На этой неделе суд в Казани арестовал водителя Porsche Cayman, который устроил смертельное ДТП в центре города. По некоторым данным, перед аварией автомобилист гонялся с мотоциклом. В целом ситуация с аварийностью на дорогах «весьма критичная», очень большое число жертв, отмечают в республиканском ГИБДД и регулярно просят водителей быть осторожнее. А вас что больше всего бесит на дорогах или кто? Есть ли в Казани культура вождения и как ее воспитать? А у вас конфликты и аварии на дороге были? «БИЗНЕС Online» отвечают Вячеслав Зубарев, Евгений Богачев, Альберт Мухаметшин, Максим Кадаков и др.
Вячеслав Зубарев гендиректор ООО УК «ТрансТехСервис», депутат Госсовета РТ пятого созыва— Ну какая-то культура всегда есть. Потому что даже бескультурье — это какой-то вид культуры. Но уровень вождения, водительского профессионализма у нас, по моему скромному суждению, мягко говоря, невысок. Что еще удручает, часто игнорируют интересы других участников движения. Водители не заботятся ни о пешеходах, ни друг о друге.
Что касается воспитания водителей… Этим нужно заниматься в комплексе. Понятно, что воспитание хоть водителей, хоть кого — это процесс длительный. Поэтому, конечно, надо все усилия приложить. И контроль, и наказание, и разъяснение. Наверное, как-то все вместе. А для тех, кто понимает только язык угроз, то и угрозы какие-то, наказания. Таким образом нужно действовать. Но я согласен, что ситуация слишком опасная и с этим надо что-то делать.
У меня таких конфликтов на дороге, чтобы останавливаться и начинать разбираться, не было. А если говорить о некорректном поведении других водителей, то это сплошь и рядом, во время каждой поездки. Для таких водителей не посмотреть в зеркало заднего вида и начинать обгон — это легко. Полениться включить поворотник и начинать делать поворот — это легко. Во время каждой поездки я с этим сталкиваюсь.
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем»:— Меня больше всего бесят люди, которые выказывают демонстративное неуважение к обществу и закону. Дескать, потому что мы можем нарушать и нарушаем все, мы люди и среди нас нет святых. Это понятно. Бывает, и скорость мы превышаем, и где-то втихаря люди разворачиваются через сплошную. Либо, знаете, в жилом массиве лень ехать на разворот, человек посмотрел — никого нет, гаишников нет, и аккуратно развернулся, как заяц. Это тоже нарушение, но это хотя бы как-то с человеческой точки зрения еще можно объяснить. Хотя это неправильно, так делать нельзя и, если тебя поймают камеры или инспектор, ты должен заплатить штраф. Но это хотя бы как-то укладывается в нормы человеческого нормального поведения.
Когда же человек демонстративно, нагло нарушает правила, когда все стоят в пробке, а он несется по обочине со скоростью 100 [километров в час], а потом еще, если ты его не пропускаешь, вклинивается, да еще сигналит, да еще с угрозами… Когда человек несется по городу со скоростью 160 при ограничении 60 и еще этим кичится, когда демонстративное неуважение к обществу, автомобилистам, пешеходам, к правилам дорожного движения, к представителям закона в лице инспекторов ГИБДД — вот за эти вещи нужно наказывать по «строгачу». Потому что, когда человек едет на бешеной скорости по городу, его не мешало бы проверить: у него вообще все в порядке с мозгами? Может, ему вообще права не нужны? Лишить его прав пожизненно и так далее.
Я считаю, что с такими «друзьями» надо разбираться гораздо жестче, чем сейчас. Потому что начинается сейчас эта свистопляска, что вроде и правильно с точки зрения закона, со всех сторон это дело, кто там на самом деле виновен. Каковы у него характеристики, примерный ли он отец… Мне, например, плевать, такой нарушитель — это примерный отец или нет, многодетная там семья у него или нет, инвалид он или нет. Потому что когда он собьет другого человека, то той семье будет абсолютно наплевать, какой он человек, привлекался ли он раньше или не привлекался… Если у тебя с мозгами не все в порядке, то положи права на стол и до конца жизни ходи пешком. Вот так я на это смотрю.
