«Ссылки на то, что в других регионах это есть, а у нас этого нет… Наверное, можно чем-то отличаться в лучшую сторону, а не в худшую», — оспаривали депутаты аргументы министра финансов РТ о введении нового налога на деловые и торговые центры общей площадью свыше 1 тыс. кв. метров. Республика была последней в Приволжском федеральном округе, где с указанных объектов не взимали плату, исходя из кадастровой стоимости. Но теперь лавочка закрывается. Зато неким «производителям стальных бесшовных труб» парламентарии одобрили налоговую льготу на 9,2 млрд рублей. О том, как депутаты уговаривали минфин отказаться от изменений и боялись сокращения зарплат и стройки, — в материале «БИЗНЕС Online».
Радик Гайзатуллин: «Конечно, возможно, будет определенное недовольство, потому что не платили до этого, а с 2025 года будут платить»
«Дыру надо заполнять»
Началось заседание с того, что депутаты перетасовали повестку. Налоговые вопросы оставили на потом («У нас дискуссия может быть, кто его знает»), а первым заслушали председателя центральной избирательной комиссии РТ Андрея Кондратьева. Глава республиканского ЦИКа пришел «травмированным» (на руке была лангетка), но все равно пребывал в хорошем настроении, шутил. Откуда травма, не сказал, но с депутатами Кондратьев активно обсуждал баскетбол и рассуждал о взаимосвязи возраста и травмоопасности в спорте. К этой беседе с удовольствием подключился недавно назначенный министр земельных и имущественных отношений РТ Азат Кадыров. Для бывшего первого замглавы минспорта РФ заседание комитета стало, по сути, первым публичным мероприятием в новой должности. «Вот вернулся к нам из России», — шутили участники мероприятия. «Из России в Россию», — улыбаясь, поправлял Кадыров.
Кондратьев отчитался о том, как были истрачены средства татарстанского бюджета на проведение выборов президента РФ, и поспешил на селекторное совещание.
Главный вопрос — поправки к республиканскому закону «О налоге на имущество организаций» — представил министр финансов республики Радик Гайзатуллин. В начале недели «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал о сути предлагаемых изменений. Республиканский минфин резко расширяет перечень объектов, которые будут платить налог на имущество организаций с кадастровой стоимости зданий. Теперь к большим торговым центрам хотят прибавить объекты площадью от 1 тыс. «квадратов», и это не только магазины, но и административные комплексы. Налоговая ставка для них составит максимальные 2%, но с переходным периодом.
Пакет поправок к региональному закону «О налоге на имущество организаций» от минфина РТ предполагает, что налог с кадастровой стоимости объектов теперь будут платить не только крупные торговые комплексы, как это было сделано в 2015 году, но и гораздо более мелкие объекты, которые использует бизнес.
Законопроектом предлагается расширить перечень недвижимого имущества, подпадающего под налог, дополнив его административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) общей площадью свыше 1 тыс. кв. м, а также помещениями в них. Т. е., даже если в большом бизнес-центре много разных собственников с отдельными кадастровыми номерами, учтут и этих «нарезочников».
Ранее подобный налог на имущество платили лишь торговые объекты от 2 тыс. «квадратов», расположенные в городах с численностью населения более 145 тыс. человек. В основном это ТЦ, их перечень публикует минземимущество республики на своем официальном сайте после кадастровой оценки — всего около 500 объектов. В столице РТ, к примеру, это «МЕГА», «Тандем», KazanMall, «Парк Хаус» и др.
Теперь же власти РТ хотят добавить в плательщики и административные здания. Предлагаемая налоговая база — 2% от кадастровой стоимости, это максимальная ставка, которую могут ввести регионы. Ожидается, что изменения вступят в силу уже с 1 января 2025 года. На первых порах будут льготы — 60% от исчисленной суммы налога. Для торговых объектов свыше 2 тыс. «квадратов» ничего не меняется — они по-прежнему будут платить свои 2% от кадастровой оценки.
Напомним, что «кадастровый налог» для объектов недвижимости — это право регионов. Для торговых комплексов ставка в республике постепенно растет с 2015 года. До 2017-го она была 1,2%, в 2018-м — 1,5%, а с 2019-го — уже 2%. Изначально обложить налогом предлагалось только здания выше 3 тыс. кв. метров. Однако затем компенсировать выпадающие доходы казны решили за счет менее крупных объектов площадью от 2 тыс. кв. метров.
Забегая вперед, на обсуждении глава комитета Госсовета РТ по бюджету и налогам Леонид Якунин проговорился, что давно хотели расширить применение налога с кадастровой стоимости, но все время оттягивали вопрос. Но дальше тянуть уже не получается. Сегодня в целом идет донастройка налоговой системы в России, изменения нужны. «Да, [обновленная налоговая система] затратная сегодня. Но государство требует! Не зря часть мы отдадим в федеральный бюджет, нам нужно думать и о региональном бюджете сегодня, — рассуждал Якунин под активное кивание сидящего по левое плечо зама в комитете, депутата Камиля Нугаева. — Это мы хотели ввести давно, но с учетом мнений, бесед растянули по времени. Сегодня время настало. В 2025 году что будет, мы не знаем, понимаете? Там все может быть. Не дай бог, конечно, постучим по столу».
