Казань с ее 1000-летней историей и Татарстан как крупный туристический центр славятся легендами о прошлом. На мифах строятся экскурсионные программы, они ложатся в основу и бизнес-проектов как упоминания в названиях ЖК или ресторанов. Кто прятал клад в Борисково? Где на самом деле родилась Гала Дали? Что роднит югославского лидера Иосипа Броз Тито с островом-градом Свияжском? И кто до сих пор обитает в Чернояровском пассаже на Кремлевской улице? На эти и другие вопросы отвечают казанские экскурсоводы, разграничивая, где тут вымысел, а где правда. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
«Напротив мечети Марджани на ул. Зайни Султана, 13 стоит дом, который был построен в послевоенное время для элиты советского общества. А во дворе в сарае жил старик-старьевщик, который оказался богатым купцом»
Как нищий старик ходил по озеру Кабан с сокровищами
Надежда Секретова — экскурсовод, автор книги «Казань, я люблю тебя»:
— Эту историю я знаю абсолютно доподлинно, потому что она связана с моей семьей. Напротив мечети Марджани на улице Зайни Султана, 13 есть дом, который был построен в послевоенное время для элиты советского общества. Там главные инженеры и главные врачи получили квартиры. А во дворе сохранились сараи, в одном из которых жил старик-старьевщик. Он ходил по дворам, собирал какой-то мусор. Это были 1950-е годы. Я тогда была маленькой девочкой и довольно хорошо его запомнила. Он был очень старым, за 70 лет. Вечно ходил в простеганном халате на вате, таком дырявом: тут заплата, там прореха. Подобные обычно носят в Средней Азии. А на голове у него была чеплашка. В таком виде он ходил, и все над ним смеялись: люди считали, что он не от мира сего.
И вдруг старик перестал появляться на людях: день, два, три его нет… Все знали, что он в сарае живет, вызвали участкового, домоуправа. Они пришли, значит, туда, где он жил, а он умер. Когда его стали поднимать (а умерший человек всегда какой-то тяжелый бывает), его халат подобрали, полу дернули, а тут раз — из прорехи выпала золотая монета, рубль николаевский. Когда стали смотреть, оказалось, весь халат был набит такими монетами. Этот старик на себе их таскал. И тут его сыновей взяли (а у него их было то ли двое, то ли трое), и один из них показал два клада. Первый был закопан в парке имени Горького, а второй — в районе Юнусовской площади. Все сокровище государство описало и забрало.
Остатки сараев, где жил старьевщик
Я это знаю, потому что то дело вел мой дед. Он был юристом. Дедушка мне потом рассказал, что умерший старик был купцом. Дом, где он жил, снесли и жилья ему не дали. А он из этого места не ушел и поселился в сарае. Там он спал на сундуке, который был набит одеждой. Когда освобождали подвал и оттянули этот сундук, то, оказалось, что за ним была дверь, а за ней — второй подвал. Там старик хранил мешки с гречкой, мукой, еще чем-то — в общем, какие-то запасы, но все это, конечно, сгнило. Как потом мой дедушка рассказывал, бывший купец все время ждал, когда советская власть рухнет. Это было его богатство, которое он все время караулил.
Я просто запомнила того старика, потому что, честно говоря, мне его было жалко. К старым людям у меня вообще такое щемящее, нежное чувство. А тут старый человек вынужден ходить подбирать вонючие тряпки и все это куда-то тащить. Бабушки у нас во дворе тоже к нему хорошо относились — может быть, помнили, какой он был молодой, когда был богатым купцом и имел какую-то власть. Во времена революции он куда-то исчез, а потом вернулся в Казань. Дедушка мой сразу эту историю не рассказал — не очень-то в те времена разрешалось разглашать такие вещи.
«Елена Дьяконова вошла в историю как муза Сальвадора Дали. Есть мнение, что она родилась в Казани»
Муза Сальвадора Дали из Казани?
