«Когда мы говорим, что 1,3 тысячи посадочных мест на четыре зала, — как сделать это пространство привлекательным для всех целевых аудиторий? И здесь вызов и для нас, жителей!» — задавалась вопросом министр культуры РТ Ирада Аюпова на пресс-конференции, прошедшей в кинотеатре «Мир». Здесь глава минкульта республики подводила итоги первого полугодия. О том, почему было решено изменить название фестиваля мусульманского кино, как сделать центр ремесел в ЦУМе самоокупаемым и от кого зависит будущее «Ветра перемен», — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«А мы вообще достойны этого театра? Извините, ради бога», — задавалась вопросом министр культуры РТ Ирада Аюпова на пресс-конференции, прошедшей в кинотеатре «Мир»
«Я скажу сейчас очень провокационную вещь»
«Технология уровня бог, что называется», — давала сегодня Ирада Аюпова личные гарантии безопасности строительства нового здания театра им. Камала, которое стахановскими темпами возводится на Кабане, чтобы успеть к октябрьскому саммиту БРИКС. Происходило это на пресс-конференции министра культуры Татарстана по итогам первого полугодия 2024-го.
«Сейчас строительство идет под жестким контролем. То есть они смотрят, чтобы и цемент полностью затвердел, прочность определяется и коммуникации… — сообщила глава республиканского минкульта. — И у них миллиметровая погрешность в прокладке коммуникаций, потому что сцены, которые там монтируются, высокотехнологичны. Естественно, оборудование прокладывается исходя из тех инженерных решений, которые были заложены в проекте. И есть период гарантии, установленный государством».
Но, очевидно, Ираду Хафизяновну больше волнует творческое наполнение будущей высокотехнологичной «ледяной глыбы» от консорциума под лидерством московского бюро «Ваухаус». Это Аюпова назвала «большим вызовом для всей нашей культуры».
«Я скажу сейчас очень провокационную вещь, — заинтриговала министр культуры РТ. — У нас так много люди кричат про сохранение татарского языка, очень много. Но в театре кукол „Экият“ билеты покупают на русские спектакли… Насколько мы сможем сделать национальное искусство привлекательным для зрителя?.. Когда мы говорим, что 1,3 тысячи посадочных мест на четыре зала [в новом здании театра им. Камала]. Как сделать это пространство привлекательным для всех целевых аудиторий? И здесь вызов и для нас, жителей! А мы вообще достойны этого театра? Извините, ради бога. Я понимаю, что меня потом перефразируют, и там комментаторы, великие диванные критики тысячу раз скажут…»
Аюпова назвала себя неудобным человеком, который не может всех гладить по голове: «Но могу сказать, что для меня, как для министра, это большой вызов — оправдать, доказать, что моя национальная культура интересна не только жителям республики, но чтобы жители Москвы приезжали в гастрольный тур в этот театр».
Ответила она и на вопрос «БИЗНЕС Online»: «Можно ли с уверенностью говорить, что в здании нынешнего Камаловского театра откроется театр музыкальный?» «Нет», — твердо сказала Аюпова. Пока перед первым лицом республики нужно защитить проект по новому Камаловскому, а потом в минкульте займутся музыкальным театром.
Но трудности не только в этом. «Театр — это репертуар. Вот у меня сегодня массива достаточного, чтобы сразу запустить чисто музыкальный театр, репертуара у меня просто не хватит, — призналась глава минкульта. — Это постановочная история, это артисты, это режиссура, это драматургия. Это комплексный продукт… Музыкальный театр — это в первую очередь репертуар. Должно быть не менее 20 спектаклей, которые можно было бы запустить и которые шли бы в прокате. Я считаю, что должен быть промежуточный этап. Когда основной акцент будет ставиться на музыкальную драматургию». Вот такой музыкально-драматический театр и должен стать таким промежуточным решением. Причем таких успешных образцов, сказала Аюпова, в России немного и привела в качестве примера музыкальные спектакли московского «Ленкома».
