«Вся наша «большая» химия — это полиэтилены, полипропилены и каучуки. Они идут сразу в пакеты, трубы, шины, поэтому нужно переходить на среднетоннажную и малотоннажную химию», — говорят эксперты, оценивая новый инвестиционный проект СИБУРа в Нижнекамске. На НКНХ «вырастут» два новых производства: этилбензола и стирола, а также полистирола стоимостью 180 млрд рублей. В свое время «стирольный» проект задумывался еще ТАИФом, но их планы разрушили санкции. СИБУРу же подставил плечо их китайский акционер — Sinopec. О том, насколько перспективен рынок полистирола и какое влияние на него окажет новое производство в РТ, — в материале «БИЗНЕС Online».
Главе республики презентовали новый инвестпроект стоимостью более чем 180 млрд рублей. Речь идет о двух новых производствах
Новый проект на 180 ярдов
Накануне раис Татарстана Рустам Минниханов вместе с гендиректором СИБУРа Михаилом Карисаловым посетил ПАО «Нижнекамскнефтехим». Главе республики презентовали новый инвестпроект стоимостью более чем 180 млрд рублей (источник средств традиционно не раскрывается). Речь идет о двух новых производствах. Это установка этилбензола и стирола, а также установка полистирола (ПС). Полистирол станет конечным продуктом данной цепочки. Проектная мощность производств — 350 тыс. т этилбензола, 400 тыс. т стирола и 250 тыс. т полистирола в год соответственно. Сырьем для них станет продукция комплекса ЭП-600, который уже в этом году выпустит первые тонны продукции.
К поставкам оборудования и материалов под новый проект будут привлечены машиностроители и производители из России и дружественных стран. Начало строительства запланировано на 2025 год, пусконаладочные работы — на 2028-й. В пик работ на площадке будут задействованы до 7,2 тыс. специалистов из России и стран ближнего зарубежья. В СИБУРе отметили, что трудовых мигрантов разместят в действующих и вновь возводимых общежитиях вахтового городка на территории НКНХ. Очевидно, к этому времени возведение ЭП-600 уже подойдет к концу, так что число мигрантов на стройках СИБУРа не удвоится. При этом важным остается вопрос ассимиляции зарубежных гостей, над этим трудятся власти района. Сейчас, как нам известно, безопасники НКНХ вместе с координаторами строительных работ контролируют соблюдение правил гастарбайтерами.
Проектная мощность производств — 350 тыс. т этилбензола, 400 тыс. т стирола и 250 тыс. т полистирола в год соответственно
Пока непонятно, насколько велико окажется влияние новых производств на экологию города. В 2022 году проект одобрили на общественных слушаниях, но экологическая экспертиза и Главгосэкспертиза еще впереди — для прохождения этих ступеней предприятию нужно будет подготовить проектную документацию.
Стоит напомнить, что работу над «заводом-спутником» мегаэтиленника ЭП-600 начинал еще ТАИФ. В апреле 2021 года НКНХ подписывал контракты с американской Lummus Technology LLC на предоставление лицензий и инжиниринговых услуг. Правда, конфигурация проекта была гораздо скромнее — всего 250 тыс. т этилбензола и стирола. Этот же проект группа Альберта Шигабутдинова обсуждала с южнокорейскими корпорациями Samsung C& T и Hyundai Engineering. Однако санкции тогда обнулили договоренности с партнерами из недружественных стран. Как стало известно «БИЗНЕС Online», помощь пришла от китайского акционера СИБУРа — договор на лицензию в итоге подписали с Sinopec (точнее, ООО «Синопек Инжиниринг Груп Рус»).
До момента запуска новых производств этилбензола, стирола и полистирола основными потребителями продукции ЭП-600 будут являться модернизируемые производства полиэтилена высокой плотности на «Казаньоргсинтезе»
«Въехали в стену»: что такое ЭП-600 и почему для этиленника важно создание проектов стирольной цепочки?
