«Если вы верите в высшее начало, в Бога, а я верю, то понимаете, что он нас испытывает, хотим мы того или нет. Мы каждый день проходим его тест на самые высокие нравственные ценности. В ту ночь, с 8 на 9 ноября, я этот тест не прошел», — произнес в последнем слове на суде, за которым следил весь Казахстан, бывший министр экономического развития Куандык Бишимбаев. Его признали виновным в убийстве с особой жестокостью и истязаниях своей гражданской жены Салтанат Нукеновой, приговорив к 24 годам заключения. Постоянный автор «БИЗНЕС Online» востоковед Азат Ахунов рассказывает о том, что это дело значит для современного Казахстана.
Куандык Бишимбаев был признан виновным в убийстве с особой жестокостью и истязаниях своей гражданской жены Салтанат Нукеновой и приговорен к 24 годам колонии строгого режима
«Она была очень теплым и искренним человеком»
В Казахстане завершился «процесс века». Спустя несколько недель судебного расследования бывший министр экономического развития Куандык Бишимбаев был признан виновным в убийстве с особой жестокостью и истязаниях своей гражданской жены Салтанат Нукеновой и приговорен к 24 годам колонии строгого режима. Дело впервые рассматривалось в режиме онлайн-трансляции, решение о виновности подсудимого было принято присяжными заседателями. Приговор суда гласит, что экс-министр будет отбывать наказание в учреждении максимальной безопасности. Такое решение принято в связи с тем, что он был ранее судим.
Бишимбаев — выходец из известной и влиятельной семьи. Любимчик экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, представитель золотой молодежи. В 2008-м начал работать в администрации президента страны и уже на следующий год стал помощником Назарбаева, который в тот период был главой республики. Еще через год, в 2010-м, занял должность вице-министра экономического развития и торговли Казахстана.
Судебный процесс привлек к себе внимание не только Казахстана, но и соседних стран. Ведь тема семейного насилия актуальна для всего Среднеазиатского региона. И не только. В Астану съехались топовые российские блогеры и журналисты, которые освещали данный процесс как важное, знаковое и этапное событие, с которого надо брать пример и у нас.
6 мая экс-министр выступил с последним словом в суде. Свою вину он частично признал, но не в умышленном убийстве. Бишимбаев утверждает, что Нукенова в «нетрезвом состоянии проявляла агрессию», чем и «спровоцировала драку». Однако ранее в сети распространились видео, на которых Бишимбаев наносит жестокие удары женщине.
Он принес извинения потерпевшей стороне и сообщил, что не рассчитывает на прощение. «Если вы верите в высшее начало, в Бога, а я верю, то понимаете, что он нас испытывает, хотим мы того или нет. Мы каждый день проходим его тест на самые высокие нравственные ценности. В ту ночь, с 8 на 9 ноября (в ночь убийства Нукеновой — прим. ред.), я этот тест не прошел. Я оскорбил все лучшее, что есть в каждом из людей. Я это глубоко понимаю, переживаю и раскаиваюсь», — сказал Бишимбаев.
Также он рассказал, что за время суда часто вспоминал о Нукеновой. «Я думал о том, что она могла бы жить, дарить своим близким любовь, доброту и теплоту. Она была очень теплым и искренним человеком. И сегодня никакими словами нельзя облегчить боль семьи и близких Салтанат», — заявил подсудимый. Бишимбаев попросил прощения у своих родителей, друзей и детей, а также у всех казахстанцев, «чьи чувства задел» своими поступками.
Суд завершился. Выйти на свободу по УДО приговоренный к 24 годам заключения Бишимбаев сможет не раньше 2040-го. Для большинства людей, которые требовали пожизненного срока для экс-чиновника, такое решение показалось слишком мягким. Но гособвинитель Айжан Аймаганова подтвердила, что 24 года — это максимально возможное наказание. Прокуроры запрашивали 20 лет по ст. «Убийство» и 7 лет по ст. «Истязание».
«По практике последних пяти лет судом с участием судебных присяжных по категории данных дел пожизненное наказание не назначалось вообще», — сообщила Аймаганова.
Звездный час судьи
Яркой звездой этого долгоиграющего судебного сериала стала 48-летняя судья Айжан Кульбаева. Надо отдать ей должное — суд над Бишимбаевым стал триумфом ее карьеры как профессионала. Она тоже своего рода «маркер» нового, меняющегося Казахстана.
Выпускница Международного казахско-турецкого университета им. Яссави (1996), Кульбаева долгие годы проработала на разных непубличных позициях в судебной системе Казахстана. В конце 2022-го она получила должность председателя специализированного межрайонного суда по уголовным делам города Астаны.
