«Дьявола раннехристианский апологет Тертуллиан называл обезьяной Бога. В таком случае дьявол по своему образу и подобию создал искусственный интеллект, который является обезьяной человека», — рассуждал в Нацбиблиотеке в Казани известный писатель и футуролог Сергей Переслегин. На публичной лекции он рассказал, как искусственный интеллект выкинет человека из большинства производственных цепочек уже через 7 лет, объяснил, почему в России вряд ли будет цифровой концлагерь, и удивился, что корпорации игнорируют эффект «зловещей долины», чтобы заработать побольше. Самое важное из выступления — в пересказе «БИЗНЕС Online».
Сергей Переслегин: «Человечество на пути создания отдельной цивилизации технологий ИИ»
«Тот, кто не построит мир ИИ, необратимо отстанет в военном соревновании»
На этой неделе в Казань приехал известный писатель и футуролог Сергей Переслегин. Он выступил на Всероссийском библиотечном конгрессе в Нацбиблиотеке и поделился своим видением развития технологий в лекции под названием «Искусственный и естественный интеллект». «БИЗНЕС Online» собрал главные тезисы.
ИИ будет полноценной копией человека или его марионеткой. Мифы о малой изученности природы искусственного интеллекта Переслегин решил разбить с самого начала — он нам более или менее понятен хотя бы потому, что мы сами его создали. А вот человеческий мозг все еще таит в себе множество секретов. Один из главных челленджей для современных ученых — составить полную карту связей между нейронами. Пока ее нет, и мы до сих пор до конца не осознаем, как в точности функционируют нейронные сети в различных когнитивных процессах.
Как заметил Переслегин, до сих пор большинство отечественных конгрессов, сравнивающих человеческий интеллект с машинным, заканчивается фразой: «А поскольку на эту тему Лем (Станислав Лем — польский философ и футуролог — прим. ред.) в 1963 году больше ничего не написал, добавить тоже нечего». Именно Лем сформулировал суть «естественного автомата» (термин, использующийся в кибернетике при сравнении человеческого интеллекта и ИИ): «Робот, который был бы в умственном отношении равен человеку и в то же время не мог бы лгать и обманывать, — чистейшая фикция! Либо полноценная копия человека, либо марионетка — ничего другого создать нельзя. Третьего не дано».
Сергей Борисович Переслегин — публицист, военный историк, писатель, прогностик, литературный критик.
Родился 16 декабря 1960 года в Ленинграде. Окончил физический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «физика ядра и элементарных частиц». Работал преподавателем физики в физико-математической школе при ЛГУ. С 1985-го — участник ленинградского семинара молодых писателей-фантастов Бориса Стругацкого. С 1989 года занимался вопросами теории систем в НИИСИ. В 1996–1997-х читал циклы лекций по социологии в Казанском университете и рижском социологическом центре.
Лауреат премии «Странник-96» за книгу критики «Око тайфуна: последнее десятилетие советской фантастики». Составитель, редактор, автор комментариев книг серии «Военно-историческая библиотека». Автор предисловий и послесловий к книжной серии «Миры братьев Стругацких», а также комментариев к книгам Бэзил Генри Лиддел Гарта, Михаила Галактионова, Эриха фон Манштейна, Фредерика Шермана, Карла фон Клаузевица и другим классическим военно-историческим трудам. Руководитель исследовательских групп «Конструирование будущего» (с 2000 года), «Санкт-Петербургская школа сценирования» (с 2003-го), «РК39». Автор многочисленных книг и произведений в жанре альтернативной истории и фантастики.
Без искусственного интеллекта победить уже невозможно. «Человечество на пути создания отдельной цивилизации технологий ИИ», — констатировал Переслегин, подчеркнув, что это необратимый процесс и дороги назад уже нет. Это означает, что ИИ будет везде, в том числе в военных конфликтах. «Смотрим на сегодняшний мир. Смотрим цинично. Этот мир ведет войну. Да, участвуют Россия с Украиной, но в нее, так или иначе, уже вмешиваются все, не исключая Китай и Индию. Одни воюют, другие думают о том, что они вот-вот начнут воевать… Часть рабочей силы отвлекается непосредственно на войну, часть — на производство военного снаряжения, часть — на создание новых военных технологий для следующих конфликтов».
