Выборы президента и последующее формирование нового правительства внесли коррективы в состав «Политбюро 2.0» — системы расстановки элитных групп, которую анализирует в своем докладе коллектив «Минченко консалтинг». О том, почему не изменился состав членов «Политбюро 2.0», но в него вошел Александр Лукашенко, как усилили влияние Ковальчуки и Ротенберги, но ослабились Шойгу и Патрушев, какие позиции занимает Минниханов и по каким причинам существенно обновился состав членов ЦК, — в материале «БИЗНЕС Online».
Переизбрание Владимира Путина стало определяющим событием как во внутренней политике, так и в контексте тектонических изменений архитектуры международных отношений
«Долгая зима» противостояния с Западом и настройка элитных групп
«На смену „Эпохе Гнева“, которая характеризовалась антиистеблишментной электоральной волной, пришла „Эпоха Страха“, требующая консолидации элит и избирателей перед внешними вызовами. И Россия здесь не является исключением», — считают авторы доклада «Политбюро 2.0», посвященного аналитическому обзору состояния российских элит. Исследование провел коллектив «Минченко консалтинг».
Авторы доклада констатируют, что геополитическая ситуация находится «в двух шагах от Карибского кризиса 2.0». «Вероятность продолжения позиционного противостояния с Западом, способного растянуться на десятилетия („долгая зима“), следует оценивать как крайне высокую», — полагают они. На этом фоне переизбрание Владимира Путина стало определяющим событием как во внутренней политике, так и в контексте тектонических изменений архитектуры международных отношений.
В исследовании описывается система сдержек и противовесов, которая сформировалась к июню 2024 года. Она представляет собой конфигурацию в виде взаимосдерживающего влияния устойчивых групп интересов (их лидеры — члены «Политбюро 2.0») и прямых президентских выдвиженцев с вверенным им функционалом (это кандидаты в члены «Политбюро 2.0» и «члены ЦК»). «Можно сказать, что донастройка системы принятия решения вокруг президента идет по принципу перекрещивания ответственности и создания параллельных структур взаимоконтроля», — пишут авторы доклада.
Члены «Политбюро 2.0»: все те же плюс Александр Лукашенко
В целом состав членов «Политбюро 2.0» не изменился. Однако новое лицо все же есть — «кооптированный» член «Политбюро 2.0». Речь о президенте Беларуси Александре Лукашенко, который является значимым партнером Путина и коммуникатором по внешнеполитическим вопросам. Несмотря на то что влияние российских элит на ситуацию в Беларуси выросло, у Лукашенко появилось право голоса по внутрироссийской повестке.
Усиление Чемезова, Ковальчуков, Ротенбергов и Тимченко. На этом фоне укрепляют позиции группы Сергея Чемезова, Ковальчуков, Ротенбергов и Геннадия Тимченко. Например, назначенный председателем Счетной палаты РФ Борис Ковальчук усиливает контрольно-надзорный функционал элитной группы, у которой появляются дополнительные рычаги в виде ключевых аудиторов социально-экономических проектов. «Это укрепляет квазисиловой ресурс Ковальчуков и роль в качестве элитных медиаторов», — отмечается в докладе. Глава «Ростеха» Чемезов перед формированием нового правительства вместе со своим протеже Денисом Мантуровым встречался с Путиным. Экс-министра повысили до первого вице-премьера, что говорит о приоритетности ОПК в условиях СВО. Кроме того, главой минпромторга РФ стал Антон Алиханов, также аффилированный с Чемезовым. В свою очередь Ротенберги укрепили свое влияние за счет перераспределения инфраструктурных полномочий в пользу вице-премьера Виталия Савельева. Минтрас тоже остался в орбите их влияния, т. к. на пост главы пришел экс-губернатор Курской области, бывший глава Росавтодора Роман Старовойт.
Назначенный председателем Счетной палаты РФ Борис Ковальчук усиливает контрольно-надзорный функционал элитной группы
Бизнесмен Тимченко тоже расширил зону влияния за счет назначения экс-губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева министром энергетики. «Учитывая непростое положение энергетических активов Тимченко из-за санкционных ограничений, дополнительный рычаг влияния на профильное министерство — это подспорье в условиях повышенной турбулентности отрасли», — говорится в докладе. Также свой пост сохранил Дмитрий Чернышенко, который имеет не только поддержку премьера Михаила Мишустина, но и выстроил доверительные отношения с Тимченко. Несмотря на то что из-под его влияния убрали IT-сектор, он получил в ведение ресурсную сферу высшего образования, которая значима в рамках строительства университетских кампусов в регионах.
