МАРЖА РЕЗКО УПАЛА
Итак, согласно опубликованному на днях отчету ОАО «Нижнекамскшина» по стандартам РСБУ, компания сократила выручку на 31% - с 12,9 млрд. рублей в первом полугодии 2011 года до 8,8 млрд. рублей в первом полугодии 2012 года.
Напомним, что в середине 2011 года в отдельную непубличную структуру - ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» - было переведено производство соответствующих шин. Это оказало существенное влияние на объем выручки, обусловило кардинальное изменение средней численности персонала.
Объемы выручки ОАО «Нижнекамскшина» |
Более объективно можно будет рассмотреть успехи по выручке в следующем году (если не произойдет очередных реорганизаций).
Тем не менее затраты не сократились в одном темпе с выручкой. Себестоимость снизилась только на четверть - с 11 млрд. рублей за первые 6 месяцев 2011 года до 8,2 млрд. рублей за аналогичный период 2012 года, что привело к снижению маржи. Так, доля валовой прибыли в выручке сократилась в 2 раза - с 14,4% за первое полугодие 2011 года до 6,9% по итогам первого полугодия 2012 года.
Доли валовой прибыли и себестоимости в выручке ОАО «Нижнекамскшина» |
Несмотря на отсутствие коммерческих расходов в первой половине 2012 года, операционная прибыль ОАО «Нижнекамскшина» в сравнении с аналогичным периодом 2011 года снизилась на 65% до 248,9 млн. рублей.
Отметим, что отрицательное сальдо прочих доходов и расходов поглотило большую часть прибыли от продаж. В результате чистая прибыль компании сократилась на 95% (в 20 раз) - с 338,3 млн. рублей за первые 6 месяцев 2011 года до 16,8 млн. рублей за первые 6 месяцев 2012 года.
Таким образом, рентабельность продаж сократилась на 2,43 процентных пункта - с 2,62% за первое полугодие 2011 года до 0,19% за аналогичный период 2012 года. Другими словами, с каждого рубля от проданных шин завод получил лишь 0,19 копеек чистой прибыли.
ХОРОШО ПОД ОПЕКОЙ "ТАТНЕФТИ"
Отметим, что у ОАО «Нижнекамскшина» долговая нагрузка на собственный капитал и резервы выросла в 2,5 раза – с немалой 10,8-кратной нагрузки в первом полугодии 2011 года до фантастической 27-кратной нагрузки по итогам аналогичного периода 2012 года. Безусловно, это запредельные показатели. Но обслуживание кратко- и долгосрочных займов обходится заводу в сущие гроши. Так, 2,65 млрд. займов обошлись в виде 140 тыс. рублей процентных платежей (или 0,01% годовых). Разумеется, данное финансирование обеспечено благодаря высоким запасам ликвидности «Татнефти», которая в текущих условиях может себе позволить такую щедрость.
Отметим, что доля долгосрочных займов сократилась более чем в 2 раза - с 23,8% за первые 6 месяцев 2011 года до 10,6% за первые 6 месяцев 2012 года.
Доля шинных заводов в общероссийском выпуске, % |
ДОЛЯ РЫНКА РАСТЕТ, НО…
Интересно, что доля ОАО «Нижнекамскшина» в общероссийском выпуске выросла на 3,9 п.п. - с 32,8% во втором квартале 2011 года до 36,7% во втором квартале 2012 года.
Отметим, что, по оценкам компании «Кордиант» (один из ведущих производителей шин), «Нижнекамскшина» занимает 13% общероссийского рынка шин (с учетом импортеров). Для сравнения: по итогам 2011 года этот показатель был на отметке 10,13%.
С учетом спада в экономике ЕС российский рынок выглядит лакомым куском в глазах многих производителей. К тому же темпы развития российской шинной промышленности одни из самых быстрых в мире. По прогнозам фонда TechSci Research, объемы производства шин в России в период с 2011 по 2017 год будут расти на 16% ежегодно. К 2017 году объемы автомобильного производства в России могут достигнуть 4,3 млн. единиц, и благодаря этому будут расти продажи шин в секторе первичной комплектации.
Заметим, что зарубежные игроки часто пользуются стратегией входа на рынок себе в убыток, чтобы отвоевать долю рынка. А так как ряд зарубежных игроков (Yokohama, Nokian, Continental) намерены не только импортировать продукцию, но и строят заводы в РФ, то борьба предстоит очень жесткая. Маржа будет символическая, и производителям останется уповать на госрегуляторов, которые могут ограничить минимальную рентабельность по отрасли.
Подчеркнем, что за первые 6 месяцев в 2012 году, несмотря на рост рынка, заводы на территории РФ произвели на 9,9% меньше - 14,55 млн. шт. против 16,15 млн. шт. за первые 6 месяцев 2011 года, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, ростом давления импортеров. Во-вторых, наметился спад в сегменте грузовых шин. Так, по данным компании «Кордиант», рынок грузовых шин в РФ показал в первом полугодии 2012 года падение на 16% в сравнении с 2011 годом.
Любопытно, что руководство «Татнефти» делает акценты на увеличении объемов производства. «Мы намереваемся выйти в 2012 году за 12, а можем и за 13 миллионов штук шин. Сегодня на шины "Кама-Евро" стоят клиенты в очереди!» - отметил в одном из своих интервью генеральный директор "Татнефти" Шафагат Тахаутдинов. Говоря о шинах "Кама-Евро", Тахаутдинов раскрыл еще один возможный контракт: как оказалось, елабужское подразделение Sollers просит для своего производства 400 тыс. штук шин.
Заметим, что при первичной комплектации шины поставляются с минимальной наценкой или даже ниже себестоимости в расчете на то, что покупатель авто приобретет в дальнейшем шины той же марки. Поэтому подобные заказы от автомобильных заводов могут обеспечить оборот, но не прибыль.
Таким образом, в условиях жесткой борьбы за долю рынка «Нижнекамскшина» имеет все шансы в очередной раз остаться без чистой прибыли по итогам 2012 года.
Доли кратко- и долгосрочных займов ОАО «Нижнекамскшина» |
==table95==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.