Тот, кто не построит мир технологии ИИ, необратимо отстанет не только в конкурентном, но и в военном соревновании. «Следовательно, вам нужно создавать этот мир технологий. Что означает коренную модификацию фактически всех существующих производственных цепочек», — призвал спикер.
На кадровом рынке будет 7 тучных лет, а затем ИИ устроит «конец света». По прогнозам Переслегина, примерно до 2030 года рабочая сила будет дорогой, не хватать будет любых специалистов, просто будет не хватать людей. «Этот период будет интересным. Довольно тяжелым для государства и бизнеса. Но через 7 лет мир технологий и искусственного интеллекта появится в широком масштабе. И начнет резкую очистку технологических цепочек от людей. Они будут выброшены из большинства технологических линий, что приведет к всплеску безработицы», — заметил писатель. В итоге возникнет ситуация, которую многие воспримут как конец света. Тем не менее, по словам Переслегина, «ничего страшного не случится»: после резкого спада спроса состоится новый виток интереса к живым рукам и мозгам. И жизнь вернется в прежнее русло. «Прежнее» в понимании новых времен.
Цифровой концлагерь возможен в модели капиталистов — это не российский путь. Негативная сторона цифровой экономики — абсолютный цифровой контроль. Все государства хотят «управляемое общество», все они, что бы ни транслировали населению, радуются благам от системы тотального контроля. Но в подобном социоустройстве не может быть никакого развития, считает Переслегин, поэтому полагает, что «„цифра“ не реализуется».
«У нас реализованная угроза войны, и она никуда не денется. Поэтому оказаться в мире без развития, даже ценой внутренней безопасности, явно не то, к чему следует стремиться. Я уже не говорю о том, что цифровой концлагерь проще было бы реализовывать в модели инклюзивного капитализма. А Россия ее вроде как не хочет принимать. Поэтому я склонен думать, что вся эта конструкция толком работать не будет и у нас будет кризис „цифры“», — подчеркнул футуролог.
«Мы можем ему искусственно задать мир, но это будет, извините, наше внешнее задание. Он не эмоционален, замкнут в техносфере. И говоря о его свободе, мы должны иметь в виду, что он замкнут в основаниях математики. Нашей математики, сделанной человеком. И возможно, сделанной человеком неправильно»
«Дьявол по своему образу и подобию создал искусственный интеллект»
Искусственный интеллект изменит естественный. «Единственное, что может быть поставлено против кризиса цифр, — это представление о медиа и медиацивилизации (концепция, где средства массовой информации и коммуникационные технологии становятся центральными элементами общественной жизни, — прим. ред.), о цивилизации, лежащей за знаком, за семиозисом… Для меня цифровой подход и подход медиацивилизации находятся в жестком противоречии», — продолжал Переслегин.
В таком новом мире, по его словам, появятся новые социоформы, которые будут включать в себя искусственный интеллект. Сами же люди претерпят сразу две трансформации — антропологическую и демографическую. «Создание мира технологий ИИ неизбежно приводит к изменению человека, антропотипа, к серьезной антропологической эволюции. А тем самым — к изменению естественного интеллекта», — спрогнозировал он.
Человек всегда будет выше ИИ благодаря сознанию. «В западной литературе сознание называют Hard Problem — тяжелая проблема. Мы не знаем, что такое сознание. Мы даже не понимаем, откуда оно берется и что оно означает. Это эволюционный выход? Эволюционный бонус? Следствие того, что человека создал Господь по образу и подобию — и это связь с Ним? Но мы знаем одно: оно у нас есть. И, соответственно, появление сознания надстраивает логический блок человека», — заметил Переслегин.