Аюпова назвала себя неудобным человеком, который не может всех гладить по голове
В продолжение разговора Ирада Хафизяновна вспомнила, что театр занимает особое место в татарской культуры, даже среди детских кружков в сельской местности РТ преобладают именно театральные. Кроме того, она сообщила, что не считает, в отличие от многих зрителей, театр местом для развлечения, а также, конечно, порадовалась 6 «Золотым маскам», которые совсем недавно заработали сразу три спектакля, созданные в республике.
Вспомнили и еще одного номинанта «Золотой маски», который, однако, не попал на торжественную церемонию вручения премии в российской столице из-за возбужденного в отношении него уголовного дела. Речь о художественном руководителе Буинского драмтеатра Раиле Садриеве. Отвечая на соответствующий вопрос, Аюпова предложила разделить — административное устройство театра и «Раиля как творческую личность».
Аюпова о Садриеве (на фото): «Я его очень ценю. Он действительно очень талантливый человек. Эмоционально он очень экспрессивный, открытый человек, у него есть творческое начало»
Сейчас идет проверка театра правоохранительными органами. «Мы же не видим операционную деятельность наших театров. Вот выехали они на гастроли, каким образом они получают или не получают доходы, мы не видим, — сказала министр культуры РТ. — Но это есть в документах. Поэтому если документально все будет подтверждено, что там не было нарушений, то я думаю, что все будет хорошо. Но в любом случае нельзя сегодня уходить в зону обвинения друг друга, это неправильно. Надо просто разобраться в ситуации и двигаться дальше на трезвую и холодную голову».
Далее министр напомнила, что примерно 15 лет назад в Буинском театре шли в основном «юморески». А сейчас в его репертуаре много «серьезных и хороших произведений», и это благодаря Садриеву. «Я его очень ценю. Он действительно очень талантливый человек. Эмоционально он очень экспрессивный, открытый человек, у него есть творческое начало. Я ему очень благодарна за то, что он слышал наши пожелания в формировании творческого облика театра, которые были», — подчеркнула спикер.
Место для пресс-конференции — кинотеатр «Мир» — было выбрано неслучайно. Аюпова напомнила, что многие яркие события второй половины 2024-го связаны с кинематографом
«Если таких людей, как я, будет больше, то ЦУМ «полетит»
Но не театром единым живет сегодня татарстанская культура. И место для пресс-конференции — кинотеатр «Мир» — было выбрано неслучайно. Аюпова напомнила, что многие яркие события второй половины 2024-го связаны с кинематографом.
В этой связи министр объяснила изменение названия Казанского международного кинофестиваля мусульманского кино на «Алтын Минбар». По словам Аюповой, даже нынешняя заявочная кампания фильмов продемонстрировала, что решение было правильным. Раньше организаторы и участники «упирались» в терминологическую неопределенность, это отпугивало большое количество людей от участия. «Нужно очень четко сказать, что такое мусульманское кино. Это кино снято по мусульманским канонам, в мусульманских странах или один из героев должен быть мусульманином?» — задавала риторические вопросы министр.
Вернув название «Алтын Минбар», «духовно-нравственную матрицу» не убрали, а слоган «через диалог культур — к культуре диалога» останется. «Но людям стало понятнее, — отметила Аюпова. — Для меня лично этот год будет годом отклика… Мне интересно, повлияет ли изменение названия на фактуру фестиваля». Обещано было и сохранение отношений с ДУМ РФ, чей руководитель Равиль Гайнутдин является президентом форума.
В целом у кинематографа сегодня «очень много возможностей», считает Аюпова, хотя сама и напомнила, что минкульт РТ критикуют за то, что ведомство выделяет очень скромные средства на производство того же игрового кино. Сейчас большие средства вливаются в Институт развития интернета (ИРИ) и фонд кино, одновременно напомнила она. Но чтобы побеждать в федеральных конкурсах, региональным авторам нужно грамотно формулировать синопсис и правильно писать сценарий. «Деньги можно получить», — уверена министр. Но, к сожалению, в кинематографе республики не такой высокий профессиональный уровень. «Я жду профессионального повышения качества, как фильмов, которые были заявлены, так и в перспективе», — подчеркнула Аюпова.
