«Ты тоже это видишь?» — фраза, которую можно услышать в хоррор-фильмах о потусторонних мирах. Однако выставка в галерее «БИЗON» отсылает к иного вида оптическим иллюзиям, заставляя усомниться в увиденном и притягивая своей неоднозначностью. Ольга Тобрелутс и Ирина Дрозд выставляются не только в России — лишь за последний год в их творческом маршруте были проекты в США, Франции, Испании и Германии. У зрителей в Казани появился уникальный шанс увидеть обеденный стол Дрозд, сервированный блюдами из монстров, и картины Тобрелутс с транскодерами, впервые показанные на Венецианском биеннале. О том, какие живописные полотна ваш телефон по ошибке примет за цифровое искусство и из чего сделаны фантастические чудовища, — в материале «БИЗНЕС Online».
-
В казанской галерее современного искусства «БИЗON» открылась выставка «Ты тоже это видишь?».
-
В экспозиции на двух этажах представлены работы Ольги Тобрелутс, ранее выставлявшейся в британском Tate и Третьяковской галерее, и соосновательницы легендарной петербургской арт-студии «Непокоренные» Ирины Дрозд. Художницы исследуют окружающий мир, рассматривая его через призму нереального и иллюзорного.
-
На первом этаже сразу же обращает на себя внимание масштабная инсталляция — обеденный стол с монстрами, которых Дрозд создает из синтетической керамики.
-
«Для взрослого человека это своеобразная проверка — на что он готов пойти в своем аппетите и цинизме, в желании овладеть чем-то, что-то съесть, например. Для ребенка же это друзья, параллельный мир», — объясняет художница.
-
Обеденный стол окружают живописные полотна Ирины. Через образы юных она рассуждает на взрослые вечные темы: «Это даже не ностальгия по детству, а попытка напомнить зрителям, что в каждом из нас живет внутренний ребенок, и желание разбудить его, чтобы чистым, незамутненным взглядом посмотреть на окружающий нас мир, но уже под другим углом».
-
Аудиофоном выставки стали композиции классической музыки: Бах, Чайковский, Шуберт, Прокофьев. Вкупе появляется атмосфера необычного пиршества, что тем более заставляет задуматься над словами автора. «Ужасно притягательно: жутко и приятно», — можно было услышать от первых посетителей.
-
«Я пытаюсь донести людям через свое искусство — нельзя быть жестоким. Ты все не съешь, все не хапнешь. Переступив через чью-то голову, в угоду своей корысти ты ничего не получишь от этого мира», — сказала Дрозд на открытии выставки.
-
«За творчеством Ирины Дрозд я внимательно слежу много лет, — делится впечатлениями челнинская художница Надежда Хасанова. — Когда узнала, что она будет выставляться в Казани, сразу же приехала, потому что до этого вживую ее работы, к сожалению, не удалось посмотреть. А здесь такая удача их увидеть! Сама экспозиция и первого, и второго этажа перекликается между собой: одна история перетекает в другую. Монстры Ирины одновременно ужасают и в то же время восхищают — их очень хочется потрогать, обнять, посочувствовать, остаться с ними. Дрозд открывает нам дверь в таинственный мир, которым полностью проникаешься».
-
Экспонаты-монстры Дрозд еще и очень «фотогеничны».
-
«Первое, что бросилось в глаза, — это цвета, и они абсолютно все мои — черный, белый, розовый и красный, — говорит Ася Бажан, художественный и фешен-стилист, преподаватель истории моды. — Мне очень понравилось, что Ирина Дрозд сделала акцент именно на красном цвете и рассказала о том, что это не просто символ крови, но еще и сила, род».
-
Тобрелутс — любимая ученица основателя Новой академии Тимура Новикова. Продолжая идеи неоакадемизма, она прославляет классические идеалы красоты, но, как пионер медиаарта, использует при этом новые технологии. На втором этаже можно увидеть серию работ «Транскодированные структуры» — впервые она была представлена в 2019 году на Венецианском биеннале. В этой серии Тобрелутс создает на компьютере фантастические миры с уникальными текстурами, а затем переносит их на холст, используя традиционные техники масляной живописи.
-
В серии работ «Транскодированные структуры» Тобрелутс провела эксперимент. «Как передать движение моря и притом не рисовать его реалистично? Какой смысл рисовать реалистично, если ты можешь взять фотоаппарат и прекрасно все зафиксировать? В этой серии я старалась зафиксировать какое-то движение или эмоцию. И когда в Нью-Йорке открылась выставка, меня поразило, что зрители, которые фотографировались на фоне моих картин, на снимках получались плоскими, а само изображение выходило трехмерным. Такой феномен меня заинтересовал. Я стала изучать его — сейчас делаю в 3D подмалевок, а потом переношу его карандашом на холст, создаю традиционную живопись. Но если вы будете фотографировать работы из серии, интеллект вашего телефона, скорее всего, считает это как цифровое искусство. Так получается уникальный синтез классики и новых технологий», — объясняет она.
-
В Казань также доставлены «оживающие» работы художницы на лентикулярных панелях. «Лентикуляры меня интересуют, потому что это особый способ вывода изображения. Работа трудоемкая: сначала ты строишь это изображение в 3D, потом делаешь около 300 ракурсов, и каждый ракурс нарезается тоненькой полосочкой, затем они печатаются на линзе, из-за чего происходит такая иллюзия объема, движения», — рассказывает Тобрелутс.
-
Вот, например, лентикулярная панель «ОИЛ». Ее оптическая иллюзия — стекающие вниз и поднимающиеся вверх капли нефти, из которых художница составила слово.
