Три самых ярких цифровых законопроекта обсуждали вчера на расширенном заседании профильного комитета Госдумы. Часть из них регулирует Рунет, часть отдает персональные данные государству. О том, как законотворцы решили окончательно победить треш-стримы, почему операторам не отдают биометрию, сколько симок теперь получат россияне и зачем РКН деанонимизация блогеров-десятитысячников, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Как это часто бывает с Госдумой, несмотря на бурные дискуссии и критику, в том числе со стороны самих депутатов, законопроекты, похоже, будут приняты
Аншлаг в Госдуме
Расширенное заседание комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы накануне было аншлаговым как по числу спикеров, так и по количеству следящих за мероприятием онлайн и офлайн. Особого, удивления, правда, это не вызвало. У IT-комитета (и причастных к заседанию лиц) на столе три, наверное, самых обсуждаемых законопроектов последнего времени, названных по-народному «о запрете треш-стримов», «о защите персональных данных и передаче их в единую госсистему» и о «контроле оборота серых сим-карт». Каждый в свое время вызвал бурное обсуждение и критику — и среди блогеров, и среди бизнеса, и среди простых обывателей, которые вдруг резко поняли — «всевидящее око» ушло со страниц книжек Толкина и пришло в реальную жизнь, в Россию.
Впрочем, как это часто бывает с Госдумой, несмотря на бурные дискуссии и критику, в том числе со стороны самих депутатов, законопроекты, похоже, будут приняты. А судя по почти единогласному голосованию в комитете, выйдут на завершающие чтения уже совсем скоро. И вероятно, обретут федеральную силу практически в неизменной от сегодняшней формы виде.
Глава комитета Александр Хинштейн
«Тут ничего угрожающего свободе журналистики не содержится»
Первым обсудили законопроект, запрещающий так называемые треш-стримы. К слову, подобный «контент», если его можно таковым назвать, стал популярен еще в 2010-е. Сейчас аудитория данных форматов кратно увеличилась. Настолько, что многих известных треш-стримеров нарекли чуть ли не главными героями русскоязычного интернета. А аморальное поведение главных лиц вышло за все известные рамки, дойдя не просто до правонарушений, а до реальных уголовных последствий.
Впервые соответствующий запретительный документ в Госдуму внесли в декабре 2023 года, а в первом чтении его приняли в феврале текущего. Тогда он дополнил закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». А согласно новым нормам, «распространение фото- и видеоматериалов с изображением человеконенавистнических действий, которые совершаются с жестокостью, а также последствия этого и призывы к совершению таких деяний» будут основанием для включения ресурса в единый реестр запрещенной информации Роскомнадзора.
Начиная свое выступление, глава комитета Александр Хинштейн все же решил уточнить, что же следует подразумевать под понятием «треш-стрим». После многочисленных правок законодатели вывели, что это информация, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, содержит изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяется из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений.
Заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Евгений Попов
Похоже, слишком широкая трактовка понятия вызвала вопросы у депутата Евгения Попова, который заметил, что законопроект может негативно повлиять на работу средств массовой информации, в эфиры или материалы которых могут ненамеренно попасть запрещенные кадры или лица.
«Как мы можем оградить от ответственности добропорядочных репортеров, в случае если во время прямых эфиров так называемые треш-стримы будут случайно, ненамеренно попадать в эфир? Если в прямом эфире за спиной репортера или во время прямой трансляции начинается избиение или издевательство над человеком?» — размышлял ведущий канала «Россия-1» Попов.
«Пример, который вы приводите, не попадет под норму, потому что здесь есть твердое условие — распространяемый из хулиганских, корыстных побуждений. Очевидно, если в трансляцию, которую ведет с места репортер, вдруг попадет то, как кто-то кого-то начинает бить, то понятно, что это не из хулиганских или иных побуждений, важен мотив действий», — парировал Хинштейн, добавив, что он искренне не видит рисков для журналистов. «Я не соглашусь с тезисом о том, что журналистское сообщество выражает обеспокоенность регуляторными изменениями. Я сам секретарь союза журналистов России, уверяю вас, что ни одно изменение в базовые законы, законы, связанные с работой СМИ, у нас не принимается линейно без обсуждения с профсообществом».
