Эта неделя завершится Днем российского предпринимательства. Профессиональный праздник бизнесменов появился в 2007 году и ежегодно отмечается 26 мая. При этом обстановка для предпринимателей сейчас совсем не «праздничная» — санкции, высокая ставка ЦБ, а еще грядет налоговая реформа. А вы с каким настроением встречаете праздник? И отмечаете ли его вообще? За счет чего выживает российский бизнес и есть ли оптимизм? «БИЗНЕС Online» отвечают Вячеслав Зубарев, Шамиль Агеев, Андрей Балта, Толга Акынджи, Михаил Скоблионок и др.
Андрей Беляков основатель и руководитель ГК «Бриз»— Бизнесу, наверное, никогда легко не бывает. Независимо от того, где ты занимаешься предпринимательством. Прежде всего самому надо много работать, чтобы бизнес был. А за счет чего бизнес [в нынешних непростых условиях] работает… Ну как всегда на Руси. В первую очередь это свой труд, целеустремление.
И все-таки надо отдать должное государству — оно большую поддержку оказывает в некоторых отраслях. В какой мере я эту поддержку ощущаю? Элементарное ипотечное кредитование, которое было и по настоящее время является льготным. Развитие инфраструктуры — новые дороги, к примеру, строятся. Это же все в плюс в любом случае для развития строительной отрасли. Как региональные, так и федеральные власти немало делают.
Есть ли у меня оптимизм? Мы живем в России, мы всегда должны быть оптимистами.
Шамиль Агеев председатель ТПП РТ— У нас сегодня целый день идет форум предпринимателей. Выступают разные люди, мы выслушиваем их мнения. Я думаю, что предпринимательство у нас заявило о себе, но оно еще ищет свои формы и предложения. На предпринимательство слишком много возложили, и крупный бизнес — это уже не предпринимательство, а использование монопольных факторов.
И еще предпринимательство в последние годы слишком связано с государственными ресурсами. Обычному предпринимателю, особенно в малом бизнесе, сложно конкурировать с теми же торговыми сетями, крупными агрофирмами. Поэтому той активности, которая была бы нужна, нет. Становится меньше людей с трудовыми навыками, и больше людей уходят в цифровые, финансовые технологии. Сейчас этот вопрос, будем говорить так, непростой. Сегодня нужно совершенно другое направление. Мы от социализма все, что было позитивного, отбросили и от капитализма тоже отбросили. И сейчас находимся в переломном положении.
Как дальше будет развиваться предпринимательство? Есть некоторые моменты взаимодействия с государством, которое сначала принимает одни решения, но потом быстро их меняет. Некоторые решения государство принимает поспешно, и вы знаете эти примеры. Принимаются решения, которые в какой-то мере сковывают предпринимателей. Этот вопрос очень сложный.
Но в целом что-то позитивное сохраняется в отношении к бизнесу. С молодежью мы активно работаем, что-то движется вперед, когда мы находимся в условиях санкций. Больше внимания обращаем на свою молодежь, ее навыки, профориентацию. Больше ответственности. Настрой в целом позитивный.
Павел Сигал президент АО «Автоградбанк»— Вы знаете, что я как первый вице-президент «Опоры России» принимал самое активное участие в утверждении этого праздника. «Опора России» была самым активным инициатором введения Дня российского предпринимательства. Это, безусловно, наш праздник.
Праздник — это хорошо, но ситуация, скажем так, достаточно непростая. Сейчас наш банк сосредоточился на проведении международных платежей от компаний. И здесь все очень непросто. Наладили отношения с турецкой лирой — появились проблемы с китайским юанем. Как-то решается все, но очень непросто. Это первая проблема для тех компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью и пытаются наладить какой-то параллельный импорт. Вторая — очень высокие ставки. Из-за высокой ключевой ставки Центрального банка кредиты для бизнеса очень дорогие, и с этим ничего нельзя сделать. Пока такая ставка держится. Она будет держаться, я думаю, где-то до конца года.
За счет чего сейчас живет и выживает бизнес? Российский бизнес, как вы знаете, уникален. Особенно малый и средний. Его, как в том советском анекдоте, душат до степени «а вы дустом не пробовали?» У нас по большому счету (а я бизнесом занимаюсь с 1991 года) никогда не было спокойных времен. По крайней мере, хоть какое-то длительное время. То у нас дефолты, то у нас постоянно меняются законы, нормативные акты. То такие налоги, то сякие. То, значит, проверки. Убирают проверки — возникают внеплановые проверки. Все время происходит непрерывная борьба, и это выработало у российского бизнеса, особенно у малого и среднего, устойчивость и закаленность к внешним воздействиям. Под внешними воздействиями я имею в виду не только международную обстановку, но и наши замечательные надзирающие органы в разных формах. Так что иногда думаешь: «Как, что делать?» Но всегда находишь какие-то выходы. Находятся какие-то темы, новые направления. Нет однозначного ответа, за счет чего выживаем. За счет устойчивости, инициативности, умения адаптироваться к меняющимся условиям.
