Накануне в России отметили традиционный Международный день защиты детей. Однако для экономики дети — это не только цветы жизни, но и важный фактор развития, например, это касается сферы туризма, для которой наступили самые жаркие летние дни. «Парки аттракционов однозначно нужны, но, если что-то делать, надо делать грандиозно. То, что сейчас их нет, не есть хорошо», — рассказывают участники рынка о необходимости новых точек притяжения для семейного туризма. Столицу РТ с наступлением каникул заполонили школьники-путешественники, но качественные интерактивные программы недоступны массовому туристу, а из «суперразвлечений» остались лишь колесо обозрения и аквапарк. Обзор состояния сферы детского туризма Казани — в материале «БИЗНЕС Online».
Если взрослых туристов можно бегло ознакомить с местной архитектурой и культурой, далее предоставив их самих себе, то детское путешествие в большинстве случаев должно нести в себе образовательную и развлекательную функции
«Для детского туризма у нас жесткая нехватка бюджетного размещения»
Что такое детский туризм? В российском законодательстве это путешествия организованной группой несовершеннолетних в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя, то есть мам и пап. Сами поездки не ограничиваются лишь привозом группы и показом достопримечательностей. За этим стоит и бумажная волокита с разрешениями на выезд даже на экскурсию по родному городу, и составление программы с точками показа, интерактивами и развлечениями, чтобы ребенок не заскучал в путешествии. К тому же если взрослых туристов можно бегло ознакомить с местной архитектурой и культурой, далее предоставив их самих себе, то детское путешествие в большинстве случаев должно нести в себе образовательную и развлекательную функции. Наконец, еще один нюанс — организация четырехразового питания, если путешествие с ночевкой.
При этом детское не значит дешевое. И столицы Татарстана это касается непосредственным образом. «Для детского туризма у нас жесткая нехватка бюджетного размещения, его у нас фактически нет, — констатирует директор туркомпании „Лидер-Казань“ Вячеслав Григорьев. — Столица РТ — это одно из самых дорогих направлений в России на сегодняшний день».
Отели не щедры на скидки на проживание из-за возраста, подтверждает в разговоре с «БИЗНЕС Online» директор по развитию туристической компании ООО «Трэвэл-Эндвок», председатель общественного совета при комитете РТ по туризму Оксана Артеменко. «Гостиничный сектор не делает в сезон скидки. Спрос большой, номеров не хватает», — говорит собеседница нашей газеты, которая привозит школьников из регионов.
Конечно, читатели постарше могут вспомнить, как в свое время также ездили с классом, скажем, в Москву и жили на территории какого-нибудь пионерлагеря по 10–14 человек в одной комнате. Почему бы сегодня для этих целей не задействовать хостелы? «Туристы крупных городов-миллионников не согласны ограничивать себя в комфорте», — отмечает, в свою очередь, Артеменко.
Интересная деталь: из-за дороговизны группы все чаще ходят на пешеходные экскурсии
Свою прибыль не упускают и туроператоры: комиссию за свои услуги они берут не менее 10%. Единственная возможность сэкономить: при покупке входных музеев в билеты, при бронировании ж/д поездов, которые предусматривают скидки для детей. Интересная деталь: из-за дороговизны группы все чаще ходят на пешеходные экскурсии. По словам Артеменко, если раньше детей, приехавших на четыре дня, все это время возили на автобусах, то теперь организаторы чаще переходят на самостоятельные организованные посещения объектов и выделяют на экскурсии в среднем два дня, чтобы сэкономить.
Что касается собственно цен, то, по словам директора казанского туроператора «Инициатива» Эвелины Кузнецовой, еще недавно родителям школьника из Екатеринбурга трехдневная поездка в Казань обошлась бы примерно в 15 тыс. рублей, а уже сейчас за нее придется отдать 19 тысяч. «Все подорожало, особенно общепит. Обыкновенный обед: салат капустный, борщ, второе — макароны с той же котлетой и какая-нибудь булочка — уже 500–550 рублей», — говорит наш эксперт. В туристический сезон взлетают «до небес» и цены на аренду автобусов и услуги экскурсоводов.