В свою очередь высказался и уже бывший телеведущий, а ныне вице-спикер Госдумы Петр Толстой. Он отметил, что прямые эфиры не поддаются никакой редакционной правке. Однако, по его словам, существуют негласные правила, что журналист в том числе несет ответственность за содержание материала. «Но вы [репортер] не можете предсказать, что произойдет за вашей спиной. А что касается жизненных ситуаций, мне кажется, они все оговорены в законе, и тут ничего угрожающего свободе журналистики не содержится», — подчеркнул он.
Но если важен «мотив действия», то это всегда чревато трактовками, продолжил Попов: «История трактовок вредит законотворческой деятельности, насколько я понимаю, потому что трактовать будут правоохранительные и судебные органы, и мы, как законодатели, в данном случае должны дать для этого как можно меньше почвы». «А вы, Евгений Георгиевич, тогда просто уберите это из эфира, и не будет никакой двусмысленности и простора для трактовок», — отвечал ему Толстой. «Если ваши зрители не узнают подробности жизни ЛГБТ-сообщества* на Западе в районе 12 часов каждого дня, ничего, я вас уверяю, в жизни России не изменится», — язвил вице-спикер, журналистскую славу которому принесло некогда ведение программы «Скандалы недели».
Сенатор Алексей Пушков подчеркнул, что сейчас изменился и сам медийный климат по отношению к треш-стримингу, и последний подвергается тотальному общественному осуждению
«Любой закон опирается прежде всего на здравый смысл. Мне кажется, здравый смысл совершенно четко говорит, что если идет демонстрация такого рода действий (человеконенавистнических), то это направлено на их осуждение и актуализацию данной темы в общественном сознании», — взял слово сенатор Алексей Пушков, также не чужой человек для телесообщества. Он подчеркнул, что сейчас изменился и сам медийный климат по отношению к треш-стримингу, и последний подвергается тотальному общественному осуждению. Кроме того, в правоохранительных органах возникло полное понимание того, какой огромный общественный ущерб он наносит.
«Насколько это может ухудшить положение отечественных платформ? Ведь мы не всегда можем все это заблокировать на западных платформах, то есть возникнет неравное положение наших медийных и цифровых игроков по сравнению с западными», — акцентировал внимание на проблеме гендиректор АО «Крибрум», член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Ашманов. «Здесь не вижу никаких рисков, тем более что платформы уже активно защищают такой контент», — не согласился один из представителей РКН.
Еще один важный вопрос — это действия военкоров, которые ведут частные каналы, где показывают в том числе «зверство ВСУ». «Они не понимали, может ли это трактоваться в худшую сторону для них, и благодаря мотиву и тому, что прописано в законопроекте, теперь, я думаю, всем понятно, поэтому бояться точно нечего», — отметил депутат Антон Ткачев. «В нашем понимании текущий законопроект — это первый шаг», — объяснил глава минцифры Максут Шадаев, речь в дальнейшем о создании «полной системы регулировки». «Когда российские граждане будут понимать, что организация и размещение треш-стримов — это деяние, за которое будет наступать ответственность, тогда мы получим другую историю», — резюмировал федеральный министр.
«В нашем понимании текущий законопроект — это первый шаг», — объяснил глава минцифры Максут Шадаев
«Хотите работать с персональными данными — потратитесь на то, чтобы их обезличить»
Второй законопроект — о персональных данных. О точнее, об изменениях, которые могут коснуться сразу двух ФЗ — «О персональных данных» и «О защите прав потребителей».
И вновь обсуждения. Законопроект важный. И не только важный, но и многострадальный: на его разработку ко второму чтению, как сказал Хинштейн, потребовалось более трех лет.
Речь идет о совершенствовании механизма обработки персональных данных, полученных в результате их обезличивания. Как сказал глава профильного комитета, главная сложность заключалась в том, что даже после обезличивания данные с точки зрения закона все равно остаются персональными. И конечно, есть трудности в поиске баланса: когда, с одной стороны, IT-гиганты, в том числе разработчики решений ИИ, требующие все больше данных для своего развития, а с другой — интересы граждан, их переживания и реальные риски утечек личной информации в открытую сеть.
