Сегодня парламентарии Татарстана собрались на внеочередное заседание Госсовета РТ, объявленное из-за покушения на муфтия республики Илдуса Фаизова и убийства начальника учебного отдела ДУМ РТ Валиуллы Якупова.

В повестку дня было включено только два вопроса: о состоянии и мерах по профилактике и противодействию религиозному экстремизму в Татарстане и о проекте законопроекта «О внесении изменений в закон Республики Татарстан «О свободе совести и религиозных объединениях».

Поскольку заседание носило беспрецедентный характер, то проходило в расширенном составе. Было приглашено 190 человек – главы городов и районов, руководители традиционных конфессий, представленных в республике, главы мухтасибатов. В холле было непривычно многолюдно – люди в погонах, в одеждах мусульманских священнослужителей. На втором этаже зала Госсовета для гостей были даже расставлены дополнительные стулья.

Любое заседание Госсовета транслируется на официальном сайте республиканских парламентариев, однако на этот раз к прямому эфиру подключились телевидение и радио Татарстана.

Участие в заседании приняли президент РТ Рустам Минниханов и государственный советник РТ Минтимер Шаймиев.

Газета «БИЗНЕС Online» уже писала про выступление вице-премьера Асгата Сафарова, поэтому остановимся на других выступлениях. Они оказались богаты на яркие заявления.

ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ В ТАТАРСТАНЕ ИДЕТ НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ВОЙНА

В частности, как только свой доклад начал читать глава МВД по РТ Артем Хохорин, в зале воцарилась гробовая тишина.

«Более тринадцати лет на территории республики, которая позиционирует себя территорией толерантности, идет необъявленная война. Взрывы промышленных объектов, убийства, деление территории, людских ресурсов. Сводки напоминают донесения с поля боя», - начал глава МВД по РТ.

Речь сегодня идет не об отдельных проявлениях экстремизма, а о том, что РТ достигла критической массы, когда может начаться неуправляемый процесс.

«Наиболее радикальные течение ислама нашло немало приверженцев на территории республики. Более того, за последние годы сформировалось целое поколение, воспитанное в этом духе. И это не одиночные запрещенные организации, а настоящие джамааты, достаточно многочисленные. Четкая структура. Приверженцы салафизма есть как среди имамов, так и среди простых граждан Татарстана. Они настойчиво пытаются пробиться в органы власти, заручиться ее поддержкой», - продолжил Хохорин.

Если раньше салафиты старались не проявлять себя, то теперь они открыто проводят акции протеста и стараются диктовать свою волю. Как отметил министр, самое опасное, что они наращивают мускулы. Во-первых, за счет исламизации участников группировок, которые также рекетируют, грабят и убивают, но уже по идеологическим мотивам.

Во-вторых, это представители радикально настроенной молодежи, имеющие специальную подготовку и опыт боевых действий на Северном Кавказе, в Афганистане, Пакистане. Они обучены минному, взрывному делу, владению различными видами огнестрельного оружия. Некоторые из них вернулись в республику - и понятно, с каким мировоззрением. Наиболее радикальные привержены салафизма готовы уже сегодня вести вооруженную деятельность на территории Татарстана.

555.jpg

«ГОЛЬФСТРИМ» ЗАНЕСЛО К САЛАФИТАМ?

Вообще, выступление Хохорина носило несколько иной характер, чем те, с которыми ранее выступали чиновники или силовики. Он говорил достаточно аргументировано, кратко и даже жестко.

«За последние два года в Казани и Татарстана пресечена деятельность четырех групп, целенаправленно готовящихся к проведению масштабных террористических актов, - продолжил министр. - Сегодня мы отмечаем высокий профессионализм террористов, они владеют навыками конспирации, высокоорганизованны, знают методы работы государственных силовых структур. Я не сгущаю краски. Поверьте, ситуация даже более серьезная. Учитывая специфику работы правоохранительных органов, я не имею право обо всем говорить».

