«Положи композитную трубу — и ты забудешь о том, что тебе надо что-то постоянно копать», — уверен директор «Татнефть-Пресскомпозит» Азат Губайдуллин. Сегодня предприятие производит по 2 тысячи километров композитных труб в год. Основные покупатели — предприятия нефтяной отрасли, но сегодня завод предлагает самые разные решения, в том числе для городской среды, — от скамеек и урн до опор освещения и шумозащитных экранов. В двух районах Татарстана уже меняют стальные трубы горячего и холодного водоснабжения на композитные, которые прослужат до 50 лет. Подробности — в нашем интервью.
«Татнефть-Пресскомпозит» производит трубы высокого давления, кабельные лотки, строительные профили, арматуру, и решетчатые настилы
О компании
ООО «Татнефть-Пресскомпозит» — один из крупнейших* в стране производителей композитных изделий из стеклопластика. В этом году предприятию 13 лет. Основное производство расположено в Елабужском районе Татарстана, также имеются производственные площадки в Набережных Челнах, Нижнекамске и Бавлах. В «Татнефть-Пресскомпозит», по данным на 2024 год, работают 1139 человек.
«Татнефть-Пресскомпозит» производит трубы высокого давления, кабельные лотки, строительные профили, арматуру, решетчатые настилы и различные решения для автопрома и электроэнергетики. Основные заказчики — малые и крупные нефтяные компании, промышленники. Продукция применяется не только в обустройстве месторождений, но и в благоустройстве промышленных и городских территорий. Компания предлагает для этих целей готовые решения: скамейки, люки, трибуны для стадионов, ограждения, мосты, лестницы, опоры освещения, остановочные павильоны и даже ж/д платформы.
С конца 2021 года завод возглавляет 37-летний Азат Губайдуллин. По профессии он айтишник — окончил кафедру математических методов и информационных технологий в экономике Камского политехнического института в Набережных Челнах (сегодня — филиал КФУ). Опыта в качестве специалиста в сфере ИТ набирался на работе в банке «Аверс», а позже — в ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт». В конце 2017 года Губайдуллин получил предложение от «Татнефть-Пресскомпозит» — работа над проектом по внедрению ERP-системы показалась перспективной. Постепенно Губайдуллин вырос внутри предприятия до начальника ИT-отдела, позже стал заместителем директора по производству, а с сентября 2021 года возглавил всю компанию.
Качественный рывок в развитии предприятия начался еще в 2019 году, когда «Татнефть-Пресскомпозит» одним из первых в России получил заем от Фонда развития промышленности на цифровизацию производства. В 2020–2021 годах был реализован проект автоматизации производства. С помощью 1С: ERP компания автоматизировала свои бизнес-процессы. За последние три года компания втрое увеличила выручку от продажи продукции, сократила отходы производства, запустила выпуск новой продукции, расширила рынки сбыта.
Азат Губайдуллин: «Мы добились от сотрудников четкого соблюдения технологии, а также приучили мыслить не погонными метрами трубы, а категориями себестоимости продукции, количества образующихся отходов и брака»
«Татнефть-Пресскомпозит» поднял выручку до 6 миллиардов
— Азат Ильдусович, «Татнефть-Пресскомпозит» 2021 год закончил с убытком, но уже в последующие годы произошел существенный рост оборота и прибыли. Что произошло?
— Меня назначили директором предприятия в конце 2021 года. Первое, что мы сделали с командой, — существенно повысили производительность и снизили отходы. Это напрямую повлияло на себестоимость продукции, увеличив рентабельность бизнеса. Например, мы поменяли шкафы АСУ ТП (автоматизированная система управления технологическими процессами — прим. ред.), благодаря чему смогли начать анализировать производственные процессы.
Мы снизили вес отхода в 2 раза и увеличили длину трубы. Мы добились от сотрудников четкого соблюдения технологии, а также приучили мыслить не погонными метрами трубы, а категориями себестоимости продукции, количества образующихся отходов и брака. Увеличили объемы производства. Уже с 2022 года выручка составила 2,2 миллиарда, в 2023-м — 5,6 миллиарда. На этот год у нас план — 6 миллиардов.
— Из чего складывается выручка?
— 75% нашей выручки делают трубы для нефтегазовой промышленности и ЖКХ. На 2-м месте идет пултрузионная продукция (кабельные лотки, строительные профили и конструкции). 3-е место — это SMC** для автопрома и энергетики. И 4–5-е места — настилы, арматура.
«75% нашей выручки делают трубы для нефтегазовой промышленности и ЖКХ»
— Сколько сегодня вы производите композитных труб?
— Мы производим более 2 тысяч километров линейных и насосно-компрессорных, обсадных стеклопластиковых труб высокого давления в год. Первоначально наша линия была рассчитана на 300−350 километров труб в год. За счет повышения производительности мы добились средней производительности в 500 километров. В 2023 году мы запустили еще одну линию в Елабуге и летом 2023 года в Бавлах — две.
— Почему возникла необходимость строительства новых линий?
— История промышленной добычи нефти в Татарстане берет начало с 40-х годов прошлого века. За это время были проложены десятки тысяч километров трубопроводов, которые со временем выходят из строя. Наиболее эффективными зарекомендовали себя композитные трубопроводы.
— А какой срок службы у стальной трубы в нефтяной промышленности?
— Если труба без покрытия — от полугода, в зависимости от транспортируемой среды. Трубы с антикоррозионным покрытием ТПС-У (стальная труба с наружной полиэтиленовой изоляцией и внутренним полимерным покрытием на эпоксидной основе — прим. ред.) и МПТ-К (стальная труба с наружной полиэтиленовой изоляцией, футерованная внутри полиэтиленовой оболочкой, закрепленная наконечниками, — прим. ред.) прослужат до 10–15 лет. Композитная труба, в отличие от стальной, прослужит 50 лет. Когда возникнет вопрос по ее дальнейшей судьбе, я уже буду глубоко на пенсии.