Михаил Скоблионок предприниматель, основатель отельной сети «Регина» и санатория «Нехама»— Когда я в 36 лет открывал свое дело, все было по-другому. И налоги были другими, и давали возможности… Все было по-другому! Сейчас, в настоящее время, душат так, что дышать невозможно. И те, кто хотел бы открыться, уже не могут просто открыться. Они должны открываться или на родительских деньгах, или на ворованных. Потому что в банке брать кредиты, которые нам раньше давали под 3 процента годовых… Таких денег сейчас нет. И начинать бизнес очень тяжело. Вот что я могу вам ответить. Оптимизм? У меня нет оптимизма. Мне уже 77 лет, и оптимизма у меня никакого нет.
Вячеслав Зубарев генеральный директор ООО УК «ТрансТехСервис»— Отмечать этот праздник я не собираюсь. А что касается бизнеса, то думаю, что он по-разному развивается. Но сейчас для бизнеса непростые времена. Потому что мы понимаем, что во внешней среде привычные каналы для многих разрушены. И есть сложности у многих бизнесменов, связанные и с внешнеполитической ситуацией, и с такими факторами, как нехватка трудовых ресурсов, людей. Во-вторых, усиливается конкуренция. Даже не конкуренция, а сложности нарастают для ведения бизнеса. И тем не менее бизнес существует. А оптимизм сейчас строится только на том, что, как говорили раньше, «человеческие возможности безграничны». Поэтому надежда только на то, что хватит умения, изощренности, сил для того, чтобы продолжать работать дальше.
Толга Акынджи гендиректор компаний «Тис» (Елабуга), «Мекра Рус» «Экспедишин» (Мамадыш)— Конечно, такой ерундой (празднованием Дня российского предпринимательства — прим. ред.) мы не занимаемся. Тем более в военные времена. Я считаю, отмечать сейчас это неуместно. Каково предпринимателям в России сейчас? Вы знаете, белый бизнес в РФ сейчас еще более выгодным стал. Занимайся чем хочешь! Пожалуйста. Считаю, что нынешняя ситуация дала новые возможности. До этого рынок душили иностранные компании. Понимаете, в чем отличие западной компании от нашей? Им (зарубежным организациям — прим. ред.) всегда были доступны дешевые деньги, а нам нет. Когда у них были кредиты под 1 процент, то у нас были под 15–20. А сегодня их нет со своими дешевыми деньгами и возможностями, и мы стали все равны.
Поэтому у российского предпринимателя оптимизм сегодня есть. Единственное: мы сегодня больше ориентируемся на внутренний рынок, но, чтобы развиваться большими темпами, нужно и экспортировать. По сути, мы здесь между собой торгуем — это как из кармана слева перекладывать в карман справа. Чтобы этого не было, нужен экспорт.
По поводу Европы я иллюзий не строю: она для нас закрыта как минимум на ближайшие лет 10. Потому что мы уже не доверяем друг другу — вот в чем дело. Даже если санкции отменят, то доверие вернется еще нескоро. Так не делается, как они поступили. Российского потребителя обманули и ушли из страны, не выполнив никаких обязательств. Люди там за 100–150 тысяч евро автомобили купили, а потом европейцы говорят: как хотите, мы все вам отключаем. Вот, пожалуйста, этический и демократический Запад…
Сергей Сотников директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ— Я этот праздник отмечать не буду, потому что у нас их достаточно много. Ну придумали этот праздник, но пока он у меня на предприятии не прижился. Это для меня обычный день. Для меня важнее, наверное, День труженика. Вот те, кто трудится, для меня важны. А День предпринимателя — это пока какая-то абстракция. Как будто другие люди неважны. Пока нет ощущения, что это значимый праздник, что он прижился. Праздник есть, о нем говорят, какие-то мероприятия проходят, но я его не ощущаю.
Каково сейчас бизнесу? Живем за счет нашей тяги выживать. Это уже заложено в нас нашей природой — стараться быть лучше, чем другие. Наверное, это ключевой фактор, который движет людьми. Что касается ведения бизнеса, то все нормально, работаем. И я бы не сказал, что у нас вести бизнес тяжелее, чем в других странах. Думаю, что примерно одинаково, плюс-минус. Я бы даже сказал, что у нас возможностей побольше. Потому что в других странах, где уже устоявшаяся экономика, у начинающего бизнеса резко подняться вряд ли получится. А у нас много примеров, как за 5–10 лет компания с нуля достигает очень больших оборотов. В нашей отрасли много компаний, которые за 10 лет достигали очень больших результатов. По тысяче грузовиков умудрялись иметь. Поэтому я считаю, у нас неплохо может развиваться бизнес.