-
«Пришла мысль, что это искусство для зуммеров, — делится наблюдениями Рамиль Резванов, казанский художник медиаарта. — На статичное искусство смотреть терпения не хватает. А искусство, которое движется, удерживает внимание подольше, оно более интерактивное. Здесь в первую очередь увидел не греческих богов, а тренды TikTok. Но все-таки колорит Ольги мне близок, я тоже думаю что-то подобное создать».
-
Картина из серии «Ландшафты небес» Тобрелутс: «Когда мы едем в поезде или машине, смотрим в окно и видим ландшафты, но современный человек все время летает, и ландшафты, которые он видит из окна самолета, — это всегда облака. И я сделала такую серию, она выставлялась в Эрмитаже, и работы из нее давно уже разобрали по частным коллекциям. Осталась одна, и я с радостью узнала, что ее хотят показать в Казани. Она неброская, но очень медитативная».
-
Еще один важный экспонат — портрет искусствоведа Аркадия Ипполитова. «Он умер осенью прошлого года, это мой близкий друг <…>. Я написала портрет Аркадия по воспоминаниям о наших крымских путешествиях, как он мне запомнился: спал такой красивый, юный. И я, когда тосковала о нем, написала эту картину. Очень рада, что родился подобный портрет, и Аркадий останется в памяти у последующих поколений именно таким», — сказала художница.
-
В Казань Тобрелутс привезла сборник эссе Ипполитова, выпущенный ограниченным тиражом несколько месяцев назад. В нем не только тексты, написанные искусствоведом, но и воспоминания его друзей, редкие архивные фотографии.
-
Вот одна из таких фотографий — Тобрелутс в синем парике в 90-е годы. Об этом невероятном времени художница рассказала позже на своей лекции «Андеграунд 90-х: художники на танцполе». Истории Тобрелутс были посвящены ее друзьям: Новикову, Сергею Курехину, Владиславу Мамышеву-Монро, Георгию Гурьянову и группе «Кино».
-
«Мне кажется, эта картина (на фото — „Укус комара“) очень хорошо характеризует творчество Ирины Дрозд. Я смотрю на полотно и вижу, что реальность в глазах девочки настолько скупа, что она выстраивает собственные фантастические миры, опираясь на свои иллюзии и воображение. Возможно, это о детской наивности и простоте», — делится впечатлениями дизайнер Ольга Schumanit.
-
Блогера Марину Фунтикову впечатлила экспозиция: «Выставки в „БИЗONе“ всегда очень необычные. До этого в центре зала стоял бассейн. Думала, что больше меня удивить будет нечем, но сегодня была потрясена, увидев потрясающий стол, сервированный блюдами с фантастическими монстрами. А затем поднялась на второй этаж, и увидела невероятные стерео-картины, которые напомнили мне советские двигающиеся открытки. Впрочем, это просто приятный флешбэк из детства, ведь на выставке картины большие, объемные — это настоящее произведение современного искусства. Мне кажется, я приду сюда еще 4–5 раз, чтобы посмотреть все внимательно».
-
Новую выставку посетил и коллекционер Евгений Жудров: «Мы с Тобрелутс давно знакомы, общаемся. Она в первый раз приехала в Казань. Ольга — топовая петербургская художница, и все, кто интересуется так или иначе искусством, знают ее, она автор мирового уровня. Крутой проект придумали в галерее „БИЗON“, увидеть в нашем городе авторов такого масштаба дорогого стоит».
-
Сергей Насекин — генеральный директор дизайн-студии «Айбат», дизайнер: «Мне показалось, что этажи не контрастные. Естественно, они разные, но подход, как мне кажется, один и тот же, который мне нравится. То есть это прежде всего не классическое понимание искусства. Возникает просто эстетическое удовольствие от колористики, изучения композиции. Потом ты уже начинаешь думать: а о чем, собственно, сюжет? То есть поначалу это чисто эстетическое визуальное удовольствие, а затем уже работа воображения. Если есть множество смыслов, но нет эстетического удовольствия от произведения, то для меня это не искусство. А здесь в обоих случаях такое присутствует».
-
На выставку «Ты тоже это видишь?» приехал известный уфимский художник Ринат Миннебаев (его работы зрители „БИЗONа“ могли увидеть на зимней выставке «Взгляни на дом свой, ангел»): «Тобрелутс обращается к академизму, миксуя цитаты из знаменитых произведений мирового уровня с новыми технологиями — она наглядно демонстрирует нам, как со временем классика превращается в монумент, в золото. Такая дуальность происходящего…»
-
«Золотой Антиной» — лентикуляр Тобрелутс, о котором говорит Миннебаев.
-
Эмоциями от выставки поделился Михаил Хонг, владелец сети кофеен MIÑ: «Я очень благодарен „БИЗONу“, потому что мне нравится, какие удивительные работы показывает эта галерея, с каким вкусом отбирает авторитетных авторов. Образы Ирины Дрозд на первом этаже очень напомнили мне фильм „Лабиринт Фавна“ режиссера Гильермо дель Торо, там монстры в такой же стилистике. На втором этаже сильно удивила технология лентикулярной печати, могу только представить, насколько это сложно. Из работ Ольги мне также понравился портрет Аркадия Ипполитова, очень чувственное произведение, видно, что выполнено с большой любовью и трепетом».
-
Выставка «Ты тоже это видишь?» продлится до 19 июля. Галерея «БИЗON» находится на первом этаже ТЦ «Родина» (Казань, ул. Баумана, 44/8) и работает ежедневно с 12:00 до 20:00.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.