«Мы уже давно сравнялись с Питером и Москвой. Естественно, другие города предпочтут туда ехать», — признает проблему Артеменко.
На 12 детей — один сопровождающий. Для группы больше 30 человек, которая отправляется в странствование и будет находиться в пути дольше 12 часов, обязательно медицинское сопровождение
Как организуется детская поездка?
Не все так просто и с организацией детских поездок как таковых. Своя специфика есть у автобусных туров и путешествий по железной дороге. Как напомнили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Роспотребнадзора РТ, перед поездкой в другие города туроператор должен не менее чем за три рабочих дня сообщить в их ведомство данные организатора, станцию отправления и назначения, номер поезда и вагона, а также его вид, количество детей и сопровождающих, уточнить наличие медсопровождения, адрес конечного пункта и планируемый тип питания во время поездки. На 12 детей — один сопровождающий. Для группы больше 30 человек, которая отправляется в странствование и будет находиться в пути дольше 12 часов, обязательно медицинское сопровождение.
Впрочем, несмотря на бумажную волокиту, процесс согласования быстрый. «У нас, в Казани, благоприятные условия по организации приезда и выезда. Все доведено до автомата», — отмечает Артеменко.
Для автобусов регламент такой: транспорт, на котором повезут детей, должен быть не старше 10 лет, оборудован системой «ГЛОНАСС», а перед путешествием — за неделю, минимум за два дня — должен пройти проверку в ГИБДД. «Мы оповещаем МЧС, ГИБДД, исполком города о том, что состоится поездка по маршруту, и, конечно, мы оповещаем Роспотребнадзор. Это самое важное. Школьные поездки разрешены до 23:00, но до 22:00 можно передвигаться. Мы стараемся свои поездки делать с 6:00 утра до 22:00», — рассказывает директор групповых направлений турагентства Arktour Рушан Ахматдинов.
Для автобусов регламент такой: транспорт, на котором повезут детей, должен быть не старше 10 лет, оборудован системой «ГЛОНАСС», а перед путешествием — за неделю, минимум за два дня — должен пройти проверку в ГИБДД
С питанием свои заморочки. Еда в пути должна быть организована с интервалами не более четырех часов, возможен сухпаек. Но если поезд едет больше суток, то детей кормят горячим обедом. А вот что есть в кафе — тут без изысков.
«По питанию мы обращаем внимание, чтобы оно было гипоаллергенным и универсальным. Мы стараемся делать так, чтобы оно было нейтральным, чтобы там был супчик, салатик, который подходит большинству. Выбираем заведения не специфической кухни», — объясняет Ахметдинов. Обычно туроператоры выбирают заведения со средним чеком и детским меню. В поездке школьники должны питаться 3–4 раза в день, некоторые группы, дабы сэкономить, могут заказать у турфирмы организацию двухразового питания, а для обеда или ужина самостоятельно выбирать заведения.
Вторая по важности точка в поездке — отель. Администратору при заселении нужно предоставить, помимо паспорта или свидетельства о рождении маленького постояльца, письменное соглашение от родителя на проживание, прописку, номер телефона и паспортные данные одного из взрослых. В Казани все крупные отели готовы принимать у себя детские группы, «звездность» уже зависит от кошелька родителя.
Без нюансов не обходится: группы школьников из дальних регионов России обычно прибывают на поезде в 6–7 часов утра и сталкиваются с тем, что очень мало заведений готово предложить завтрак. Один из вариантов — подкрепиться в отеле на шведской линии, которая начинает работать с раннего утра, и потом заселиться. Но сей вариант не очень выгоден для туристов: за такое удовольствие нужно заплатить как за сутки проживания, что накладно.