Что такого представил Якунин, так и осталось неясным. Гайзатуллин же в своем докладе напирал на то, что в 13 регионах Приволжского федерального округа (ПФО) из 14 аналогичные законопроекты уже приняты. Причем там налогообложение еще «суровее», чем в республике. В 10 субъектах Поволжья уже принята максимальная налоговая ставка в 2%, а в пяти регионах — Марий Эл, Чувашии, Нижегородской, Самарской, Кировской областях — налог считается от кадастровой стоимости даже для самых маленьких зданий («у них не от тысячи „квадратов“ и более, у них без ограничений, с нуля»).
«Конечно, возможно, будет определенное недовольство, потому что не платили до этого, а с 2025 года будут платить», — отметил министр. Как подсчитали в минфине, изменения затронут 1 683 здания на территории республики и 1 140 юридических лиц. По предварительным расчетам, новая мера позволит принести бюджету более 500 млн рублей ежегодно. По решению раиса РТ Рустама Минниханова предусмотрен переходный период, подчеркнул министр. На первых порах предусмотрены льготы — надо будет платить 60% от исчисленной суммы налога.
«Сегодня при новой системе налогообложения с 1 января 2025 года бюджет республики часть средств теряет, и эту дыру надо заполнять», — пояснил Якунин. Напомним, ранее Госсовет РТ указывал на выпадающие доходы республики в размере 3 млрд рублей ежегодно из-за изменений в упрощенной системе налогообложения (УСН) и просил компенсацию.
По словам Альмира Михеева, новый налог приведет к сокращению новых объектов административно-делового типа, снизит предпринимательскую активность, что в конечном итоге ударит по населению
Барышев: «Как я должен выживать? У меня два объекта сейчас, я их не буду строить»
С экономической целесообразностью новых изменений согласились не все. «Считаю, что в текущей ситуации можно было бы повременить с введением этого налога. Это стратегически обойдется нам дороже, чем сиюминутные выгоды, которые мы можем получить. Это всего 500 миллионов!» — заметил справедливоросс Альмир Михеев. По словам депутата, новый налог приведет к сокращению строительства объектов административно-делового типа, снизит предпринимательскую активность, что в конечном итоге ударит по населению. В качестве примера депутат (а еще предприниматель) привел своего знакомого, которому для компенсации выпадающих расходов придется повысить арендную ставку на 30%.
«Кадастровая стоимость высока, арендная ставка низка. У нас нет каких-то высоченных арендных ставок в городе», — объяснял свою позицию Михеев. Парламентарий переживал, что для компенсации выпадающих доходов предприниматели и арендаторы станут меньше платить сотрудникам и сокращать новые рабочие места. «Фактически рядовой потребитель всю эту сумму отдаст в будущем. Мы и так с 2025 года НДФЛ повышаем. Ссылки на то, что в других регионах это есть, а у нас этого нет… Наверное, можно чем-то отличаться в лучшую сторону, а не в худшую», — закончил свое выступление Михеев.
Татарстан будет отличаться в лучшую сторону даже при введении налога, парировал Якунин. Гайзатуллин же поспешил успокоить и уверял, что к закрытию торговых точек и сокращению зарплат реформа не приведет. Правда, откуда такие гарантии, вопрос.
«Я вам скажу о том, что действительно они не в равных условиях жили. „Физики“ (физические лица — прим. ред.) не платили, юридические лица платили. Немножко маржа уменьшится у них, это возможно. Другой вопрос, что там рабочим будут меньше платить. Если человек до этого не платил [высокую зарплату], он платить и не будет», — сказал министр и предложил Михееву привести своего друга в министерство, чтобы тому объяснили суть новых изменений.
Леонид Барышев считает, что сегодня власти не обращают внимание на торговые точки, которые находятся в жилых домах, а они для экономики могут принести гораздо больше денег, чем отдельно стоящие помещения
Тоже о справедливости, но несколько в ином ключе, на заседании говорил депутат и гендиректор АО «Эссен Продакшн АГ», депутат Госсовета РТ Леонид Барышев. Республиканские власти не обращают внимания на торговые точки в жилых домах, а они для экономики могут принести гораздо больше денег, чем отдельно стоящие помещения, подчеркнул бизнесмен.
«Я реально в этом бизнесе живу, у меня больше 2 тысяч квадратных метров в управлении. Мы называем цифры, и это копейки, потому что основные деньги находятся в обложении объектов, находящихся в жилой недвижимости», — настаивал Барышев. Он попросил внести этот вопрос в протокол для будущего рассмотрения законодателями. «Меня в следующем созыве не будет. Это моя боль еще с прошлого закона, когда мы говорили, что нас, всех крупных, можно быстренько поймать и обложить, а мелочь — нет», — досадовал депутат. Его коллега Геннадий Глушков, смеясь, заметил, что не стоит так беспокоиться о своих конкурентах. «Я о справедливости беспокоюсь», — не понял юмора Барышев.
