«По государственным вопросам все едины, полномочия равны. Но на федеральном уровне влезать в полномочия, скажем, Алькеевского или Новошешминского районов… Я думаю, [нужно] больше доверять субъектам РФ», — рассуждал сегодня Фарид Мухаметшин. В разговоре с прессой по итогам VI созыва спикер Госсовета РТ согласился, что федеральный центр забирает некоторые вопросы, которые бы лучше оставить на уровне регионов. О том, как Госсовет РТ завершил пятилетку и почему Мухаметшин не торопится оставлять парламент, а «Рустам Нургалиевич то там, то тут», — в материале «БИЗНЕС Online».
«На этот созыв избирались с надеждой, что не будет сложностей», — вспоминал сегодня председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, подводя итоги работы VI созыва
«И тогда же говорили: «Не вините Путина»
«На этот созыв избирались с надеждой, что не будет сложностей», — вспоминал сегодня председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, подводя итоги работы VI созыва. Как известно, надежды парламентариев не оправдались. На созыв пришлась и пандемия, и специальная военная операция на Украине, и исторические поправки в Конституцию Татарстана. Ковид повлиял на работу депутатов, привыкших решать вопросы, глядя в глаза, в спешном порядке пришлось укреплять бюджет на здравоохранение. Началась СВО, и «в республику начали возвращаться грузы 200», депутаты ездили на похороны, перечислял Мухаметшин.
«Сложно, народ был обеспокоен. И объяснить-то им трудно. Попробуй потерять единственного сына или супруга! — отмечал Мухаметшин беседы с родными бойцов СВО. — Разговаривали, объясняли, оказывали материальную помощь и тогда же говорили: „Не вините Путина“. Был бы кто другой на его месте, который бы ничего не предпринимал и терпел еще где-то полгода… Бомбы начали падать, парни начали гибнуть, страны Европы подстрекали Украину и, если бы это затянулось еще на полгода, то потерь было бы больше. Путин принял упреждающие меры, видя ситуацию, которая надвигается на нашу страну».
Татарстан, как республика с развитой экономикой, важными предприятиями и многонациональным населением, был под особым вниманием недружественных стран, упомянул Фарид Хайруллович о санкциях.
«Вы, наверное, обратили внимание на командировки Рустама Нургалиевича. Он же не просто так ездит — ведет переговоры со странами Азии. Можно 100 „КАМАЗов“ красиво выставить перед зданием Госсовета, но толку не будет, если их не продавать. Поэтому Рустам Нургалиевич то там, то тут, то там, то тут. Подписывает соглашения на поставку произведенной у нас продукции», — повторял Мухаметшин тезис, который уже становится вечным.
Не забыл спикер парламента поблагодарить федеральный центр за помощь, отдельно отметил вице-премьера РФ Марата Хуснуллина. Заслужил благодарность и депутатский корпус Госсовета, который, по оценке спикера парламента, справился с задачами.
«Если все будет решать Москва, то станут кивать на нее и с себя снимать ответственность»
Незадолго до завершения работы VI созыва в Госсовете РТ заговорили о том, что федеральный центр забрал себе многовато полномочий, нет четкого разделения вопросов ведения и значительная часть работы — это просто приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным.
Так, во вчерашнем докладе вице-спикера ГС РТ Юрия Камалтынова на последней сессии был следующий (не озвученный самим Камалтыновым) тезис: «Законодатель субъекта РФ по-прежнему остается в узком для себя поле правового регулирования и вынужден принимать региональные правовые акты, частично или полностью дублируя федеральные нормы либо регламентируя только отдельные вопросы, непосредственно отнесенные к ведению субъекта».
Зачастую федеральные органы исполнительной власти, «не смущаясь», регулируют вопросы из ведения регионов, и стало мало «вопросов оригинальных, о специфике особенности развития республики», чуть ранее отмечал глава комитета ГС РТ по законности и правопорядку Шакир Ягудин. Его коллега по парламенту, директор телеканала «ТНВ» Ильшат Аминов, накануне отмечал, что задача VIII созыва — сохранять «остатки федерализма».
Мухаметшин разделил обеспокоенность своих коллег. По его словам, Татарстан — «один из тех субъектов, который не очень-то к этому положительно относится».
«Сегодня у муниципалитетов отобрали положение о том, что они могут дать землю для строительства или развитие и так далее. Страна большая, субъекты разные, конечно, должны быть единые законы, касающиеся целостности многонационального народа. Но есть вопросы, которые лучше и качественнее отработают законодатели региональных, даже местных советов. Кому как не главе района лучше знать, как земля лучше используется, куда ее передать, а если не передать, то сохранить? Такие жизненные вопросы надо оставить в полномочиях субъектов или муниципалитетов, — переживал Мухаметшин. — Мы ратуем за то, чтобы повышать ответственность советов, депутатских корпусов, правительств и органов исполнительной власти. Но если все будет брать на себя и решать Москва, то станут кивать на нее и с себя снимать ответственность».
Мнение, что у регионов должно быть больше полномочий, разделяют и депутаты Госдумы от Татарстана, отметил Фарид Хайруллович и вспомнил, как в 1992 году, будучи председателем Верховного Совета ТАССР, не подписал федеративный договор, потому что документ не учитывал национальные особенности субъекта.