Для чего СИБУРу новый многомиллиардный проект? Холдинг уже долгое время ломает голову над тем, куда направить весь объем этилена, который будет производиться на строящемся этиленнике ЭП-600. Отчасти это было слабым местом проекта еще прошлых «хозяев» нефтехимии Татарстана — так получилось, что реализация комплекса идет быстрее, чем проектируются производства деривативов (т. е. производных) этилена. На пресс-конференции в марте этого года Карисалов в числе возможных проектов как раз называл производства стирола и полистирола, реконструкцию производства ценных марок полиэтилена на «Казаньоргсинтезе», реконструкцию производства окиси этилена и др.
Олефиновый комплекс мощностью 600 тыс. т этилена в год — один из главных стратегических проектов «Нижнекамскнефтехима». Новое производство позволит перерабатывать прямогонный бензин объемом 1,8 млн т в год для получения этилена, пропилена, бензола и бутадиена. Из них делают большинство предметов, которые нас окружают ежедневно: начиная от упаковки для хранения продуктов питания, укрытий для теплиц, оконных профилей и заканчивая медицинскими шприцами и трубами для коммунального хозяйства. Строительство комплекса включено в долгосрочную Стратегию развития химического и нефтехимического комплекса России до 2030 года.
«От нас отвернулись лицензиары, ряд европейских поставщиков оборудования. Нет возможности проводить с ними шефмонтажные и пусконаладочные работы. Уровень обеспечения АСУ ТП, ПО… Где-то даже въехали в стену», — жаловался гендиректор НКНХ Марат Фаляхов на коллегии минэкономики РТ в начале года. Тем не менее сейчас комплекс ЭП-600 построен уже на 93,2%. Численность строительного персонала составляет 6,5 тыс. человек. Получение первой продукции запланировано на конец 2024 года. Запуск сложнейшего оборудования проходит без самих производителей этого оборудования (оно закупалось еще до санкций). Вызов преодолевается силами команды СИБУРа.
До момента запуска новых производств этилбензола, стирола и полистирола основными потребителями продукции ЭП-600 будут являться модернизируемые производства полиэтилена высокой плотности на «Казаньоргсинтезе» (запуск — 2024 год) и производство гексена, реализуемого компанией на «Нижнекамскнефтехиме» (2025).
Так что вместе с запуском новой установки, отмечают в СИБУРе, возможности России в производстве полистирола увеличатся почти на четверть
Эксперты ожидают рост мирового спроса на полистирол
Последние несколько лет большинство новых проектов в российской нефтехимии связано с производством полиолефинов (полиэтилен и полипропилен). Исключением стал запуск в конце 2014 года завода «Русвинил» (в то время СП СИБУРа и SolVin), производящего поливинилхлорид. При этом экономике страны нужны не только полиэтилен и полипропилен, но и другие полимеры, рассказал «БИЗНЕС Online» начальник департамента по аналитике в химической отрасли аналитического центра ТЭК (АЦ ТЭК) при минэнерго РФ Анастас Гатунок. В том числе речь идет о полистироле, который широко применяется для производства различных строительных материалов, упаковки, а также в машиностроении.
Как этот рынок устроен сейчас? В России в 2023 году произвели 500 тыс. т полистирола, что на 2,9% меньше, чем в 2022-м. Из них более 400 тыс. т (т. е. 80% от общего объема) произвел СИБУР на мощностях НКНХ и «СИБУР-Химпрома». Внутреннее потребление полистирола в России составило 470 тыс. т (445 тыс. в 2022 году). «То есть в абсолютных значениях данные цифры позволяют назвать рынок сбалансированным. При этом импорт составил 55 тысяч тонн, а экспорт — 90 тысяч тонн (почти 120 тысяч тонн в 2022 году)», — привел цифры Гатунок.
Так что вместе с запуском новой установки, отмечают в СИБУРе, возможности России в производстве полистирола увеличатся почти на четверть, что с запасом перекрывает существующие сегодня объемы импорта этого полимера из-за рубежа. На постсоветском пространстве ПС производится только в РФ, так что эксперты не видят проблем со сбытом — часть объема заместит импорт, часть — уйдет на экспорт. «В Россию импортируются марки, которые в стране не производятся или выпускаются в недостаточном объеме. Поэтому любой новый проект по выпуску полистирола, безусловно, важен для страны как с точки зрения импортозамещения, так и с точки зрения наращивания поставок высокомаржинальной продукции на экспорт», — указал представитель АЦ ТЭК.
