоль основных въездных магистралей.
Еще один пункт в документе — развитие рельсового транспорта (высокоскоростных магистралей, электричек, сети метрополитена, скоростных трамваев) с формированием сети транспортно-пересадочных узлов. «При реализации этой транспортной связи со скоростным трамваем время поездки до Казани сократится до 15–20 минут», — говорит Григорьев.
Еще одно существенное направление в развитии Иннополиса — туризм. «На это есть запрос, практически все туристические группы, которые едут в Свияжск, проезжают через нас. У них даже экскурсия так называется — из прошлого в будущее. Кроме того, мы проводим большое количество отраслевых мероприятий, которые собирают множество участников, не говоря уже о праздниках: в День города сюда приезжает по 15 тысяч человек, — говорит Козырицкая. — Этот фактор мы тоже озвучили коллегам в ходе обсуждения мастер-плана, он в документе учтен. Так возникло развитие прибрежной зоны, мы же планируем выйти к берегу. Там должны появиться причалы, чтобы приезжать по Волге».
Мастер-план действительно предусматривает развитие круизного туризма. Так, у города должна появиться своя пристань «Иннополис», а от нее до города можно будет добраться по канатной дороге. Также на территории Иннополиса планируется создание вертолетной площадки. Размечены на карте будущего города даже стоянки дронов.
На основе мастер-плана будут готовить градостроительную документацию, регулирующую застройку территорий: генпланы поселений, входящих в территорию проектирования, а также правила землепользования и застройки
Что из этого сбудется?
Важно понимать, что мастер-план скорее концептуальное видение будущего, своеобразные методические рекомендации, нежели четкий план действий. При этом именно он будет взят за основу при подготовке остальных документов. И это уже точно: Григорьев сообщил, что мастер-план был рассмотрен кабинетом министров и в целом одобрен.
Значит, на основе мастер-плана будут готовить градостроительную документацию, регулирующую застройку территорий: генпланы поселений, входящих в территорию проектирования, а также правила землепользования и застройки. Все эти документы должны будут органично вписываться в дух и линию мастер-плана. Но одно дело — бумаги, а другое — реализация.
Развитие города, как и любого проекта, напрямую зависит от финансирования. Ориентировочный объем инвестиций на развитие Иннополиса до 71 тыс. человек — 474,9 млрд рублей. В эту сумму входит 184,5 млрд рублей из бюджета и 290,5 млрд внебюджетных средств, подсчитала команда Григорьева. Можно ли рассчитывать на такие инвестиции с текущей ключевой ставкой — вопрос риторический.
«Мы собрали всех „черных лебедей“, которые только могут быть. Поэтому если говорить о реализуемости мастер-плана, то очень многое зависит от того, какие „лебеди“ прилетят в будущем. С такой ключевой ставкой, конечно, инвестиционная активность будет другой — вы же знаете, какая сейчас стоимость денег. Как только инфляция вернется к целевым значениям, все активизируется — интерес со стороны инвесторов к нам огромный», — заключил Вандюков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.