Новые налоговые изменения, как оказалось, отразятся на бизнесе депутата. «Как я должен выживать? У меня два объекта сейчас, я их не буду строить, потому что при сегодняшней установке, когда такая ставка налогообложения, смысла просто нет!» — разводил руками гендиректор «Эссен Продакшн АГ». Но Гайзатуллин уверял его, что такая установка неправильная: «Если человек не планирует строить только из-за этого закона, это неправильно, значит, у него и другие есть причины». Завершая обсуждение, Якунин отметил, что вопрос еще будет обсуждаться: «Будет перекос — будем думать!»
В результате комитет одобрил поправки, но не единогласно — против проголосовал Михеев. Уже после окончания заседания Гайзатуллин в беседе с «БИЗНЕС Online» заявил, что основная причина изменений — это приведение налоговой базы республики в соответствие с требованиям минфина РФ.
«Сегодня, когда идет обсуждение, что давайте отсрочим, это не столько мы, а именно требования минфина, — объяснил Гайзатуллин. — Речь идет о человеке, который имеет в своей собственности помещение в тысячу квадратных метров и более и на сегодня не платил ничего. А другой имеет, но платит. Они в общем режиме работают. Это приведение в соответствие, справедливое налогообложение, как любит говорить Антон Германович (Силуанов, министр финансов РФ, — прим. ред.). Ведь те, у кого тысяча „квадратов“, — это не бедные люди, они под бедными скрываются только».
Также Гайзатуллин порассуждал, приведут ли нововведения к закрытию торговых объектов. «Причина их закрытия в другом. Дело в том, что сейчас во многих торговых центрах число покупателей уменьшилось, люди домой все заказывают. Вот это повлияло, потому выручка предпринимателей падает, но не от этого налога. Федеральные органы большой объем добавили налогов (в рамках грядущей налоговой реформы — прим. ред.), а этот по сравнению с теми мизер», — отметил Гайзатуллин.
Такие льготы уже принимались для КАМАЗа, все «уже давно окупилось», успокаивал Леонид Якунин
Льгота на 9,2 млрд рублей для «таинственного» инвестора
Еще один вопрос на заседании тоже был налоговым. Накануне вечером из повестки выяснилось, что кабмин РТ планирует провести через поправки к республиканским законам о налоге на имущество и налоге на прибыль для участников СПИК (специальные инвестиционные контракты) внушительную льготу на 9,2 млрд рублей. Положена она будет неким «производителям стальных бесшовных труб» в том случае, если размер капитальных вложений в инвестпроект составляет не менее 50 млрд рублей. Ставка по налогу на имущество составит 4,55%, а по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет РТ, будет нулевой.
Под кого конкретно прописывают льготу, в тексте законопроекта не уточняется. Но история напоминает похожую ситуацию осенью 2023 года, когда Госсовет утвердил льготу по налогу на имущество на 24,6 млрд рублей для «Нижнекамскнефтехима» (НКНХ, входит в СИБУР) в рамках строительства этиленового комплекса ЭП-600. Законопроект согласован с руководством республики, прокуратурой и окажет «стимулирующий эффект» для новых инвесторов, кратко доложил замминистра экономики РТ Динар Шакиров. О каких инвесторах идет речь, чиновник не уточнил, а депутаты не спросили.
«Окупаемость данного проекта вы как-то просчитали, нет?» — спросил Якунин. В зале послышался вопрос о выпадающих доходах. Выпадающих не будет, а будут недополученные, потому что речь о новых проектах, пришел на помощь Гайзатуллин. Тогда Якунин переспросил: какая будет экономическая отдача от льготы, окупаемость? В промпарках, например, на 1 рубль льготы идет 2,5 рубля в бюджет, подсчитали в парламенте.
«Мы, исходя из потенциальных инвесторов, окупаемость просчитывали. Это (новая льгота — прим. ред.) окупаемо, бюджет пополнится, в принципе, на хорошие…» — несколько неуверенно отвечал замглавы минэкономики РТ. И дал понять, что сразу «выхлопа» ждать не стоит — предприятию еще надо построиться и получить первую прибыль. Такие льготы уже принимались для КАМАЗа, все «уже давно окупилось», успокаивал Якунин.
Один из депутатов поинтересовался: придет ли в республику такой инвестор с инвестициями в 50 млрд рублей? «Мы как раз поощряем капиталовложения, стимулируем, чтобы такие инвесторы появились. Тем более речь идет о технологическом суверенитете страны», — упорно не говорил Шакиров, о каком инвесторе идет речь. Так что пока так и остается неясным, для кого оформляют льготу. При этом стоит отметить, что ранее Объединенная металлургическая компания, в состав которой входит Альметьевский трубный завод, построила в Нижегородской области цех по выпуску бесшовных труб и стоимость проекта составила более 50 млрд рублей. По решению нижегородских властей компания тогда получила налоговые льготы на 2,6 млрд рублей. «БИЗНЕС Online» обратился за комментариями в ОМК и минэкономики РТ, но ответа пока не получил.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.