На законопроект, уточнил Хинштейн, поступило 10 поправок и все они рекомендуются к принятию.
1) Обработка обезличенных персональных данных:
— установлены особенности обработки персональных данных, полученных в результате обезличивания;
— определен порядок формирования состава обезличенных персональных данных, сгруппированных по определенному признаку;
— запрещено формирование составов из специальных категорий и биометрических персональных данных.
2) Государственное регулирование:
— правительство РФ по согласованию с ФСБ установит единые требования к обезличиванию персональных данных и порядку их передачи;
— определен порядок взаимодействия уполномоченных органов с операторами персональных данных;
— установлен порядок формирования составов обезличенных персональных данных в государственной информационной системе (ГИС).
3) Обязанности операторов и минцифры:
— операторы персональных данных обязаны по требованию минцифры обезличить данные и предоставить их в ГИС;
— минцифры обязано обеспечить конфиденциальность полученной информации;
— обезличенные массивы данных хранятся и обрабатываются только внутри ГИС.
4) Требования к пользователям ГИС:
— введены особые требования для пользователей, получающих доступ к обезличенным массивам;
— запрещен доступ иностранцам, лицам с неснятой судимостью, причастным к экстремистской или террористической деятельности.
5) Ограничения на обработку и передачу данных:
— запрещены запись, извлечение, передача, распространение и предоставление доступа к составу данных из ГИС;
— запрещена обработка данных, если это может причинить вред жизни, здоровью людей, нарушить права граждан и организаций;
— запрещена передача результатов обработки иностранным лицам и организациям.
6) Региональная система в Москве:
— создается отдельная региональная государственная система для Москвы;
— система будет аналогична ГИС минцифры, но с региональными особенностями;
— обмен данными между московской системой и федеральной ГИС ограничен.
В свою очередь Шадаев напомнил, что, согласно поручению президента, доступность дата-центров для разработчиков не должна ставить под угрозу интересы граждан.
«Мне кажется, формула, которую мы так долго согласовывали, позволяет нам решить обе эти задачи: и обеспечить доступность данных для разработчиков с огромным объемом ограничений и обременений, и сохранить интересы граждан защищенными. Естественно, государство тоже является одним из бенефициаров», — сказал он, добавив, что в текущей ситуации решения властей должны основываться не «на табличках», а на реальной информации, поступающей (хоть бы и в принудительном порядке) от того же самого бизнеса.
Крайне дискуссионным остается вопрос оборота больших данных. Настолько дискуссионным, что выступление директора по стратегическим проектам ассоциации больших данных (АБД) Ирины Левовой вызвало всплеск негодования. Впрочем, неудивительно. По словам представителя АБД, редакция законопроекта, несмотря на заявления Шадаева, «не соответствует поручениям президента».
«Напомню, что ассоциация больших данных — это пятерка крупнейших банков, операторов и интернет-компаний, — сообщила Левова. — И у нас были концептуальные замечания в части несоответствия поручениям президента, так как мы полагаем, что предложенная редакция бесполезна для развития проекта в области ИИ. Есть неясность организационно-технической механики реализации предлагаемых изменений. Александр Евсеевич [Хинштейн], вы по итогам совещания 10 июня давали поручение коллегам обсудить с ключевыми компаниями – операторами персональных данных проекты подзаконных нормативных правовых актов. К сожалению, до настоящего времени такие нормативные документы хотя бы на концептуальном уровне нам представлены не были. И мы не понимаем, как будет реализовываться законопроект. <…> Какие требования к обезличиванию будут установлены, какими станут требования к каналам передачи в ГИС, собственно, где и чья эта ГИС, какие у нее характеристики технические, какие требования к датасетам планируются, предполагается ли унификация данных, потому что разметка — это как бы нетривиальная задача. Какие цели, запросы и ограничения планируются на уровне подзаконных нормативных правовых актов, потому что без этого, что такое „нужда государственного управления“, звучит классно, но не очень понятно».