Откуда к нам едут? Чаще всего школьные группы приезжают в Казань из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска и Тюмени
Дети из Татарстана ночевать в Казани не остаются
Между тем наступили школьные каникулы, у турагентств жаркий сезон. И детская ниша здесь в столице РТ активно растет. По данным туроператоров, в прошлом году посещаемость города школьными группами выросла на 34% по сравнению с 2022-м, рассказала «БИЗНЕС Online» директор комитета по развитию туризма мэрии Казани Дарья Санникова. «Фактически впервые за последние годы показатель превзошел турпоток допандемийного периода», — отметила она.
То, что будущее — за школьниками, здесь поняли еще год назад. Тогда в Стратегии развития туризма Казани на 2023–2027 годы соответствующее направление обозначили в числе приоритетных. Прирост групп ощущается с каждым годом. Так, в 2022-м количество организованных школьников увеличилось по сравнению с 2021-м на 10% и составило 410 групп. В 2018-м город посетила 261 группа, в 2019-м — 373. Падение было лишь в пандемию, тогда в Казань приехала всего 21 группа, через год, в 2021-м — уже 117. Оценить число таких туристов по Татарстану не удалось — в пресс-службе госкомитета РТ по туризму отказались от комментариев. Да и развитие этого направления, в отличие от Казани, не прописано в Стратегии развития республиканского туризма, реализацию которой курирует ведомство.
Одновременно собеседники газеты из отрасли говорят, что детский туризм — это огромный и еще не раскрытый пласт, на чем еще можно раскачать столицу РТ для увеличения туристического трафика.
Правда, определить процентное соотношение взрослых и детей в общем потоке туристов Казани сложно, даже пользуясь big data (большими данными) для проведения такого анализа (денежные операции, агрегаторы путешествий, интернет-трафик, и т. д.). Но еще раз можно напомнить, что, как было указано на одном из совещаний в мэрии Казани, в прошлом году туристы потратили здесь 38 млрд рублей. Кроме того, отметим, что сегодня практически все турагентства города продают детские туры.
Генерирует детский трафик и событийный туризм, например, те, кто посещает Казань и республику во время спортивных сборов и соревнований. «В Деревню Универсиады заезжают в большом количество до 7 тысяч человек в летний период! Подключаются туристические компании, поскольку экскурсионное обслуживание никто не отменял», — говорит председатель общественного совета при комитете РТ по туризму Артеменко.
Откуда к нам едут? Чаще всего школьные группы приезжают в Казань из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска и Тюмени. Тренд последнего года — расширение географии: в гости начинают приезжать из южных регионов России и даже Беларуси. Сколько путешествующих из городов Татарстана — оценить сложно, они на ночевку практически не остаются, поскольку дорого.
В списке базовых достопримечательностей — Казанский кремль, Кул-Шариф, улица Баумана
«Страдают музеи классического формата, потому что у детей фокус внимания снижен»
Что же столица РТ может предложить маленькому туристу? В списке базовых достопримечательностей — Казанский кремль, Кул-Шариф, улица Баумана, детей ведут также в музей «Городская панорама», музей чак-чака, картинговые центры и лазертаги. «Больше страдают музеи классического формата, потому что у детей фокус внимания снижен. Но ведущие музеи города стараются разработать интерактивный продукт именно под детскую группу», — говорит гендиректор туристско-информационного центра Любовь Ковалева.
Естественно, с приходом тепла возможности для прогулок расширяются: группы водят по набережным, возят на речных трамвайчиках и отправляют на теплоходах в Свияжск. Как-то были запросы показать поющие фонтаны в парке им. Горького, вспоминает директор по развитию туристической компании «Трэвэл-Эндвок».
Кроме того, детей развлекают квестами по городу, интерактивными экскурсиями с героями, мастер-классами. Также наиболее популярен у детей мастер-класс в Иннополисе по созданию системы управления дома, делится Ковалева: «Очень хорошо заходят мастер-классы с подсказками по городу: берешь телефон, идет игра по локациям, расположенным в центре города». Еще их удивляют экскурсиями по закулисью некоторых казанских театров и цирка. Новыми точками на детской туристической карте стали музей «Эффект спорта» и «Союзмультпарк» в «Ак Барс Арене».