На оперативном учете сегодня стоит несколько сотен сторонников радикальной идеологии. Причем, переубедить их на другую идеологию бывает просто невозможно, наоборот, они разворачивают идеологическую обработку в колониях и тюрьмах. Министр даже предложил их содержать отдельно от других заключенных.

Есть примеры поддержки салафитов предпринимателями республики. Наиболее яркий из них - фирма «Гольфстрим», руководитель которой финансировал духовно-исламский центр «Семья». Идеологическую поддержку данному центру оказывали проповедники запрещенной в России организации «Братьев-мусульман».

«Никто не запрещает вести бизнес с мусульманскими организациями, это нормально. Но нужно прислушиваться к мнению ДУМа, чтобы деньги не пошли террористам», - сказал глава МВД по РТ.

Он чуть позже кратко отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что у них есть и другие примеры финансирования бизнеса салафитов, но уточнять их не стал. Только уточнил, что до определенного момента они не делают ничего противозаконного.

СИТУАЦИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ РАЗВИВАЛАСЬ ПО АНАЛОГИЧНОМУ СЦЕНАРИЮ

Хохорин также назвал районы, где радикалы чувствуют себя наиболее вольготно. Отметим, что такое заявление также впервые прозвучало в такой форме с высокой трибуны, а не затерялось в сводках полиции.

«В первую очередь это касается Нижнекамска, Альметьевска, Набережных Челнов, Азнакаевского, Агрызского и Кукморского районов. В эти районы уже возвращаются из мест лишения свободы члены «Хиз-бут-Тахрир», участники исламского джамаата, те, кто совершил диверсии на газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород. На свободе уже 53 человека».

Если ранее власти республики не проводили параллели между произошедшим в РТ с ситуацией на Кавказе, то сегодня министр заявил, что события там развивались по аналогичному плану.

«Именно так действовали на Северном Кавказе. По такому сценарию развивались события в Дагестане и Ингушетии, которые тоже когда-то считались территориями стабильности. Началось все как раз с убийств священнослужителей, которые противостояли экстремизму. Что теперь в этих республиках? Они практически на военном положении».

Чтобы не повторить их судьбу, Хохорин призвал действовать просто немедленно. В доказательство он зачитал документ, который был представлен аналитикам в МВД по РТ еще в 1998 году. Уже тогда силовики предупреждали об усилении влияния ваххабитов и дестабилизации ситуации в Татарстане.

444.jpg

ИЗ ТАТАРСТАНА ДЕЛАЮТ СИРИЮ, ЛИВИЮ И ЕГИПЕТ

Следом слово дали муфтию Татарстана Илдусу Файзову. В Госсовете он перемещался на кресле, поскольку после покушения ему тяжело ходить, а выступал с места.

«Если даже в отношении нас, религиозных деятелей, не боятся совершать подобное, то что могут творить в отношении простых людей?», - спрашивал он.

Он призвал не использовать религию в своих интересах, говорил, что некоторые политические силы, используя религию, хотят в России создать ситуацию, подобную той, что сложилась в Сирии, Ливии и Египте.

«При подборе кадров, мы стараемся больше смотреть на тех людей, которые учились на нашей земле. Шакирдов, которые учились в других странах, чтобы привыкнуть к нашим жизненным реалиям, призываем учиться у нас, или пройти переподготовку в центре при РИУ, - сказал Файзов. - Если мы сегодня, как некоторые наши братья, будем призывать народ жить по традициям и законам других стран, то это приведет нас к анархии. Примеров этому очень много: Ближний Восток. Африка, Азия».

БАБАИ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ БОЙ С ОБРАЗОВАННЫМИ САЛАФИТАМИ

По словам выступавшего следом ректора Российского исламского университета Рафика Мухаметшина, единственные, кто мог противостоять наводнявшим Татарстан салафитам, были… бабаи, хранители исконно татарских традиций.