И к слову, отрасли уже сегодня необходимо понимание, а во сколько вообще ей встанут подобные нововведения. Кроме того, заметила Левова, необходимо уточнение, что изменения в законодательстве не затронут вопросы передачи данных иностранных пользователей, которые находятся за рубежом. Поскольку уже сегодня в отношении ведущих отечественных компаний ведутся расследования уполномоченными органами Грузии, Казахстана, Армении и иных стран, возникающие из-за подобных вопросов.
«Прежде я бы хотел, чтобы здесь не возникало какой-то двусмысленности, попросить тогда заместителя начальника управления президента по развитию ИКТ и инфраструктуры связи Эльдара Гайфутдинова прокомментировать, соответствует ли редакция законопроекта поручению президента или нет. Потому что при всем уважении к вам, и к коммерческой ассоциации больших данных полагаю, что не вам точно трактовать ее соответствие», — заметил Хинштейн.
Законопроект, уверил Гайфутдинов, станет отправной точкой для «Экономики данных». «Мы можем однозначно сказать, что она соответствует поручениям, и никаких сомнений здесь не может быть», — коротко высказался он.
Отчитать АБД за «жадность» решил и Толстой. Законы, заметил он, пишутся «в интересах граждан, а не бизнеса». А персональные данные принадлежат людям, а не «Сбербанкам и МТС». «Нам нужно принимать решения. Найден компромисс в фундаментальном вопросе, а издержки бизнеса — это издержки бизнеса. Хотите работать с персональными данными — потратитесь на то, чтобы их обезличить, так, чтобы нельзя было обратно развернуть это обезличивание. И затем отдайте государству, а потом у него возьмете в обезличенном виде через год. И все это предельно понятный компромисс», — заключил он.
В свою очередь Ашманов заметил, что законопроект в каком-то смысле является даже уступкой бизнесу. По его мнению, персональные данные пользователей и вовсе не нужны для развития того же ИИ. «Это нарратив большого бизнеса, который хочет монетизировать именно персональные данные граждан, — заметил спикер. — Поэтому здесь все время в разговоре представителя АБД вопрос сводится к деньгам. <…> В чувствительных областях, в двух или трех, — это медицина, безопасность — персональные данные нужны, но ими должен управлять вовсе не бизнес, а люди в погонах. А во всех остальных случаях, если кто-то хочет на них обучаться… Он для чего это делает? Для того чтобы сделать свои рекомендательные системы еще более неотразимыми, еще больше втюхивать и еще больше собрать денег с граждан».
При этом Ашманов уверен, что в скором времени потребуется новый законопроект, который и вовсе запретит некоторые действия в отношении данных граждан РФ, а также выделит категории лиц и организаций, доступ которых к подобным массивам информации будет закрыт навсегда.
Наверное, самый нашумевший законопроект — об ужесточении оборота серых сим-карт
«20 сим-карт на одного человека — это более чем достаточно»
Третий, наверное, самый нашумевший законопроект — об ужесточении оборота серых сим-карт. Ко второму чтению законопроект существенно расширился и пополнился целым новым блоком, касающимся деанонимизации публичных каналов. Впрочем, лист тех, кто обязан передавать данные в РКН, несколько сократили — требовать данные решили от авторов не тысячных, а все-таки 10-тысячных страниц и пабликов.
Из 14 предложенных правок к принятию рекомендовали 13.
1. Проверка достоверности сведений об абоненте:
— проводится оператором связи до начала оказания услуг;
— использует данные МВД или организаций, определяемых правительством;
— касается как иностранных, так и российских граждан;
— при недостоверных сведениях услуги не оказываются.
2. Особенности заключения договоров с иностранцами:
— только очно при наличии данных в ЕБС;
— указание номера устройства для сим-карты;
— не распространяется на дипломатов и членов их семей;
— ограничение до 10 сим-карт на иностранца.
3. Контроль и учет сим-карт:
— использование ГИС контроля сим-карт РКН (система КСИМ);
— возможность для граждан запросить информацию о сим-картах через ЕПГУ;
— ограничение до 20 сим-карт на одно физическое лицо (россиянина);
— возможность оформления большего количества в определенных случаях.
4. Требования к местам заключения договоров и продажи сим-карт:
— устанавливаются правительством;
— контроль за соблюдением требований дилерами.