На данном процессе она оказалась неслучайно. В ее портфолио к этому времени накопилось немало громких дел. В 2017 году она была судьей на процессе бывшего вице-министра образования и науки Саята Шаяхметова, обвинявшегося в растрате бюджетных средств и приговоренного к 7 годам лишения свободы. В том же году она вынесла обвинительный приговор экс-сотруднику нефтедобывающей компании Нурбеку Кушакбаеву. Бывший инспектор по труду был признан виновным в подстрекательстве работников организации к забастовкам на западе Казахстана. Решение суда было встречено активистами, поддерживавшими Кушакбаева, неодобрительным гулом и криками «позор!». Кульбаева рассматривала и дело экс-депутата парламента Нуржана Альтаева. В ноябре 2023-го Альтаев был осужден на 10 лет лишения свободы за получение взятки в крупном размере.
Не будет ошибкой сказать, что она стала культовой фигурой в Казахстане. Ведь судья вошла в дома тысяч людей, невольно стала «своей». Все те, кто верил в победу справедливости, возлагали на нее надежды, надеясь, что возврата к старым порядкам уже не будет. Она стала олицетворением борьбы со злом, несправедливостью и старым миром.
Но сначала отношение к судье было настороженным. Мало того, она стала объектом буллинга в интернете. Ее обвиняли в «защите убийцы», утверждая, что она продалась за большие деньги. Присяжные, напротив, выражали скептицизм из-за ее, по их мнению, «чрезмерной поддержки» стороны жертвы.
Но по ходу процесса отношение к Кульбаевой в корне изменилось. Она оказалась крепким орешком. Со временем это стало понятно и стороне защиты подсудимого. Один из адвокатов Бишимбаева, Ерлан Газымжанов, заявил отвод судье и попросил назначить судью-мужчину, т. к., по его мнению, рассмотрение процесса женщиной категорически невозможно, потому что женщина не может быть беспристрастной.
В какой-то момент судья начала получать сообщения и звонки с угрозами. В связи с этим было возбуждено уголовное дело, а представителю Фемиды выделили охрану. Также полиция выявила многочисленные негативные публикации в отношении судьи, в которых «усматривают признаки уголовно наказуемого деяния». По итогам проверок возбудили еще одно уголовное дело по статье о клевете.
Благодаря Кульбаевой зрители, внимательно следившие за процессом, начали разбираться в терминах юриспруденции. Часто используемые судьей фразы «Ваше ходатайство отклонено», «Вопрос снят, следующий вопрос» (процесс почти полностью шел на русском языке) стали мемами, которые пришли на смену навязшим в зубах фразам из «Слова пацана». Получилось так, что новый популярный «сериал» вытеснил из общественного сознания предыдущий.
«Красная линия»
Мы уже писали ранее, что дело Бишимбаева — это не частный случай, а «красная линия» для нации, переступить которую было нельзя. Но это еще и момент истины, и резкое отрезвление после долгих лет мнимого благолепия, и, самое главное, прощание со старой назарбаевской эпохой, ярким олицетворением которой был Бишимбаев.
Наступил новый этап в жизни Казахстана. Кто бы мог подумать, что проблема домашнего насилия, на которую еще недавно никто не обращал внимания, станет темой №1 в наши дни, что развернется общественная дискуссия, что люди выступят в защиту прав женщин.
В поддержку Нукеновой во многих городах прошли акции протеста. Под давлением общественности парламент Казахстана принял соответствующий закон, а также предусмотрел создание в стране специализированных центров поддержки для оказания помощи жертвам насилия.
«Закон Салтанат» вводит уголовную, а не административную ответственность за побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью. Меры наказания останутся прежними, штраф или арест, но бо́льших размеров и сроков. Сумма штрафа вырастет с 36 тыс. тенге до 295 тыс. (с 7,5 тыс. рублей до 61 тыс. рублей), а срок ареста — с 10 суток до 25.
Процесс пошел. По всей стране женщины стали публично заявлять о насилии со стороны мужей, рассчитывая на общественной волне добиться защиты и справедливости. Первой ласточкой стало дело «Новой Салтанат». В начале мая супруга советника посла Казахстана в ОАЭ Сакена Мамаша обратилась к правозащитникам. Жена дипломата предоставила фотографии синяков и травм и рассказала о многолетнем насилии.
«Заявляю, что подвергаюсь насилию на протяжении 10 лет… Хочу, чтобы моего супруга лишили статуса дипломата и посадили в тюрьму <…> за все издевательства, что он надо мной он совершал. Физическое, сексуальное, эмоциональное, экономическое, бытовое, домашнее насилие», — рассказала в видеообращении женщина.
В министерстве иностранных дел Казахстана оперативно отреагировали на жалобу. «Мы срочно отзываем данного сотрудника в Казахстан. Далее его делом будут заниматься правоохранительные органы», — сообщил официальный представитель внешнеполитического ведомства.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.