Как смотрим в будущее? Без оптимизма жить нельзя. Это единственный способ выживать в современном трудном мире. Если быть пессимистом, то можно сразу прекращать заниматься бизнесом. Есть и хорошее, есть и плохое, это жизнь. Всякое бывает. А оптимизм позволяет переживать какие-то трудные моменты.
Андрей Балта генеральный директор ООО «ПО «Промвест»— Вы знаете, мы не особо отмечаем День предпринимателя. Уж точно не как Новый год или день рождения. Было бы хорошо в этот день как-то собраться и обсудить наши наболевшие проблемы. Рядовой это день. У нас праздников хватает. Хорошо, что нет отдельного выходного дня, который отмечен красным в календаре. Потому что все это выбивает из колеи. Но я его с пользой отмечу: 26-го еду в Москву на обучение и буду получать там свежие знания. Считаю это самым полезным времяпрепровождением.
Что касается санкций, бизнес у нас в стране всегда работает вопреки всем правилам и ограничениям. Работают те, кто находит какие-то новые решения, потому что предприниматель по своему характеру — это человек, который старается даже в условиях санкций найти какие-то обходные пути. Многие из моих коллег эти решения находят, идут вперед и даже развиваются. Потому, кто хочет работать, тот работает. Это нелегко, но уж лучше, чем сидеть и горевать.
У меня лично пессимизма нет. А оптимизм — это вопрос такой: сегодня настроение есть, а завтра — нет. Иногда есть много сил для того, чтобы идти вперед, а порой появляются проблемы, которые немножко тебя останавливают. Поэтому у меня есть надежда на то, что все-таки все развивается. Может, не такими темпами и не с той поддержкой, которую хотелось бы получить. Все-таки надо, чтобы бизнесу немного больше уделяли внимания и меньше нам закручивали гайки. Поддержка есть, но я, прямо скажем, ее не ощущаю. Все равно со всем приходится справляться самому.
Прогрессивная шкала налогообложения — это правильно, а с другой стороны — демотивирующий фактор. Потому что может пропасть стимул сильно развиваться или показывать свой большой бизнес. Возможно, из-за этого будет происходить дробление на более мелкие бизнесы. Если реформа будет «топорной», то люди просто станут искать варианты, чтобы лишнего не платить. Я бы нагрузил побольше банки, а не производственников. Банки из денег делают деньги и отчитываются, и все у них хорошо. А нагружать производства, когда мы не можем конкурировать где-то с Китаем, — это глупо. Тут бы, знаете, надо сделать по примеру Америки. Там у тебя может быть большая прибыль, если ты ее вложил в развитие своего бизнеса, а не просто потратил на свои яхты, пароходы, квартиры, дворцы и все остальное. Если ты на них построил здание, вложил в станки, то этим ты заложил потенциал развития, своего предприятия, области, страны… Этим ты создаешь рабочие места, закладываешь фундамент будущего производства и, соответственно, делаешь вклад в налогообложение. И тогда тебе эти налоги могут списать вплоть до нуля. У нас же нет системы поощрения.
Нияз Гараев сооснователь ScoutHouse (производство модульных домов)— Я и не знал о его существовании (Дня российского предпринимательства — прим. ред.), хотя предприниматель с уже почти 25-летним стажем. Предприниматели, как и всегда, работают на одном энтузиазме, все держится за счет чокнутых основателей бизнеса! Насчет санкций: я не заметил чего-то конкретного, что поменялось. Ну нам никогда легко не было. Мало, что ли, за эти годы мы прожили изменений? По большому счету даже с налоговой реформой ничего не изменится. Если хочешь работать — будешь работать. Не хочешь — ничего не получится. Вот такой реализм, понимаете?
Булат Ганиев сооснователь IT-компании «Технократия»:— Отмечать не планировал. Даже в памяти эту дату не держу, но приятно, что есть такой день.
Предпринимательство — это деятельность с повышенным риском. Запуская бизнес, ты принимаешь внешние риски. Ты лично несешь ответственность за то, что с тобой происходит хорошего и плохого.
Поэтому винить государство, погоду или судьбу, может, и можно, но дело бесполезное. Границы открыты, можно при желании переехать и делать что-то в другой стране, которая лучше подходит для твоего бизнеса. Я думаю, что в каждой стране есть свои плюсы и минусы, поэтому легко не будет нигде.
Очевидно, что сейчас в России период грандиозного перелома в экономике. Такие переломы — это всегда возможности для одних и крах для других. Для небольших компаний — это скорее время возможностей, потому что в нормальной среде тяжело конкурировать с лидерами рынка.
Очевидно, что такие факторы, как дорогие кредиты, бизнесу не помогают. Однако, как я говорил ранее, предприниматель на то и предприниматель, чтобы находить неординарные решения, строить новую связность.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.