Невозможно всех водителей воспитать. Потому что, даже если мы смертную казнь учиним за какие-то нарушения, они все равно будут. И это тоже нужно понимать. Но снизить вероятность каких-то таких вещей, конечно, можно. Проблема в том, что нельзя бороться с пьянством за рулем, не борясь с пьянством в обществе вообще. Нельзя прививать культуру общения на дороге, не повышая культуру и ценность жизни вообще в принципе. Мы мало друг другу помогаем вообще, в течение жизни. Человек идет — и упал, например. То ли он пьяный, то ли ему плохо стало. А у нас не всегда готовы помочь. Не всегда. И если мы в обыденной жизни не всегда внимательно друг к другу относимся, не всегда ценим жизнь и здоровье друг друга, если у нас по-прежнему есть люди, которые на все отвечают: «А мне надо!..», ели здесь нельзя останавливаться, а они отвечают «А мне надо!», — то до тех пор, пока это будет, мы всех не воспитаем.
Чтобы минимизировать какие-то вещи, нужно, с одной стороны, прививать хотя бы базовые знания по культуре поведения. Не в смысле быть культурным, а в смысле правильно понимать культуру поведения на улице, на дороге, когда ты пешеход, когда ты пользователь велосипеда или электросамоката или ты едешь на мотоцикле или автомобиле. Прививать эту культуру со школьной скамьи, как это было раньше, но делать это на современном уровне. С базовых вещей: «Переходим только на зеленый сигнал светофора, не переезжаем дорогу на самокате» и так далее. Чтобы какие-то вещи впитывались с малолетства с одной стороны. А с другой стороны, нужно жестко бороться с теми людьми, которых перевоспитать уже невозможно.
Когда человек выпивает, как это недавно было с тяжелой аварией, бутылку водки на двоих, а потом садится в автомобиль, его вы не перевоспитаете ничем. Его надо лишить прав навсегда.
Евгений Богачев президент БК «УНИКС»— Я сам давно уже за рулем не езжу, только с водителем. Что точно могу сказать — сами дороги хорошие, их строят, ремонтируют и прочее. А вот то, что на дорогах… Может, надо подумать, как проводить обучение, надо более строго, не давать права всем подряд. 18 лет, а у него уже права, понимаешь…
Можно ли воспитать водителей? Я даже не знаю, что сказать. Тут опыт нужен. Потом, нужно более строго наказывать тех, кто в нетрезвом виде ездит. Хотя я знаю, что и так на год-два отбирают права.
Надо плюнуть 3 раза [через плечо], никаких серьезных аварий у меня не было, да и водители мои очень опытные. Правда, читаешь, как выскакивают на встречную полосу, и тут очень трудно что-то сделать. Надо более строго за превышение скорости, мне кажется, наказывать. Я и своих детей тоже очень ругаю, когда, бывает, с ними еду в машине, а они за рулем. Понимаю, все любят скорость, особенно молодежь, но за это надо очень строго наказывать. Где положено 60 [километров в час], то надо 60. Я понимаю, что на трассе где-нибудь могут превышать и так далее, но в центре города…
Сергей Сотников директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ— Всегда говорил, что культура вождения — это самое важное. Какие бы технические решения мы ни придумывали, культура вождения — основное в безопасности. Люди должны быть подготовлены для выезда на дорогу, и знания правил дорожного движения для получения водительского удостоверения недостаточно. Необходимо как-то своевременно выявлять особо опасных водителей и, возможно, проводить психологические тесты. Это как с охотничьем ружьем: его не каждому можно доверить.
Меня раздражает тип водителей, которые создают аварийные ситуации: когда перестраиваются из ряда в ряд, сзади подъезжают близко, начинают моргать, чтобы уступили дорогу. Популярно такое [поведение] на трассе. Если человек относится к другим с уважением, то он так же водит машину. Воспитание водителей зависит от психологии. Если человек наглый и дерзкий в жизни, почему на дороге он себя поведет по-другому?
Воспитывать водителей можно. Вопрос заключается в целесообразности этого процесса. Если человек не понимает и не может вести себя иным образом, необходимо лишить его прав. Благодаря штрафам водители стали реже нарушать скоростной режим. Но скоростной режим можно измерить с помощью технических приборов, а человеческое поведение — нет. Я 30 лет за рулем, и наш педагог [по вождению] озвучил золотое правило трех Д: дай дорогу дураку. Если вы такого увидите, лучше пропустите его, чтобы у вас не было каких-то конфликтов. Если водитель ведет себя агрессивно, то уже вопрос к специалистам. Например, в воспитательных целях, сначала на три месяца лишить прав, потом — на 6. Но воспитание должно быть у водителя. Вопрос лишь в том, кто будет этим заниматься.
Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:— Культура вождения? Хороший вопрос. Хотя насчет случая, о котором вы говорите (речь о смертельном ДТП с участием водителя Porsche — прим. ред.), это может случиться с каждым. Потерял управление, не справился с управлением, заснул за рулем… Тут водитель может быть хоть казахстанского происхождения, хоть не казахстанского.
Что меня больше всего бесит на наших дорогах? Когда-то очень давно, когда я еще ездил в Казань с отчетами на всякие совещания, получилось так, что мой штатный водитель попал в больницу, а мне дали подменного. И подменный водитель, его звали Наиль, на служебной машине повез меня в Казань. Я отвлекся, а потом увидел, что он проехал место встречи. И говорю: «Наиль, мы проехали!» И он молча разворачивается через две сплошные и едет в обратную сторону. Я ему кричу: «Что ты делаешь!» А он мне дает классический ответ, подходящий к ответу на ваш вопрос: «А у нас в деревне все так ездят». И вот с тех пор прошло уже, наверное, лет 25, а я всегда, когда сталкиваюсь с движением в Казани, соблюдением правил дорожного движения, обоюдной «вежливостью» водителей, сам себе говорю: «Ну у них в деревне все так ездят». Как сказал один мой товарищ, который жил в Каире: «Я думал, что в Казани хуже всего водят машины. Но нет — в Каире хуже». И больше, говорит, нигде так не водят: только в Казани и в Каире.
Я плохо отношусь к такому поведению на дорогах. Я плохо отношусь к тому, что если большая машина, то она должна ехать впереди и поэтому будет тебя с фарами обгонять. Даже в городе, где больше 60 километров в час не надо ездить. Я плохо отношусь к тому, что поворачивают без сигнала поворотника, что паркуются даже не во второй, а в третий ряд, даже рядом с платной стоянкой. Но это не зависит от ГАИ, не зависит от правил движения. Это зависит от того, что «у нас в деревне все так ездят».
Реально ли воспитать водителей? Да, реально. Если взять опыт Запада, который мы так не любим (они все сволочи, этот глобальный Запад), то во многих странах, где я бывал за границей, гражданское сознание заключается в том, что, увидев хамство на дорогах, водитель набирает номер телефона доверия, сообщает номер автомашины нарушителя и пересылает запись видеорегистратора. Но вслед за этим идет неотвратимость наказания. А это хамство в конце концов приведет к жертвам. Если ты 5 раз проехал на желтый свет, то это не гарантия, что на 6-й раз ты не собьешь пешехода. Об этом надо помнить и уступать дорогу.
У французов говорят: «Береги правую дверь». То есть на равнозначных перекрестках надо помнить, что у тебя угроза справа и ты должен пропустить. Много выработано правил, которые в конце концов берегут и пешехода, и водителя. Но если бы у нас была такая система, что если я позвонил на телефон доверия и знаю, что этого парня, который «в шашки играет», обязательно накажут, то это было бы очень действенно. Далеко ходить не надо. Я от жиркомбината на Московскую езжу каждый день. И обратно, каждый день, соответственно, тоже за рулем. И каждый день сталкиваюсь с тем, что кто-то играет в шашки, кто-то на сужении дороги обязательно должен пройти первым, что приводит к заторам. И еще многое, многое другое. Так вот, отвечая на ваш вопрос. Можно воспитать водителей с помощью такого телефона доверия, но лишь при встречном предложении: чтобы гаишники на самом деле реагировали на это. И чтобы я знал, что если передам такую информацию, то за этим последует наказание вплоть до лишения прав. А если я попадусь: «Стреляй в меня, стреляй в Чапаева!»
Альберт Мухаметшин генеральный директор МУП «ПАТП №2», депутат госсовета РТ VI созыва— Я бы не сказал, что у нас бескультурье. Нет такого хамского отношения, только как исключение. Да и мы со своей стороны работаем, чтобы водители соблюдали правила, не ездили по полосе общественного транспорта и не парковали на ней машины. Я считаю, что надо ввести, как в советские времена, талоны-предупреждения с тремя проколами: 3 раза нарушил правила, 3 раза тебе прокололи талон — лишаешься водительских прав. Тогда все будут ездить аккуратно, уважать законы. Это единственный путь. Вот тогда будет культура, и тогда все мы окультуримся, все будут уважать всех и вся.