«Но они не могли вступать в богословский спор в защиту халафистских традиций с образованными за рубежом, в основном в Саудовской Аравии, людьми, которые умели привлекать молодежь », - рассказал Мухаметшин.

Не сыграла свою роль и татарская интеллигенция.

«Кроме комплиментарно-позитивного отношения к исламу она мало что делала для пропаганды традиционных исламских ценностей. Безусловно, академические исламоведческие исследования ведутся – работают институт истории, центр исламоведческих исследований. Но вопрос в том, дойдут ли результаты их исследования до современной мусульманской молодежи?»

А она сегодня, хотя и придерживается ислама, но в итоге оказалась совершенно оторвана от национальных корней. При этом произошедшее в Татарстане нельзя назвать случайным. Сегодня мусульманское сообщество во всем мире становится более радикальным.

«Это не только арабская весна, это происходит в других странах. Мы должны быть готовы к тому, чтобы каким-то образом выработать иммунитет к радикализации. Тем более, у нас есть опыт наших предков, который работал достаточно эффективно», - заключил Мухаметшин.

111.jpg

«С ЧЕМ ОНИ ПРИЕДУТ? НАУЧИВШИСЬ УБИВАТЬ?»

Директор института истории АН РТ Рафаэль Хакимов начал с того, что уточнил: джадидизм - а именно под ним подразумевается традиционный для татар ислам - подразумевает толерантность.

«Для джадидов все религии были истинны. Поэтому они относились не только к мусульманам с добротой, но и к представителям других религий», - сказал Хакимов.

Еще одна особенность джадидизма в том, что он соединялся с бизнесом. «Честным бизнесом. Ак байлар», - уточнил Хакимов.

Это породило исключительное финансовое состояние предпринимателей, которые основную долю прибыли оставляли народу в виде благотворительности. Поэтому вся система образования была построена предпринимателями, которые работали на медресе и готовили там не просто «для болтовни, схоластических споров или только для намазов, но и для того, чтобы работать, работать конкретно и для народа». (Весьма символичные слова для депутатов, подавляющее большинство из которых имеют отношение к крупнейшим предприятиям республики).

По словам Хакимова, сегодня в Татарстане практически нет литературы о традиционном исламе, которую можно было бы читать, – крайне низкое качество текстов. Аналогичная ситуация в Интернете, где превалирует переведенный материал из исламских стран.

«Согласно отчету, семьдесят человек из Татарстана сегодня учится за рубежом, - привел статистику Хакимов. - Наверно, столько же в Башкортостане, Нижнем Новгороде. В Москве уже более двух миллионов мусульман, среди которых тоже готовят богословов за рубежом. Чему они учатся? В этих странах идут войны. Мусульмане убивают мусульман. Что недопустимо по Корану. Но они с лозунгов «Аллах Акбар» из Калашникова стреляют друг в друга. И наши шакирды учатся там. С чем они приедут? Научившись убивать? Потому что идеологической составляющей там нет! А как ритуалы проводить, можно обучать и здесь. Нет никакой необходимости учить шакирдов за рубежом. Абсолютно никакой. Достаточно РИУ».

По словам Хакимова, сегодня стоит обратить внимание на иностранные и российские фонды поддержки, которые выделяют гранты, но отчеты не спрашивают. Эти деньги могут идти как раз тем, кто и работает на ваххабитов, салафитов.

«Традиционный ислам – джадидизм – это единственный путь, который может бороться с идеологией ваххабизма», - заключил Хакимов.

МОНИТОРИНГ КОНФЛИКТОВ

Депутат Фарид Мифтахов напомнил, что среди татар между джадидами и кадимидами были споры, но в рамках методики образования, они всегда спорили, как учить, а не что учить. Поэтому в спорах никогда не было яркого противоборства.

«Мусульмане-татары никогда не убивали друг друга из-за религиозных разногласий. Этому способствовало воспитание, менталитет и высокая нравственность нашего народа», - заявил Мифтахов.