«Основной скачок пришелся на 2022 год. Мы увеличили мощности. Стали создавать новые продукты на существующих технологиях»
Композитные трубы на фасаде Высшей школы нефти и на форелевой ферме
— Как изменился ваш ассортимент за последние несколько лет?
— Мы начинали с линии SMC. Это была первая в России немецкая линия. На ней производится препрег (полиэфирный листовой прессматериал), из которого прессуются детали. Стеклопластик популярен в автопромышленности и производстве электротехнической продукции. Внешняя часть кабин у большинства современных грузовиков из композита. Это позволяет снизить вес автомобиля и исключить коррозию.
С 2014 года наша компания одной из первых локализовала в России производство строительных профилей и кабельных лотков из стеклопластика. Прежде такая продукция только импортировалась. В 2016 году было организовано производство труб.
Основной рост показателей пришелся на 2022 год. Мы увеличили мощности. Стали создавать новые продукты на существующих технологиях: осваивали новые профили, новые трубы, новые типы соединений, новую рецептуру SMC. Сейчас мы проводим испытания нового материала SMC, у которого физико-механические свойства остались те же, а вес уменьшился на 23%. Для автопроизводителя это даст топливную эффективность.
Кроме того, мы начали производить композитные настилы. Самый яркий пример их применения — в «Скайпарке» в Сочи есть подвесной мост, все покрытие моста из такого решетчатого настила. Кто изготавливал тот композитный настил, я не знаю, но мы тоже умеем его производить.
Безусловно, таких показателей невозможно достичь без поддержки непосредственно генерального директора ПАО «Татнефть» Наиля Маганова.
— А что вы изготавливаете из строительного профиля?
— Например, в Бугульме навесы на стадионе полностью сделаны из нашего материала, они не будут ржаветь. Из композита сделаны и трибуны. На фасаде здания Высшей школы нефти (ВШН) в Альметьевске в качестве элементов декора используются композитные трубы. Такое решение выбрано неспроста — они не потеряют свой вид на протяжении долгих лет.
— И сколько прослужат трубы на фасаде ВШН? Тоже 50 лет?
— 50 лет, и это немало. По истечении этого времени трубы просто обновят, и все.
— А как можно применить вашу продукцию в дорожном строительстве?
— В 2016–2018 годах мы изготавливали продукцию для Крымского моста. Наши кабельные лотки стоят на мосту, расположенном на трассе М12. Делаем ограждения для мостов и дорог, водопропускные лотки.
А сейчас появилось новое решение — шумозащитный экран из композитного материала. Когда прилетаешь в Шереметьево, заезжаешь в Москву, видишь, что по обочине на трассе установлены стальные шумозащитные экраны — они все ржавые. Это неэстетично. И затратно в обслуживании. Наш шумозащитный экран будет стоять десятилетиями без изменений.
— В каких районах уже меняют стальные трубы горячего и холодного водоснабжения на композитные?
— В Альметьевске общая протяженность стеклопластиковых трубопроводов к концу года составит порядка 8 километров. В п. г. т. Актюбинский в Азнакаевском районе несколько лет строим трубопроводы из композита. Намечено опытное строительство трубопровода для горячего водоснабжения в Заинске. Исторически так сложилось, что люди работают с металлом: сначала закопать трубу, потом положить новую дорогу, а потом эту дорогу перекопать, чтобы поменять трубу. Положи композитную трубу — и ты забудешь о том, что тебе надо копать дорогу!
«Крупные компании за свой срок существования, как правило, перепробовали различные варианты. И сегодня четко понимают, какие решения необходимо им применять, понимают конкурентные преимущества композитного материала»
— В обновленном Комсомольском парке в Альметьевске опоры освещения, случайно, не вашего производства?
— Да! Опоры освещения в таком объеме мы впервые поставили в Альметьевск. Ими оснащена практически вся улица Советская и суперсовременный лицей № 1 имени М.К. Тагирова. В целом композитные опоры изготавливаем с 2020 года. На АЗС в Московской области такие опоры с внутренней подсветкой.
— Какие нестандартные проекты вы реализовали?
— Однажды наши трубы купили в Мурманске — не поверите, на форелевую ферму. Они выращивают мальков не в искусственных водоемах, а прямо на побережье моря. Ограждают участок, забивают стальные трубы, натягивают между ними сетку, чтобы птицы не клевали малька форели. Но стальные трубы ржавеют от взаимодействия с морской водой. А наши трубы купили, забили, и они стоят — не ржавеют.
— Какие задачи решает ваша продукция?
— Нашу продукцию покупают крупные химические компании, например, «ФосАгро», один из крупнейших производителей минеральных удобрений в стране, наряду с «Уралкалием». У них на производствах достаточно агрессивная среда, и стальные кабельные лотки, даже оцинкованные, даже из нержавейки, очень быстро выходят из строя. Это постоянный поиск долговечных материалов и высокие затраты на строительно-монтажные работы. Крупные компании за свой срок существования, как правило, перепробовали различные варианты и сегодня четко понимают, какие решения необходимо им применять, понимают конкурентные преимущества композитного материала.
*В соответствии с исследованием рынка стеклопластиковых КС, подготовленным ООО «Маркетинговое агентство МаксиОма», 2023 год.
**SMC (Sheet Molded Compound) — листовой композиционный материал.
***BMC (Bulk Molding Compound) — материал в виде рыхлой бесформенной массы, в состав которой входят ненасыщенные полиэфирные смолы, наполнители, добавки и стекловолокно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.