Но детям не хватает экстрима и впечатлений. Канувший в лету парк аттракционов «Кырлай», по словам профессионалов отрасли, хоть и не сильно привлекал школьников из других регионов, но вписывался в программу пребывания, придавая ей разнообразие. Напомним, Казань лишилась единственного парка аттракционов еще два года назад. Место на берегу Казанки отдали под строительство Соборной мечети. Хотя потом планы изменились, но новый «Кырлай» решили посадить между парком Победы и торговым центром «Парк Хаус». Проект СИНХа все еще в разработке.
Канувший в лету парк аттракционов «Кырлай», по словам профессионалов отрасли, хоть и не сильно привлекал школьников из других регионов, но вписывался в программу пребывания, придавая ей разнообразие
«В Казани много парков и скверов, и там много площадок детских, но они для маленьких детей. А для ребят постарше есть аквапарк, но он уже уставший», — считает Илькун. О нехватке развлекательной составляющей говорят и другие эксперты. «Не хватает чего-то вроде Fun24, но попроще, подешевле. Потому что там очень дорогая стоимость даже на группы и посещение лишь на целый день. Но очень часто бывает, что вечером, перед поездом, надо просто где-то группе скоротать время», — делится Кузнецова.
К слову, сейчас день в развлекательном Fun24, где есть игровые аппараты, боулинг, картинг и прочие «игрушки», по школьному тарифу стоит 1,6 тыс. рублей. Дороговат для школьных групп и новый «Дворец впечатлений» экс-мэра Архангельска Александра Донского, который появился на месте Дома татарской кулинарии. Проект, который в ходе реализации подорожал до полумиллиарда, также не привлекает организованные группы школьников из-за «кусачей» цены — увидеть зеркальные лабиринты и масштабные декорации, созданные искусственным интеллектом, стоит для школьников 1,7 тыс. рублей, а взрослый — 2,3 тысячи.
Сейчас в топ развлечений для детей входят более бюджетные варианты, такие как колесо обозрения возле «Ривьеры» и зоопарк. Сделать один круг на колесе днем можно за 340 рублей, а вечером — 400. Детский билет к зверушкам в «Реку Замбези» — всего 200 рублей. Недавно там появился обещанный слон, который поднял посещаемость. На очереди — носорог и жираф.
«Парк аттракционов нужен миллионному городу, центру агломерации, по одной простой причине — тут живут дети»
«Парки аттракционов однозначно нужны, но, если что-то делать, надо делать грандиозно»
В каникулярное время дети также катаются по городам с родителями, и яркий парк аттракционов — то место, ради которого могут задержаться на денек подольше и взрослые, и дети. Или же вернуться обратно. К созданию парка развлечений в городской черте или же за ее пределами подталкивает также появление М12 и желание властей Татарстана развивать автотуризм.
Примеры парков с большим выбором аттракционов и внутренней инфраструктурой в виде кафе и магазинов в России есть: «Остров мечты» в Москве, «Сочи Парк» в одноименном городе и «Диво остров» в Санкт-Петербурге. Два первых предлагают безлимитные билеты на весь день около 3 тыс. рублей за человека, причем выбор огромный: семейные, экстремальные, водные и детские аттракционы. Для сравнения: за 4 тыс. рублей взрослый с ребенком могут просто погулять по «Дворцу впечатлений» в центре Казани, хотя на посещение места хватит одного часа с небольшим. Для сравнения: немного доплатив, взрослый и ребенок могут кататься на американских горках в «Сочи Парке» два дня. Петербургский «Диво-остров» не может похвастаться единой ценой на билет, но также предлагает разнообразие аттракционов для всех возрастов и возможностью покататься на катамаранах.