Диана Кувакова — экскурсовод:
— Казань всегда была городом легенд и тайн. Также загадочны и многие наши жители. В 1894 году в семье скромного казанского чиновника рождается Елена Дьяконова, которая вошла в историю как муза Сальвадора Дали. В кругу семьи ее ласково называли Галочкой, отсюда и пошел знаменитый псевдоним. Гала была той, кому великий и загадочный Дали слепо верил и поклонялся.
Есть те, кто отрицает факт рождения Галы именно в столице РТ. Другие считают, что Казань как нельзя лучше подходила для музы Дали, для его образа русской женщины. Так или иначе, божественная Гала при жизни была женщиной-загадкой, а после смерти стала ей вдвойне.
Краевед Ренат Бикбулатов вел тщательные поиски документов, подтверждающих происхождение Галы. Оказывается, узнав об этих поисках, хороший знакомый Бикбулатова, профессор-психиатр, рассказал, что у него как-то была пациентка, уверявшая, что знает семью Дьяконовых. По ее словам, Елена (или Гала — прим. ред.) родилась в селе Антоновка, которое находится по дороге из Казани в Камское Устье. Краевед, обнадеженный поступившими сведениями, перелистал метрические книги двух церквей села за большой период, но и там ничего не нашел.
Возможно, супруга Сальвадора Дали нарочно сочинила, что родилась на берегу Волги в Казани, потому что считала, что история ее жизни должна вдохновлять и быть красивой. Почему бы не придумать, что Елена Дьяконова родилась в Казани? Ведь присвоила же она себе отчество отчима и стала Еленой Димитриевной. А потом и вовсе не Еленой, а Галиной. И это было в порядке вещей.
Кто бы стал проверять, где она родилась? Согласитесь, Казань как нельзя лучше подходила для музы Дали, для его образа русской женщины, в жилах которой текла татарская кровь. Казань знали в Европе благодаря университету. А еще семья Дьяконовых была если не богатой, то очень зажиточной. Но в смутные годы, когда началась Октябрьская революция, а в сталинский период — репрессии, разве могла Гала сказать, что в их семье водились деньги? Наверное, нет. А чтобы никто не мог проверить, что это не так, Гала могла еще больше запутать следы и соврать о месте своего рождения.
«Надежда Иванова-Васильева, умершая в 1971 году в психиатрической больнице на острове-граде Свияжске, считала себя младшей дочерью императора Николая II Анастасией Романовой»
Царевна Анастасия в Свияжске
Артур Тумаков — исследователь, краевед:
— Надежду Владимировну Иванову-Васильеву, умершую в 1971 году в психиатрической больнице на острове-граде Свияжске, считали младшей дочерью императора Николая II Анастасией Романовой. Историй с чудом спасшейся Анастасией очень много, в разное время было до 10 человек, выдававших себя за нее.
О «княгине из Свияжска» я знаю, что умерла она в начале 1970-х годов и была похоронена в безымянной могиле на участке, где погребали пациентов психиатрической больницы. Правда ли это? Я привык работать с документами и, только основываясь на них, уже делать свои выводы. Документов нет, по крайней мере доступных, и тут ответ очевидный — пока это только версия.
«С Чернояровским пассажем на Кремлевской улице связана легенда о Красной Даме»
Привидение Красной Дамы на Кремлевской
Екатерина Хабарова — экскурсовод:
— Есть байка о привидении Красной Дамы, которое обитает в Чернояровском пассаже на Кремлевской улице. Этот красивый особняк назвали в честь основателя одноименного торгового дома Дмитрия Черноярова, чьи лавки с тканями, пуговицами, коврами, лампами и прочими товарами были на главных городских улицах. Считается, что купец Чернояров пожелал построить большой торговый пассаж на месте, где стоял дом семьи Вениаминовых, еще одного купца, но они отказались: молодая хозяйка категорически воспротивилась продавать дом и землю. Вскоре этот дом сгорел, в нем погибла семья Вениаминовых.