5. Корпоративные сим-карты:
— передача только сотрудникам с трудовым или гражданско-правовым договором;
— внесение информации о работниках в ЕСИ.
6. Оплата услуг связи:
— наличная оплата только после идентификации в определенных местах;
— использование специально оборудованных терминалов;
— онлайн-оплата остается без изменений.
7. Проверка и верификация абонентов:
— До 1 ноября 2025 года операторы должны проверить сведения о всех абонентах;
— особые условия для новых субъектов и приграничных регионов до 2030-го.
8. Требования к мессенджерам:
— приравнивание к операторам связи;
— обязанность предоставлять информацию о пользователях по запросу государства;
— запрет на получение звонков и сообщений с незнакомых номеров по умолчанию.
9. Регулирование социальных сетей и блогеров:
— владельцы каналов с аудиторией от 10 тыс. должны подать сведения в Роскомнадзор;
— запрет на распространение запрещенной информации;
— маркировка каналов, соблюдающих законодательство.
«Я сразу скажу, что мы долго обсуждали и спорили о том, какое количество сим-карт карт (для россиян) здесь оптимально и как нам избежать разговоров о том, что мы переходим к системе „столько-то карт в одни руки“, — подчеркнул Хинштейн. — Анализ нам показал, что 20 сим-карт на одного человека, подчеркиваю, на одного — это более чем достаточно, даже включая так называемые умные устройства. При этом у нас перед глазами есть, к сожалению, примеры, когда идет оформление на одного гражданина тысяч и десятков тысяч сим-карт. РКН статистику приводил, что у нас 1 миллион 100 тысяч карт оформлено на 40 человек».
Фактически, подтвердил Шадаев, законопроект раскололся на два раздела — наведение порядка в области сим-карт и контроль поведения мессенджеров и авторов больших каналов. При этом если с первой частью все понятно: как заметил министр цифры, даже отдельные представители отрасли выступили за то, что оценивать успех оператора по количеству проданных сим-карт — это уже моветон, то вот со второй частью вопросы. Например: а почему рынок рекламы связали именно с изменениями ФЗ «О связи»?
К слову, скрывать причины столь скорой деанонимизации не стали: раздражение вызывали действительно не только бесконечные анонимы, отвлекающие внимание правоохранителей, но и сами рекламодатели, с подобными «лицами» сотрудничающие.
«Потому что если он нелегальный, то нам кажется странным, когда российские компании имеют право размещать там рекламу. Он [канал] не открылся, непрозрачен, не готов опубличивать собственника. Почему в этом смысле российские компании должны иметь возможность там размещать рекламу, нам не совсем понятно», — заметил Шадаев.
Операторы, кстати, новым изменениям не противились. Генеральный директор «Вымпелкома» Александр Торбахов заметил, что его рынок даже «перезрел». «Если на рынке ежегодно якобы продаются десятки миллионов сим-карт при стабильном населении и полностью удовлетворенном спросе, понятно, что ничего общего с настоящей продажей, настоящей потребностью нормального клиента это не имеет, — заметил он. — Поэтому выиграют от такого только мошенники и жулики и, конечно же, порядок надо навести. Поэтому мы в абсолютном большинстве с этими поправками согласны».
Генеральный директор «Вымпелкома» Александр Торбахов заметил, что его рынок даже «перезрел»
При этом Торбахов выделил несколько моментов, которые отрасль просит пересмотреть. «Были две поправки в предыдущих версиях, которые не учтены. Я так понимаю, что в основном возражения идут от силовых ведомств, — сообщил гендиректор „Вымпелкома“. — Тем не менее хочу обратить ваше внимание и попросить поддержать нас. Первое — это то, что право осуществлять сборы и регистрацию данных в ЕБС сегодня предоставляется только банкам и не дается операторам. При этом полагаю, что вы все согласитесь: в России сегодня больше 300 банков. Я думаю, что никто из здесь сидящих за пределами первой двадцатки больше пяти банков даже не узнает, не то что назовет их. Поэтому это небольшие организации с небольшим капиталом, которые вряд ли смогут ответить за свои, так сказать, не всегда правильные деяния. Операторов у нас больших всего четыре, и, с моей точки зрения, нужно формулировать право собирать биометрию не водоразделом „банк не банк“, а водоразделом „отвечает соответствующая организация достаточно жестким требованиям для сбора такой информации или нет“».