«Планируют у нас построить супер-Диснейленд? Его не хватает», — уверена Илькун. «Парк аттракционов нужен миллионному городу, центру агломерации, по одной простой причине — тут живут дети, — говорил „БИЗНЕС Online“ пермский предприниматель Рашид Габдуллин, за плечами которого четыре реализованных проекта колес обозрения и центральный парк развлечений. — Такие объекты строятся в первую очередь для детей, семейной и молодежной аудитории». Он советовал занимался поиском инвесторов для большого парка.
Инвестора ищут, но пока безуспешно, говорил глава госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов, но пока это для них экономически невыгодно. «Мы постоянно ищем возможности создать какую-то новую большую точку притяжения в виде тематического парка либо какого-то серьезного кластера, который не в Казани, а, скорее всего, рядом, но который даст генерацию трафика в нашу республику. Просто в сегодняшней финансово-экономической модели развлекательные парки имеют сроки окупаемости в нашей стране 20 лет и выше», — отмечал он.
«Парки аттракционов однозначно нужны, но, если что-то делать, надо делать грандиозно и масштабно, — отмечает директор „Лидер-Казань“ Григорьев. — То, что сейчас их нет, не есть хорошо».
В сезон автобусы становятся на вес золота, а цены на их аренду взмывают вверх
Топ-5 проблем детского туризма: от нехватки автобусов до интерактива
Из общения с представителями туротрасли, которые работают с детьми, «БИЗНЕС Online» выделил несколько проблем, которые мешают двигать в регионе индустрию дальше. И если по некоторым из них, как нехватка бюджетного интерактива, скорее вопрос к бизнесу, то к решению инфраструктурных проблем нужно подключать власти.
Первая проблема — уже давно наболевшая — нехватка экскурсионных автобусов. Из-за этого в сезон, особенно когда он накладывается на период масштабных мероприятий, транспорт становится на вес золота, а цены на его аренду взмывают вверх. «Каждая компания решает по-своему: кто-то выкупает заранее квоты, если перевозчик согласен. Но в целом автобусов не хватает и очень дорогой час обслуживания, — констатирует Артеменко. — В прошлом году было повышение цены в 4 раза в течение полугода. Сейчас автобусы, когда они очень нужны, предлагают за 5 тысяч за час аренды. А мы оплачиваем час аренды, час подачи. В среднем арендуют автобус на четыре часа. Есть компании, которые выделяют и три часа. 3 тысячи у нас теперь приемлемая цена за час эксплуатации автобуса! Это сильно влияет на потребительский выбор, мы вынуждены цены поднимать каждый год».
Наличие проблемы признают и в комитете по развитию туризма Казани. Там отмечают, что острая нехватка ощущается в период праздников и школьных каникул. А глава республиканского госкомитета Иванов на коллегии ведомства жаловался, что в Татарстане за последние года списали 25% автобусов. Еще 35% автопарка — это машины старше пяти лет. Из 139 автобусов всего 85 были оборудованы для проведения экскурсии. Для того чтобы закрыть «автобусный» голод, республике нужно как минимум 100 автобусов в ближайшие три года, отмечал чиновник. Раис РТ Рустам Минниханов тогда поручил миндортрансу РТ поддержать автотранспортные предприятия, но спустя два года никаких подвижек.
Отели сейчас не сильно любят группы, потому что это не гарантированное бронирование
Нехватка бюджетных мест в отелях Казани, которая ощущается и в детском сегменте. По словам гендиректора туристско-информационного центра Ковалева, поступающих заявок больше, чем может принять город. Кроме того, сейчас отели больше ориентированы на индивидуальных туристов, которые принесут больше денег и с меньшей вероятностью отменят бронирование. Специфика групповых заездов в том, что нужно снимать номера сразу на 20–50 человек, и желательно, чтобы в одном отеле или рядом. А найти в сезон апартаменты сразу оптом проблематично.