Купец Чернояров выкупил ту землю и построил вот этот огромный Чернояровский пассаж, но уже во время строительства там случился пожар в подсобке рабочих. Те в ужасе разбежались и сказали, что видели какую-то даму в красном. Потом якобы в этом доме угорел от угарного газа сын Черноярова, потому что служанка закрыла вьюшку в печи. Ну и после там были пожары, уже в советскую эпоху. И каждый раз там будто бы видели привидение Красной Дамы. Это в чистом виде байка, потому что на самом деле и не купец Чернояров строил, а его сыновья. И ни о какой семье Вениаминовых, там сгоревшей, ничего мы не знаем. И сын там никакой не угорал — Чернояровы в этом доме не жили.
«Одной из самых ярких баек в Татарстане является посещение того или иного населенного пункта императрицей Екатериной II»
Императрица, которая за свое правление проехала через каждую деревню в стране
Артур Тумаков — исследователь-краевед, экскурсовод:
— Одной из самых ярких баек локального краеведения является посещение того или иного населенного пункта в республике императрицей Екатериной II. Я не раз проводил эксперимент, когда спрашивал в сельской глубинке у местных «хранителей истории» о пребывании у них Екатерины II. Обязательно найдется старинная дорога, которую мостили специально для нее и по которой она проехала, а тут императрица сажала деревья (как в селе Шармаши Тюлячинского района), а там отобедала (село Красновидово Камско-Устьинского района), а в некоей указанной усадьбе она и вовсе ночевала. Если связать все те селения, где якобы была Екатерина II, начиная от Центральной России и до Сибири, то получается, что императрица управляла страной разъезжая, сидя в карете. Например, до сих пор экскурсоводы связывают населенный пункт Екатериновка в Спасском районе по пути в Болгар с ее именем (разумеется, по их мнению, по местной мощеной дороге она проехала и там ночевала), хотя деревня была основана в XIX веке и названа по имени землевладелицы.
Рекордсменом же по «пребыванию» высокопоставленных гостей среди царственных особ в сельской глубинке Татарстана является село Каймары в Высокогорском районе. Здесь вам расскажут и об императоре Петре I, справлявшем свой юбилей, и о Екатерине II, которая побывала у Н.Н. Кудрявцова, а куда уж без императора Павла I? Правда, никого из них в действительности в Каймарах не было. О пребывании столь значимых особ в Казани и Казанском крае известно подробно, и нет ни единого упоминания о поездке их в Каймары. Также живучей остается легенда о том, что на местной Кирилловской церкви водружен крест, подаренный Петром I. Дело в том, что единственная вещь, которую Петр мог подарить в храм, связанная именно с крестом, — это напрестольный крест, хранившийся в алтаре, с которым священник выходил к прихожанам во время службы.
Озеро Средний Кабан
Дунькино ущелье на Кабане
Ирина Девятаева — экскурсовод:
— Есть такая легенда, что в давние времена со стороны Шурана и Камы пришла женщина, которую звали Дунькой Атаманшей. Она командовала мужчинами неробкого десятка, поскольку они грабили проезжающих по Ногайской дороге — сейчас это Оренбургский тракт. Грабили они купцов и всю добычу, в том числе и золото, прятали в Борисково, что на озере Кабан. Это место даже назвали Дунькино ущелье. Обнаружили его в середине XIX века на склоне холма в Борисково. Золота там не нашли, но отметили, что тайник был собран из хороших дубовых бревен. Все наши краеведы сказали, что ничего не было найдено. Приходится верить им, хотя надо смотреть внимательнее под ноги — вдруг где-то валяются те сокровища, особенно если дубовые бревна рядом есть!
Иосип Броз Тито — один из основателей социалистической Югославии и бессменный ее руководитель с 1945 по 1980 год
Основатель Югославии на острове-граде Свияжске
Юлия Нуреева — пресс-секретарь музея-заповедника «Остров-град Свияжск»:
— Свияжск — кладезь невымышленных историй. Одна из них связана с хорватом по национальности Иосипом Броз Тито, одним из основателей Социалистической Федеративной Республики Югославия и бессменный ее руководитель с 1945 по 1980 год. Когда в 1914-м началась Первая мировая война, Броз был мобилизован, воевал против России. В чине унтер-офицера командовал взводом, в 1915-м был ранен, попал в плен.