Устойчивость Сечина, Собянина, Кириенко, Медведева и Мишустина. По-прежнему стабильны позиции главы «Роснефти» Игоря Сечина, мэра Москвы Сергея Собянина, первого замглавы АП РФ Сергея Кириенко, зампредседателя совбеза РФ Дмитрия Медведева и главы правительства Мишустина. Премьер-министр сохранил свой пост, что подтвердило высокое доверие Кремля к социально-экономической политике главы кабмина. К тому же почти все члены команды Мишустина сохранили свои посты в правительстве. Исключение — Виктория Абрамченко, которая через довыборы в Ростовской области зайдет в Госдуму, где претендует на высокий пост. В то же время серьезно расширился функционал главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко, который теперь также отвечает за цифровизацию и антимонопольную политику.
Мэр Москвы тоже стабилен. Столица, несмотря на санкции, сохраняет экономические обороты, что положительно влияет на ВВП страны в целом. Также в кабмине остался протеже Собянина — глава минэкономики Максим Решетников, которому многие прочили отставку. Также Москва по-прежнему лидер по инфраструктурному развитию, а сам Собянин «сохраняет плотную коммуникацию с главой государства».
Сергей Собянин также стабилен
Кириенко остался на должности первого замглавы АП РФ, что означает доверие Кремля к внутриполитическому менеджменту. При этом команда Кириенко уверенно прошла все региональные выборы после начала СВО и провела «в режиме абсолютной управляемости» президентскую кампанию в 2024 году, установив рекорды по явке и результатам. Также снова получила признание школа подготовки кадров, которую курирует первый замглавы АП РФ, — 6 из 7 новых врио губернатора являются выпускниками «школы губернаторов» РАНХиГС или обучались в ней на момент назначения, а еще пять региональных глав ушли на повышение на федеральный уровень.
В свою очередь Сечин остается руководителем главной нефтяной компании страны, что «обуславливает априори сильную позицию в рамках взаимодействия с профильными для госкорпорации министерствами» — природных ресурсов и министерством энергетики. Авторы доклада отмечают, что более приближенным к Сечину считался Николай Шульгинов, который не вошел в состав нового кабмина, но едва ли возникнут трудности с новым главой ведомства Цивилевым.
Игорь Сечин (на фото справа) остается руководителем главной нефтяной компании страны, что «обуславливает априори сильную позицию в рамках взаимодействия с профильными для госкорпорации министерствами»
Также бывший президент России Медведев остается «значимым звеном в системе сдержек и противовесов в отрасли военно-промышленного комплекса». «Медведев выступает в роли спецпорученца Путина по аудиту надлежащих производственных темпов ОПК, что сохраняет Медведева в актуальной повестке дня», — считают авторы доклада «Политбюро 2.0». Кроме того, Дмитрий Анатольевич по-прежнему возглавляет партию власти и имеет косвенное влияние на минюст РФ, т. к. Константина Чуйченко переназначили на пост министра.
Ослабление Шойгу и Патрушева. Нисходящая динамика влияния отмечается у Сергея Шойгу. Его группа оказалась в наиболее сложном положении после ареста замминистра Тимура Иванова и сенсационной отставки самого Сергея Кужугетовича с поста главы минобороны РФ. Но Шойгу не сошел с дистанции, а получил должность секретаря совбеза. «Однако новый пост Шойгу в текущем контексте — это аппаратное понижение, тем более что удар по его группе ограничивает возможность наполнения аппарата совбеза лично преданными ему и в то же время весомыми фигурами», — говорится в докладе.
Нисходящая динамика влияния отмечается у Сергея Шойгу
Новое назначение Шойгу напрямую повлияло на Николая Патрушева, которому пришлось уступить свой пост. Однако, полагают авторы доклада, он все равно остается «в контуре приближенных к Путину акторов» в ранге помощника президента. В то же время повысили в должности его сына Дмитрия Патрушева, который на посту вице-премьера будет курировать не только аграрную политику страны, но и экологическую и природоохранную деятельность. «Остается под вопросом, сохранится ли неформально за Николаем Патрушевым контур теневых коммуникаций со спецслужбами Запада, остающийся чуть ли не единственным каналом взаимодействия с западными элитами, или он будет передан или перераспределен между другими членами и кандидатами в члены „Политбюро 2.0“», — отмечают авторы доклада.