Вторая поправка, которая также не содержится в перечне, — это автоматическое обновление паспортных данных гражданина при условии, что он, например, получает новый паспорт. «Дело в том, что мы сегодня предоставляем такие данные в „Госуслуги“, а обратного потока не имеем. И так как граждане регулярно меняют паспорта по тем или иным причинам, получается, что мы опять имеем некорректные данные, притом что у нас есть контрактные отношения. Это некий такой казус, который, мне кажется, тоже нужно устранить, пользуясь возможностью», — добавил Торбахов.
«За банком, согласитесь, Василий Игоревич, возможностей государственного надзора несопоставимо больше. Уверяю вас, что, если бы здесь сидели коллеги из ЦБ, они бы заплакали сейчас после ваших слов…» — заметил Хинштейн.
В свою очередь директор по связям с госорганами «МегаФона» Владимир Месропян обратил внимание, что для операторов важно регулировать биометрию и по другим причинам. Он напомнил, что, по статистике МВД, на территории России проживают 7 млн иностранцев и более 20,5 млн ежегодно въезжают и уезжают. Это порядка 20 млн абонентов, которых придется реидентифицировать и идентифицировать с помощью ЕБС.
«Сегодня с точки зрения получения ЕБС и возможности приобретения сим-карты та процедура, которая описана в законе, предполагает три физических посещения иностранцем организаций, — напомнил Месропян. — Первое — это посещение МФЦ. В лучшем случае если он разберется, то сразу же закажет себе учетку, потому что она нужна дальше для оформления ЕБС. Второе будет либо посещение МФЦ, либо, скорее всего, банка. И третье уже, если он дойдет, — посещение оператора связи. Соответственно, по самым грубым подсчетам, если будет делать это оптимально, примерно 20−25 дней он должен потратить на то, чтобы приобрести сим-карту. Вместе с тем другие ограничения у нас отсутствуют, то есть на входе у него эту биометрию не требуют, при въезде в страну. При получении любых других, в том числе социально важных услуг, также она не нужна, мы здесь имеем это требование впервые, только в отрасли связи. Таким образом, мы понимаем, что основная масса иностранцев, а именно 60 процентов въезжающих, имеет краткосрочные цели, не более трех месяцев задерживается здесь, это экономически активное население. И если предположить, что они 25 дней будут тратить, например, согласно закону, на приобретение сим-карт, то здесь начинаются проблемы. Поэтому мы и утверждаем и хотим этот путь оптимизировать. Хотя бы два шага. То есть второй шаг после МФЦ все-таки салон связи».
Кроме того, сказал Месропян, зазор в четыре месяца с даты вступления в силу требований к иностранцам и к россиянам может привести к тому, что люди, которые не будут получать биометрию, могут пойти на рынок серых сим-карт и приобрести карточки, оформленные на российских граждан. «Что, как нам кажется, с точки зрения старта реализации законопроекта абсолютно вредно. Поэтому для нас критически важно иметь все-таки возможность регистрировать эту самую биометрию», — заключил он.
Осталось недопонимание и у блогерского сообщества. Сооснователь ассоциации блогеров и агентств Максим Перлин буквально продублировал недавний запрос «БИЗНЕС Online» к своему агентству и решил уточнить, как государство будет защищать данные блогеров, в том числе и тех, которые вещают из зоны СВО и желают остаться анонимными с точки зрения собственной безопасности. И не ударил ли закон по добросовестным участникам рынка, тогда как недобросовестные попросту продолжат получать рекламу через серые инструменты, например «крипту».
«Сразу о рекламе — это не запрет каналам размещать рекламу. Это запрет российским компаниям. Если факт будет установлен, скорее всего, ФАС, это будет иметь соответствующие последствия для рекламодателей», — уточнил Шадаев.
«Что касается блогеров, я уверен, что эти данные из РКН не утекут. С даты создания РКН у нас была хоть одна утечка из ведомства? — заметил министр. — Утечек не будет».
* экстремистская организация, запрещенная в России
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.