Военнопленных эшелонами отправляли с линии фронта на внутренние территории России. Иосип Броз оказался в Свияжске, а так как последствия ранения были тяжелыми, его поместили в лазарет в Успенском монастыре. Его рана оказалась глубокой, заживала долго. Состояние было критическим, на грани жизни и смерти. На дужке кровати Тито в монастырском лазарете висела красная тряпочка, свидетельствовавшая о том, что больной, скорее всего, не выживет. В бреду он ругался (об этом ему позднее рассказали находившиеся в той же палате пациенты) с изображениями святых на иконах: ему казалось, что они хотят украсть его вещи.
В Свияжске он провел около года и начал изучать русский язык. В своих воспоминаниях Броз Тито упоминает двух гимназисток, которые приносили ему еду и книги русских классиков: Толстого, Куприна, Тургенева. Из этого можно предположить, что отношение жителей к военнопленным было терпимым. Из Свияжска Броз был отправлен в Алатырь, оттуда — в Ардатов, Кунгур и так далее. В Омске он сошелся с местной крестьянкой Пелагеей Белоусовой и впоследствии женился на ней. Тито застал в России обе революции 1917 года — Февральскую и Октябрьскую, Гражданскую войну. Как и многие бывшие военнопленные, он увлекся революционными идеями и уехал из России в 1920-м коммунистом.
Генрих Шлиман — всемирно известный археолог
Немецкий археолог-самоучка искал на Профсоюзной дом купца
Наиля Мамбетова — методист, научный сотрудник музея-заповедника «Казанский Кремль»:
— К нам в Казань в 1866 году приезжал Генрих Шлиман, всемирно известный археолог. На тот момент он только начал свою археологическую деятельность и путешествовал по России, не забыв проехать по главной российской реке. В Казани его особенно интересовал купец, который торговал москательными товарами, то есть красками, на улице Профсоюзной. Судя по записям, Шлиман познакомился с купцом Поповым. Тот жил «в одноэтажном, весьма солидном доме», как говорится в дневнике самого археолога. Однако сведений об этом Попове нигде нет — я лично просматривала архивные дела в Национальном музее.
Шлиман также ездил смотреть церковь Нерукотворного образа. Это храм на Казанке, памятник павшим русским воинам при взятии Казани. Шлиман сказал, что «не нашел в ней ничего замечательного», в общем, не очень лестно отозвался о храме. И это странно, учитывая, что ранее Шлиман посетил Египет и пирамиды произвели на него исключительное впечатление. Он вообще считал их одним из самых замечательных памятников, которые когда-либо видел. А в храме возле Кремля как раз отмечали древнеегипетские и античные мотивы. Вполне возможно, что Шлиман посмотрел не ту церковь. В Спасской башне стояла другая церковь, во имя Спаса Нерукотворного, и на тот момент она была в состоянии запустения. Скорее всего, поэтому Шлиман и не нашел там ничего примечательного.
«Труженицу Петрушку решили увековечить в бронзе. Макет памятника лошадке-трудяге был отлит в 2014-м, тогда же установили на месте Петрушкиного разъезда. Скульптором бронзовой лошадки стал художник Рустам Габбасов»
Лошадь по имени Петрушка в Адмиралтейской слободе
Алексей Клочков — краевед, автор книги «Казань из окон трамвая»:
— От Петрушкиного разъезда был спуск трамвайных путей вниз и налево, причем достаточно крутой. Спускались оттуда коночные трамваи, то есть вагоны-конки, а чтобы затягивать их наверх, внизу стояли мальчишки с пристяжными лошадьми. Одну из таких лошадей звали Петрушка. Это доказанный факт. Петрушка всем как-то запомнился, он даже мелькает во многих произведениях художественной литературы. Собственно, от этого и появилось название — Петрушкин разъезд.