Кандидаты в члены «Политбюро 2.0»: минус Алексей Кудрин и плюс Марат Хуснуллин
Кандидаты в члены «Политбюро 2.0» делятся на четыре блока: технический, юридически-силовой, идеологический и блок капитализма. Самые сильные изменения претерпел технический блок (секретариат ЦК) — он расширился за счет включения в него сразу четырех персон: Мантурова, Патрушева-младшего, Марата Хуснуллина и Александра Новака. Как считают авторы доклада, это обусловлено тем, что технократические компетенции оказываются наиболее востребованными в условиях беспрецедентных внешних шоков.
Из тех, кто по-прежнему сохраняет свои позиции, — Антон Вайно, который остался на должности руководителя АП РФ. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина продолжает оказывать влияние на экономическую стратегию страны, а компетенции и опыт Антона Силуанова также востребованы в свете готовящейся налоговой реформы. Вице-премьер Юрий Трутнев, несмотря на слухи об отставке, также остался в роли куратора развития Дальнего Востока и Арктики, а Татьяна Голикова продолжает курировать социальный блок, несмотря на то что элитные группы продвигали альтернативные фигуры. В свою очередь Дмитрия Козака переназначили на пост замглавы АП РФ, хотя «его конкретная роль в политических процессах пока остается за кадром».
Юридически-силовой блок почти не изменился и состоит преимущественно из руководителей спецслужб, которые имеют давнюю историю взаимоотношений с президентом, — Александр Бортников (ФСБ), Виктор Золотов (Росгвардия), Сергей Нарышкин (СВР). Все они автоматически усилились после неудачного мятежа Евгения Пригожина. Глава Чечни Рамзан Кадыров проводит активную кадровую политику, а Чечня играет особую роль в СВО, что усиливает позиции руководителя региона.
В состав блока включили только генпрокурора РФ Игоря Краснова, как главного модератора масштабного процесса перераспределения собственности в рамках исков о незаконной приватизации активов. Также из технического блока в юридически-силовой переместился министр обороны РФ Андрей Белоусов. «На фоне масштабной зачистки прежнего руководства он получил карт-бланш на формирование собственной сильной команды из опытных аппаратных игроков (в частности экс-министр и экс-аудитор Счетной палаты Олег Савельев)», — поясняют авторы доклада.
Идеологический блок остается стабильным. Спикер Госдумы Вячеслав Володин выступает как один из ключевых сторонников «охранительства», а спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко важна как «женское лицо высшего эшелона российской власти». Алексей Громов и Дмитрий Песков остались в составе АП РФ, а это значит, что президент делает ставку на консерватизм в идеологическом и информационном контурах политического управления.
В переназначении Сергея Лаврова на пост главы МИД РФ авторы доклада усмотрели продолжение СВО в среднесрочной перспективе. «Вероятность смены фигуры руководителя внешнеполитического ведомства напрямую связана с вероятностью изменения самого характера конфликта с Украиной и Западом», — объясняют они. Также укрепил свое влияние патриарх Кирилл, тогда как митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов), напротив, ослабил после его перевода в Крым.
В переназначении Сергея Лаврова на пост главы МИД РФ авторы доклада усмотрели продолжение СВО в среднесрочной перспективе
Особняком в этом блоке стоит бизнесмен Роман Абрамович. Авторы доклада считают его кооптированным кандидатом в члены «Политбюро» и называют теневым коммуникатором с западными элитами.
Блок государственного капитализма состоит из тех же персон. Глава Сбера Герман Греф стал главным спикером по инновациям, цифровизации и развитию искусственного интеллекта. Глава ВТБ Андрей Костин пролоббировал получение Объединенной судостроительной корпорации под управление своего банка. На этом фоне «потускнел» глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.