Производимый в России полистирол в основном используется на внутреннем рынке, лишь 6% направляется на экспорт, а развитие мощностей нефтехимической отрасли позволит снизить ресурсную ориентацию и обеспечить экспорт полимерной продукции с добавленной стоимостью, согласна гендиректор «НААНС-Медиа» Тамара Сафонова. Внутренний спрос на полистирол возрастает благодаря строительству, упаковке и автопрому, а на внешнем рынке увеличивается экспортный потенциал, поделился директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
«Азия и Европа остаются ключевыми направлениями для экспорта российской продукции. Согласно данным аналитической компании Grand View Research, мировой рынок полистирола будет расти на 3–4 процента ежегодно», — указал он.
Полистирол относится к термопластичным полимерам. В строительстве используется для теплоизоляции домов, изготовления звукопоглощающих компонентов и потолочных панелей, а также при производстве сантехники. В сельском хозяйстве — для создания теплиц, в медицине — для изготовления шприцев, чашек Петри и систем переливания крови. Пищевая промышленность использует полистирол при производстве одноразовой посуды и упаковки.
На строительство приходится 45% от всего потребления ПС в России в 2023 году, 30% — производство упаковки и одноразовой посуды, 10% — машиностроение. Полистирол, как и все крупнотоннажные пластики, является высокомаржинальным продуктом. На сегодняшний день стоимость полистирола общего назначения составляет 170–180 тыс. рублей за тонну (с НДС), вспенивающегося полистирола — 180–190 тыс. рублей за тонну (с НДС). Для сравнения: бензин Аи-95 стоит сейчас на бирже меньше 56 тыс. рублей за тонну (с НДС), поделился Гатунок.
Перераспределение продуктовой корзины между действующими и новыми производствами НКНХ позволит дозагрузить линию по выпуску АБС-пластиков (проектная мощность — 60 тыс. т в год). Потребление этого продукта в России сегодня составляет порядка 50 тыс. т в год, из них около 30 тыс. т в год приходится на импорт, который таким образом может быть замещен. «В результате будут обеспечены возрастающие потребности в современных синтетических материалах конечных производителей — крупной бытовой техники, пищевой упаковки, медицины, автопрома, а также строительной отрасли», — добавили в компании.
«России, когда мы говорим об импортозамещении, нужны материалы. И это не полиэтилен, и не полипропилен, и не каучуки. Это продукты переделов этилбензола и стирола»
«Эта цепочка станет основой для целого «куста» малотоннажной химии»
«Стирольная цепочка» — архиважная тема для страны, поделился с «БИЗНЕС Online» генеральный директор и совладелец «Оргнефтехим-Холдинга» Александр Бабынин. Благодаря продуктам передела, по его словам, может появиться большое число предприятий малого и среднего бизнеса. «В чем заключается эта архиважность? Вся наша „большая“ химия — это полиэтилены, полипропилены и каучуки. Они идут сразу в пакеты, трубы, шины. С ПЭ еще не так все просто из-за „зеленой“ повестки. Поэтому нужно переходить на среднетоннажную и малотоннажную химию. Новый проект [СИБУРа] — это как раз среднетоннажная химия», — указал наш собеседник.
Россия должна сама создавать рынки потребления перспективных продуктов, продолжил он. Одного внутреннего рынка мало. Дальше идут страны исламского мира, потом — государства Африки. Мол, «у арабов много нефти и газа, но продукты передела они с удовольствием возьмут». Он обратил особое внимание на этилбензол — один из ключевых базовых веществ, из которого можно сделать много продуктов малотоннажной химии. «Эта цепочка станет основой для целого „куста“ дальнейших переделов малотоннажной химии, — подчеркнул Бабынин. — России, когда мы говорим об импортозамещении, нужны материалы. И это не полиэтилен, и не полипропилен, и не каучуки. Это продукты переделов этилбензола и стирола. Поэтому индустриальный парк „Этилен-600“ — пилотный проект, архиважный для России. Таких парков, я полагаю, будет много».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 101
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.