После революции три поколения выросли нерелигиозными и были подвержены жесточайшей ассимиляции, полностью была уничтожена система религиозного образования. «К началу девяностых годов мы не были готовы к потоку иностранных миссионеров», - сказал депутат.

Девяностые годы можно назвать годами религиозного хаотичного возрождения. В то время на территории республики существовало несколько духовных управлений. И только в 1998 году под патронажем первого президента РТ Минтимера Шаймиева был проведен объединяющий съезд мусульман.

«Сегодня нам надо бороться с исламским радикализмом и теми, кто использует его в своих целях. Среди мусульман появляются несогласные с политикой ДУМ. Деятельность их направлена на расшатывание внутренней стабильности и толерантности», - заявил Мифтахов.

Он предложил провести круглые столы с привлечение религиозных объединений, интеллигенции, госструктур, общественных деятелей во всех районах республики и собрать их предложения. Обсудить ситуацию на Всемирном конгрессе татар, на внеочередном форуме духовенства РТ. «А также дать определение традиционному исламу, чтобы ни у кого не было возможности прикрываться маской толерантности и вести одновременно экстремистскую деятельность», - заявил Мифтахов.

Он также призвал обучать татарских имамом традиционному исламу и вести мониторинг конфликтов населения на религиозной почве.

СЕРТИФИКАЦИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ДИПЛОМОВ

Депутатам также предстояло внести изменения в закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Их представил министр юстиции Татарстана Мидхат Курманов. Предполагается, что учредителями местных религиозных организаций могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации (ранее они могли быть иностранцами). Духовные лица должны получить образование в России или иметь иностранные дипломы, которые признаны в установленном порядке.

«Что это значит?» - спросил Хакимов.

«Дипломы будут проходить оценку религиозных организаций», - ответил Курманов.

Предлагается также установить ограничения, связанные с занятием должности духовных лиц в религиозной организации, и обязать религиозные организации заключать трудовые договоры с работниками, в том числе священнослужителями.

За предложенные изменения депутаты проголосовали единогласно в первом, втором и третьем чтении сразу. Единство, которое практически не встречается в парламенте Татарстана.

РУСТАМ МИННИХАНОВ: «ЭТИ ЛЮДИ - НАШИ ВРАГИ»

«Беспрецедентная сессия. Мы первый раз таким образом собираемся», - констатировал Минниханов. Он был достаточно откровенен.

«Для нас, может быть, выгоднее сказать, что это частный случай, но это не так. То, что мы сегодня обсуждали, имеет корни. И без системных решений наш разговор не принесет результата», - сказал президент.

Он напомнил – чтобы на священнослужителя подняли руку, такого в Татарстане не было никогда, даже рядового муллу никто не обижал. Значит, проблема очень серьезная. Серьезнее, чем может показаться.

«Что такое традиционный ислам Рафаэль Хакимов коротко и доступно донес. Это те традиции, которые заложили наши деды, отцы, чтобы мы жили в согласии со всеми религиями, национальностями».

При этом Минниханов обратился к главам муниципальных образований с вопросом о работе на их территориях приверженцев салафизма. «Вы должны знать, что творится на ваших территориях. Это не только работа правоохранительных органов, это и ваша работа. Вы должны знать, чем кто живет. Если у вас на это не хватает грамотности, у нас есть специалисты - привлекайте. Пусть они объяснят, дадут разъяснения, какой ислам у вас проповедуется».

Вертикаль ДУМ будет поддержала, пообещал Минниханов, и потребовал четкой системы подготовки кадров-священнослужителей и социальной гарантии для них. Фактически президент призвал объединиться всем партиям, национальностям, представителям социальных статусов, чтобы противостоять экстремизму. Президент говорил также о потенциальном ущербе инвестиционному климату в Татарстане.

«Нам придется еще очень много усилий сделать для того, чтобы вывести это пятно. Если люди живут другими идеями, не свойственными традиционному исламу, и если это противоречит согласию и стабильности в республике, значит эти люди - наши враги, и это надо понимать», - заключил президент.