Есть и другие версии о Петрушке. Некоторые считают, что петрушками называли всех пристяжных лошадей. Я тоже сначала склонялся к этой версии, а потом появились совершенно четкие данные, что один из писателей рассказывал: «Я приехал в Казань, 1903 год. Уже на трамвае ехал сюда, конки нет. Петрушка исчез». То есть это был все-таки какой-то конкретный конь.
Еще в Адмиралтейской слободе есть дом со звездой (здание в историческом районе Казани, один из первых образцов казанского конструктивизма — прим. ред.). Это было еще начало советской власти, и архитекторы хотели показать парадный въезд в Казань со стороны Адмиралтейской слободы. Была задумка углубить устье старой Казанки и сделать там порт, который мог бы работать весь период навигации, не только весной. Но не сложилось.
В 1920-е годы место порта занял завод обозных деталей, там производили тачанки. Потом сюда въехал авиационный завод из Питера. Начали они делать авиационные лыжи для зимней посадки самолетов, а закончили тем, что во время войны здесь, в Адмиралтейской слободе у Петрушкиного разъезда, производили ночные бомбардировщики. Это был огромный завод, потом его уже его отдали под площадку вертолетного завода. А порт так и не состоялся, хотя снимки [проекта] очень интересные. Весной там все равно все чалились, кипела жизнь. Там же в ангаре хранилась галера «Тверь», на которой Екатерина приплыла в Казань в мае 1767 года.
«Вечером Дворец бракосочетания подсвечивается так, будто котел стоит на огне»
Как золотой котелок утонул в Казанке
Лариса Жукова — экскурсовод:
— О Казани долго спорили, что название происходит от слова «казан», в переводе с татарского — «котел». И слагались легенды, что пришли как-то люди на берег речки, остановились там и послали слугу за водой. Он побежал с золотым котелком и, уже вытаскивая его из воды, поднял глаза наверх и увидел на противоположном берегу красивую девушку. Подивился он то ли ее красоте, то ли тому, как она в этих местах оказалась. В общем, руки расслабил, котелок упал и затонул. Речка была названа Казанкой, а город — Казанью.
Потом уже другие легенды слагали, якобы тоже шли-шли тюркские народы, долго не знали, где городу быть. Здесь место красивое, хочется тут построить, и там тоже место красивое, может, там построить? Решили так: поставим котел на телегу и поедем. Где вода закипит в котле без огня, там, стало быть, и поставим город. И вот якобы на холме вода вдруг закипела, и там была построена Казань. Это самая популярная версия, но первая мне нравится больше, я обычно именно ее рассказываю на экскурсиях.
Хотя на самом деле название города происходит от булгарского названия и означает «внешний предел, внешняя граница», потому что город появился для охраны северо-запада, охраны Булгарии на рубеже примерно X–XI веков. Впоследствии на Казанке построили дворец бракосочетания, применив одну из легенд. Перед Универсиадой хотели благоустроить полуостров и поставили «котел» бракосочетания. Суть такая, что семья должна не только «пуд соли вместе съесть», но и «в одном котле повариться». И вечером этот дворец подсвечивается, будто котел стоит на огне.
«Казанцам известна легенда о Сююмбике, но есть похожая по смыслу легенда о свекрови казанской царицы»
Легенда о свекрови Сююмбике
Гузелия Гиматдинова — историк, экскурсовод проекта «Мир татарской женщины»:
— Казанцам известна легенда о Сююмбике — как она отказалась быть женой Ивана Грозного и спрыгнула с башни. Многие гости города знакомятся с этой историей, посещая Казанский кремль. Ее экскурсоводы рассказывают около башни Сююмбике, и принято ее «развенчивать». Но на самом деле есть похожая по смыслу легенда о свекрови казанской царицы. Звали свекровь Гәүһәршат (в русских летописях ее называют Ковгоршат). Именно Гәүһәршат выбрала когда-то в жены Сююмбике для своего сына хана Джан-Али.
