МАРЖА РЕЗКО УПАЛА

Итак, согласно опубликованному на днях отчету ОАО «Нижнекамскшина» по стандартам РСБУ, компания сократила выручку на 31% - с 12,9 млрд. рублей в первом полугодии 2011 года до 8,8 млрд. рублей в первом полугодии 2012 года.

Напомним, что в середине 2011 года в отдельную непубличную структуру - ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» - было переведено производство соответствующих шин. Это оказало существенное влияние на объем выручки, обусловило кардинальное изменение средней численности персонала.

выр.jpg
Объемы выручки ОАО «Нижнекамскшина» 

Более объективно можно будет рассмотреть успехи по выручке в следующем году (если не произойдет очередных реорганизаций).

Тем не менее затраты не сократились в одном темпе с выручкой. Себестоимость снизилась только на четверть - с 11 млрд. рублей за первые 6 месяцев 2011 года до 8,2 млрд. рублей за аналогичный период 2012 года, что привело к снижению маржи. Так, доля валовой прибыли в выручке сократилась в 2 раза - с 14,4% за первое полугодие 2011 года до 6,9% по итогам первого полугодия 2012 года.

длоя.jpg
Доли валовой прибыли и себестоимости в выручке ОАО «Нижнекамскшина»

Несмотря на отсутствие коммерческих расходов в первой половине 2012 года, операционная прибыль ОАО «Нижнекамскшина» в сравнении с аналогичным периодом 2011 года снизилась на 65% до 248,9 млн. рублей.

Отметим, что отрицательное сальдо прочих доходов и расходов поглотило большую часть прибыли от продаж. В результате чистая прибыль компании сократилась на 95% (в 20 раз) - с 338,3 млн. рублей за первые 6 месяцев 2011 года до 16,8 млн. рублей за первые 6 месяцев 2012 года.

Таким образом, рентабельность продаж сократилась на 2,43 процентных пункта - с 2,62% за первое полугодие 2011 года до 0,19% за аналогичный период 2012 года. Другими словами, с каждого рубля от проданных шин завод получил лишь 0,19 копеек чистой прибыли.

ХОРОШО ПОД ОПЕКОЙ "ТАТНЕФТИ"

Отметим, что у ОАО «Нижнекамскшина» долговая нагрузка на собственный капитал и резервы выросла в 2,5 раза – с немалой 10,8-кратной нагрузки в первом полугодии 2011 года до фантастической 27-кратной нагрузки по итогам аналогичного периода 2012 года. Безусловно, это запредельные показатели. Но обслуживание кратко- и долгосрочных займов обходится заводу в сущие гроши. Так,  2,65 млрд. займов обошлись в виде 140 тыс. рублей процентных платежей (или 0,01% годовых).  Разумеется, данное финансирование обеспечено благодаря высоким запасам ликвидности «Татнефти», которая в текущих условиях может себе позволить такую щедрость.

Отметим, что доля долгосрочных займов сократилась более чем в 2 раза - с 23,8% за первые 6 месяцев 2011 года до 10,6% за первые 6 месяцев 2012 года.

11.jpg
Доля шинных заводов в общероссийском выпуске, %

ДОЛЯ РЫНКА РАСТЕТ, НО…

Интересно, что доля ОАО «Нижнекамскшина» в общероссийском выпуске выросла на 3,9 п.п. - с 32,8% во втором квартале 2011 года до 36,7% во втором квартале 2012 года.

Отметим, что, по оценкам компании «Кордиант» (один из ведущих производителей шин), «Нижнекамскшина» занимает 13% общероссийского рынка шин (с учетом импортеров). Для сравнения: по итогам 2011 года этот показатель был на отметке 10,13%.

С учетом спада в экономике ЕС российский рынок выглядит лакомым куском в глазах многих производителей. К тому же темпы развития российской шинной промышленности одни из самых быстрых в мире. По прогнозам фонда TechSci Research, объемы производства шин в России в период с 2011 по 2017 год будут расти на 16% ежегодно. К 2017 году объемы автомобильного производства в России могут достигнуть 4,3 млн. единиц, и благодаря этому будут расти продажи шин в секторе первичной комплектации.

Заметим, что зарубежные игроки часто пользуются стратегией входа на рынок себе в убыток, чтобы отвоевать долю рынка. А так как ряд зарубежных игроков (Yokohama, Nokian, Continental) намерены не только импортировать продукцию, но и строят заводы в РФ, то борьба предстоит очень жесткая. Маржа будет символическая, и производителям останется уповать на госрегуляторов, которые могут ограничить минимальную рентабельность по отрасли.

Подчеркнем, что за первые 6 месяцев в 2012 году, несмотря на рост рынка, заводы на территории РФ произвели на 9,9% меньше - 14,55 млн. шт. против 16,15 млн. шт. за первые 6 месяцев 2011 года, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, ростом давления импортеров. Во-вторых, наметился спад в сегменте грузовых шин. Так, по данным компании «Кордиант», рынок грузовых шин в РФ показал в первом полугодии 2012 года падение на 16% в сравнении с 2011 годом.

Любопытно, что руководство «Татнефти» делает акценты на увеличении объемов производства. «Мы намереваемся выйти в 2012 году за 12, а можем и за 13 миллионов штук шин. Сегодня на шины "Кама-Евро" стоят клиенты в очереди!» - отметил в одном из своих интервью генеральный директор "Татнефти" Шафагат Тахаутдинов. Говоря о шинах "Кама-Евро", Тахаутдинов раскрыл еще один возможный контракт: как оказалось, елабужское подразделение Sollers просит для своего производства 400 тыс. штук шин.

Заметим, что при первичной комплектации шины поставляются с минимальной наценкой или даже ниже себестоимости в расчете на то, что покупатель авто приобретет в дальнейшем шины той же марки. Поэтому подобные заказы от автомобильных заводов могут обеспечить оборот, но не прибыль.

Таким образом, в условиях жесткой борьбы за долю рынка «Нижнекамскшина» имеет все шансы в очередной раз остаться без чистой прибыли по итогам 2012 года.

111.jpg
Доли кратко- и долгосрочных займов ОАО «Нижнекамскшина»

 

==table95==