«Газпром» Алексея Миллера испытывает беспрецедентные финансовые проблемы на фоне санкций Запада, зато «Транснефть» Николая Токарева, напротив, демонстрирует умеренный рост показателей за счет более высокой адаптивности бизнеса к новым реалиям. Кирилл Дмитриев сохраняет позиции как неформальный спецпорученец президента по вопросам поиска перспективных экономических ниш.
Из списка кандидатов в члены «Политбюро 2.0» выпали Сергей Иванов – старший и Алексей Кудрин. Снижение позиций Иванова связано с досрочной отставкой его сына с поста главы «Алросы» из-за санкций, а Кудрин перешел в «Яндекс», однако его влияние на операционную деятельность компании пока остается туманным, поэтому он перестал быть активным актором внутриполитических процессов.
Члены ЦК: более 30 новых имен
Больше всего преобразился состав ЦК, который пополнился 32 новыми именами. Кто-то там оказался из-за формально-институциональной значимости должности, как, например, председатель Верховного суда РФ Ирина Подносова или глава ФТС Валерий Пикалев. А такие фигуры, как Алиханов, Цивилев, Савельев и Орешкин, имеют серьезный потенциал наращивания аппаратного и неформального влияния. Также массовая вертикальная мобильность губернаторов актуализирует карьерные перспективы таких глав регионов, как Глеб Никитин, Олег Кожемяко, Сергей Аксенов и Вячеслав Гладков. Кроме того, в список ЦК включены представители оппозиционных партий, таких как Новые люди (Алексей Нечаев и Владислав Даванков) и ЛДПР (Леонид Слуцкий и Михаил Дегтярев).
В то же время остаются в ЦК и «ветераны», которые могут не быть активно вовлечены в политическую повестку, однако сохраняют авторитет — кто-то за счет былых заслуг, а кто-то по статусу должности.
Алексей Дюмин, занявший пост секретаря, может выступать как модератор по военным вопросам, так и как внутриполитический модератор по линии губернаторов
«Два правительства»: гражданское и фронтовое
В итоге на третий год спецоперации зафиксированы «два контура управления» — гражданский и военно-распределительный. Первый во многом координируется Мишустиным при поддержке администрации президента. Их ключевая задача — максимально эффективная социальная политика, которая должна нивелировать любые социально-экономические риски.
«Фронтовой» контур сосредоточен в сфере ВПК. Поэтому его состав сформирован представителями правительства, корпоративного сектора, администрации президента и совбеза. Это Белоусов, Чемезов, Мантуров, Алиханов, Дюмин, Медведев, Шойгу. Как отмечают авторы «Политбюро 2.0», решающими в этом смысле являются новые назначения Белоусова министром обороны и Мантурова первым вице-премьером.
«Подобная конфигурация позволяет поддерживать взаимодействие всех органов государственной власти под кураторством как представителей высшей бюрократии, так и доверенных лично Путину „спецпорученцев“, — считают авторы доклада. — С одной стороны, это позволяет четко определить персональную ответственность за вверенные направления, а также подстегнуть межведомственное взаимодействие. С другой — происходит деконцентрация военно-экономических полномочий с уровня минобороны — различные направления военной экономики распределены между различными контурами управления. Это призвано снизить коррупционные риски и сформировать условия для управляемой конкуренции между ведомствами».
При этом указано, что система «двух правительств» может нести риск рассихронизации деятельности и непродуктивной конкуренции за влияние. Поэтому возрастает роль и потенциал Госсовета как государственного властного органа. Таким образом, Алексей Дюмин, занявший пост секретаря, может выступать как модератор по военным вопросам, так и как внутриполитический модератор по линии губернаторов.
«Госсовет при определенных условиях может претендовать на замещение роли совбеза в качестве главного координирующего органа страны. Однако надо учитывать тот факт, что превращение формальных возможностей секретаря Госсовета в реальное политическое влияние требует существенных усилий и бюрократического мастерства, которых его новому секретарю может и не хватить, а также политической воли значимых элитных групп», — говорится в докладе.
В целом обновленная конфигурация властных структур при сохранении прежнего состава членов «Политбюро 2.0» должна будет решить несколько задач до осени 2026 года:
- корректировка налогового законодательства;
- оптимизация бюджетных издержек и более плотное встраивание ОПК в национальную экономику;
- реконфигурация нацпроектов под майский указ;
- подготовка к выборам в Госдуму, которые могут прийтись на новую фазу СВО.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.