Что мы в действительности знаем: Гәүһәршат была регентом при своем несовершеннолетнем сыне, фактически она участвовала в принятии политических решений в Казанском ханстве. Казанцы описывали Гәүһәршат как умную, образованную женщину, ей приписывали дар ясновидения. Согласно легенде, она предсказывала будущее. Якобы она предсказала, что Казань будет взята войсками русского царя. Она не хотела застать эти времена и решила утопиться в озере Нижний Кабан.
У этой легенды есть продолжение. Якобы потом Гәүһәршат стала забирать души утопленников. Это Су анасы (русалка — прим. ред.) — водяная озера Кабан. Вот такая легенда рассказывает об озере Нижний Кабан и ханбике, царице казанского ханства Гәүһәршат. Мне кажется, интересны мотивы: что в легенде о Сююмбике, что в легенде о Гәүһәршат обе покончили с собой. Мы знаем, что это всего лишь легенды. И интересно народное представление именно в таком образе о царицах Казанского ханства.
«В 1914 году поэт Владимир Маяковский приезжал в Казань с футуристами. Они выступали в Дворянском собрании. Именно тогда Маяковский впервые вышел в желтой кофте, которая придала скандальности его выступлению»
Желтая кофта Маяковского в Дворянском собрании
Марина Сёмкина — краевед, экскурсовод проекта «Старая Казань на все времена»:
— Ни для кого не секрет, что поэт Владимир Маяковский трижды приезжал в Казань и даже упомянул город в своих стихах. «Когда у меня не будет ни копейки, я обязательно поеду в Казань», — говорил он. Маяковского в Казань привез [Давид] Бурлюк. Он взял молодого студента под крыло, потому что разглядел в нем талант. В 1914 году Маяковский приезжал в Казань с футуристами. Они жили в гостинице «Казанское подворье», снимали номер всей компанией. Жили они, как сказать… Ну как молодежь живет — вольготно.
Выступали в Дворянском собрании. Публика шла не столько слушать, сколько смотреть на «живых» футуристов. Именно тогда Маяковский впервые вышел в желтой кофте, которая придала еще большую скандальность его выступлению. Мужчины же носили только белые рубашки, а рубашка другого цвета считалась блузкой. Поэтому у нас и появилось кафе «Желтая кофта». Выйдя на сцену, он с ходу заявил: «Я умный». В зале все рассмеялись, но Маяковского это ничуть не смутило, он продолжил свое выступление и покорил многих из присутствующих в зале. У нас была, кстати, одна экскурсантка, чья бабушка попала на тот вечер.
А потом Маяковский уже приезжает сюда в 1927 году. У него были гастроли по городам Советской России. Он должен был выступать в театре имени Тинчурина, тогда это у нас был оперный театр. И вот все ждут-ждут Маяковского, а его нет. И тут кого-то осенило, что Маяковский просто-напросто не может попасть в театр. И вот его на руках заносят. Потому что пробраться так не могли. Билеты все были проданы моментально. Люди даже просили разрешение под оркестровой ямой сидеть, чтобы послушать.
«В Архиерейском парке нового Иерусалима растет веймутова сосна, которой 257 лет»
Где растет самое старое дерево Казани?
Ирина Девятаева — экскурсовод:
— Есть еще легенда о самом старом дереве в Казани. Оно было посажено во время пребывания Екатерины II у нас в городе 257 лет назад. В Архиерейском парке нового Иерусалима растет веймутова сосна (американский тип), которая просто не растет на наших просторах. 30 мая 1767 года Екатерина II принимала делегации в Казани, в новом Иерусалиме. Это на озере Средний Кабан, сейчас — Архиерейское подворье. В числе прочих она принимала делегацию с Аляски. В качестве доказательства, что они с Аляски (тогда же не было фотографий), делегация вручила императрице семена или саженцы веймутовой сосны, которые были посажены в Архиерейском парке. Сейчас дерево высотой более 30 метров. Чтобы его обнять, нужно три взрослых человека. Говорят, что при этом надо просить себе женихов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.