«Каждый туроператор решает вопросы по-своему. Лояльные отели, с которыми ты работаешь, могут дать преференции по размещению своих групп, — говорит Ковалева. — Плюс ко всему отели сейчас не сильно любят группы, потому что это не гарантированное бронирование. Мы можем его отменить, группа может не собраться, и у нас происходит аннуляция за месяц. Понятно, что это адекватные сроки. Индивидуалы покупают [номера] за полную стоимость: не по корпоративному, не по групповому тарифу, как дети, не за 8 тысяч, а за 15. Сейчас спрос выше предложения». Некоторые запросы приходится переносить либо на другой период, либо предлагать варианты размещения не в центре города.
Еще одна головная боль туроператоров — нехватка бюджетных и качественных интерактивных программ. На рынке есть предложения, но в среднем диапазоне не так много интересных, отмечает Ковалева. Дети любят интерактивные встречи с ведущими в татарских костюмах и мастер-классы. Школьники даже могут принять участие в «сватовстве»! «Мы хотели программу „Никах“, но это более сакральная тема», — говорит гендиректор «Бюро путешествий Казань» Илькун.
«На сегодня основной фокус детских туристических маршрутов по Казани смещен на культурную сферу. Туроператоры Казани и Татарстана в целом не осуществляют продажу туристических маршрутов профориентационной и образовательной направленностей. Тем не менее в настоящее время наблюдается большой спрос на организацию подобных туров в рамках детского туризма», — говорится в стратегии развития туризма Казани. При этом, по словам Санниковой, туроператоры уже потихоньку начинают движение в этом направлении: они предлагают посещение вузов с экскурсиями и описанием учебной программы, чтобы молодые люди в дальнейшем могли сделать выбор, где они хотят учиться.
«Туроператоры Казани и Татарстана в целом не осуществляют продажу туристических маршрутов профориентационной и образовательной направленностей»
Развитие промышленного туризма — это еще одна проблема. Однако пока отправлять школьников на заводы сложно: это связано со спецификой работы предприятий — необходимостью соблюдения строгих правил безопасности, в особенности на оборонных, нефтехимических заводах и др. Глава комитета по туризму Казани Санникова подчеркивает, что вопрос регулярно поднимается в турсообществе города, кроме того, промышленный туризм видится властям города одним из перспективных направлений, в том числе для взрослых туристов.
Наконец, пятой проблемой опрошенные участники рынка называют отсутствие субсидий со стороны властей. Такая мера поддержки помогла бы не только отправить татарстанских школьников в другие регионы, но и получше познакомиться с собственной республикой. «С точки зрения обучающей, образовательной, формирования патриотизма почему-то туризм не рассматривается. Он выведен в коммерческое поле. А детский туризм затрагивает разные слои населения», — рассуждает председатель общественного совета при комитете по туризму. Артеменко. Она рассказала, как в 2011 году туркомпании Татарстана выпустили сборник для школ, где были все маршруты внутри республики. Но дети не поехали изучать просторы родного края из-за дороговизны. И хоть сейчас поток сформировался, цены осиливают не все родители.
Илькун вспоминает, что ранее в соседних регионах выделяли средства для детских поездок внутри субъекта или для отправки в тот же Татарстан. Сейчас помощь от властей в организации детского отдыха получает республиканский центр «Лето», однако его направленность — летний отдых в лагерях. «Социальных программ для детей в направлении туризма у нас нет, считается, что к нам и так хорошо едут!» — добавляет собеседница издания. В то же время Артеменко подчеркивает, что главная причина — отсутствие документов и необходимой политики на федеральном уровне: «Госкомитет нас поддерживает, но нет документов понятных, как это должно развиваться. В этой сфере должна быть государственная политика!»
В России в 2022–2023 годах запускали федеральную программу бесплатных поездок по стране для школьников 5–9-х классов. Татарстан оба раза в список получателей субсидий не включали. В этом году российский союз туроператоров предложил возобновить программу вновь, отметив, что бизнес и родители оставили о ней положительные отзывы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.