А сейчас столько гонщиков, скоростников, они плюют на правила. В Госдуме уже начали говорить, что нужно возвращать талоны-предупреждения, без этого невозможно снизить аварийность, убрать хамство на дорогах. Ну как так? Когда люди по 25 штрафов набирают в месяц, это в любом случае приведет когда-нибудь к трагедии.
Я никогда не попадал в аварию, по крайней мере не помню, Аллах хранит меня. Надеюсь, и в дальнейшем будет хранить.
Ренат Сулейманов депутат Госдумы— К сожалению, у нас есть отдельная категория водителей, которые ведут себя неадекватно на дорогах. И, кстати говоря, в этом году ряд депутатов Государственной Думы вносили изменения в Кодекс об административных правонарушениях для того, чтобы установить ответственность и штрафы за опасное вождение. К сожалению, профильный комитет по законодательству эти поправки отклонил, хотя я считаю, что такая административная ответственность должна быть. Там были ссылки на то, что точно определить невозможно, что такое опасное вождение, можно использовать расширительное толкование этого понятия и так далее. Хотя, в общем, они и в действующем КоАПе они определены. Это касается, допустим, обязанности уступить дорогу, соблюдать безопасную дистанцию движения. Эти положения сегодня, к сожалению, либо не действуют, либо там нет значительной ответственности. Но на дорогах агрессивное вождение часто встречается.
Здесь я, например, как водитель с 14-летним стажем, руководствуюсь старым принципом трех Д: дай дорогу дураку. Потому что себе дороже все это. Аллага шөкер, у меня не было ДТП. Но аварийные ситуации из-за таких водителей иногда случаются, когда внезапно выскакивают перед тобой.
Их, естественно, нужно наказывать. Но они, как правило, сами себя наказывают в конечном итоге, попадают в ДТП. Но при этом еще и дисциплинированных водителей и пешеходов, к сожалению, подставляют. Поэтому я думаю, что рано или поздно придется к этому возвращаться и ужесточать ответственность, неотвратимость наказания. Это единственный способ, чтобы воспитать водителя. Таких деятелей нужно, конечно, лишать прав, эти люди общественно опасны. И вообще автомобиль — средство повышенной опасности. А когда «прокладка» между рулем и сидением не имеет мозгов, это вдвойне опасно.
Мансур Джалялетдин имам-хатыб мечети Аль-Марджани— Я часто бываю в Турции, других странах, и там культура вождения, конечно, намного выше [чем у нас]. Даже в других городах, в той же Москве, по сравнению с нашей Казанью, культура вождения намного выше. У нас почему-то никто друг другу не уступает, ругаются. Это всегда меня очень раздражает. Люди очень нетерпеливы, каждый старается пролезть первым, никого не пропускают. Ладно молодежь гоняет, они не соображают, но и у взрослых водителей культура вождения оставляет желать лучшего. Ну пропусти ты выезжающих, пропусти пешеходов, ну потеряешь ты полминуты.
Мне кажется, что, когда учат вождению на курсах, инструктор должен это говорить, как ездить. [Что] если едешь тихо, то не занимай левый ряд, переходи на правый, соблюдай дистанцию. Бывает, не уступают друг другу, кричат, ругаются, до драк доходит на пустом месте. Все это очень некрасиво. Меня самого папа учил водить, он все объяснял — где уступить, если едешь тихо — освободи левый ряд, пропусти машину. Инструктора должны обучать не только вождению, технической части, но и культуре вождения, манерам, терпимости.
Хвала Аллаху, никогда в аварии, ДТП не попадал. Права я получил в 17 лет, там стояла печать, что за руль могу садиться в 18 лет. Потом в армии служил в автобате шофером, а всего у меня 46 лет непрерывного водительского стажа.