Спикер традиционно сравнивает большинство моделей по уровню интеллекта с гениальным и начитанным ребенком 5–6 лет, который не обладает интуицией, не умеет создавать новое и работать с понятиями «смысл» и «содержание». Свой тезис писатель проиллюстрировал наглядно: «Когда Шерлок Холмс рассказывает Ватсону о своем брате, он говорит: „Предположим, вам нужно связать действия империи в Индии, трудности кораблестроения и угрожающую политику России. Вы можете запросить информацию в разных департаментах, и через пару-тройку месяцев вам предоставят огромные документы, с которыми вы не будете знать, что делать. Но можно прийти к Майкрофту, поставить задачу, и он быстро предоставит вам необходимые данные, свяжет их между собой и объяснит, почему они важны именно в этом контексте. Более того, он укажет на недостающие параметры и добавит их“. Это только человеческое умение, это высший уровень человеческого интеллекта», — заключил Переслегин.
Дьявол создал ИИ обезьяной человека. Если человека Господь создал по образу своему и подобию, то дьявола раннехристианский апологет Тертуллиан называл обезьяной Бога. «В таком случае дьявол по своему образу и подобию создал искусственный интеллект, который является обезьяной человека… Для неверующего это вообще не очень интересно, а для верующего занятно следующее: работая с ИИ, мы вообще учимся работать с дьяволом…» — озвучил одну из теологический версий Переслегин.
Нейросети заперты в математике. Люди — это первый разумный вид, который научился структурировать всю планету под себя, продолжал спикер, в сильнейшем информационном поле человека не только обезьяны, но даже собаки и кошки приобретают элементарный разум. «Однако и они обретают не свой, а наш разум, что не совсем одно и то же», — напомнил он. Что уж тут говорить о рукотворном ИИ. Он еще дальше от живых сущностей хотя бы потому, что не имеет формы и собственной картины миры в принципе. «Мы можем ему искусственно задать мир, но это будет, извините, наше внешнее задание. Он не эмоционален, замкнут в техносфере. И говоря о его свободе, мы должны иметь в виду, что он замкнут в основаниях математики. Нашей математики, сделанной человеком. И возможно, сделанной человеком неправильно», — допустил Переслегин.
Описывая ИИ, человек начал понимать многое о себе. По мнению футуролога, искусственный интеллект и индивид во многом зеркальны: у человека работа с противоречиями, мультивселенными, парадоксами, естественными языками, картинами мира, у ИИ — с искусственным языком, формальной информацией, имитациями образов.
«То есть эта схема обладает зеркальной симметрией, а это означает на самом деле для нас очень важную вещь. Что некоторые моменты, связанные с ИИ, мы можем описать, потому что что-то знаем о естественном, о симметрии. Но гораздо интереснее другое. Мы многое о себе начинаем понимать, описывая ИИ», — заключил он.
Робот, имитирующий эмоции, будет казаться крайне неприятным. Создание голосовых моделей, практически не отличимых по интонациям и эмоциям от живого человека, продиктовано желанием компаний заработать. «GPT4o просто глупая. Почему? Потому что они (OpenAI — прим. ред.) считают, что это будет лучше продаваться. В действительности все ровно наоборот. Это, как ни странно, установили Ильф и Петров в „Одноэтажной Америке“. Они описывают ситуацию, как попадают в зоопарк в Америке и там две шимпанзе, которые любят друг друга… В смысле гладят друг друга, вычесывают шкурку. И они сказали: „Мы никогда не видели ничего более страшного, потому что они не люди, но ведут себя почти как люди. Мы не могли найти границу, и это приводило к состоянию омерзения“… В действительности искусственный интеллект, имитирующий человеческие эмоции, робот, имитирующий человеческую мимику, будет казаться, причем подсознательно, крайне неприятным», — напомнил он «БИЗНЕС Online» об эффекте «зловещей долины».
Переслегин уверен, что людям в разы приятнее коммуницировать с привычными роботами — с механическим голосом и металлическим туловищем. «Западные фирмы же просто не понимают этой ситуации, хотя она простая и очевидная. Почему не понимают — для меня какая-то загадка. Но, похоже, это часть общего кризиса менеджмента», — заключил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.