Она сказала, что главное — это «фикыр» (по-татарски «мысль») и только наличие ее может позволить делать хорошее кино. При этом она поименно похвалила молодых режиссеров — и автора артхаусного «Микулая» Ильшата Рахимбая, и постановщика «Бери да помни» Байбулата Батуллина, достучавшегося до зрительской аудитории.
Аюпова о перспективах проекта центра ремесел в ЦУМе:«Внутренний потребитель должен быть заинтересован в местной продукции»
Спросил корреспондент «БИЗНЕС Online» и о перспективах проекта центра ремесел в ЦУМе, а также возможной самоокупаемости проекта. В ответ Аюпова попросила поднять руки журналистов, на которых произведенная в Татарстане одежда, такие в зале были, но не большинство. «Теперь посмотрите на меня. Если таких людей, как я, будет больше, то ЦУМ „полетит“», — выразила уверенность министр, на которой было стилизованное татарское платье.
«Если мы говорим об экономической составляющей: невозможно изобрести велосипед, это было, есть и будет — три модели, работают в продвижении изделий традиционных промыслов и ремесел», — продолжила спикер. Первая — внутреннее потребление, вторая — электронные магазины, маркетплейсы, третья — патент на авторское художественное решение, которое продается крупным производителям.
Внутренний потребитель должен быть заинтересован в местной продукции, резонно заметила Аюпова. «Но нас не так много, как в Индии, где эта модель работает идеально. В Индии их текстиль, ткани, украшения ориентированы на внутреннее потребление, но их 1,5 миллиарда, нас меньше», — привела пример министр.
Очень перспективными для реализации продукции являются маркетплейсы. Но там есть своя специфика. «Если вы заказываете вещь на Ozon, вам сразу говорят, что послезавтра ее привезут. Я заказываю вещь, мне надо, чтобы завтра или хотя бы в обозримом будущем, через неделю она была. Для этого нужно, чтобы была линейка готовой продукции, — констатировала Аюпова. — Сегодня у мастеров ресурсов для того, чтобы создавать эту линейку: размерный ряд с 34-го размера обуви до 41-го для женщин, цветовая палитра, модельный ряд — этих ресурсов сегодня не так много. А электронная торговля хорошо работает, если у тебя есть сразу что продать, потому что там в основе финансовой модели — логистика: вещь должна быть, ты просто ее доставляешь».
Будет ли «Yзгәреш җиле» в 2025 году? «Это не от меня зависит точно», — резюмировала Аюпова
Тем не менее Wildberries высказывал заинтересованность в продукции ремесленников. Кроме того, есть и специализированные маркетплейсы по продвижению изделий творчества, искусства и художественных промыслов. Поэтому вопросы логистики еще предстоит проработать. Но начинать, по мнению Аюповой, предстоит с внутреннего потребления, запрос есть. «Есть ностальгия и стало модным надевать национальное. Для меня это не показательное платье, которое я ношу для того, чтобы встретиться с журналистами, — показала она на свой голубой наряд. — Честное слово, я его ношу очень часто, коллеги могут подтвердить. Мне оно просто нравится. Когда у нас будет много того, что нравится и сделано местными продавцами, это будет здорово».
Поинтересовался «БИЗНЕС Online» и судьбой музыкального фестиваля «Yзгәреш җиле» («Ветер перемен»). Аюпова подтвердила информацию нашей газеты, что в этом году он не состоится. «Будет БРИКС, все загружены по самое не хочу, — сказала министр культуры. — „Yзгәреш җиле“ — это не один концерт, а длительный процесс наработки репертуара, репетиции, формирование образа… У нас сформировался пул профессиональных артистов, в том числе в рамках „Yзгәреш җиле“, которые очень востребованы сегодня. Эти ребята просто физически не могут быть вырваны из активностей, которые сегодня заявлены в республике во втором полугодии».
Состоится ли «Yзгәреш җиле» в 2025 году? «Это не от меня зависит точно», — резюмировала Аюпова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 104
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.