Руслан Абдулнасыров владелец компании «Автосеть.рф»— Меня раздражают люди, которые вечно пытаются куда-то пролезть, едут с ощущением собственности автодороги. Особенно те, кто подъезжает к перекрестку, стоит на светофоре и неожиданно в последний момент решает поворачивать, при этом не включая поворотник. И в первую очередь это люди, у которых нет культуры вождения. Я думаю, что у большинства автолюбителей она все же имеется, потому что они пропускают, включают поворотники, нередко останавливаются. Однако у одной категории, какой-то такой малой части, культура вождения, к сожалению, отсутствует. Перевоспитать их можно только личным примером. Чтобы они чувствовали себя одинокими на дороге.
У меня были, конечно, перепалки, когда я ездил в перевозбужденном состоянии. Сейчас же не обращаю на это внимания. Есть такое правило: если человек тебя провоцирует на какую-то конфликтную ситуацию на дороге, лучше не падать в эту сторону. Потому что действительно воспитанный, адекватный человек такими вещами заниматься не будет. А тот, кто ищет проблемы для себя, создает их, обязательно затягивает в проблемную ситуацию кого-нибудь еще.
Фарит Фарисов председатель татарской национально-культурной автономии Москвы— Я получил права в 1979 году, мне не было даже 18 лет. В советское время их можно было получить в УПК (учебно-курсовой комбинат — прим. ред.). В Казани, по сравнению с другими регионами, дисциплины побольше. Мне есть с чем сравнивать. Во всех городах есть масса правонарушений, кроме, может быть, Чеченской Республики. Почему там такое не происходит, никто не гоняется? Все зависит от руководства. Если бы была воля жестко пресечь, то смогли бы. Нужно просто вооружиться определенными законами.
Кто эти люди? Если ты такой смелый, дерзкий, тут вопросов нет: надо его брать и на СВО отправлять. Пусть он покажет свою удаль там, а не здесь. Конечно, надо это все пресекать, инструменты для этого есть, нужна только воля руководства. Мы предъявляем много претензий молодежи, мол, она такая невоспитанная, но, если мы им ничего не дали, как мы можем в ответ чего-то требовать?
Конечно, [у меня] были конфликты, аварии на дорогах, я же участник этого движения. Запомнилось, когда Mercedes с мигалками ехал с двумя охранниками по дороге и всех прижимал. Они всех на обочину скидывали, охранники хамили. Я поставил машину поперек, сделал так, чтобы они вообще никуда не поехали. А есть еще хамы, которые себя почувствовали богами. У нас в республике тоже такие есть, которые почувствовали себя богами. Это внуки высокопоставленных чиновников, ходят с двумя часами, покупают самые дорогие машины и себя ведут очень некультурно на дорогах. Ну откуда это? Вроде считаются воспитанные, из приличных семей.
Рустэм Ямалеев президент общественной организации «Национальный конгресс татар и тюркских народов»— Я часто езжу за рулем в Москве, Казани, Нижнекамске и Набережных Челнах. Культура водителей такая, что непонятно, где они взяли права. Везде надо осторожно, вежливо ездить. Не надо стесняться делать замечание тому, кто неправильно припарковался, подрезал другого, неправильно себя ведет. В большинстве случаев от нашего равнодушия происходят такие вещи.
В Москве тоже разные водители попадаются, особенно среди молодежи, но в целом там более дисциплинированные водители. В столице есть такое, что, когда меня пропускают, я моргаю аварийкой и широко улыбаюсь. В Казани и Нижнекамске пробовал моргать, но никто не реагирует. Я призываю — давайте улыбаться друг другу. Давайте объявим неделю доброго водителя. Пусть люди стоят возле пешеходных переходов и записывают номера водителей, которые не пропускают пешеходов. Нужно нам общественность поднять. Кто на скорости со двора выезжает, номер [автомобиля] записать и отправить в ГАИ. У кого масло жрет машина, идет дым из [выхлопной] трубы — записать номер позвонить в автоинспекцию.
Сейчас самая страшная проблема в Москве — это самокаты, курьеры и велосипедисты. Думаю, скоро эта тенденция дойдет и до Казани, надо к этому подготовиться. Потом так же, как в Москве, наверное, появятся водители-гастарбайтеры. Штрафы надо ужесточать, больше подключать общественные структуры, такие как «Стоп-Хам». Тьфу-тьфу-тьфу, бог миловал, в аварии не попадал. Хотя были критические ситуации, когда дело шло к скандалу, но я уходил от споров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 94
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.