«Это было страшное время, — окунулся Мухаметшин в 90-е. — Мне говорят: „Ты не уедешь из Москвы. За развал России тебя должны арестовать“. У меня тоже жена, дети, думал, сколько дадут — 3–5 лет… Волосы поседели тогда. Заслуга [первого президента Татарстана] Минтимера Шаймиева в том, что он встретился по новой с [Борисом] Ельциным, еще раз обсудили. И мы стали единственным субъектом, который подписал двухсторонний договор с федеральным центром. Я на себя взял публичные обязательства при подписании и сказал: „Я возвращаюсь в Татарстан, завтра соберу Верховный Совет и мы в своей Конституции прямо напишем, что мы субъект Российской Федерации“. И это их успокоило, времена-то непростые».
Спикер парламента вел к тому, что не все субъекты одинаковые и не надо всех под одну гребенку грести по ряду вопросов. И тут вопрос не о разделении страны, а о поиске наиболее эффективных решений. «Вот это надо оставлять за субъектами. <…> По государственным вопросам все едины, полномочия равны, но на федеральном уровне влезать на полномочия, скажем, Алькеевского или Новошешминского районов… Я думаю, [нужно] больше доверять субъектам РФ», — подытожил Фарид Хайруллович, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online».
«Знаете, какие у нас дискуссии бывают? У тебя волосы, как у меня, поседели бы. А ты красивый, молодой, волосы красишь, что ли? Или головой не думаешь и они у тебя не седеют?» — обратился к одному из журналистов спикер парламента
Важно, что люди не говорят: «Хватит ему уже, надоело»
Еще одна важная тема — пойдет ли Мухаметшин на новый срок и возглавит ли вновь парламент, где он и так председательствует более 25 лет. На этот вопрос Фарид Хайруллович прямо не отвечает, держит интригу. В июле 2023 года спикер парламента сказал, что «наверняка не будет выдвигаться» на пост спикера, дескать, жена сказала: «Җитте сиңа» (с татарского «хватит тебе» — прим. ред.). Но уже в начале Мухаметшин года сообщил, что, как человек ответственный, поработает, если потребует ситуация.
Сегодня же с долей кокетства депутат заметил, что уже не молодой (77 лет), а его жизненное кредо — если не способен решать сложные задачи, то нужно набраться смелости и уйти. «Вопрос требует тщательного изучения, разговора с раисом республики», — сказал Мухаметшин.
«Почему я участвовал в праймериз? Я секретарь одной из крупных партийных организаций в стране, и моя задача —активно участвовать в предварительном голосовании, как можно больше привлечь людей голосовать за „Единую Россию“. Если не выполню эту миссию — перестану себя уважать. Я мог сказать: „До свидания, парламент закончил деятельность, последнее заседание провел, награды вручил и я отдыхаю“. Не позволяет моя совесть и воспитание так кинуть все на свете. Люди доверяют, ценить надо это. И я принял решение баллотироваться для того, чтобы люди не сказали: „Мухаметшин струсил, бросил, все хотят легкого, хотят на пенсии отсидеться“», — заявил он.
В то же время Фарид Хайруллович добавил: «Не могу твердо сказать и заверить, что я не пойду или уверенно пойду». По его словам, как-то один человек пристыдил его, сказав, что он бессовестный, если намерен в такие непростые для страны времена бежать в кусты. «Я не человек, который рвется к власти. Пять созывов. Председатель парламента номер один в РФ Валентина Матвиенко говорит: „Дуайен (старейшина — прим. ред.) парламентского корпуса“, — не без гордости отметил спикер. — Конечно, хотелось бы передать некоторые свои навыки депутатам VII созыва. Посмотрим, как пойдет это дело. Важно то, что люди не говорят: „Хватит ему уже, надоело“».
В VIII созыве должны быть представлены и другие фракции, чтобы были иные мнения, уверен Фарид Хайруллович. Говоря про «обновление списка депутатов», он уточнил, что важно «сохранить костяк».
Задали Мухаметшину и ожидаемый вопрос о том, какие законы в созыве были самыми важными. Он вспомнил поправки в Конституцию, правда, не стал вдаваться в детали о том, что Татарстан лишился «президента», «суверенитета» и «гражданства». Упомянул и закон о патриотическом воспитании граждан.
Из актуальной повестки Фарид Хайруллович отметил, что республика заинтересована в мигрантах, нужны рабочие руки, однако делать из них квалифицированных специалистов нужно самим. В то же время есть проблема, когда иностранные граждане «кучкуются», и «то в мечетях начинают проблемы появляться, то на рынках». Но ситуация на контроле, успокоил политик и напомнил, что в республике действует под его председательством ассамблея народов РТ, которая тоже держит руку на пульсе. «Знаете, какие у нас дискуссии бывают? У тебя волосы, как у меня, поседели бы. А ты красивый, молодой, волосы красишь, что ли? Или головой не думаешь и они у тебя не седеют?» — обратился к одному из журналистов спикер парламента.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.